РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Мы в мире химии", 9 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Мы в мире химии", 9 класс
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Элективные курсы по химии в 9 классе призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Содержание данного элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.
Актуальность предлагаемого элективного курса вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Этот элективный курс дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Данный образовательный курс является источником знаний, он расширяет и углубляет базовый компонент; обеспечивает интеграцию необходимой информации химического, биологического, географического характера.
Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Мы в мире химии", 9 класс »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Пузевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель районного МО учителей химии
__________ Искра О.Ю.
Протокол № ___ от
«____»____________2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР МКОУ «Пузевская СОШ»
_____________ Горлова Т.П.
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ «Пузевская СОШ»
______________ Седых Т.В.
Приказ № ___ от
«___»________________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ХИМИИ «Мы в мире химии»
9 класс
УЧИТЕЛЯ ХИМИИ ЧЁРНОЙ ТАТЬЯНЫ МИТРОФАНОВНЫ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Элективные курсы по химии в 9 классе призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, данный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Содержание данного элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни для сохранения здоровья не только каждого человека, но и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений.
Актуальность предлагаемого элективного курса вызвана значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Этот элективный курс дает возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются :
системность;
целостность;
объективность;
научность;
доступность для учащихся основной школы;
реалистичность;
практическая направленность.
Данный образовательный курс является источником знаний, он расширяет и углубляет базовый компонент; обеспечивает интеграцию необходимой информации химического, биологического, географического характера.
Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.
В содержание программы заложены следующие идеи:
природа в своём развитии находится в динамическом равновесии;
при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды, что приводит к смещению природного равновесия,
химические знания необходимы для разумного решения возникших проблем.
Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человеку и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно применять.
Основные цели элективного курса
Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни;
раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки;
развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии;
развитие личности учащегося средствами данного курса;
обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.
Задачи курса
Сформировать у учащихся сознание необходимости: заботиться о своём здоровье, изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять;
учить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;
развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности;
расширить кругозор учащихся;
развивать у учащихся общеучебные умения и навыки: работы с научно-популярной и справочной литературой, умения сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал; делать выводы;
развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
использовать и развивать межпредметные связи с биологией, физикой, географией, математикой.
. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни; элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени. Программа курса рассчитана на 17 часов.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения программы элективного курса «Мы в мире химии» учащиеся получают возможность
Знать и понимать:
качественный и количественный состав воздуха;
о последствиях загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
о проблеме загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
о роли озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);
примерный качественный состав природных вод;
о роли воды как активной внутренней среды организма и как непосредственного участника биохимических процессов;
методы очистки пресной воды от загрязнений;
о нормировании качества питьевой воды;
о проблеме загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
о проблеме пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
о проблеме загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами; основные способы очистки водоёмов от нефтяного загрязнения;
о проблеме содержания понятия «парниковый эффект»,
проблема «кислотных дождей», пути решения проблемы;
о составе пищи, пищевых добавках, их действии на организм;
о проблеме, связанной с избытком минеральных удобрений в почве;
о составе строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;
основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами;
о законодательстве в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
экологические проблемы местного значения;
о роли химии в решении экологических проблем.
Уметь:
составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения;
оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;
бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
применять простейшие методы очистки питьевой воды;
анализировать состав пищевых продуктов по этикеткам, уметь выбирать безвредные;
использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.
прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями, приводить примеры воздействия тяжёлых металлов на здоровье человека;
вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения.
Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности, личностно-ориентированных и развивающих; различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры. Во вводной части курса рекомендуется основное внимание сосредоточить на тех явлениях, которые вызывают серьёзную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям следует отнести: глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжёлых металлов, нефтяные загрязнения.
В основной части, состоящей из четырёх тем, учащиеся должны найти ответы на вопросы:
чем мы дышим,
что мы пьём,
что мы едим,
где мы живём?
