Интегрированный урок химии и занятие по экологии "Мир органических веществ"
Интегрированный урок химии и занятие по экологии "Мир органических веществ"
Интегрированный урок химии и внеклассное занятие по экологии проводится в непрофильной группе 10 класса в деятельностной форме. Вызывает большой интерес у обучающихся, т. к. включает задания как познавательной, так и практической направленности, связанные с химией, экологией и жизнью. Это повышает уровень учебной мотивации. Школьникам предлагаются как индивидуальные, так и групповые задания, которые позволяют проявить их познавательные и творчесие способности. Формы организации учебной деятельности способствуют развитию познавательных и коммуникативных компетентностей обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Подготовка: чистые листы бумаги, презентация о полимерах, 2 ватманских листа А3, пластиковые бутылки, обертки от конфет, пластмассовые пробки, полиэтиленовые пакеты, 10 газет, химические реактивы, необходимые для 3 конкурса (раствор хлорида железа (III), перманганата калия, аммиака, гидроксид меди (II), фиолетовый лакмус, фарфоровая чашка, спички, чистые пробирки).
Ход урока
Орг. момент: - выборы команд по 5 человек, придумать название и девиз команды, связанные с темой занятия;
- представление жюри (учащиеся профильной группы).
Конкурс 1. Химический пентагон
Условия: каждой команде предлагается по 5 подсказок, с помощью которых надо отгадать вещество. Можно отгадать с любой подсказки, соответственно ставится и количество баллов от 5 до 1. Время на обдумывание ответа 30 сек.
Вопросы 1 команде.
1 вещество
Маслянистая жидкость со специфическим запахом (5 баллов)
Имеет природное происхождение (4 балла)
Может иметь название «триолеин» (3 балла)
В составе имеется глицерин (2 балла)
Используют для заправки салатов (1 балл) (растительное масло)
2вещество
Это природный полимер(5 баллов)
Набухает в горячей воде (4 балла)
При гидролизе образует глюкозу (3 балла)
Образует стенки растительных клеток (2 балла)
Из нее делают бумагу (1 балл) (целлюлоза)
3 вещество
Хороший растворитель многих веществ (5 баллов)
Имеет специфический запах (4 балла)
Образуется при брожении глюкозы (3 балла)
Медленнодействующий наркотик (2 балла)
Вызывает цирроз печени (1 балл) (этиловый спирт)
Вопросы 2 команде.
1 вещество
Вещество природного происхождения, для которого нет постоянной формулы (5 баллов)
Ценное химическое сырье (4 балла)
Маслянистая жидкость (3 балла)
Это вещество разделяют в ректификационной колонне (2 балла)
Хорошо горит (1 балл) (нефть)
2 вещество
Это жидкость с резким запахом (5 баллов)
Диссоциирует на ионы (4 балла)
Дает реакцию серебряного зеркала (3 балла)
Взаимодействует с металлами (2 балла)
Является выделениями муравьев (1 балл) (муравьиная кислота)
3 вещество
Кристаллическое вещество белого цвета (5 баллов)
Является углеводом (4 балла)
Накапливается в результате фотосинтеза (3 балла)
Также образуется при гидролизе крахмала (2 балла)
Благодаря сладкому вкусу используется в кондитерской промышленности (1 балл) (глюкоза)
Конкурс 2. Отходы в доходы
Задание командам придумать и продемонстрировать «вторую жизнь» следующим вещам: пластиковые бутылки, пробки, обертки от конфет, полиэтиленовые пакеты.
Учащимся демонстрируется презентация на тему «Способы использования бытовых отходов» с комментариями.
Конкурс болельщиков «Газетный МИС (можно использовать)»
Придумать способы необычного использования газеты.
Конкурс 3. Узнай вещество.
Условия: с помощью качественных реакций надо распознать предложенные вещества
1 команда 2 команда
фенол альдегид
глицерин этанол
растительное масло уксусная кислота
Конкурс болельщиков «Обрати внимание!»
Нарисовать плакат об отрицательном действии на живую природу следующих веществ: нефть, альдегиды, фенол.
Конкурс 4. Кроссворд
Условия: составить кроссворд с использованием терминов из органической химии
1 команда - ключевое слово «Химия»
2 команда – ключевое слово «Экология»
Рефлексия
Учащимся выдаются карточки на разноцветных листах бумаги, им надо продолжить фразу:
- зеленый лист «Я считаю, что на Земле …»
- розовый лист «Органические вещества необходимы человеку, но …»