Научная статья на тему : " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ"
Научная статья на тему : " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ"
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья на тему : " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ"»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
Мухаммадиева Мехринисо Рузимуродовна
Средняя школа № 2 Вабкентского района Бухарской области республики Узбекистан
Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни, требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного продвижения в информационных полях, умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем в профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.
Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах образования, по которым нам необходимо жить и работать.
В настоящее время Узбекистан начал вхождение в мировое образовательное пространство, это требует модернизации образовательной системы: акцентируется иное ее содержание, введение в образовательную среду инновационных технологий, в основу которых положены целостные модели учебно-воспитательного процесса, основанные на диалектическом единстве методологии и средств их осуществления, а жизнь определяет другие подходы к процессу обучения, поведение и педагогический менталитет учителя.
Новые технологии, методики и способы обучения разрабатываются для того, чтобы каждый ребенок, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности.
Таким образом, целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. К числу современных образовательных технологий можно отнести: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения; исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии и др.
Практическое применение ИКТ
Компьютерные технологии учителя химии используют для проведения уроков, лабораторных и практических занятий. При проведении исследовательских практикумов, лабораторных и практических работ, для подготовки учащихся компьютер используется как средство моделирования химических процессов. Один из наиболее сложных вопросов для учеников в изучении химии — это пространственное строение вещества и механизмы химических реакций. Использование мультипликации помогает учащимся освоить этот сложный материал. Эффективность восприятия химических знаний во многом зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать учащихся. Очевидно, что одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент. Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ. По этой причине многие интересные, зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу. Например, опыты с белым фосфором. Плодотворная работа с использованием компьютерных технологий позволяет резко повысить мотивацию детей к исследовательской деятельности, что необходимо им в современном мире. Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, решать проблемы, используя знания из разных областей, а также коммуникативные и информационно-технологические умения. Вопросы использования компьютерных технологий на уроках химии чрезвычайно разнообразны и интересны.
Использование методов проблемного обучения на уроках химии
Курсы неорганической и органической химии, построенные на идеях зависимости свойств веществ от их строения, представляют особенно широкие возможности для использования методов проблемного обучения. Поэтому изучение всего основного содержания предмета можно построить как систему познавательных проблем и способов их решения, но масштабы проблем будут различны. Одни из них широкого плана, и решению их подчиняется изучение отдельных тем или целых разделов химии, другие более узкие, охватывающие содержание нескольких уроков или одного, являющиеся ступенями к решению более общих проблем.
Использование методов проблемного обучения, по моему мнению, следует начинать уже на первом году обучения химии, то есть с седьмого класса. С первых уроков учащиеся знакомятся с основными химическими понятиями и законами, расширяют знания о строении веществ и их свойствах. Таким образом, оперируя основными положениями «Атомно-молекулярного учения», учащиеся достаточно активно участвуют в решении проблемных вопросов и задач при изучении основных законов химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества и других.
Например, урок «Закон сохранения массы веществ». Проблемная задача мною ставится в форме демонстрационного опыта: в замкнутой системе взвешиваются вещества, вступающие в реакцию, растворы сульфата меди (II) (CuSO4) и гидроксида калия (m1) (KOH) и образующиеся в результате реакции вещества, гидроксид меди (II) (Cu(OH)2) и раствор сульфата калия (m2) (K2SO4); по одному из признаков протекания реакций учащиеся убеждаются в том, что химическая реакция прошла - выпал осадок голубого цвета. Результаты взвешивания веществ до и после реакции подтверждают закон сохранения массы веществ. Учащиеся стоят перед решением проблемной задачи: почему m1=m2? Благодаря актуализации ранее полученных знаний о строении веществ, учащиеся сравнительно легко приходят к следующему выводу: m1=m2, так как атомы и их количество в результате химических превращений не изменяются, а только соединяются по-другому с образованием новых веществ.
Очень часто для решения проблемных ситуаций на уроке требуется от учащихся привлечения не только ранее изученных внутрипредметных связей, но и межпредметных связей (природоведение, биология, физика и др.). Например, уроки по круговороту веществ в природе. При изучении вопроса о круговороте кислорода в природе я ставлю проблемный вопрос: «Почему запасы атмосферного кислорода остаются на постоянном уровне (21% по объёму), не смотря на огромный расход этого вещества в различных процессах (дыхание, горение)? Используя сведения о кислороде, полученные на уроках биологии и химии, учащиеся приходят к выводу о том, что постоянное содержание кислорода в атмосфере является следствием равновесия двух процессов противоположных по действию, так как продукты одного процесса служат исходными веществами для другого, это окисление (дыхание, горение) и фотосинтез.
Заключение
Опираясь на свой опыт и источники информации, можно сделать следующие выводы:
– современные педагогические технологии направлены на главную фигуру школы – ученика. Для выбора технологии требуется понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать образовательные технологии, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о желаемом результате.
– самым продуктивным и оптимальным для решения учебных, педагогических и воспитательных задач урока является использование активных методов обучения.
– использование современных педагогических технологий даёт положительный результат в педагогической деятельности. Применение данных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень мотивации, информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение.
Литература
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Просвещение-АСТ, 1994. – 362 с.
Батурин С.О., Современные инновационные технологии в школьном образовании, – http://www.sch130.nsc.ru/people/staff/sovet/BaturinSO_170308.rtf.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
Вербицкий А.А. Активное обучение в школе: контекстный подход. – М.: Просвещение, 1991. – 218 с.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.
Головина Л.М. Активизация познавательной деятельности учащихся. – М.: Проспект, 2003. – 242 с.