Предполагается, что учащиеся вместе с учителем будут обсуждать и исследовать эти жизненно-важные аспекты с экологических и валеологических позиций, и особое внимание следует уделить изучению воздействия вредных веществ на организм человека и способам защиты от этих воздействий. Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся навыки работы с веществами, практические умения и навыки необходимы каждому гражданину, кроме того, химический эксперимент выступает в роли источника знаний и формирует научную картину мира. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, т.к. предполагается исследовать жизненно-важные объекты: воздух, воду, пищу. Необходимо использовать местный материал, по возможности организовать экскурсии в лаборатории СЭС, водоочистительную станцию, кислородную станцию и др. Часть времени рекомендуется отвести на решение задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции.
Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчёты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты; итоги работы можно обобщить на конференции, устном журнале и др.
Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, конференции по проблемам защиты окружающей среды и валеологии, ролевые и познавательные игры.
Содержание курса
(1 ч в неделю, всего 17 ч)
Введение. Биосфера – среда жизни человека (1 ч).
Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека: парниковый эффект, уменьшение озонового слоя, загрязнения тяжёлыми металлами, нефтепродуктами; кислотные дожди.
Тема №1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим (4 ч).
Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди.
Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой. Трансформация кислорода в озон, защитная роль озонового слоя Земли. Его значение для жизни на Земле и нарушение целостности.
Пути решения проблемы защиты атмосферы. Сокращение выброса углекислого газа за счёт повышения эффективности топлив, замена бензина и других нефтепродуктов экологически менее вредными топливами. Водородное топливо. Перспективы использования альтернативных источников энергии: ветра, солнца. Международное законодательство по проблеме охраны атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях.
Тема №2. Гидросфера. Вода, которую мы пьём (4 ч).
Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода - универсальный растворитель. Влияние растворителя на химическую активность веществ (проявление токсичности веществ при их растворении в воде). Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в водных стоках. Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество.
Тема №3. Пища, которую мы едим (3 ч).
Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Минеральные вещества: микро - и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы, происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению их содержания в процессе приготовлении пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов.
Тема №4. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровье человека (2 ч).
Пылевые загрязнения помещений. Влияние шума на здоровье человека. Материалы, из которых построены дома, мебель, покрытия. Радиационные загрязнения. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Вопросы экологии в современных квартирах.
Решение задач с экологическим содержанием (2 ч).
Резервное время (1 ч).
Подведение итогов (1 ч).
Учебно - методическое обеспечение
Литература
Кузьменюк Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачёв А.И. Экология на уроках химии. – Мн.: Изд. ООО «Красикопринт», 1996. – 208с.
Ревелль П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4-х книгах. Кн. 2. Загрязнение воды и воздуха: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995. – с., ил.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справ. пособие. – М.: «Высшая школа», 1992. – 192с.: ил.
Энциклопедический словарь юного химика. /Под ред. Трифонова Д.Н. – М.: «Педагогика-Пресс», 1999. – 368 с.: ил.
Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия - в центре наук. В 2-х частях. Пер. с англ. – М.: Мир, 1983. – 448с., ил.
Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8-11 кл. /Сост. Н.и. Габрусёва, С.В. Суматохин. – 2-е изд.,доп. – М.: Дрофа. 2001. – 288с.
Кузнецова Н.Е. К изучению эколого-химического материала. – Химия в школе, 5-2004.
Шуляковский Г.М. Диоксины и окружающая среда. – Химия в школе.3-2001.
Назаренко В.М. Программа экологизированного курса химии для средней общеобразовательной школы. – Химия в школе.- 5,1993
Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. – Химия в школе. 5,1997.
Скуднова Л.Г. Экология жилища и здоровье человека. Первое сентября. Химия.- 12-15, 2004.
Шаброва Е.В. Современные экологические проблемы с точки зрения химика. Химия в школе. – 1,1997.
Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. – М.: Центрхимпресс, 2001.
Коробейникова Л.А. Методика изучения состава окружающего воздуха. // Химия в школе. -2,2000.
Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.
Соловьянинов А.А. Проблемы защиты озонового слоя в России. // Химия в школе.- 2,1999