kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы эколого-краеведческого образования и воспитания в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Юные исследователи Природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке описаны такие формы эколого-краеведческого образования и воспитания, как лекции, агитбригады, экскурсии, музейные уроки, акции и конкурсы.

Просмотр содержимого документа
«Формы эколого-краеведческого образования и воспитания в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Юные исследователи Природы»»

Формы эколого-краеведческого образования и воспитания

в рамках дополнительной общеобразовательной программы

«Юные исследователи Природы»


Автор:

Фомина Светлана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

«Мир вокруг нас такой необъятный, такой интересный и часто занятный,

но мы торопимся, вечно спешим и, чтобы увидеть его, нет уж сил...

Если замедлить немного движенье и обернуться хотя б на мгновенье...,

то нам откроется столько такого, что описать – не найти даже слова…

Там свой уклад и свои же законы, там всё красиво, совсем по-другому…».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные исследователи природы» естественнонаучной направленности реализуется мной на протяжении 2-х лет. Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и направлена на развитие эколого-краеведческой культуры, повышение мотивации младших школьников не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде экологических знаний. Программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития учащихся, формирования у них активной жизненной позиции, воспитания любви к природе своего края.

В ходе освоения программы учащиеся изучают объекты живой и неживой природы, находят ответы на множество вопросов об окружающем мире, делают свои первые научные открытия в области природы, изучают особенности природы и культуры своего города, области.

В рамках реализации программы «Юные исследователи природы» используются различные формы эколого-краеведческого образования и воспитания: лекции, познавательные программы на базе библиотек, экскурсии в музеи, экскурсии в природу, музейные уроки, участие в акциях, конкурсах, экологических мероприятиях, выступление с агитбригадами и т.п.

Рассмотрим некоторые из используемых форм работы более подробно.

Наиболее востребована и познавательна такая форма проведения занятий, как – экскурсия.

Экскурсии в природу - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить учащихся с объектами и явлениями природы.  На экскурсиях школьники знакомятся с растениями, животными, с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений  о взаимосвязях в природе, а также развитию наблюдательности.

Для учащихся, занимающихся по программе «Юные исследователи природы» стали традиционными экскурсии в Бердский историко-художественный музей. На своих занятиях я широко использую краеведческий материал. Экскурсия в данный музей всегда познавательна и интересна. Музей связан с историческим прошлым и настоящим нашей страны, области и города. История родного края – благодатный материал для краеведческого воспитания подрастающего поколения. Фотографии, исторические документы, натуральные экспонаты оставляют в памяти и сердце учащихся глубокий след.

Ежегодно мы принимаем участие в таких экскурсионных программах, как: «Листая Книгу Памяти», “Мы из СССР”, “ История города Бердска”, “Бердск в годы войны”, «День Победы».

На каникулах учащиеся посещают Экскурсионные программы в Музей агроэкологии и охраны окружающей среды имени В.С. Гребенникова, находящийся под Новосибирском, в поселке Краснообск, в Сибирском НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства. Главными экспонатами музея являются представители мира малых существ: насекомые, ящерицы, пауки, моллюски, черви, простейшие, водоросли, бактерии. Но в музее не увидишь коллекций из «мертвых» насекомых, растений - здесь лишь их художественные изображения, чеканки, биослепки или вечные гербарии, очень реалистичные, вылепленные, нарисованные с натуры, с использованием микроскопа, лупы, фотокамеры и других приборов, поэтому все они выглядят, как живые. Экспозиции музея включает в себя много интересных вещей: данные об энтомологических заказниках, микро заповедниках и об их обитателях, макро портреты разнообразных насекомых, в том числе вредителей сельскохозяйственных культур, стенды с описанием нетрадиционных методов борьбы с насекомыми-вредителями, реалистичные гипсовые слепки гусениц, лягушек, рыб, искусственные гнёзда насекомых, описание необычных природных явлений, макет гравитоплана (летательного аппарата), старинный прибор для предсказывания погоды.

Особая роль в экологическом воспитании школьников принадлежит природоохранным акциям. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения учащиеся получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция по отношению к природе и понимание того, что от них зависит состояние окружающей нас среды. Тематика их разнообразна, но всегда совпадает с яркими событиями годовых сезонов. Например, «Покормите птиц зимой!», «Батарейка», «Первоцветы», «Скворечник», «Дни защиты от экологической опасности», «День Земли», «Синичкин день».

Эколого-краеведческие конкурсы (игры, фестивали) являются самой интересной и ожидаемой формой эколого-краеведческого образования и воспитания. В них принимают участие все желающие учащиеся. У учащихся появляется дополнительная возможность пополнения своего портфолио новыми результатами. Традиционно мы принимаем участие в таких мероприятиях, как Городской экологический фестиваль «Моя Земля – Сибирский край», Городская экологическая игра «Эколята – друзья и защитники природы», Городской конкурс творческих работ “Эко чудеса своими руками”, Брейн-ринг «В мире животных», “Гав- гав” - конкурс рисунков редакции газеты “Курьер. Среда. Бердск “, Городская акция “ Чемодан с историей», Городской литературный конкурс «Самые, самые, самые музейные и юбилейные», «Ночь искусств в Музее».

Ещё одна эффективная форма эколого-краеведческого образования и воспитания – это экологическая агитбригада. Главная цель создания агитбригады – активизация экологического движения и привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды города и его окрестностей. Агитбригада – это творческий коллектив учащихся, в основном 3-4 классов, выступающий по определённой тематике и затрагивающий актуальные проблемы нашего време­ни, демонстрирующий положительные и отрицательные примеры. Агитбригада выступает перед учащимися той школы, где сами обучаются, а так же перед детьми-сиротами, находящимися в Центре социальной помощи семье и детям «Юнона» города Бердска. Темы выступлений разнообразны: «Животные нашего края», «Красная Книга НСО», «День птиц», «Международный день защиты животных», «День Земли», «Экологические проблемы нашего города», «Моя Сибирь – мой край родной!».

Библиотечные уроки – это проведение различных мероприятий по экологии и краеведению совместно с библиотекой лицея №7. Учащиеся с библиотекарем заранее готовят материал к мероприятиям, используя книги и журналы библиотеки, интернет ресурсы. Затем выступают с докладами перед учащимися детского объединения и своей группы. Ежегодно совместно с библиотекарем проводятся мероприятия, посвящённые датам Экологического календаря, памятным событиям из истории города, края, страны, а так же Экологические уроки.

Музейные уроки – проводятся совместно с руководителем Музея «Природа» с использованием переносных наборов экспонатов и коллекций музея, которые можно подержать в руках, рассмотреть и изучить. Такие уроки формируют познавательный интерес, на основе которого у школьников закладываются эколого-краеведческие знания о живой и неживой природе родного края, о необходимости бережного отношения к ней. Все музейные уроки направленны на пропаганду знаний о природе и обществе, на формирование экологоосознанного поведения в природной среде. Уроки проводятся по следующей тематике: «Красная книга Новосибирской области», «Исчезнувшие миры», «Жители Земли Сибирской», «Сибирская Атлантида».

Благодаря использованию разнообразных форм проведения занятий по программе «Юные исследователи природы», сформированы основы экологической культуры у школьников, сформировано осознанно правильное их отношение к объектам и явлениям природы, учащиеся учатся практическим действиям по охране природы, у них появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Целенаправленная систематическая работа по эколого-краеведческому обучению и воспитанию с использованием различных форм обеспечивает эффективность работы со школьниками, о которой можно судить по наличию живого интереса школьников к познанию окружающего мира.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фомина Светлана Анатольевна

Дата: 26.03.2020

Номер свидетельства: 544359

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства