kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Юный исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Юный исследователь» направлена на  процесс познания  учащимися живой природы, заставляет   задуматься о тонких взаимоотношениях природы и человека, о своём здоровье, учит видеть проблемы и исследовать их через эксперимент и понимать  жизнь как величайшую ценность.

Программа  курса предназначена для учащихся 5 – 10 классов интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление химико – биологических  знаний, с опорой на исследовательскую  деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Программа имеет профориентационную направленность, учащиеся старших классов определяются в выборе профессии.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Юный исследователь" »







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии и химии.

Знания в области естественно – научного цикла необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях природы и человека, о своём здоровье, научить видеть проблемы и исследовать их через эксперимент и понимать жизнь как величайшую ценность - это основа организации кружка.

Кружок организуется для учащихся 5- 10-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения, химии и биологии с миром веществ и живых организмов.

Программа охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Программа курса предназначена для учащихся, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление химико – биологических знаний, с опорой на исследовательскую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Программа имеет профориентационную направленность, учащиеся старших классов определяются в выборе профессии.


Цель:

Создать условия для развития мотивации учащихся к познанию и творчеству через исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска и обработки информации;

2. Формировать умения постановки эксперимента и делать выводы.

3. Изучить правила техники безопасности при работе с химическим веществом.

4. Прививать навыки организации научного труда, работы с энциклопедиями, веществами и биологическими объектами.

5. Формирование у учащихся ответственности за своё здоровье и всё живое на Земле.


Методы и формы работы

1.Методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;

2.Интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры);

3. Метод эксперимента

4. Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.


Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальные, групповые, коллективные.


Формы занятий:


интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, самостоятельная работа учащихся, олимпиады, постановка эксперимента

В результате освоения программы учащиеся


Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать и уметь.

1. Выделять объект исследования;

2. Разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

3. Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

7. Вести наблюдения окружающего мира;

8.Планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

9.Работать индивидуально и в группе.

10. Правила техники безопасности при постановке эксперимента.

Формы подведения итогов реализации программы:

1. Участие членов кружка в олимпиадах естественно – научного цикла;

2. Участие членов кружка в муниципальных и краевых конкурсах.

3. Оформление работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях.

Программа кружка рассчитана на 144 часа в год ( 4 часа в неделю) и включает четыре раздела:

  1. Формирование исследовательской компетенции

  2. Мир вокруг нас

  3. Химия и организм

  4. Химия и пища

  5. Химия и экология


Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы кружка

« Юный исследователь».

( 1 год обучения - 4 часа в неделю всего 144часа)


п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические (ч)

Практические (ч)


Раздел 1. Формирование исследовательской компетенции





1.

Введение.

4

2

2

2.

Знакомство с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии




3

Науки, которые нас окружают


4

2

2

4

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности


4

2

2

5

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и методы исследования.

4

2

2

6

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов.

4

2

2

7

Экскурсия « Мир вокруг нас»


2


2

8

Эксперименты с реальными объектами

4


4

9

Научно – исследовательская и проектная деятельность на занятиях кружка.

2


2

10

Выполнение практических работ - сбор материала, его исследование.

4

2

2

11

Тренинг творческих и исследовательских способностей



2


2


Всего часов

34

12

22


Раздел 2

Мир вокруг нас





12

Экскурсия

Физические и химические явления в природе


4


4

13

Времена года и народные приметы


2


2

14

Растительный мир родного края.


4

2

2

15

Дикорастущие растения


2


2

16

Культурные растения



2


2

17

Лекарственные растения


2


2

18

От микроскопа до микробиологии

Правила работы с микроскопом.


4


4

19

Природа под микроскопом


4


4

20

Самостоятельная исследовательская практика


4


4

21

Полезные ископаемые нашего края


4

2

2


Всего:

32

4

28


Раздел 3

Химия и организм





22

Трудно ли быть здоровым?


2

2


23

Образ жизни и вредные привычки.



2

2


24

Содержание

водорода в организме человека. Вода. Водный обмен.


4

2

2

25

Микроэлементы – их роль в жизнедеятельности организмов.

2


2

26

Макроэлементы – их роль в жизнедеятельности организмов.

2


2

27

Азот, его соединения и здоровье. Содержание азота в

организме человека. Действие на организм оксидов

азота, аммиака.

2


2

28

Углерод, его соединения и здоровье человека.

Углерод - основной элемент всего живого.

2


2

29

Факторы риска окружающей среды


2


2

30

Характер воздействия вредных веществ на человека: общетоксическое, раздражающее, аллергическое, с отдаленными последствиями (канцерогенное, мутагенное).

4

2

2

31

Организация режима дня в школе и дома.

2


2

32

Способы и методы укрепления иммунной системы

2


2

33

Профилактика простудных

заболеваний.

2


2

34

Фитотерапия – один из способов лечения и профилактики заболеваний.


2


2


Всего:

30

8

22


Раздел 4

Химия и пища






Пища как источник энергии.

4

2

2


Диета. Дневник питания.





Физиология пищеварения


4

2

2


Химия кожного покрова или химия поддержания чистоты.


4


4


Соль и ее влияние на организм


4


4


Искусственная пища, за и против.


4


4


Яды и лекарства в нашем доме и нашем организме.

4

2

2


Здоровье нации.


4

2

2


Всего:

28

8

20


Раздел 5

Химия и экология






Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей окружающей среды.

2

2



Основные источники загрязнения атмосферы и современные способы очистки выбросов (абсорбция, адсорбция, конденсация, катализ).

4


4


Источники загрязнения гидросферы и современные способы очистки сточных вод (физические, химические, биологические).

4


4


Источники загрязнения литосферы, проблема промышленных свалок и пути ее решения.

4


4


Экологические проблемы современности.

4

2

2


Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка.

2

2



Всего:

20

6

14


Итого:

144 часа






Темы практических работ:

Количество часов

1

Определение уровня радиации при помощи дозиметра.

2

2

Решение задач на связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями.

4

3

Методы мониторинга воздушной среды.

а) биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны.

б) определение чистоты воздуха по лишайникам.

в) Снег – индикатор чистоты воздуха.

г) определение запыленности воздуха.

д) оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

10 ч.

4

Методы мониторинга почв:

а)растения – индикаторы плодородия почв;

б) растения – индикаторы водного режима почв;

в) растения – индикаторы кислотности почв.

г) использование листьев липы в качестве биоиндикатора солевого загрязнения почвы.

д) отбор и подготовка образцов к физико – химическому анализу;

е) определение физических свойств почвы, глины;

ж) кислотность почвы и методы ее определения;

з) качественное определение химических элементов в почве и глине;

и) количественное определение химических элементов в почве и глине;

20 ч.

5

Методы мониторинга водных объектов:

а)Отбор и обработка проб для анализа;

б) Органолептические показатели воды;

в) химические показатели воды;

г) жесткость воды;

д) качественное обнаружение ионов металлов в воде;

е) качественное обнаружение органических веществ в воде.

ж) исследование водопроводной воды.

16


Экскурсии.

20

1

Экосистема – парк.

2

2

Экосистема – пруд.

2

3

Экосистема – река.

2

4

Экосистема – пришкольный участок.

2

5

Экосистема – лес.

2

6

Экосистема – поле.

2

7

Экскурсия на очистные сооружения.

2

8

Экскурсия на городскую свалку.

4

9

Экскурсия в комитет по охране природы.

2


Итого:

74 часа

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы кружка

« Химия и экология».

( 2 год обучения - 4 часа в неделю всего 136 часов)

Руководитель кружка: учитель химии МОУ СОШ № 3 г. Неи Шадрунова М.А.


п/п

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические (ч)

Практические (ч)

1.

Введение.

2

2


2.

Научно – исследовательская и проектная деятельность на занятиях кружка.

6

2

4

3

Требования к оформлению проектных и научно – исследовательских работ.

8

4

4

4

Выбор темы исследовательской работы.

4

2

2

5.

Сбор и анализ информации.

10

2

8

6.

Составление плана работы над проектом.

4

2

2

7.

