kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы обучения, как способ взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое внимание,  я уделяю выбору наиболее эффективных методов обучения так как, считаю, что именно методы обучения являются способами взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся и направлены на достижение целей самообразования, воспитания и развития школьников в ходе обучения.

  В организации учебно–познавательной деятельности и  при  отборе учебного  материала    главное  внимание  уделяю  изучению  основных  фактов,  понятий,  законов,  теорий   химической науки.     Предъявляю   особые требования  к  умению  учащихся  применять  исходные  положения   химии для  самостоятельного  объяснения   химических  явлений,  результатов   химических опытов. Поэтому при формировании теоретических и фактических знаний у  учащихся на уроках химии и биологии я   в первую очередь применяю словесные методы (рассказ, лекция, беседа и так далее), для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам – наглядные (демонстрация опытов, показ приборов),  для развития практических умений и навыков практические методы (проведение лабораторных и практических работ ).  Обобщая материал   по теме «Выбор оптимальных методов обучения» я разработала схему рационального применения различных методов обучения:

При решении каких задач этот метод наиболее успешен

При каком содер-жании учебного

материала рацио-

нально применять этот метод

При каких особенностях учащихся применим этот метод

Какие возмож-ности должен иметь учитель для использования

данного метода

Словесные методы

При формировании теоретических и фактических знаний

Когда материал носит преимуще-

ственно теоретико-информационный характер

Когда учени-ки готовы к усвоению словесной информации

Когда учитель владеет этим методом лучше, чем другими

Фамилия        Жохова

Имя                 Татьяна

Отчество         Евгеньевна

Наглядные методы

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам

Когда содержание может быть представлено средствами наглядности

Когда наглядные средства доступны ученикам данного класса

Когда учитель располагает

необходимыми наглядными

пособиями

Практические методы

Для развития практических умений и навыков

Когда содержание включает практические упражнения

Когда учени-ки готовы к выполнению практических заданий

Когда учитель располагает

пособиями для организации практических занятий

Репродуктивные методы

При формировании знаний и навыков

Когда содержание слишком сложно или весьма просто

Когда учени-ки не готовы к проблемно-му изучению этой темы

Когда учитель не имеет времени на изучение темы

Поисковые методы

Для развития самостоятельности мышления, твор-ческих умений

Когда содержание имеет средний уровень сложности

Когда учени-ки готовы к проблемному изучению данной темы

Когда учитель  имеет время на проблемное   изучение темы

Индуктив-ные методы

Для развития умений обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения

Когда содержание темы изложено в учебнике индуктивно

Когда учени-ки готовы к индуктивным рассуждениям

Когда учитель владеет индуктивными методами обучения

Дедуктив-ные методы

Для развития умений осуществлять дедуктивные умозаключения

Когда содержание темы изложено в учебнике дедуктивно

Когда учени-ки готовы к дедуктивным умозаключе-ниям

Когда учитель владеет дедуктивными методами обучения

Методы самостоя-  тельной работы

Для развития самостоятель-ности в учебной деятельности

Когда доступен материал

Когда учени-ки готовы к самостоятель-ному изуче-нию темы

Когда имеются материалы  для самостоятельной работы учеников

Я стараюсь научить учащихся самостоятельно работать с книгой, вырабатывая при этом  навыки и умения активно добывать знания, выделять главное, доказывать, обобщать. Положительные результаты дает применение

Фамилия        Жохова

Имя                 Татьяна

Отчество         Евгеньевна

 

технологии уровневой дифференциации и индивидуализации обучения учащихся.      

  Стремясь  активизировать учебный процесс, я применяю  интегрирование с географией по теме: «Углерод в полезных ископаемых», биологией  по темам: «Белки как биополимеры», «Нуклеиновые кислоты»,  «Биологически активные вещества», а так же активные формы работы (уроки-КВН, уроки-брейн-ринги, уроки-семинары, деловые игры). Приведу пример интегрированного урока по теме « Об аминокислотах и белках»

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы обучения, как способ взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся»

Методы обучения, как способ взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся

Особое внимание, я уделяю выбору наиболее эффективных методов обучения так как, считаю, что именно методы обучения являются способами взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся и направлены на достижение целей самообразования, воспитания и развития школьников в ходе обучения.

В организации учебно–познавательной деятельности и при отборе учебного материала главное внимание уделяю изучению основных фактов, понятий, законов, теорий химической науки. Предъявляю особые требования к умению учащихся применять исходные положения химии для самостоятельного объяснения химических явлений, результатов химических опытов. Поэтому при формировании теоретических и фактических знаний у учащихся на уроках химии и биологии я в первую очередь применяю словесные методы (рассказ, лекция, беседа и так далее), для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам – наглядные (демонстрация опытов, показ приборов), для развития практических умений и навыков практические методы (проведение лабораторных и практических работ ). Обобщая материал по теме «Выбор оптимальных методов обучения» я разработала схему рационального применения различных методов обучения:


При решении каких задач этот метод наиболее успешен

При каком содер-жании учебного

материала рацио-

нально применять этот метод

При каких особенностях учащихся применим этот метод

Какие возмож-ности должен иметь учитель для использования

данного метода

Словесные методы


При формировании теоретических и фактических знаний


Когда материал носит преимуще-

ственно теоретико-информационный характер


Когда учени-ки готовы к усвоению словесной информации


Когда учитель владеет этим методом лучше, чем другими


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


Наглядные методы

Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам

Когда содержание может быть представлено средствами наглядности

Когда наглядные средства доступны ученикам данного класса

Когда учитель располагает

необходимыми наглядными

пособиями

Практические методы

Для развития практических умений и навыков

Когда содержание включает практические упражнения

Когда учени-ки готовы к выполнению практических заданий

Когда учитель располагает

пособиями для организации практических занятий

Репродуктивные методы

При формировании знаний и навыков

Когда содержание слишком сложно или весьма просто

Когда учени-ки не готовы к проблемно-му изучению этой темы


Когда учитель не имеет времени на изучение темы

Поисковые методы

Для развития самостоятельности мышления, твор-ческих умений

Когда содержание имеет средний уровень сложности

Когда учени-ки готовы к проблемному изучению данной темы

Когда учитель имеет время на проблемное изучение темы


Индуктив-ные методы

Для развития умений обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения

Когда содержание темы изложено в учебнике индуктивно

Когда учени-ки готовы к индуктивным рассуждениям

Когда учитель владеет индуктивными методами обучения

Дедуктив-ные методы

Для развития умений осуществлять дедуктивные умозаключения

Когда содержание темы изложено в учебнике дедуктивно

Когда учени-ки готовы к дедуктивным умозаключе-ниям

Когда учитель владеет дедуктивными методами обучения

Методы самостоя- тельной работы

Для развития самостоятель-ности в учебной деятельности

Когда доступен материал

Когда учени-ки готовы к самостоятель-ному изуче-нию темы

Когда имеются материалы для самостоятельной работы учеников


Я стараюсь научить учащихся самостоятельно работать с книгой, вырабатывая при этом навыки и умения активно добывать знания, выделять главное, доказывать, обобщать. Положительные результаты дает применение

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна



технологии уровневой дифференциации и индивидуализации обучения учащихся.

Стремясь активизировать учебный процесс, я применяю интегрирование с географией по теме: «Углерод в полезных ископаемых», биологией по темам: «Белки как биополимеры», «Нуклеиновые кислоты», «Биологически активные вещества», а так же активные формы работы (уроки-КВН, уроки-брейн-ринги, уроки-семинары, деловые игры). Приведу пример интегрированного урока по теме « Об аминокислотах и белках»

Об аминокислотах и белках

(интегрированный урок)

Цель урока: сформировать понятия о белках и биополимерах, раскрыть значение белков для живых организмов.


Ход урока:

В начале урока учащиеся выступают с сообщениями «Строение и специфические реакции аминокислот» и «Классификация аминокислот» (по 2-3 минуты), а затем с сообщением «Биологическая роль аминокислот. Незаменимые аминокислоты» (3-5 минут).

Далее рассматриваем связи, которые могут образоваться между молекулами аминокислот: ионные (образование внутренней соли – биполярного иона; характерны для кристаллического состояния); дисульфидные (образование молекулы цистина соединением двух молекул цистеина дисульфидным мостиком - s-s- с последующим окислением); водородные (возникают при растворении аминокислот в воде); пептидные (образуются при конденсации молекул).

Свойства аминокислот иллюстрирую демонстрационными опытами. К соляной кислоте добавляем метилоранж, затем глицин – раствор

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


обесцвечивается. Аналогично добавляем глицин к подкрашенному фенолфталеином раствор гидроксида натрия. Раствор обесцвечивается. Вывод: амфотерность аминокислот обусловлена присутствием групп NH2 и

COOH.

Затем переходим к обобщению знаний о белках.

Учащиеся работают с учебниками химии и биологии (10 минут), заполняют таблицу «Структуры белка»:


Структура белка

Связи поддерживающие её

Примеры





Анализируя способы классификации белков (по составу и структуре), используем материал таблиц «Простые белки», «Сложные белки» и схему:


«Простые белки»


Название

Свойства

Пример

Альбумины

Нейтральны, растворимы в воде и разбавленных растворах солей

Яичный альбумин, альбумин сыворотки крови

Глобулины

Нейтральны, нерастворимы в воде и разбавленных растворах солей

Антитела, фибрин

Гистоны

Основные, растворимы в воде, нерастворимы в разбавленном водном растворе аммиака

Ядерные белки

Склеропротеины

Растворимы в большинстве растворителей

Кератин, коллаген, эластин



Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна




«Сложные белки»


Название

С чем связан

полипептид

Пример

Фосфопротеиды

Фосфорная кислота

Казеин , вителлин яичного желтка

Гликопротеиды

Углеводы

Муцин слюны

Нуклеопротеиды

Нуклеиновые кислоты

Белки вирусов, хромосом, рибосом

Хромопротеиды

Пигменты

Гемоглобин, фитохром

Липопротеиды

Липиды

Белки мембран


Белки

Фибриллярные Промежуточные Глобулярные


Наиболее важна фибриллярные, но наиболее важна

вторичная структура, растворимые в воде третичная структура,

нерастворимы в воде, (фибриноген) растворимы с образованием

обладают большой коллоидов (ферменты,

механической проч-

ностью, выполняют

структурные функции

(миозин, коллаген,ке-

ратин, фиброин)


Далее выступает учащийся с сообщением «Физические свойства белков» (2 минуты). Демонстрирую эффект Тиндаля в растворе белка. Вывод: растворы белков имеют коллоидную природу. Рассматриваем способность белков к денатурации. Учащиеся выполняют лабораторный опыт «Действие различных реагентов на белок». Они исследуют влияние на белок растворов солей тяжелых металлов, кислот, формалина, высокой температуры.

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


Обсуждаем информацию о состоянии белков организма при воздействии на них агрессивных агентов окружающей среды и значение денатурации белка при пищеварении.

Затем учащиеся выполняют лабораторный опыт «Обнаружение белков в растворах с помощью цветных качественных реакций». Обращаемся к таблице «Биологическая роль белков».

«Биологическая роль белков»


Класс белков

Примеры

Локализация / функция

Структурные

Коллаген,

Склеротин

Кератин

Эластин

Мукопротеины

Белки оболочки виру-сов

Соединительная ткань

Наружный скелет насекомых

Кожа, перья, ногти, рога

Связки

Слизистые секреты

«Обертка» нуклеиновой кислоты

Ферменты

Трипсин


Рибулозодифосфат-карбоксилаза

Катализ гидролиза белков


Участие в фотосинтезе

Гормоны

Инсулин

Регуляция обмена глюкозы

Транспортные белки

Гемоглобин

Гемоцианин

Миоглобин

Транспорт кислорода

То же у беспозвоночных

То же в мышцах

Защитные белки

Антитела



Фибриноген,

тромбин

Образование комплексов с инородными белками


Свертывание крови

Запасные белки

Яичный альбумин


Казеин

Белок яйца


Белок молока

Сократительные

белки

Миозин, актин

Нити миофибрилл

Токсины

Змеиный яд, дифтерийный токсин



Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна

Учащийся выступает с сообщением «Превращение белков в организме человека»(2 минуты) и «Белки – ферменты». За ними следуют лабораторные опыты «Влияние пероксидаз, содержащихся в мясе, на раствор пе5роксида водорода» и «Влияние белков – ферментов слюны на крахмал и углеводы хлеба».

Завершает урок проверочная работа, которую можно взять ,например, из пособия: Зуева М.В.; Гара Н.Н. Проверочные и контрольные работы по химии.


Формирование положительной мотивации

в обучении химии

С целью формирования положительной мотивации учащихся, в обучении химии, мною используются различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные химические задачи, дидактические игры, загадки, химические диктанты, тесты разного типа, химические сочинения, индивидуальные домашние задания, выполнение лабораторно- практических работ. Подробнее остановлюсь на использовании дидактических игр, так как их использование остается актуальным и в настоящее время. Дидактические игры – специально созданные игры, в ходе которых реализуются учебные и игровые цели , которые проводятся в рамках определенных игровых правил и по соответствующему сюжету. Основная их задача состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса учащихся к уроку и придания ему эмоциональной окраски. Учебные игры должны соответствовать определенным педагогическим требованиям: основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся, вызывать у них положительные эмоции, учитывать возрастные особенности учащихся, включать элемент соревновательности


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


между командами или отдельными участниками. В своей практике я использую, как сюжетные игры (деловые и ролевые игры, игры – путешествия), так и игры с раздаточным материалом (ребусы, загадки, шарады, игры-тренажеры – «третий лишний», «крестики – нолики», химические домино и лото).

В качестве примера учебных игр, которые я использую на уроках, приведу химическое лото по теме «Физические и химические явления».

Цель игры – закрепление знания признаков химических реакций, умения определять физические и химические явления, развитие умения логически правильно и связно обосновывать свое мнение.

Правила игры: необходимы 15 больших карточек ( по числу парт в классе) и 60 маленьких. Все большие карточки разбиты на 4 части. Их раздают по одной на парту (для работы учащихся в парах). На маленьких карточках написаны примеры физических и химических явлений (по одному примеру).ведущий выбирает одну из карточек и читает то, что на ней написано. Игрок, у которого на большой карточке указано соответствующее явление, объясняет, физическое оно или химическое. При правильном ответе он получает маленькую карточку и закрывает соответствующий участок большой. При неправильном ответе карточка изымается из игры. Выигрывает та пара учащихся, у которой большая карточка будет полностью закрыта.

Примеры больших карточек.


Образование налета на медных изделиях

Движение маятника часов

Горение угля

Закипание чайника

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна



Образование накипи на стенках чайника

Плавление олова

Свечение электрической лампочки

Брожение варенья


Гниение пищевых отходов

Выпадение росы

Распространение запаха уксусной кислоты

Приготовление яичницы


Приведу несколько примеров игровых моментов, используемых мною на уроках.

Задание №1. Химические элементы окружают нас повсюду. Попробуйте назвать химические элементы, соединив первые слоги предложенных вам слов

Сено – рана (сера)

Фосфат – форма (фосфор)

Семечки – лента (селен)

Зола – лопата – товар (золото)

Азбука – отряд (азот)

Задание №2. Знания географии, как никогда необходимы для выполнения следующего конкурса. Какие реки спрятаны в названиях химических элементов

ПОЛОНИЙ, НИЛЬСБОРИЙ, ИНДИЙ, РАДОН

А в честь каких стран названы следующие химические элементы

АМЕРИЦИЙ, ГЕРМАНИЙ, ГАЛЛИЙ, РУТЕНИЙ

Задание №3. В повседневной жизни человек с недоверием относится к


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


химическим веществам, хотя сам знает о них куда больше, чем ему кажется. Предлагаю вам игру «Веришь – не веришь». Все вы знаете вещество кислород:

- Верите ли вы, что его химический символ О

- Верите ли вы, что он входит в состав воздуха

- Верите ли вы, что молекулярный состав кислорода О3

- Верите ли вы, что кислород газ

- Верите ли вы, что человек дышит чистым кислородом

- Верите ли вы, что кислород может быть жидким


Задание №4. Загадки на определение химических веществ.


Чтоб появиться я сумел, прокаливают белый мел

Меня дает огонь в печи и пламя маленькой свечи

И стоит только сделать вдох, чтоб я на свет явиться мог

Я в газированной воде, я в хлебе, соде, я везде

Думаю узнал весь класс, это – … (углекислый газ)


Он идет на сковородки да узорные решетки

Он совсем, совсем не ловок, не воспитан и не ковок

Хрупок, ломок, словно лед и тяжел как бегемот

Но не врун и не болтун, работяга – друг…(чугун)


Хотя я соль, но под водой вас удивлю своей средой

Посуду мыть, стирать белье могу и это не вранье.

Есть у меня сестра одна она изжогу вылечить должна

Кто знает свойств моих природу, ответит сразу кто я …(сода)


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


Иду на мелкую монету в колокола люблю звенеть

Мне ставят памятник за это, все знают имя мое. . .(медь)


Из глины я обыкновенной, и на редкость современный,

Не боюсь электротока, хозяйкам на кухне служу я без срока

Бесстрашно в воздухе лечу, мне все задачи по плечу

Горжусь своим я именем, зовусь я…(алюминием)


Он с морской капустой дружит и лекарством людям служит

Знает млад и стар народ, коль ушиб то нужен…(иод)


Я конечно, очень нужен, без меня не сваришь ужин

Не засолишь огурца и не сваришь холодца

Я не только лишь в еде, еще живу в морской воде

Если льет слеза из глаза, вкус припомните вы сразу

Не возникнет в зале спор, знают все, что это…(соль)

Кто догадлив, говорит это…(натрия хлорид)


Задание №4. Перевести на понятный всем язык знакомые выражения:

Не все то аурум, что блестит.

Белый, как карбонат кальция.

Феррумный характер.

Слово аргентум, молчание аурум.

За купрумный грош удавился.

Много Н2О утекло.

Одним из наиболее эффективных средств побуждения познавательного интереса у учащихся, развития их самостоятельности является хорошо

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


организованная игра, поэтому я стараюсь ввести в урок игровые моменты,

что позволяет, не насаждая своих требований, так организовать совместный поиск нового в процессе познания, что любой ученик, оценивая себя и своего товарища по коллективной работе, верит в собственные силы и в свою индивидуальность.

В обучении химии важно не только стремиться к выявлению и оценке наличного состояния мотивационной сферы, но и формировать новые мотивы путем установки новых целей, обогащения учения более глубоким смыслом и более зрелыми эмоциями. Для этого необходимо использовать творческие познавательные задания, необходимые для формирования мотивов творческой деятельности.

Развитие творческого мышления учащихся

Поскольку школьные годы – это годы становления личности, то моя главная задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности учащихся . Один из способов развития творческого мышления – включение в содержание учебно– воспитательного процесса заданий творческого характера: проблемные задачи и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности: в научном поиске, руководящей работе, работе с детьми. А решение творческих задач на уроках требует от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задачи подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, которые могут иметь один правильный ответ при различных вариантах решений; экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи на преобразование и проектирование опытов; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности, предполагающие поиск

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


неизвестного с помощью анализа через синтез. Это, по сути, замаскированные под задачи, реальные научные проблемы, и иногда за

условием в полстраницы кроется короткое решение.

Задача №1. Ученые изобрели аппарат для получения кислорода из воды. Аппарат запущен в широкое производство. Спрогнозируйте возможные изменения в природе?

Задача №2. Предположите, что произойдет, если на Земле исчезнет железо?

Задача №3. Натуральный мед содержит фруктозу и глюкозу. Предложите способ получения искусственного меда.


Развитию творческого мышления способствует постановка проблемы перед учащимися на уроке.


Гидролиз солей

(урок на основе проблемно-исследовательской технологии)


Цель урока: развивать у учащихся умения пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умения работать с таблицами, справочными материалами; развивать мышление, умения делать логические выводы; сформировать понимания практического значения гидролиза в природе и жизни человека.


Ход урока.


1 этап – Подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыт




Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна



Содержание урока

Формулы и методы

работы учителя

Виды деятельности учащегося

1. Опорные вопросы:

  • Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?


  • Что показывает степень электролитической диссоциации?



  • Как индикаторы изменяют свой цвет в кислотной ще-лочной среде?




  • Какие вы знаете индикаторы?



Фронтальный опрос в форме беседы.



Учащимся предложена таблица сильных и слабых электролитов.


Провести опыт.


Устные ответы на вопросы учителя.



Объяснение формулы у доски.

Запись на доске и в тетради.

Ученик проделы-вает опыт. Делается вывод о том, какие ионы отвечают за цвет индикаторов

2. Подготовка таблицы для заполнения данными хода эксперимента

Таблица 1 заранее нарисована на доске.

Построение таблицы в тетради

3. Проведение эксперимента учащимися под руководством учителя

Вместе с учащимися заносит результаты наблюдений в табли-цу на доске

Лабораторный опыт на исследо-вание изменений цвета лакмуса и фенолфталеина в водных растворах солей




2 этап – Проблемная задача, обсуждение в парах и группах класса. Ответ формулируется учащимися.


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


Учащиеся после проведения опыта заносят результаты в таблицу и делают самостоятельный вывод, что соли имеют кислую и щелочную реакцию.

Учитель задает вопросы:

1. Какие ионы окрашивают в красный цвет?

2. Какие ионы отвечают за цвет индикатора в щелочной среде?

3. Есть ли ионы в солях?

4. Является ли вода электролитом?

5. На какие ионы диссоциирует вода?

Учащиеся должны догадаться, что они исследовали водные растворы солей.

Учащиеся делают вывод, что вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогруппы, избыток которых изменяет цвет индикатора. Записывают в графу «Какие ионы» в следующей таблице:


Формулы солей

Лакмус

Фенолфталеин

Реакции

Какие ионы

AlCl3

Красный

_____________

Кислая

Н

Na2CO3

Синий

Малиновый

Щелочная

ОН

NaCl

Фиолетовый

_____________

Нейтральная

Н = ОН



3 этап - Самостоятельный поиск информации в таблице, составление упрощенной схемы гидролиза солей, вывод и определение понятия гидролиза по схеме.


На этом этапе урока демонстрируются упрощенные схемы


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


AlCl3

Что сильнее,

того и больше




Al(OH)3 HCl


Слабое основание


Кислая реакция



Учащиеся делают вывод и записывают определение, используя данную схему.

Соль образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеют кислую среду, так как в растворе избыток ионов водорода.


Аналогично составляют схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы.


Na2CO3

Что сильнее, того и больше



NaOH H2CO3


Сильное Слабая

основание кислота


Щелочная реакция


Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.


Далее ребята самостоятельно составляют аналогичную схему для хлорида натрия.

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна



4 этап – Формирование решения проблемы, обсуждение в группах и фронтальные ответы.


Обращаем внимание учащихся на то, что взаимодействие ионов соли с ионами воды приводит к наличию в растворах солей избытка ионов водорода или гидроксид-ионов. Делается вывод, что гидролиз – это реакция обмена между некоторыми солями и водой: «гидро»-вода, «лизис»-разложение.

Затем составляются уравнения диссоциации соли и воды, с помощью

которых доказывается получение избытка ионов и гидроксид-ионов.


AlCl3 ↔ Al + Cl


H2O ↔ H + OH


Al + 3Cl + H2O ↔ AlOH + 3Cl + H


Al + H2O ↔ AlOH + H2


Избыток ионов водорода дает соли кислую реакцию, поэтому лакмус краснеет

Na2CO3 ↔ 2Na + CO3


H2O ↔ H + OH


2Na + CO3 + H2O ↔ 2Na + HCO3 + OH


CO3 + H2O ↔ HCO3 + OH


Избыток гидрокид-ионов дает соли щелочную реакцию, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым.


5 этап – Закрепление изученного материала.


1. Выполнение заданий

Какую реакцию будут иметь водные растворы следующих солей:


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


1 вариант 2 вариант

а) нитрата цинка а) карбоната калия

б) сульфата калия б) сульфита натрия

в) сульфида натрия в) нитрата бария

Составьте упрощенную схему гидролиза этих солей .

Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.

2. Затем демонстрируем правильные ответы на эти вопросы, а учащимся предлагается поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки .

3. Просим поднять правую руку тех учащихся, которые получили 5 и 4 , и левую руку, которые получили 3.

4. Объективность поставленных оценок проверяется после урока при проверке домашнего задания.


6 этап – Подведение итогов.


Беседа с учащимися. Рассказ о большом практическом значении гидролиза для человека.

Проводится контроль результатов работы учащихся на уроке, проводится объяснение домашнего задания.

Я убеждена: совершенствуя форму и методы контроля знаний учащихся творчески подходя к каждому уроку, продумывая оптимальные варианты методов и приёмов их проведения, можно добиваться максимальной эффективности урока

Экологическое воспитание на уроках химии

Нельзя оставить без внимания вопросы экологического воспитания на уроках химии, так как в основе любых процессов, протекающих в организме и экосистеме, лежат химические реакции. Тем более важна роль химии при


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна

оценке влияния человека на конкретные экосистемы и биосферу в целом. На уроках мы с учащимися обсуждаем вопросы связанные с химическим загрязнением окружающей среды , знакомимся с методами мониторинга загрязнения и способами снижения его пагубного влияния на живые организмы, включая человека. Я предлагаю рассмотреть биосферные круговороты веществ и последствия влияния на них человека (усиление парникового эффекта, разрушение озонового экрана, трансграничный перенос загрязняющих веществ, кислотные дожди).

Содержание экологической составляющей обязательно должно быть встроенным в урок, так например, на уроке в 8 классе по теме «Экспериментальное подтверждение сложности строения атома» мы

рассматриваем свойство радиоактивности и ее влияние на организм, изучая

тему «Кислоты», уделяем внимание вопросам биологического значения

кислот и образованию кислотных дождей. На уроках в 9 классе, при изучении темы «Характеристика соединений серы» рассматриваем оксиды серы, как загрязнители атмосферы. Вопросы экологического воспитания многократно проходят через разные разделы химии с 8 по 11 класс с последовательным углублением и расширением содержания. Каждое новое обращение к вопросу опирается на актуализацию ранее полученных знаний. Экологическое воспитание успешно осуществляется в рамках внеурочной деятельности по предмету. Примером может служить данное мероприятие.

«Судный день»

Ведущий 1

Всем добрый день!

Вы думаете – добрый?


Ведущий 2

И может ли он добрым снова быть,

Когда, забыв о матери-природе,

Родную землю, перестав любить,


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна

Идет своими грозными шагами

По маленькой планете человек?


Ведущий 1

Шагает он лесами и полями

И губит жизнь лесов, полей и рек!

И перед ним склоняются вершины,

Гиганты - реки он пускает вспять.

На службе у него стоят машины.

Когда ж ему природу охранять?!


Ведущий 2

Он властелин! Он этим горд! Он важен!

Его стремлений властных не унять!

Позвольте ж молодому поколенью

В защиту жизни голос свой отдать!



Ведущий 1

День наступил… Он таинством наполнен.

Сегодня здесь увидите вы чудо


Ведущий 2

Сюда с Олимпа прибывают боги.

Они решат, как жить в дальнейшем будем


Ведущий 1

А братья наши меньшие здесь будут

Свидетельствовать против человека


Ведущий 2

Наш судный день вы помните отныне!

О нем скажите всем, кто будет рядом


Появляется «Артемида» и садится за стол с надписью обвинитель.

Артемида

К нам на Олимп, увы, доходят вести,

Что на Земле творятся беспорядки.

Как потревожить нас вы, люди, смели?!

Держать ответ вы будете сегодня!

Спустилась я с священного Олимпа,

Чтобы судить вас силою небесной,

Вы Землю довели до исступленья,

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна

Ее вы отравили для себя же!

К нам жалобы приходят ежечасно

От рыб и птиц, растений всевозможных.

Они твердят о том, что человеки

Бывают и не очень то разумны.

Сегодня суд. Я выслушать готова

Всех тех, кто дать захочет показанья

А после мы божественным решеньем

Определим вам меру наказанья.

Присяжные! Места свои займите

И от людей планету защитите


На сцену выходят присяжные – божества рангом пониже.

Присяжный 1

Судьбу свою вершили люди сами,

Пусть оправдаться пробуют словами



Присяжный 2

Мы им дадим возможность молвить слово

А не ответят – наказать сурово!


Присяжный 3

Как знать… Быть может даже дети эти

За глупость предков вовсе не в ответе?!


Артемида

По-моему, вы чересчур лояльны

Проблемы на Земле весьма глобальны

Я на людей отчаянно сердита

И предо мною нет у них защиты


Выскакивают бесы, с собой несут стол, на котором написано «Защита».

Артемида

Судить людей меня прислали свыше.

И что я вижу: у людей есть «крыша»


Бес 1

Вы лучше нас сейчас не обзывайте,

А слово молвить про людишек дайте



Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна

Бес 2

Приятно видеть нам из «Демон – гриля»,

Как люди всю природу отравили.


Бес 3

Поклясться я могу своим копытцем,

Что дети в школах не хотят учиться


Бес 4

И очень часто взрослые уроды

Бесцельно губят красоту природы


Все вместе

А тем из вас, кто не взлюбил ученье

Путевки дарим в наше заведенье


Артемида

Как оказалось, дело здесь сложнее…

Что ж, кроме правды, может быть важнее?

Присяжный 1

Средь заявлений против человека

Мы отобрали те, в которых горечь века.


В зал приглашается первый свидетель по делу человека.

Входит Дед Мороз с заплаканной елочкой желтого цвета.

Дед Мороз

Вот незадача! Вот беда какая:

Обидел елку горе-человек…

Грустит она, а хвоя облетает

Не долог этой елки будет век.


Ёлка

И летом, и зимой желтеет хвоя,

Иголки облетают, словно снег…

Наказана, скажите мне, за что я?

Ответь – за что? За что – могучий человек!


Артемида

Елочка! Я знаю, кто виноват в твоих бедах – это оксид серы SO2 .

Его излишнее присутствие в атмосфере вредит и человеку: раздражает носоглотку, глаза, ткани легких. А в растениях фотосинтез идет в полтора – два раза медленнее, разрушаются хлоропласты. Особенно чувствительны к этому веществу хвойные деревья, у них желтеет и опадает хвоя.

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна

Ёлка

Да откуда же он взялся, этот оксид на мою голову, то есть на мою хвою?


Присяжный 2

Избыток сернистого газа в атмосфере возникает по вине человека, неправильно спланировавшего химические производства и постоянно поджигающего большие городские свалки


Присяжный 3

Приглашаем следующего свидетеля.


Появляются, танцуя, микробы и вирусы.

Микроб 1

Вы в колодце взяли пробы?

Познакомьтесь: мы микробы.

Нас все больше, мы сильней.

Очень любим мы людей

Микроб 2

В этой славной, грязной луже,

Что зовете морем вы,

Тиф, чума, холера дружат,

И никто из них не тужит –

Все здоровы и бодры!


Микроб 3

Люди нежно нас растили:

Грязь копили, берегли,

Все отходы в реки лили.

Как они нам помогли!


Микроб 4

Мы в защиту человека

Голоса отдать хотим

Этот век стал нашим веком,

Ах, спасибо человеку!

Извините! Мы спешим!


Артемида

Коль человеку с ними жить приятно.

Мне нужно срочно улетать обратно!




Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна

Присяжный 1

Письмо от коллективных насекомых,

Я полагаю хорошо знакомых



Бес 1

Последствий предсказать я не берусь,

Но интересно, чем встревожен гнус?


Артемида

Сюда впустите группу обвиненья,

Она нам продиктует заявленье


Выходит группа насекомых

Артемида

До чего ж лихие челки!

Вы откуда чудо-пчелки?


Пчела 1

Работаю вечно, в любую погоду.

Недаром зовут меня «фабрикой меда»

Есть много проблем у пчелы в этом веке,

Повинны во многих из них – человеки.


Пчела 2

Поля от нитратов изрядно устали,

Цветы распускаться на них перестали.

Вы любите с ложечки меда поесть?

Так дайте же полю нормально отцвесть.


Муравей 1

Люди мира дайте же нам руку,

Прекратите темной силы пир.

Сохраните для детей и внуков

Наш зеленый, светлый, добрый мир!


Муравей 2

Оглянитесь – засыхают реки,

Облетают летом тополя.

Но спокойно смотрят человеки

Как от боли корчится Земля


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


Муравей 3

Тут и там рождаются мутанты,

Стал для нас кошмаром этот век.

На Земле живешь ты квартирантом,

А не добрым другом человек!


Артемида

Со мною вместе слушали вы речи

Свидетелей и малых и больших

О том, как ныне человек беспечен,

О том, как много ныне бед земных

Присяжные! Пусть приговор суровый

Сегодня как набат здесь прозвучит.

Пусть человек дрожит как лист кленовый!

Оправдываться поздно! Пусть молчит.


Присяжный 1

Заслуживает смерти?


Присяжный 2

Нет, напротив – жизни!

Обязан он с Землею вместе жить!

Есть огурец, наполненный нитратом,

Всегда отравленную воду пить.


Присяжный 3

Гулять в лесах, где все исчезли звери,

И слушать птиц, включив магнитофон…

От ураганов прятаться за двери,

Боясь услышать вновь природы стон!


Артемида

Да будет так!


Все участники по очереди


Человек! Ты стоишь над пропастью,

Не почувствовав, видимо, это.

Небо рвешь ты стальною лопастью,

Запускаешь на Марс ракеты.

Оглянись на свои творения – небоскребы, заводы, дворцы…

Мир безумный, бездушный, в безверии

Оставляют детям отцы!

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна

Грустно мне размышлять о будущем –

Что увидят окрест мои внуки

У кого же просить нам помощи?

Кто на зов наш протянет руки?

Пыль дорог, дымовая завеса

И бездушный асфальт площадей…

Попросите защиты у леса,

Сохраните здоровье людей!

Наша милая малая Родина!

Как сберечь тебя и защитить?

Что б кивала, как в детстве, смородина,

Мало просто ее любить!


Мероприятие заканчивается песне «Отчего так в России березы шумят…» группы «Любэ»


Внеклассная работа по предмету


Ежегодно участвуя в проведении предметной декады (открытые мероприятия, химические игры, решение кроссвордов, ребусов, выпуск

стенных газет), могу сделать вывод, что такая форма работы не просто развлекательна, она имеет большую познавательную ценность, поскольку при подготовке и во время проведения таких мероприятий, а также при обсуждении их итогов можно решить целый комплекс образовательных и

воспитательных задач, например, сформировать устойчивый интерес к химии, расширить и углубить знания школьников по данной теме, показать разнообразие использования химических знаний на практике, помочь учащимся найти дорогу к научным и техническим идеям, научить их работать самостоятельно.

Не секрет, что подростков привлекают различные соревнования, поэтому чаще всего в рамках тематической недели проводятся мероприятия в виде конкурсов, на которых школьники учатся творчески мыслить, быстро ориентироваться в новых ситуациях, находить правильные и остроумные ответы. Для слабо подготовленных учеников такие конкурсы могут стать

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна

первыми шагами на пути к овладению химией, а систематическое проведение мини – КВН, блиц – турниров в течение всего учебного года вызывает у учащихся интерес к изучению следующей темы: они знают, что опять состоится соревнование, на котором можно выступить лучше, чем на предыдущем, и принести команде больше очков. Практика показала, что учащиеся активно включаются в умственную деятельность при проведении таких соревнований, все они без исключения стремятся понять и осмыслить конкурсные задания. Большинство учащихся мысленно отвечают на вопрсы, затем сравнивают свое мнение с ответом выступающего, с большим интересом заслушивают пояснения к ответу, который дает учитель. Все это способствует дальнейшему углублению знаний . В качестве примера приведу разработку мероприятия «Устами младенцев» о веществах»

Фрагменты этой игры могут быть использованы на уроках с восьмиклассниками.

1 этап «Рассуждалки»


Команды по очереди слушают рассуждения младших школьников о веществах и через 5 с дают ответы. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Если ответ не верный, то право ответа переходит следующей команде и в случае правильного ответа она получает дополнительные 0,5 балла.

2 этап «Загадалки»

За минуту необходимо отгадать наибольшее число химических элементов, загаданных тремя фразами. За каждый отгаданный элемент команда получает 1 балл. Приведу некоторые примеры заданий.

  • Используется в производстве спичек.

  • Простое вещество – неметалл, имеет желтый цвет

  • По – латыни Sulfur. (Сера.)

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна

  • Входит в состав ювелирных сплавов.

  • Простое вещество – благородный металл желтого цвета

  • По – латыни Aurum. (Золото.)

3 этап «Объяснялки»

Каждая команда слушает вопрос «юного химика», записанный на видеокамеру, и через 20 с отвечает на него. За правильный ответ – 1 балл.

  • У меня есть три металлические пластинки: одна серебристо-белого цвета, легкая, хорошо гнется; вторая – потяжелее, гнется хуже, не блестит; третья – красно-розового цвета. Что это за металлы? (алюминий, свинец, медь.)

  • Передо мной стоят три пронумерованные пробирки с бесцветными

прозрачными жидкостями. В первую приливаю содержание второй,

появляется малиновое окрашивание. Затем туда же приливаю

содержимое третьей пробирки, происходит обесцвечивание. Какие

вещества были в пробирках? (Щелочь, фенолфталеин, кислота)

В конце игры выявляется команда – победительница.


