Организация самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочное время как способ формирования навыков самообразования
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочное время как способ формирования навыков самообразования
Цель работы: развитие навыков самообразования учащихся путем максимального включения школьника в систему самостоятельных работ, как на уроках, так и во внеурочное время.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочное время как способ формирования навыков самообразования»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
села Александровского
Александровского района
Ставропольского края
Обобщение опыта работы по теме:
«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках и во внеурочное время как способ формирования навыков самообразования»
К.Д.Ушинский. Современный мир характеризуется большой скоростью перемен в науке, промышленности, социуме. В связи с этим выпускник школы должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, овладевать новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить них. Исходя из этого, необходимо через процесс усвоения предметных знаний готовить школьника самостоятельно действовать в условиях неопределенности. Следовательно, целенаправленно формируя умения учащихся самостоятельно усваивать знания в ходе обучения, мы не только сможем повысить качество обученности школьников, но и в перспективе поможем им быть успешными и конкурентоспособными в жизни. Работая в школе уже ни один десяток лет, я часто сталкиваюсь с проблемой: не все ребята владеют навыками самостоятельной деятельности, они много времени тратят на подготовку к урокам, используя его непродуктивно, затрудняются в применении полученных знаний на практике, при решении нестандартных вопросов. Недостаточный уровень самостоятельности учащихся на уроке, относительно низкий уровень сформированности рациональных приемов самостоятельной работы у учащихся и отсутствие специальной системы учебных заданий, способствующих формированию этих умений, подтолкнули меня к выбору данной темы.
В основу моей работы были положены специальные научные исследования, которые проводились учеными А.Е. Богоявленской, Л.С. Коротковой, М.М. Левиной, В.К. Луканкиной, К.Т. Макаровой, Г.М. Муртазиным, С.Н. Обаевым, Д.И. Трайтак, Е.Я. Цал. В них научно обосновывалось и доказывалось безусловное положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления и воспитания положительных сторон психики учащихся. Методисты по биологии Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, М.И. Мельников, Б.Д. Комиссаров, А.Н. Мягкова, Н.В. Падалко, А.Е. Соколова, В.Н. Федорова, В.Ф. Шалаев уделяли внимание организации и содержанию самостоятельных работ учащихся. В своей работе я опираюсь на идеи, взгляды, высказанные видными представителями педагогической науки: Р.Г.Ивановой, Т.З.Савич, И.И.Чертков, Л.В.Маховой, М.Г.Чернобельской, Д.Г.Кирилловак, П.И.Пидкасистым, Зимней И.А. и т.д. Эти авторы раскрывают пути и методы познания биологических и химических объектов, явлений на основе формирования у учащихся рациональных приемов самостоятельных работ.
Цель работы: развитие навыков самообразования учащихся путем максимального включения школьника в систему самостоятельных работ, как на уроках, так и во внеурочное время.
научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности;
готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразованием после окончания школы
Мотивация: относительно низкий уровень сформированности рациональных приемов самостоятельной работы у учащихся и отсутствием специальной системы учебных заданий, способствующих формированию этих умений, (по итогам диагностических работ)
Гипотеза: предполагаю, что внедрение в систематическую работу различных форм и методов организации самостоятельной деятельности учащихся в образовательном процессе будет способствовать формированию у них ключевых компетенций, а значит, не только будет способствовать улучшению их обученности, но в перспективе поможет им быть успешными и конкурентоспособными в жизни.
Ведущие педагогические идеи:
- в центре внимания - выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;
- деятельность учителя ориентирована на индивидуальные потребности учащихся; - продвижение ученика оценивается по личностным и поведенческим параметрам;
- компетентностный подход к преподаванию биологии и химии в рамках образовательного учреждения; - изменение условий обучения учащихся в рамках предпрофильной и профильной школы по биологии и химии ; - стандарт - это конечный ориентир обучения, путь к которому индивидуален; - контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении интересов и склонностей учащегося в дальнейшем обучении.