Выполнение практических работ - сбор материала, его исследование.

50

6

44

8.

Оформление исследовательских работ.

20

2

18

9.

Создание мультимедийных презентаций.

10

2

8

10.

Выступление с выполненными работами перед кружковцами, другими кружками, олимпиаде по экологии, на конкурсах и научных конференциях.

18


18

11.

Подведение итогов работы кружка

4



Содержание программы


Название раздела / темы

Тезисное изложение

Содержания темы

Химические элементы и

организм человека

Содержание химических элементов в организме

человека. Классификация биогенных элементов

(микро и макроэлементы, токсичные,

радиоактивные). Концентрирование химических

элементов в органах, тканях и биожидкостях

человека. Поступление химических элементов в

организм. Факторы, связанные с нехваткой или

избытком минеральных веществ.

Макроэлементы

Углерод, его соединения и здоровье человека.

Углерод - основной элемент всего живого. Опасные

соединения углерода.

Кислород и здоровье человека. Содержание в

организме и биологическая роль кислорода.

Применение кислорода. Озон.

Водород, его соединения и здоровье. Содержание

водорода в организме человека. Вода. Водный обмен.

Минеральные воды. Бальнеотрапия - лечение

минеральными водами. Загрязнение и очистка воды. Перекись водорода.

Азот, его соединения и здоровье. Содержание азота в

организме человека. Действие на организм оксидов

азота, аммиака.

Микроэлементы

Микроэлементы (по группам периодической системы

элементов). их содержание в организме и

биологическая роль. Пути поступления в организм.

Воздействие избытка и недостатка на организм и их

предупреждение.

Токсичные элементы

Классификация элементов по степени токсичности.

Токсичность химических элементов. Кумулирование

токсичных элементов в пищевых продуктах.

Радиоактивные

элементы

Открытие радиоактивности. Радиоактивность и

живые организмы. Влияние ионизирующих

излучений на живые организмы. Пути выведения

радионуклидов из организма человека.

Итоговое занятие


Защита проектов и презентаций


Питание и здоровье.

Образ жизни и вредные привычки.

Воздействие окружающей среды на человека и его здоровье.

Профилактика различных заболеваний.


Программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний, активизировать познавательную деятельность в области углубления знаний обучающихся о здоровом образе жизни, сохранении здоровья.


Цель: Сформировать элементарные знания в области гигиены и медицины.


Задачи:

Научить оказывать первую медицинскую помощь при поражениях различного характера, выполнять мероприятия по уходу за пораженными и больными;

Развивать знания по профилактике инфекционных заболеваний;

Воспитывать у обучающихся гуманное отношение к больному, пострадавшему, воспитывать патриотизм;

Вооружить знаниями, направленными на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.


Реализация данной программы определяется выступлением обучающихся на конкурсе “Безопасное колесо”, учебно-исследовательской конференции учащихся, докладами, творческими работами и проектами и т.д.


Содержание программы


1. Питание и здоровье.


Питательные вещества. Их характеристика. Питание. Ценность пищевых продуктов. Минеральные вещества. Искусственная пища. Микро- и макроэлементы: биологическая роль. Нормы потребления жиров. Углеводов, белков.


Практическая работа. Составление суточного рациона питания.


2.Образ жизни и вредные привычки.


Алкоголизм. Курение. Наркомания. СПИД. О здоровом образе жизни. Профилактика алкоголизма и пьянства, наркомании и токсикомании, СПИДа.


Практическая работа. Определение уровня распространенности употребления наркотических средств среди учащихся школы.


3.Воздействие окружающей среды на человека и его здоровье.


Основы организации медицинской службы гражданской обороны и ее задачи. Организация медицинской помощи пораженному населению. Поражения, их классификация. Понятие о ране. Виды кровотечений. Первая медицинская помощь при кровотечении и ранении. Виды повязок. Правила наложения повязок на голову, грудь, живот, верхние конечности, промежности, нижние конечности. Перелом. Виды переломов. ПМП при ожогах разной степени. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Радиация, мероприятия противорадиационной защиты населения. Характер поражения отравляющими веществами. Средства и помощь при поражении отравляющими веществами.


Практическая работа. Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи.


4. Профилактика различных заболеваний.


Инфекционные заболевания. Профилактика инфекционных заболеваний. Понятие о гигиене. Режим дня. Гигиена сна. Иммунитет и способы укрепления иммунитета. Гигиенические требования к школьному режиму. Гигиенические требования к школьному оборудованию. Гигиенические требования к одежде, обуви.


Практическая работа. Соблюдение гигиенических норм в школе.


Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

Добавлен раздел изучения особенностей природы Ростовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);


Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.


Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.


Курс, рассчитанный на 168 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.


Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.


Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.


Цель программы:


Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.


Основные задачи программы:


Образовательные

Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

Знакомить с биологическими специальностями.


Развивающие

Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

Развитие навыков общение и коммуникации.

Развитие творческих способностей ребенка.

Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Формирование потребности в здоровом образе жизни.


Воспитательные

Воспитывать интерес к миру живых существ.

Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 10-17 лет.

Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Количество часов - 4,5 учебных часа в неделю (2 занятия по 1,5 ч)

За год (37 недель) - 75 занятий.


Формы организации деятельности учащихся на занятиях

Групповая

Индивидуальная


Формы и методы, используемые в работе по программе


Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.


Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.


Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).


Исследовательские методы (при работе с микроскопом).


Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.


Ожидаемый результат:

положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

повышение коммуникативности;

появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;

ведение здорового образа жизни.


Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:


1. Тестирование.


2. Занятие контроля знаний.


3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).


4. Дискуссия.


5. Проектно-исследовательская работа.


6. Конференция.


7. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.


8. Отчетная выставка.


Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия).


Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как:


- диагностические карты;


- табель развития;


- папка достижений ("Портфолио").


Приложение № 1.


Структура исследовательской деятельности учащихся.



Приложение № 2.


Этапы информационного поиска.


  1. Определение информационного запроса.

  2. Поиск и локализация информации.

  3. Критическая оценка полученной информации.

  4. Сравнение информации, полученной из разных источников.

  5. Презентация полученных результатов.

  6. Подготовка отчёта.


Технология защиты учебно-исследовательской работы.


  1. Выступление автора с докладом ( 10 мин)

  2. Вопросы участников конференции и ответы автора.

  3. Вопросы членов жюри и ответы автора.

  4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.

  5. Ответы на замечания рецензента.

  6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.


План доклада по результатам

учебно-исследовательской деятельности.



  1. Приветствие

  2. Тема учебно-исследовательской работы.

  3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.

  4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.

  5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.

  6. Значимость учебно-исследовательской работы.

  7. Объект и предмет исследования.

  8. Этапы учебно-исследовательской работы.

  9. Результаты учебно-исследовательской работы.

  10. Выводы учебно-исследовательской работы.

Приложение № 3.



Требования к содержанию

Учебно-исследовательской деятельности.



Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

- наименование учебного заведения, где выполнена работа;

- Ф.И.О. автора;

- тему учебно-исследовательской работы;

- Ф.И.О. научного руководителя;

-город и год.


Оглавление

Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.


Введение

Содержит:

- актуальность;

-объект исследования;

- предмет исследования;

- цель исследования;

- гипотезу;

- задачи;

- методы исследования;

-практическую значимость;

- апробацию;

- базу исследования.


Основная часть

( не более 10-15 стр.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.


Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе.


Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы.


Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.


Приложение №4


Виды исследовательских работ



Форма

Структура

Доклад

• в кратких вводных замечаниях — научно-практическая цен­ность темы; • сущность темы, обоснованные научные предложения;

• выводы и предложения

Тезисы доклада

• основные положения доклада;

• основные выводы и предложения

Научная статья

• заголовок;

• вводные замечания;

• краткие данные о методике исследования;

• анализ собственных научных результатов и их обобщение;

• выводы и предложения;

• ссылки на цитируемую литературу


Научный отчет

• краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

• значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

• детальная характеристика применявшихся методов;

• существование новых научных результатов;

• заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

Реферат

• вводная часть;

• основной текст;

• заключительная часть;

• список литературы ;

• указатели


Приложение № 5


Терминологический словарь


ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означа­ющая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходи­мой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственно­му изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследова­ния. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать иссле­дователь.

Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ иссле­дования.


  • алгоритм, анализ, абстракция, апробация;

  • библиография;

  • внедрение;

  • гипотеза исследования;

  • дедукция, деятельность;

  • закон, закономерность;

  • индукция, историзм, индикатор, исследование;

  • концепция, креативность, критерий;

  • метод, моделирование, мониторинг;

  • наблюдение, новация, новшество, наука;

  • обобщение, объект, опыт;

  • проект, предмет исследования, принцип;

  • рецензия, рефлексия;

  • сравнение, синтез, системный анализ;

  • теория, творческий подход, технология;

  • факт;

  • эксперимент.

Приложение № 6.

Принципы подбора тем исследовательских проектов


Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбира­ются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обуча­ющегося и должны находиться в области их самоопределения. Пред­почтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целе­сообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива ис­пользования разнообразных форм проектной и исследовательской де­ятельности: экспедиций, конференций и др.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняю­щие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докла­дом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и ру­ководители учебного исследования должны знать, какие виды твор­ческих работ могут иметь место в учебном исследовании.

Общие требования к исследовательской работе учащихся

Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:

  • Четко сформулирована цель исследования.

  • Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.

  • Определены задачи исследования, посредством решения кото­рых цель может быть достигнута.

  • Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.

  • Описано, что и как делал исследователь для доказательства ги­потезы (методика исследования, которая описывается в тексте).

  • Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.

  • Описание исследования должно демонстрировать глубину зна­ния автором (группой авторов) избранной области исследования.

  • Исследование должно соответствовать установленным фор­мальным критериям.

  • Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
    (практических) достижений автора.

  • Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

  • Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются ре­зультаты исследования, и защитой. Защита — итог исследова­тельской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.


В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного иссле­дования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:

  • информационно-реферативные;

  • проблемно-реферативные;

  • экспериментальные;

  • природно-описательные;

  • исследовательские.
    Информационно-реферативные работы — это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источни­ках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвяще­но исследованию или описанию какой-либо одной


темы или пробле­мы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описа­ние той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».

Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содер­жание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных то­чек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.

Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному науч­ному эксперименту и его результатам, а также на основе данного экс­перимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.

Природно-описательные работы — это работы, в основе которых ле­жит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы эко­логической направленности.

Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему раз­личных литературных источников, но и использование научной мето­дики, с помощью которой может быть получен экспериментальный ма­териал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью ис­следовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать ре­зультат, который может получиться в ходе исследования.

Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архи­вах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.


Приложение № 7.

Работа с литературными источниками


Этапы работы

Содержание этапов

1

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника

2

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

3

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

4

Составление плана про­читанного материала

В пунктах плана отражается наиболее су­щественная мысль

5

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата + ее библиогра­фическое описание)

6

Сравнение и сопоставле­ние прочитанного с други­ми источниками

Отмечается общее и отличительное в ре­шении проблемы

7

Критическая оценка про­читанного и запись заме­чаний

Обращается внимание на объективность суждений

Приложение №4

Виды исследовательских работ



Форма

Структура

Доклад

• в кратких вводных замечаниях — научно-практическая цен­ность темы; • сущность темы, обоснованные научные предложения;

• выводы и предложения

Тезисы доклада

• основные положения доклада;

• основные выводы и предложения

Научная статья

• заголовок;

• вводные замечания;

• краткие данные о методике исследования;

• анализ собственных научных результатов и их обобщение;

• выводы и предложения;

• ссылки на цитируемую литературу


Научный отчет

• краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

• значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

• детальная характеристика применявшихся методов;

• существование новых научных результатов;

• заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

Реферат

• вводная часть;

• основной текст;

• заключительная часть;

• список литературы ;

• указатели


Приложение № 5


Терминологический словарь


ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означа­ющая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходи­мой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственно­му изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследова­ния. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать иссле­дователь.

Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ иссле­дования.

  • алгоритм, анализ, абстракция, апробация;

  • библиография;

  • внедрение;

  • гипотеза исследования;

  • дедукция, деятельность;

  • закон, закономерность;

  • индукция, историзм, индикатор, исследование;

  • концепция, креативность, критерий;

  • метод, моделирование, мониторинг;

  • наблюдение, новация, новшество, наука;

  • обобщение, объект, опыт;

  • проект, предмет исследования, принцип;

  • рецензия, рефлексия;

  • сравнение, синтез, системный анализ;

  • теория, творческий подход, технология;

  • факт;

  • эксперимент.

Приложение № 6.

Принципы подбора тем исследовательских проектов


Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбира­ются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обуча­ющегося и должны находиться в области их самоопределения. Пред­почтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целе­сообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива ис­пользования разнообразных форм проектной и исследовательской де­ятельности: экспедиций, конференций и др.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняю­щие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докла­дом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и ру­ководители учебного исследования должны знать, какие виды твор­ческих работ могут иметь место в учебном исследовании.

Общие требования к исследовательской работе учащихся

Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:

  • Четко сформулирована цель исследования.

  • Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.

  • Определены задачи исследования, посредством решения кото­рых цель может быть достигнута.

  • Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.

  • Описано, что и как делал исследователь для доказательства ги­потезы (методика исследования, которая описывается в тексте).

  • Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.

  • Описание исследования должно демонстрировать глубину зна­ния автором (группой авторов) избранной области исследования.

  • Исследование должно соответствовать установленным фор­мальным критериям.

  • Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
    (практических) достижений автора.

  • Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).

  • Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются ре­зультаты исследования, и защитой. Защита — итог исследова­тельской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.


В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного иссле­дования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:

  • информационно-реферативные;

  • проблемно-реферативные;

  • экспериментальные;

  • природно-описательные;

  • исследовательские.
    Информационно-реферативные работы — это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источни­ках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвяще­но исследованию или описанию какой-либо одной


темы или пробле­мы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описа­ние той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».

Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содер­жание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных то­чек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.

Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному науч­ному эксперименту и его результатам, а также на основе данного экс­перимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.

Природно-описательные работы — это работы, в основе которых ле­жит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы эко­логической направленности.

Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему раз­личных литературных источников, но и использование научной мето­дики, с помощью которой может быть получен экспериментальный ма­териал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью ис­следовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать ре­зультат, который может получиться в ходе исследования.

Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архи­вах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.


Приложение № 7.

Работа с литературными источниками


Этапы работы

Содержание этапов

1

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника

2

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

3

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

4

Составление плана про­читанного материала

В пунктах плана отражается наиболее су­щественная мысль

5

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата + ее библиогра­фическое описание)

6

Сравнение и сопоставле­ние прочитанного с други­ми источниками

Отмечается общее и отличительное в ре­шении проблемы

7

Критическая оценка про­читанного и запись заме­чаний

Обращается внимание на объективность суждений





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования "Юный исследователь"

Автор: Шерстобитова Аполлинария Ивановна

Дата: 09.08.2014

Номер свидетельства: 111509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Из опыта работы педагога дополнительного образования Лукьяновой Галины Витальевны"
    ["seo_title"] => string(89) "iz-opyta-raboty-piedaghogha-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-luk-ianovoi-galiny-vital-ievny"
    ["file_id"] => string(6) "269086"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450762086"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Юный исследователь. Рабочая программа. "
    ["seo_title"] => string(41) "iunyi-issliedovatiel-rabochaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "111496"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407517050"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеурочная деятельность по биологии в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(54) "vnieurochnaiadieiatielnostpobiologhiivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "264558"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449747313"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеурочная деятельность по биологии в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(55) "vnieurochnaiadieiatielnostpobiologhiivnachalnoishkolie1"
    ["file_id"] => string(6) "264559"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449747320"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Формы эколого-краеведческого образования и воспитания в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Юные исследователи Природы»"
    ["seo_title"] => string(80) "formy_ekologo_kraevedcheskogo_obrazovaniia_i_vospitaniia_v_ramkakh_dopolnitelnoi"
    ["file_id"] => string(6) "544359"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1585207883"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства