Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках химии
Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках химии
Презентация поможет учителю применить на уроках химии новые приемы оценивания. Сегодня учитель всё чаще сталкивается с тем, что, предлагая ученикам новые учебные формы работы (проекты, исследования, элективы, профили, практики и пр.) он, по сути, не имеет инструментов, чтобы оценить их результаты.
«Формирующее оценивание» соответствует новому пониманию учебных результатов и новым требованиям к организации учебной деятельности ученика, заложенным в ФГОС и обеспечивает учителя необходимыми для работы в рамках этого стандарта инструментами.
Данная презентация знакомит учителей химии с различными инструментами применения формирующего оценивания на уроках. Химия- наука, которая изучает причинно-следственные связи: круговороты веществ в природе, зависимость свойств веществ от строения, взаимное влияние атомов в молекулах, закономерности протекания химических реакций и т. д. Критерии можно составить четкие и точные. Все зависит от Вашего профессионализма и желания внедрять новое в свою работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках химии »
Формирующее оценивание Приемы и возможности использования на уроках химии
Учитель химии высшей квалификационной категории
ФОКИНА Е.Ф.
Словарь терминов
Валидность - Общее и свободное значение – свойство истинности, правильности, соответствия реальности, надежность информации.
Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
ТАКСОНО́МИЯ- и; ж. [от греч. taxis - расположение по порядку и nomos - закон] Теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (например, органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).
ОЦЕНИВАНИЕ
… Термин «оценивание» относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения
Блэк П., Уильям Д. (1998)
Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом
Assessment Reform Group (2002)
Ботанические аналогии
Если представить, что дети - цветы …
Summative assessment растений – это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений
Formative assessment - эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост. (Министерство образования Новой Зеландии, 2009)
Формирующее оценивание
Процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом
Инструменты формирующего оценивания
Методика «Недельные отчёты»
Методика самостоятельного «Cоставление тестов»
«Опросники»
«Листы самооценивания»
Методика «Оценка по результату»
«Критериальное оценивание»
«Ученический портфолио» и т. д.
Методика «Недельные отчёты»
1.Чему я научился за эту неделю?
2. Какие вопросы остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем,
чтобы проверить, поняли ли они материал?
Составление тестов
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Карта понятий
Карта понятий
химия
вещества
сложные
простые
Карта понятий
вещества
металлы
сложные , неметаллы, простые
вещества, металлы
вещества
сложные
простые
сложные
неметаллы
металлы
неметаллы
простые
Разные химические элементы, одинаковые химические элементы
вещества
На внешнем знергетическом уровне от 1-3 электронов
простые
сложные
На внешнем энергетическом уровне от 4-8 электронов
7. Горизонтальные взаимосвязи между терминами и понятиями (Одна взаимосвязь – 2 балла)
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях
Очень уверенно
Я могу вычислить молярную массу вещества
Уверенно
+
Я могу вычислить количество вещества
Довольно уверенно
Я могу вычислить массовую долю элемента в веществе
Неуверенно
+
+
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях
Очень уверенно
Я могу отличить химические явления от физических
Уверенно
+
Я могу дать определение химической реакции
Довольно уверенно
Я могу записать уравнение химической реакции
Неуверенно
+
Я могу определить тип химической реакции
Я могу дать названия веществам
+
+
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ – ЭТО ПЛАН ДЕЙСТВИЙ УЧЕНИКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ
Формирует навыки:
самоанализа
самоконтроля
самокоррекции
самооценивания
Умения:
планировать получение знаний
самостоятельно применять знания
анализировать свои достижения и недостатки
планировать пути исправления ошибок
Снижает уровень тревожности, уменьшает действие ШФР на ученика
ЛИСТ самооценивания для успешной подготовки к контрольной работе по теме «Простые вещества»:
знать
уметь
Положение металлов и неметаллов в ПС
Строение атомов металлов и неметаллов
Физические свойства простых веществ
Аллотропию и аллотропные модификации
Единицы измерения и обозначения количества вещества, молярной массы, молярного объема
Формулы для определения количества вещества по массе, объему и числу молекул.
• Значение молярного объема газообразных веществ при нормальных условиях
• Значение Числа Авогадро
Определять положение металлов и неметаллов в ПС химических элементов
Описывать и объяснять физические свойства простых веществ: металлов и неметаллов на конкретных примерах
Приводить примеры и сравнивать свойства аллотропных модификаций химических элементов кислорода и углерода
Записывать формулы простых веществ
Рассчитывать молярные массы веществ
Рассчитывать количество вещества по известной массе и объему
Рассчитывать число молекул по количеству, массе и объему вещества
Рефлексия педагога:
Работа требует активного участия учащихся
Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания
Растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе
Критериальное оценивание
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТАМ Естественно-Научного Цикла
Критерий А
Способность понимать как научные знания используются в жизни и высказывать свою точку зрения
Критерий В
Способность понимать и передавать научную информацию
Критерий Е
Умение эффективно работать в группе
Соблюдение правил ТБ при выполнении практических работ
Критерий D
Способность планировать и проводить исследование
Критерий С
Способность оценивать научную информацию и применять её при решении спорных вопросов
РУБРИКАТОР- ПОКАЗАТЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ В СООТВЕТСТВИИ С КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ; ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ
ДОЛЖЕН
СОДЕРЖАТЬ ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ УРОВНЕЙ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ И СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ИМ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ
СОСТАВЛЯТЬСЯ ДЛЯ КАЖДОГО ВИДА ОЦЕНОЧНОЙ РАБОТЫ
ОПИСАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ ДОЛЖНО БЫТЬ КОНКРЕТНО-ПОЗИТИВНЫМ
В РУБРИКАТОРЕ ДАЕТСЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕ УЧЕНИКУ, А ВЫПОЛНЕННОЙ ИМ РАБОТЕ
Помогает понять
аргументированность оценки,
определить пробелы в знаниях
рубрики
«Рубрика» для оценивания эссе
«Рубрика» для оценивания исследовательской работы
«Рубрика» для оценивания убедительности речи
«Рубрика» для самооценки организации данных,
собранных в ходе выполнения проектных и исследовательских работ
«Рубрика» оценки совместной деятельности
«Рубрика» оценки критического мышления
Для успешного начала внедрения формирующего оценивания в образовательный процесс можно воспользоваться следующими советами
Будьте уверены, что каждый ученик может стать лучше
Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников
Используйте оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании
Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые учебные цели
Вовлекайте учеников в партнёрское и самооценивание и давайте возможность проводить рефлексию своего учения
Давайте обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить