kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация учебной деятельности на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность моего педагогического опыта определяется поиском путей из создавшегося противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Это противоречие определяет ведущую педагогическую идею моего опыта: создание условий для развития личности учащихся. В своей педагогической деятельности я стремлюсь учить учеников самих организовывать свою деятельность, в том числе и исследовательскую, определять тему, ставить перед собой цели, планировать свою работу, анализировать, видеть проблемы, строить гипотезы, доказывать их или опровергать, применять полученные знания на практике.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация учебной деятельности на уроках химии»

Организация учебной деятельности на уроках химии

Актуальность моего педагогического опыта определяется поиском путей из создавшегося противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся. Это противоречие определяет ведущую педагогическую идею моего опыта: создание условий для развития личности учащихся. В своей педагогической деятельности я стремлюсь учить учеников самих организовывать свою деятельность, в том числе и исследовательскую, определять тему, ставить перед собой цели, планировать свою работу, анализировать, видеть проблемы, строить гипотезы, доказывать их или опровергать, применять полученные знания на практике.  

Новизна опыта состоит в создании системы организационно-педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся исследовательской деятельности, применения активных и интерактивных форм обучения, нацеленных на развитие познавательной деятельности учащихся на уроках химии. Использование в процессе обучения инновационных технологий позволило устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создать условия для смены видов деятельности обучающихся. Выбор используемой той или иной технологии я осуществляла в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый учитель – и начинающий, и опытный – способен творчески применить эти технологии в своей работе. Я делюсь своим опытом, выступая на ШМО, РМО, даю открытые уроки.

 Основная цель реализации моего педагогического опыта: организовать процесс обучения так, чтобы у учащихся развивались познавательные способности, формировались приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение), чтобы учащиеся умели самостоятельно работать, делать обобщение и выводы, творчески применять знания в новых ситуациях. Ведь от того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят качество обучения, успешность достижения конечных результатов. Очень важным является создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель – ученик, ученик – ученик, ученик-учитель

Для того, чтобы повысить мотивацию в изучении химии, я использую элементы следующих технологий:

  • интерактивных технологий, которые дают возможность развиваться не только ученику, но и учителю;

  • технологии сотрудничества, позволяющие в полной мере реализовать потенциал учеников, способствующие развитию коммуникативных, речевых и рефлексивных умений, повышающие уровень активности обучающихся на уроке;

  • элементы проблемного обучения, позволяющие организовать обучение, при которых учитель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной деятельности с усвоением новых знаний;

  • ИКТ –технологии, позволяющие использовать ИКТ при подготовке к урокам; как средство наглядности (презентации, демонстрации видео опытов; как средство контроля (тестирование); как средство развития (использование электронных учебников, виртуальные экскурсии;

  • дистанционные технологии, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между учителем и обучающимися.

На уроках применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности:

  • методы мотивации учебной деятельности – создание проблемной ситуации (удивления, затруднения в выполнении действий), создание ситуации занимательности;

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности –рассказ, беседа, лекция, самостоятельная работа с учебником (составить план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации);

  • методы формирования новых знаний (самостоятельная работа с дидактическими материалами, практическая работа, решение расчетных и экспериментальных задач;

  • методы обобщения и систематизации изученного материала – создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов.

На уроках химии использую проблемный подход в обучении учащихся, основой которой является создание на уроке проблемной ситуации. Это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками Пример: при исследовании свойств гидроксида цинка учащиеся обнаруживают, что данное вещество способно проявлять свойство кислоты. Эта информация рождает проблемную ситуацию.

Повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности способствует и технология игрового обучения. «Учебные игры» - на начальном освоении предмета хорошо вписываются игры на 5 – 10 мин урока. Это «крестики-нолики», «химическое лото», «да и нет», «третий лишний», «химический алфавит» и др. При изучении темы «Химические элементы» в 8 классе эффективны задания на обобщение, классификацию, поиск закономерностей. Например, «Дерево знаний»: даны символы и названия химических элементов. Задача: предложить схему классификации, используя категории «металл-неметалл», «Элементы одной группы», «Элементы одного периода». Эти игры повышают интерес к предмету, дают психологическую разрядку, способствуют повышению качества учебного процесса, выполнению действия, как актуализация и устное воспроизведение изучаемых сведений. Игровые формы организации и обобщения знаний дают положительные результаты. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний.

На уроках химии использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, создание учащимися компьютерных презентаций. Например, задания, несущие познавательную информацию в теме «Вода. Растворы. Основания»: при хранении свеклы ее опрыскивают раствором хлорида бария с массовой долей 0,04. определите массу хлорида бария, необходимую для приготовления 50 кг такого раствора.

В теме «Периодический закон и система химических элементов Д.И.Менделеева» использую задачи познавательного характера на нахождение молекулярных формул веществ. Например, для повышения урожайности томатов в качестве удобрения применяю водородное соединение элемента главной подгруппы 5 группы периодической системы, массовая доля водорода в котором 17,6%. Определите, что это за соединение и какой это элемент.

За время работы я увидела особенности учащихся нашей школы. В первую очередь это ярко выраженная особенность между двумя категориями учащихся, которые хотят и могут учиться и которые не хотят, или не могут нормально усваивать школьную программу в силу своей недостаточной подготовленности. Поэтому я считаю, что дифференциация в обучении поможет разрешить эту проблему. Давая детям разно-уровневые задания, можно надеяться на хороший результат. И у детей не пропадет интерес к обучению. Например, при изучении темы «Азот» в 9 классе: расскажите о химических свойствах азота; запишите эти уравнения реакций; расставьте коэффициенты использованием электронного баланса. Что можно сказать о химической активности азота? Почему?

Прием «Мозговой штурм» использую для создания банка идей, из которых впоследствии можно выбрать лучшую. Достоинство этого метода - большое количество идей в единицу времени. На стадии осмысления лучшая идея прорабатывается. Так, при изучении темы «Кислоты» на экране слайд – яблоки, мандарины, апельсины, лимоны и т..д. Вопрос: «Как вы думаете, что их объединяет? Правильно, в них есть кислота. А какие ассоциации возникают у вас при упоминании слова «кислота»? Из предложенного перечня выберите: «кислые», «едкие», «жидкие», «опасные», «несъедобные», «соленые», «сладкие», «газообразные». А сейчас мы вспомним, с какими кислотами мы встречаемся в повседневной жизни.

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке - Прием «Отсроченная отгадка». В начале урока можно дать загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым материалом. Или загадка (удивительный факт) дается в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Химический эксперимент является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой. Основными видами учебного химического эксперимента являются демонстрационный эксперимент (проводится учителем) и ученический эксперимент (лабораторные опыты, практические работы). Домашний эксперимент является одним из видов самостоятельной работы учащихся, имеющей большое значение для развития интереса к химии. При его выполнении учащиеся не ограничены временными рамками. Критериями для проведения таких опытов является их безопасность и доступность. Примеры домашнего экспериментов, используемые в моей практике. При изучении темы «Чистые вещества и смеси» экспериментальное задание: приготовьте смесь поваренной соли, земли и стружке после заточки карандаша. Разделите эту смесь, используя различные методы». При изучении темы «Растворы» задание: вырастить кристаллы из насыщенного раствора поваренной соли или медного купороса.

В процессе проведения дистанционного обучения химии для проведения онлайн-уроков использовались видеоконференции с возможностью демонстрации презентаций PowerPoint, видео уроков, интерактивного взаимодействия с участниками группы посредством чата, консультации, видео- и аудио связи. При подготовке к проведению практических работ я проводила демонстрационные эксперименты, а дистанционно обучающиеся наблюдали за результатами с помощью видеоконференции или подбирала видео опыты, помещала ссылки на нужный эксперимент. Учащиеся выполняли практическую работу согласно инструкции и просмотру опытов, записывали химические уравнения, объясняли, что наблюдали в результате проведенных реакций. В виду отсутствия необходимого оборудования, использую видеофрагменты опытов из электронных пособий, если их нельзя провести на уроке в полном объеме.

Контрольные задания стараюсь формулировать таким образом, чтобы учащийся не просто воспроизводил имеющиеся у него знания, а активизировал свою мыслительную деятельность, опираясь на уже полученные знания.

Таким образом, освоение и реализация новых подходов, технологий и методик создает благоприятные условия для решения проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.

Анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Моя система работы позволяет решить задачи:

- повысить мотивацию к изучению химии:

- повысить интерес к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;

- способствует формированию информационной грамотности: развитию способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией;

- создает условия для повышения социальной компетентности.

При этом подходе помимо знаний и умений, учащихся важным показателем качества обучения становиться наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Организация учебной деятельности на уроках химии

Автор: Онищенко Людмила Пантелеевна

Дата: 19.02.2023

Номер свидетельства: 626097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:  «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ ХИМИИ» "
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskaia-razrabotka-soviershienstvovaniie-organizatsii-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-shkol-nikov-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "220138"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434530629"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Технологическая карта урока химии  в соответствии с требованием ФГОС основного общего образования "
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-khimii-v-sootvietstvii-s-triebovaniiem-fgos-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "137677"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417420151"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(87) "formiruiushchieie-otsienivaniie-priiemy-i-vozmozhnosti-ispol-zovaniia-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "216200"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432898778"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Интегрированный урок химии и занятие по экологии "Мир органических веществ""
    ["seo_title"] => string(88) "intieghrirovannyi-urok-khimii-i-zaniatiie-po-ekologhii-mir-orghanichieskikh-vieshchiestv"
    ["file_id"] => string(6) "194224"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427737011"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока химии "Кальций, соединения кальция" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-khimii-kal-tsii-soiedinieniia-kal-tsiia"
    ["file_id"] => string(6) "218128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433665836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства