Научная статья на тему : "Повышение качества образовательного процесса на уроках химии "
Научная статья на тему : "Повышение качества образовательного процесса на уроках химии "
Цель применения компьютера на уроке химии - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему : "Повышение качества образовательного процесса на уроках химии "»
Мухаммадиева Мехринисо Рузимуродовна
Средняя школа № 2 Вабкентского района Бухарской области республики Узбекистан
Повышение качества образовательного процесса на уроках химии
Информатизация химического образования
Сегодня имеет место тенденция понижения интереса к изучению химии. В последние десятилетие изменилась структура школьного химического образования: вместо линейной системы преподавания предмета введена концентрическая система. При переходе на концентрическую систему обучения произошло значительное увеличение объема учебного материала, подлежащего усвоению на II ступени (в 8-9 классах). Признание факта существования указанных противоречий делает актуальной проблему поиска новых педагогических технологий, которые:
с одной стороны, способствовали бы формированию устойчивой положительной мотивации, а с другой стороны, обеспечивали бы выполнение государственного стандарта химического образования,
формировали бы общеучебные умения, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции.
Решение этой проблемы носит комплексный характер. Одно из них - внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий с целью интенсификации образовательного процесса и создания индивидуальных условий на уроке. При обучении химии использование компьютерных технологий эффективно на уроках изучения нового материала (презентации для лекций), при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), а также во время проведения химического практикума.
Цель применения компьютера на уроке химии - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Современный урок невозможен без использования информационно-коммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно - научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира.
1. Цели использования информационных технологий:
1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:
развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;
развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров, баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности
3. Мотивация учебно-воспитательного процесса:
повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Задачи использования ИКТ на уроках:
создать банк учебных модулей, которые можно использовать на уроке;
осуществить идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;
оптимизировать процесс контроля для проверки знаний учащихся;
свести к минимуму вероятность формирования у учащихся "комплекса неполноценности";
повысить качество обучения.
Направления использования ИКТ.
В изучении школьного курса химии выделяю несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
наглядное представление объектов и явлений микромира;
изучение производств химических продуктов;
моделирование химического эксперимента и химических реакций;
система тестового контроля
Широкое использование анимации, химического моделирования с использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала. Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии - его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.
Целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий для ученика:
ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
делает занятия интересными и развивает мотивацию.
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Использование ИКТ позволяет визуализировать процессы; предоставляет возможность многократного повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также возможность приобщения к современным методам работы с информацией, интеллектуализацию учебной деятельности. Использование разных видов деятельности (создание презентаций, выполнение практических работ в виртуальной лаборатории, тестирование и т.д), позволяет учащимся самостоятельно добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.
для учителя ИКТ дают:
экономию времени на уроке;
глубину погружения в материал;
повышенную мотивацию обучения;
интегративный подход в обучении;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.