Этапы работы.
2007 - 2008 учебный год - диагностика уровня развития общеучебных и предметных умений и навыков, самостоятельности учащихся, изучение литературы и передового опыта по проблеме организации самостоятельной работы учащихся .
2008-2009 учебный год - составление тематического планирования с учетом используемой технологии и форм самостоятельных работ учащихся, его апробация, вовлечение школьников в школьное научное общество.
2009 - 2010 учебный год - работа по накоплению материала, выявление причин затруднения учащихся, коррекция планов работы со школьниками на уроках и во внеурочное время.
Первоначальный этап моей работы был направлен на изучениеуровня развития общеучебных умений и навыков школьников, их самостоятельности. С этой целью было проведено обследование учащихся параллели 6 классов в 2007 году с помощью методикиопределения уровня самостоятельности.(П.И.Третьякова и И.Б.Сенновский) (Приложение1), а также наблюдение ребят в течение года для выявления степени владения ими учебно-организационными, -информационными, - логическими, - коммуникационными умениями и навыками . Особое внимание я обращала на следующее: умение определять учебную задачу, выстраивать рациональную последовательность действий для ее выполнения, планировать и осуществлять самоконтроль своей учебной деятельности, сотрудничать при решении учебной задачи, составлять на основе текста схемы и таблицы, задавать вопросы различного типа, наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях, систематизировать информацию, формулировать выводы, доказывать верность утверждения, вести диалог, продолжать и развивать мысли своих собеседников. Наблюдение осуществлялось через общение в ходе уроков, посещение уроков других учителей, внеклассных мероприятий, беседс учащимися, учителями и родителями. Современная практика преподавания в школе требует организации обратной связи «ученик-учитель». Одна из форм ее - анкетирование учащихся. Поэтому мною было проведено анкетирование ребят с целью выявления положительных и отрицательных моментов совместной работы по изучению курса биологии, выяснению степени овладения приемами учебной деятельности, обнаружение недоработок. Так на входном тестировании учащимся было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Интересно ли вам изучать биологию? 2. Биология- это трудный предмет? 3. Каковы твои ожидания в связи с прохождением курса? 4. Старательно и охотно изучаю данный предмет, так как: 5.Какие виды самостоятельной работы вы выполняете с интересом - работу с учебником, - с дополнительной литературой, - с таблицами,
- решение задач, - лабораторные опыты. 6. Как лучше организовать работу на уроке биологии: - отводить больше времени на самостоятельную работу, - чаще предлагать творческие задания, - задавать вопросы, вызывающие дискуссию.
В результате проведенной работы было установлено, практически всем ребятам интересно изучать предмет, но 23% посчитали его достаточно трудным, большинство предполагало хорошие показатели учебной деятельности в последующем. Вместе с тем, практически половина школьников не проявляла интерес к самостоятельной работе с учебником., более 63% учащихся считали необязательной работу с дополнительной литературой, а 43% - не знали, что такое дискуссия и какие вопросы ее могут вызвать.
Диагностика уровня самостоятельности выявила, что 39% учащихся имело низкий уровень самостоятельности - они выполняли задание на репродуктивном уровне, 31 %- выполняли задание в измененной ситуации, и лишь 30% - могли применить полученные знания в новой ситуации, найти их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью. Большинство школьников затруднялись определить учебную задачу и выстроить последовательность действий, самоконтроль могли осуществлять единицы школьников, а преобразовывать текст в схемы или таблицы - только треть ребят, но главное – отсутствовали навыки выявления свойств объектов, систематизации информации, умения доказывать и делать выводы.
На мой взгляд, все это могло привести к ухудшению успеваемости, снижению интереса к учению.
Поэтому в тематический план по биологии я включила различные формы самостоятельной работы учащихся. Так, например, изучение вопроса о происхождении человека в 8 классе планирую следующим образом:
Тема урока
Тип урока
Приемы и методы
Технология
Место человека в систематике
комбинированный
Частично-поисковый, самостоятельная работа по составлению систематического паспорта человека, работа с терминами, тестами различной сложности, графическими объектами , дополнительной литературой и справочниками, по составлению сравнительных таблиц
проблемное
Основные этапы эволюции человека
Изучение нового материала
Самостоятельная работа с различными источниками информации, наглядно-иллюстративным материалом, работа с текстовой таблицей, терминами, тестами, заданиями в рабочей тетради
проблемное
Человеческие расы
комбинированный
Исследование , работа в группах по проблеме с иллюстративно-демонстративными, справочными материалами
Критическое мышление
На уроке «Место человека в систематике» первоначально актуализирую знания учащихся о науках, изучающих человека и методах исследования. Ответы учащихся позволяют им предположить , что широкий спектр наук, изучающих человека неслучаен, а сам человек представляет собой особый вид. Предлагаю школьникам сформулировать цель урока, определить направления изучения человека как вида, а для этого выполнить самостоятельную работу в группах по заданиям: 1. Привести доказательства биологической природы человека; 2. Привести доказательства социальной природы человека; 3. Объяснить, почему человек - это биосоциальный вид? В ходе работы учащиеся 1 группы, прочитав §.3 учебника, заполняли таблицу к заданию 6 стр. 7 в рабочей тетради и находили черты хордовых, позвоночных, млекопитающих, приматов , а также признаки специфичные для человека.. В это время 2-я группа ребят анализировала материалы из статьи о детях Маугли, развитии близнецов в различных семьях, рассматривала пирамиду потребностей по Маслоу. Третья группа учащихся – рассматривала разнообразие наук, которые занимаются изучением человека по предложенной им схеме «Антропосфера» и справочным пособиям. Итогом работы всех групп стал вывод о биосоциальной сущности человека, составление систематического паспорта человека, знакомство с новыми терминами. Но главное, при таком подходе были созданы возможности для диалога и полилога всех участников, что развивает умение не только говорить, но и быть понятым, доказательно отстаивать свое участие в работе группы. Хороший доверительный климат в группе не только между самими учащимися, но и между учеником и учителем позволили снять боязнь ответа у доски, неудачного ответа. Общение в группах помогло управлять каждым действием учащегося при решении конкретных задач и вовремя вносить необходимые коррективы в ход урока, создало условия для самореализации возможностей учащегося, позволяя адаптировать содержание учебного материала, приемы и темп учебной деятельности учащегося к его психологическим особенностям.
Начало следующего в теме урока «Основные этапы эволюции человека» провожу с использованием вводного контроля, который осуществляю с помощью тестов, различных по степени сложности ( «Один из четырех», «Закончи предложение», со свободным ответом). Данную работу школьники должны выполнить за 9-10 минут, после чего они сверяют свои ответы с эталонными ответами, проводя самооценку своих знаний и умений. Обращаю внимание на вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения, заслушиваю ответы отдельных учащихся, корректирую их в случае необходимости. Это позволяет оценить степень подготовки школьников к дальнейшему рассмотрению темы, определить темп дальнейшей работы. Последующая работа в парах направлена на изучение статьи в параграфе, составление текстовой таблицы «Этапы развития человека» и позволяющая вырабатывать у учащихся умение выделять главные особенности предков человека на основе анализа текста и рассмотрения наглядно-иллюстративного материала (муляжей черепов предков человека, рисунков, рассмотрения моделей орудий труда). Учу школьников сравнивать их главные особенности между собой, находить закономерности антропогенеза, устанавливать причинно следственные связи, формировать материалистическое мировоззрение по данному вопросу. Предлагаю затем учащимся познакомиться с содержанием статей из журналов, газет, Интернета для критической оценки их содержания, что создает возможность развернуть дискуссию о путях эволюции человека, перейти к оценке ее современного этапа. Умение четко и лаконично изложить свои мысли при этом высоко оцениваются не только мною, но и ребятами, дающими рецензию. При этом учу школьников отстаивать собственную точку зрения и слушать критику оппонентов, находить веские аргументы на основе проведенной работы.
На уроке по теме «Человеческие расы» перед школьниками ставлю ряд проблемных вопросов: «Все ли расы едины? Есть ли биологические объяснения приоритета одной расы над другой? Что будет с человечеством через 1 млн. лет?» Учащиеся при этом определяют цель своего исследования, определяют план работы, выдвигают гипотезы. Ответы они находят в ходе исследования, работая с текстом параграфа, подборкой статей из научно-популярных журналов, справочными материалами о физиологических возможностях людей различных рас. В итоге школьники формулируют выводы на основе доказательств о едином происхождении, возникновении различий в связи с разнородностью экологических условий в различных климатических зонах.
Технология уровневого обучения, позволяет при этом развивать навыки самостоятельной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка в оптимальном для него режиме. На первом уровне ребята выясняют, что такое расы, какие расы существуют, изучают особенности каждой из них. На втором уровне объясняют, почему могли возникнуть определенные морфофизиологические особенности рас в зависимости от экологических особенностей местообитания. А на третьем - выдвигают версии дальнейшей эволюции человечества, аргументировано доказывают несостоятельность мифов о приоритете арийской расы над остальными, основных положений социального дарвинизма и расизма. При обобщении знаний школьников по теме провожу биологические диктанты, уровневое тестирование, заслушиваю презентации учащихся.
Применяю технологию уровневого обучения не только на уроках биологии, но и химии. Начиная с 8 класса на разных этапах урока химии при изучении нового материала, обобщении и закреплении пройденного считаю эффективной организацию дифференцирования самостоятельных работ. Для их проведения мною применяется в работе целая система дифференцированных заданий (вопросов, упражнений, задач) с учетом состояния знаний учащегося, их познавательных возможностей. В соответствии с этим составляются задания трех уровней. Задания первого уровня предполагают репродуктивную познавательную деятельность, второго - частично-поисковую, а третьего - включает творческую деятельность учащихся. Рассмотрю несколько примеров использования дифференцированных заданий для самостоятельной работы учащихся. При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» в 8 классе после объяснения учащиеся выполняют самостоятельную работу по таким дифференцированным заданиям: Уровень первый.Почему при прокаливании кусочка меди на воздухе его масса увеличивается? Какой опыт по прокаливанию металлов провел М.В. Ломоносов? Уровень второй. На левую чашку весов поставили стаканчик соляной кислотой и рядом положили гранулы цинка, весы уравновесили. Затем цинк поместили в стакан с кислотой, и левая чашка весов поднялась вверх. Объясните, почему? Как следует поставить опыт, чтобы он соответствовал закону сохранения массы веществ? Изобразите это на рисунке. Уровень третий. Приведите примеры, которые на первый взгляд противоречат закону сохранения массы веществ. Объясните их.
В ходе данной работы постоянно слежу за деятельностью каждого ученика, отмечаю его успехи и неудачи. Если школьник без затруднений справляется с репродуктивным заданием, то на следующем уроке ему даю работу частично-поискового характера. Со временем в поисковую деятельность включаю все большее количество учащихся. Они самостоятельно учатся выполнять продуктивные и творческие работы. В Х класс приходят учащиеся, различающиеся не только способностями к обучению, но и уровнем знаний. Кроме того, лишь некоторые из них будут сдавать ЕГЭ по химии или биологии. Остальных же интересует только отметка по предмету в аттестате зрелости. Если предъявлять к ним одни и те же требования, то процесс обучения станет для многих из них не только сложным, но и неинтересным. Технология уровневой дифференциации дает мне возможность учесть познавательные интересы всех учащихся, развивать каждого в меру его сил и способностей, не ограничиваясь при этом в выборе методов, средств и форм обучения. Часто уроки химии и биологии провожу в виде семинаров- практикумов, на которых уровневая дифференциация и связь теоретического материала с проблемами бытового уровня позволяют реализовать потенциал каждого учащегося. Так, изучая тему «Доля и ее разновидности» в 11 классе (базовый уровень обучения ) одна из групп ребят работает с картой «Химия на дачном участке». (Приложение 2) В это время другие группы учащихся работают по картам «Химия в военном деле», « Химия в человеческом теле», « Химия в промышленности», « Химия в медицине», « Химия в строительстве», « Химия в быту». Выбор карты для работы ребята осуществляют по интересам. Первоначально им предстоит решить задачи с использованием алгоритма, затем перейти к решению подобной задачи, составить обратную ей и решить ее, справиться с усложненной задачей, перейти к решению задачи из КИМов ЕГЭ.
Самостоятельная работа такого типа создает атмосферу заинтересованности даже у слабомотивированных на учебу ребят, дает возможность каждому учащемуся проявить инициативу и самостоятельность.
Проводимый при этом оперативный индивидуальный контроль позволяет своевременно внести изменения в ход работы, использую также самоконтроль и взаимоконтроль по эталонному ответу. Опора на практическое применение знаний делает работу более интересной для школьников.
При организации самостоятельной работы в парах очень важным считаю подбор заданий. Составленная мною инструкция по проведению опыта, лабораторной работы позволяет подготовиться школьникам к самостоятельной деятельности, осуществить наблюдение. А выводы и заключения школьники уже составляют самостоятельно, также как и ответы на вопросы, выходящие за рамки репродуктивной деятельности
Например, лабораторную работу “Описание фенотипов растений” провожу по инструктивной карте следующего содержания.
Рассмотреть два экземпляра выданных растений (пшеницы, ржи, ячменя и др.) одного сорта, сравните эти растения, найдите черты сходства и отличия. Результаты наблюдения фенотипов занести в сравнительную таблицу, (критерии сравнения могут быть качественные и количественные). Выявить признаки, возникшие в результате модификационной изменчивости и обусловленные генотипом. Сделать вывод о причинах модификационной изменчивости. ! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы. ? ? 1. Дать определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип. 2. Можно ли на садовых участках, имеющих разную экспозицию, при одинаковом уходе, вырастить одинаковый урожай овощей? Почему?
Большие возможности организации различных форм самостоятельной деятельности вижу в использовании на уроках модульной технологии обучения, сущность которой как раз и состоит в самостоятельном добывании знаний учащимися с использованием разнообразных форм работы и средств обучения. При этом свою функцию как учителя вижу в управлении деятельностью обучаемых посредством заложенных в модульных программах указаний, методических рекомендаций, мотивации их деятельности. Наиболее приемлемым считаю применение данной технологии при изучении тем, включающих в себя большой фактический материал. Так на уроке в 7 классе по теме «Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные или Позвоночные.» ознакомив учащихся с целью урока, предлагаю выполнить им следующие задания с целью актуализации знаний , подготовки к работе и создания рабочей атмосферы в коллективе. 1.Продолжить перечисление: карп, акула, лещ, лосось, …. 2.Подобрать обобщающее определение к перечисленным объектам: лягушка, жаба, тритон . 3.Определить, кто лишний в предложенном списке: крокодил. гадюка, ящерица, лягушка. Ответ обосновать. 4.Проклассифицировать предложенные ниже объекты и указать основание классификации: собака, кенгуру, страус, летучая мышь, утка. 5.Установите соответствие: Группа животных: 1) теплокровные ,2) холоднокровные. Представители: а) слон; б) ворона, в) черепаха, г) саламандра. Затем предлагаю обсудить результаты выполнения заданий вместе с классом и оценить свою работу в баллах. На следующем этапе школьники получают представление о хордовых животных. Для чего они не только заслушивают лекцию , но и работая в парах, составляют конспект, выделяют новые термины, а затем заполняют таблицу «Общая характеристика типа хордовых»
Строение органов
Строение и особенности
Скелет
Центральная нервная система
Пищеварительная система
Жаберный аппарат
Кровеносная система
Симметрия тела
Взаимопроверка заполнения таблицы позволяет провести оценку результата данной работы. Затем школьники определяют признаки, на основании которых проведено деление типа хордовые на подтипы бесчерепные и позвоночные, работая самостоятельно с текстом учебника, заполняют схему «Систематические группы типа Хордовые».
При рассмотрении особенностей ланцетника как низшего хордового
школьники отвечают на предложенные вопросы к просмотренному видеофильму, рассматривают влажный препарат «Ланцетник», изучают особенности строения ланцетника в связи со средой обитания, выясняют, как приспособлен ланцетник к жизни на песчаном дне. Ряд учащихся ищет ответ на проблемный вопрос: «Можно ли встретить ланцетника в Балтийском море, в местном водоеме?» Обсуждение результатов проводится всем классом. Примитивность организации круглоротых выясняется школьниками в ходе работы с рисунками учебника, наглядными таблицами. Последующее обсуждение вместе с классом задания, помогает не только оценить правильность выполнения, но и расширяет знания об этом объекте, рефлексия позволяет ребятам определиться с уровнем домашнего задания. Уровень освоения материала ученик определяет сам, но не ниже базового. Чаще всего школьники не останавливаются на репродуктивном уровне в выборе домашнего задания, выбирая подготовку сообщений о миногах и миксинах, составление кроссворда или подготовку презентации.
На практических работах, особенно по химии большое внимание уделяю формированию навыков наблюдений, умений использовать лабораторное оборудование, соблюдать правила техники безопасности и при этом – самостоятельно планировать эксперимент, выбирать оптимальные условия для проведения реакций, оформлять результаты работы в тетради.
При проведении обобщающего занятия «Химические элементы и жизнь » на элективном курсе в 9 классе «Химия и экология», имеющего метапредметный характер, использую метод проектного обучения, который способствует развитию творческого потенциала учащихся. Формы представления конечного результата проектной работы могут быть различны : презентация, публикация, альманах, газета и т. д. Проектную работу стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья, сохранения видового разнообразия животного и растительного мира родного края. Считаю, что недостаточно насытить рассматриваемый материал информацией, которая заинтересует учащихся, целесообразно так строить процесс обучения, чтобы учащиеся смогли сами исследовать проблему и выработать инструкции по поведению в какой-либо ситуации. Так и данный проект предусматривал комплексный подход к оценке влияния содержания различных химических элементов на здоровье человека, изучение влияния геохимических аномалий, разработку школьниками мер по профилактике дефицита ведущих элементов. Работа над проектом помогла формировать такие компетентности как практическое применение знаний об элементарном составе человеческого тела, использование различных источников информации и методов исследования содержания химических элементов и их влияния на жизнедеятельность человека, умение систематизировать результаты исследований, представлять работу с использованием ИКТ, развило творческое отношение у школьников к выполняемому проекту. Учащиеся, объединившись в группы по интересам, проводили определение содержания некоторых химических элементов в образцах живой и неживой природы с последующим сопоставлением данных (на основе проведенных опытов и сравнений); изучали влияние различных химических элементов на здоровье человека (на основе изучения литературных данных); знакомились с методами учета содержания химических элементов простейшими способами; выявили возможности работы на компьютере по диагностике нарушений обмена веществ и отравлений различными химическими элементами.Так, отвечая на вопрос учебной темы: «Как определить наличие и количество химических элементов в различных образцах?»- школьники следующим образом планировали этапы работы и виды исследовательской деятельности :
№ этапа
Название этапа
Вид деятельности
Поиск информации
Ищем книги по основам химического анализа, сайты исследований по проблеме, изучаем методику опытов.
Подготовка источников к использованию
Выписываем названия книг, произведений, исходные данные. Сканируем информацию в Интернете
Выполнение работы в программе Microsoft PowerPoint
В форму программы Microsoft PowerPoint вставляем свой текст и свои иллюстрации.
Рефлексия
Ищем недостатки и выделяем удачные моменты
Итогом проведенной работы стали презентация « Почему сердце не камень?», инсценированное расследование «Есть ли адрес у болезни?», сказ «Умный Йод», публикация, создание сайта с рекомендациями по профилактике недостатка различных элементов.
Внеурочная работа школьников, как правило, не ограничивается данными рамками. Заинтересовавшиеся отдельными частными вопросами учащиеся начинают работу над индивидуальными исследовательскими проектами, вступают в ШНО, активно представляя результаты труда на конференциях, смотрах, конкурсах различного уровня. Так, изучив проблемы здорового питания в 8 классе при работе над проектом «Здоровое питание», некоторые школьники продолжили работу по изучению пищевых добавок и их влияния на жизнедеятельность различных организмов. А, исследовав влияние различных добавок к молочным продуктам, они пришли к выводу о их неоднозначности, разработали рекомендации, выступили на школьной конференции, приняли участие в олимпиаде по экологии не только в районе, но и крае.
Проведенный в 2009 году метапредметный проект «Лебедь- птица 2009» позволил вовлечь в самостоятельную деятельность большое число учащихся . В результате на итоговой конференции Бочков И. познакомил собравшихся с созвездием Лебедь, Янушкевич В. представила образ Лебедя на оперной и балетной сцене , Исаков А. рассмотрел данный образ в поэзии, а Шиловская А. обратила внимание на художественный образ Лебедя в живописи и графике. Не отставали от старшеклассников и семиклассники. Ими были подготовлены подборки стихов, песен, поговорок и пословиц о птице, видеогазета «Лебедь- птица 2009» , многие порадовали нас своими вышивками, рисунками, газетами. В целом, данный проект обратил внимание не только ребят, но и их родителей на необходимость бережного отношения к природе, сохранение культурного наследия, способствовал формированию и развитию многих компетенций школьников: коммуникативных, информационных, проблемных и кооперативных. Наряду с проектной деятельностью школьники- члены ШНО ведут просветительскую работу среди учащихся и их родителей, создали школьный электронный музей.
Трудовая деятельность школьников в рамках проводимых в школе акций «Школьный двор», «Украсим родину цветами», «Жизнь без наркотиков», «За здоровый образ жизни », «Памятники природы» и многие другие также являются одной из форм самостоятельной деятельности школьников. Она позволяет вооружить школьников рациональными приемами самостоятельной работы, научить самостоятельному применению полученных знаний в практической деятельности и готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразованием после окончания школы. Наряду с этим, эта форма деятельности школьников повышает их ответственность, самостоятельность в условиях нравственного выбора. Ребята могут ясно и чётко излагать свою гражданскую позицию, повысилась их социальная активность. Получив задание от органа самоуправления учащихся школы ( штаб Эколог, министерство Экологии) ребята прежде всего планируют свою деятельность, создают наиболее оптимальные проекты, выполняют их. Так, при подготовке к акции «Наш зеленый класс» учащиеся изучали видовое многообразие растений кабинета, условия произрастания в естественной среде, экологические особенности класса и создали план размещения растений, который с одной стороны учитывал биологические особенности растений, а с другой - создавал приятный дизайн. Результаты работы школьники увидели уже через неделю: красивые и ухоженные растения, грамотно размещенные в кабинете, создавали уют и способствовали хорошему настроению ребят. Во время реализации проекта «Малые реки» школьники познакомились с особенностями водоснабжения села в прошлом и настоящем, значением реки Томузловки в формировании микроклимата села, провели акцию по очистке русла реки от мусора и его утилизацию. Учащиеся выполнили красочные плакаты, распространили между жителями листовки в защиту реки, выступили в школьной радиогазете, написали заметку в местной газете.
Таким образом, обучение школьников различным формам самостоятельной деятельности и формирование у них навыков является на сегодняшний день актуальной задачей образования. Мониторинг уровня самостоятельности школьников на уроках и во внеурочное время показал, рост числа школьников, способных к творческому интеллектуальному труду с высоким уровнем самостоятельности на 8 %, снижение доли ребят довольных лишь воспроизводить изученное (низкий уровень) на 14 % , небольшое увеличение доли школьников со средним уровнем самостоятельности на 6%.
Уровень самостоятельности
2007г.
2008г.
2009г.
2010г.
низкий
39
27
24
25
средний
31
32
38
37
высокий
30
31
38
38
На проводимых диагностических контрольных работах ребята демонстрируют умения работы с тестом, терминами, схемами, умение решать задачи различной степени сложности , использовать полученные знания и умения при работе с тестами , доказательно отвечать на поставленные вопросы. Наряду с этим, у большинства школьников повысилась ответственность, обязательность, толерантность, способность к временным компромиссам, самостоятельность в условиях нравственного выбора. Ребята могут ясно и чётко изложить свою гражданскую позицию, повысилась их социальная активность . Креативность, компетентность , критичность мышления школьников стали более выраженными, многие улучшили такие свои коммуникативные способности как коммуникабельность, умение убеждать, требовательность прежде всего к самому себе. Эти качества отчетливо проявились не только на занятиях, но и в участии школьников на конференциях, смотрах, конкурсах, олимпиадах, коллективных творческих делах: создании проектов и работе над ними, организации общественных акций в защиту родной природы и пропаганде ЗОЖ среди подростков. Считаю, что систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации, способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний , развитию их познавательных и творческих способностей, мышления, при этом ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков, что позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
Приложение 1
Методика определения уровня самостоятельности.
(П.И.Третьякова и И.Б.Сенновский)
Необходимо выбрать небольшой по объёму новый учебный материал, изложение и представление которого займёт не более 10 минут. Объяснять необходимо, работая в разных модальностях, чтобы создать равные стартовые условия для «визуалов», «аудиалов» и «кинестетиков». Затем проводится закрепление новой информации 5-7 минут и организация самостоятельной работы, в ходе которой учащиеся отвечают на пять вопросов:
1. Напишите, что Вы узнали нового на уроке. 2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала (воспроизвести факт, дать определение новому термину и т.д.) 3. Выполнить задание по образцу. 4. Выполнить задания в изменённой ситуации
5.Применить полученные знания в новой ситуации, найти их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью.
Если правильно выполнены все задания, можно говорить о первом уровне самостоятельности школьника. Если ученик справился с четырьмя заданиями, то это говорит о втором уровне самостоятельности школьника. Если выполненными оказываются три первых задания – у школьника третий уровень самостоятельности.
Приложение 2
Карта
Химия на дачном участке
Задание 1 Для опрыскивания свеклы на дачном участке против долгоносика нужно приготовить 4% раствор хлорида бария массой 500г. Сколько соли и воды нужно для этого взять?
Алгоритм решения.
Прочтите условие задачи.
Проанализируйте его.
Запишите условие по образцу.
Дано:
m р-ра = 500г
w р.в.=4%
Найти
m(BaCI2)-?
m(Н2О)-?
4. Запишите исходную формулу для определения массовой доли растворенного вещества и выразите из нее массу растворенного вещества.
5. Данные из условия задачи подставьте в формулу и произведите расчет.
6. Из массы раствора вычтите массу растворенного вещества и найдите массу воды.
7. Запишите ответ.
Задание 2
+ Вычислите массу сульфата цинка , который необходим для получения 10г раствора глазных капель, применяемых при лечении коньюктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе 0, 25%.
++ Составьте условие обратной задачи . Решите ее.
+++ Какова массовая доля сульфата меди (II) в растворе, полученном после смешивания 90 г 2 %-ного раствора и 110 г 5 %-ного раствора сульфата меди (II).
Задание 3.Определить массу оксида кальция, которую нужно растворить в 500г воды, чтобы получить 20 %-ный раствор гашеной извести.