Работа с видеофильмом на уроке химии

Видеофильмы позволяют реализовать принцип развивающего обучения, основной задачей которого является формирование у школьников активного самостоятельного. Творческого мышления. Развитию мышления помогает применение давно-давно известного метода передачи знаний путем подведения учащихся к самостоятельным выводам из известных фактов. Различные виды вопросов, противопоставления и сравнении, использование контробразов и контрпримеров, задач над которыми надо задуматься, но которые можно решить собственными силами, - все это побуждает, а затем и приучает школьников к самостоятельным обобщениям проанализированных

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


примеров.

Важным средством активизации мышления является система вопросов, используемая учителем во время объяснения. Большое для активизации мыслительной деятельности имеет включение в рассказ или объяснение учителя элементов беседы, обсуждения, то есть постановка вопросов учащимся. Это и вопросы, которые мобилизуют у школьников уже имеющиеся знания и помогают связать старый материал с новым, и вопросы, с помощью которых вводятся в употребление новые формируемые на уроке понятия или выявляется усвоение новых знаний. Но глдавное – это вопросы требующие рассуждения, обсуждения фактов и оценки.

Перед началом демонстрации фильма ученики получают листы с перечнем вопросов, на которые они должны дать ответы после просмотра, что способствует концентрации и активизации внимания.

Во время показа фильма делаются остановки, и ученикам предлагается: ответить на вопросы, сформулировать правила, дать определение, выдвинуть гипотезу, аргументировано изложить свою точку зрения, сравнить вещества или явления, выявить причинно-следственные связи и так далее.

После просмотра фильма устные ответы на вопросы к нему позволяют осуществить первичную проверку знаний, определить эффективность процесса обучения, обнаружить пробелы в воспитании и осмыслении знаний и действий. Это позволяет учителю и ученику оценить качество усвоения нового материала своевременно скорректировать деятельность по ликвидации выявленных пробелов.

Это и есть обучающе-технологический аспект интегрированного обучения.

Немаловажен и иллюстративно-содержательный аспект, когда зрительное восприятие более полноценно, чем речь учителя или текст учебника. Современный курс химии включает вопросы электронной природы

Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна


химической связи и стереохимии, позволяющие глубже понять зависимость свойств от строения. Традиционные дидактические средства не дают четкого представления о формах и способах перекрывания электронных орбиталей, распределения электронной плотности, не позволяют показать явления в динамике. Эти проблемы успешно решаются при использовании на уроках учебных видеофильмов.

Использование видеофильмов позволяет реализовать межпредметные связи химии с другими науками. Видеоматериалы способствуют восприятию и усвоению учебного материала, развитию воображения у учеников.

Активизация мыслительной деятельности достигается с помощью проблемных вопросов, использование приемов сравнения, выявления аналогий и причинно-следственных связей. Все это расширяет кругозор и эрудированность ученика; формирует компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на умении получать знания из различных источников.

Интегрированный подход в обучении с использованием видеофильмов позволяет учащимся осваивать различные виды деятельности: организаторскую, проектную, мыслительную, информационно-коммуникативную, оценочную (деятельностная культура учения), фокусом которых являются процессы самоорганизации и саморазвития личности.


Предпрофильная подготовка

В рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов мною была разработана программа по химии для модульной группы «Химические вещества в сельском хозяйстве». Данный курс предназначен для того, чтобы учащиеся смогли определиться в выборе профессии связанной с отраслью химической науки, а достигнуть этого можно только в том случае если у


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна

учащихся будет непосредственный интерес к предмету желание и стремление изучать химию в старших классах. Целями и задачами данной программы являются следующие положения:

  • Ознакомление учащихся с основными направлениями химизации сельского производства и выявление путей решения продовольственной проблемы.

  • Формирование у учащихся понятия воспитания осознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и навыков подготовки к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями.

  • Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.

  • Воспитание экологической культуры учащихся.

Содержание программы включает в себя 4 части на обучение которых отводится 17 часов.

    • Удобрения и их классификация (8 часов).

    • Химические средства защиты растений (3 часа).

    • Основные направления химизации сельского хозяйства

(4 часа).

    • Химико-экологические проблемы в сельском производстве (2часа).


На своих уроках я обеспечиваю реализацию базисного учебного плана и обязательного минимума образования; постоянно совершенствую свои знания, используя методическую литературу по предмету.


Фамилия Жохова

Имя Татьяна

Отчество Евгеньевна





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методы обучения, как способ взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся

Автор: Жохова Татьяна Евгеньевна

Дата: 01.01.2016

Номер свидетельства: 271557

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Педсовет «Педагогические условия внедрения исследовательских методов в проблемное обучение»"
    ["seo_title"] => string(101) "piedsovietpiedaghoghichieskiieusloviiavniedrieniiaissliedovatielskikhmietodovvprobliemnoieobuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "283265"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453810181"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Построение урочных и внеурочных занятий по МХК с применением интерактивных методов обучения. "
    ["seo_title"] => string(109) "postroieniie-urochnykh-i-vnieurochnykh-zaniatii-po-mkhk-s-primienieniiem-intieraktivnykh-mietodov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "107086"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403165328"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "КЕЙС - МЕТОД "
    ["seo_title"] => string(14) "kieis-mietod-1"
    ["file_id"] => string(6) "217434"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433346892"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Презентация для педагогов ДОУМетодическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(132) "priezientatsiiadliapiedaghoghovdoumietodichieskoiesoprovozhdieniiepiedaghoghovpopovyshieniiuurovniakompietientnostivusloviiakhfgosdo"
    ["file_id"] => string(6) "292840"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455360710"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства