kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методичка "Развивающие задания по химии для учащихся 8 класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит задания для учащихся 8 класса по темам: "Количество вещества. Расчеты по химическим формулам", "Основные классы неорганических соединений". Задания рассчитаны на учащихся с разным уровнем компетентности по химии. Их можно использовать на разных этапах уроках, для индивидуальной работы, парной, групповой, коллективной. Есть задания обучающие и контролирующие, репродуктивного и частично поискового характера. Пособие могут использовать как учащиеся так и учителя в своей работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методичка "Развивающие задания по химии для учащихся 8 класса"»


Библиотека учителя химии





Рыбалко Т.А.

Развивающие задания к урокам химии

8 класс

















Предисловие



Пособие содержит задания для учащихся 8 класса по темам: «Количество вещества. Расчеты по химическим формулам», «Основные классы неорганических веществ».

Задания рассчитаны на учащихся с разным уровнем компетентности по химии, их можно использовать для индивидуальной, парной, групповой работы. Есть задания обучающего и контролирующего характера, репродуктивные и частично поисковые.



Количество вещества. Постоянная Авогадро.





Вариант

Формула

вещества

Количество

вещества

, моль

Число молекул

Число атомов

К

S

О

I.

K2 SO4

1,5.






П.

NaNO3

2


Na

N

O




Ш.

Са(ОН)2

3,5


Са

О

Н




IV.

Н3РО4

2,5


Н

Р

О








Молярная масса.

1. Вычислить массу, которую составляет:

а) 0,2 моль оксида купрума (П).

б) 0,5 моль оксида феррума (П).

2. Вычислить количество вещества в:

а) 7г железа; 500г мела СаСО3;

б) 16г меди; 10кг питьевой соды NaHCO3.

3. а) Где содержится больше молекул – в 100г О2 или в 100г озона О3?

б) Где содержится больше молекул - в 100г азота N2 или в 100г хлора Cl2?

4. а) Где содержится больше атомов оксигена – в 100г кислорода О2 или в 100г озона О3?

б) Где содержится больше атомов – в 100г азота N2 или в 100г хлора Cl2.

5.(1). Образец нитратной кислоты НNO3 имеет массу 126г.

Вычислить количество вещества: а) нитратной кислоты; б) атомов нитрогена; в) атомов гидрогена; г) атомов оксигена в этом образце.

(2).Образец нитритной кислоты HNO2 имеет массу 188г. Вычислите количество вещества:

а) нитритной кислоты; б) атомов нитрогена; в) атомов гидрогена; г) атомов оксигена в этом образце.



Молярный объем газа.



1. а) Вычислить объем 3,5 моль хлора (н.у.).

б) Вычислить объем 0,05 моль водорода (н.у.).

2. а) Какое количество вещества составляет 5,6л Н2 (н.у.)?

б) Какое количество вещества составляет 2,24л кислорода (н.у.)?

3. а) Какую массу имеют при н.у. 0,05л кислорода?

б) Какую массу имеют при н.у. 10л СО2?

4. а) Жидкий кислород перевозят на автомобилях в цистернах, которые содержат 3,2т кислорода. Какой объем при н.у. занимает газообразный кислород такой массы

б) Баллон с сжиженным водородом вмещает 0,5кг водорода. Ка кой объем при н.у. займет водород такой массы?

5. а) Сколько молекул кислорода содержится при н.у. в 1м3 и в 1кг этого вещества?

б) Где содержится больше молекул аммиака – в 100г или в 100л (н.у.)?

Творческие задания

  1. Имеется два газа, взятых при одинаковых условиях: 10л метана СН4 и 20л Сl2. В каком из них содержится больше молекул, а в каком больше атомов и во сколько раз?



  1. Вычислить молярную массу, если масса 1л газа = 1,25г (н.у.)





  1. В четырех одинаковых емкостях содержатся одинаковые массы следующих газов:NH3, N2, SO2, О2. В какой емкости содержится наибольшее число молекул?



  1. Каким образом при помощи законана Авогадро можно доказать, что молекула О2, Н2, N2 состоит из двух атомов?















Обобщение знаний по теме: «Количество вещества. Расчеты по химическим формулам»

Вопросы.

1.Дайте определение понятию «количество вещества».

2.Какую размерность имеет постоянная Авогадро?

Чему она равна?

3. Дайте определение молярной массе.

4. Дайте определение молярному объему.

5. В каких единицах измеряется молярная масса и молярный объем?

6.Что общего и в чем отличие между понятиями «молярная масса» и «относительная молекулярная масса»?

7. Сформулируйте закон Авогадро.

8. Чему равен молярный объем газа при н.у.?

9. Объясните, что представляет собой относительная плотность газа?

10.Какой физический смысл имеет значение относительной плотности газа?

11.Какая формула связывает количество вещества и массу?



12.Какая формула связывает объем и массу при н.у.?

13.Как найти объем, зная массу без н.у.(формула)?

14.Какая формула связывает число частиц и количество вещества?



Задачи

I тип задач.

1.Вычислить массу трех моль кислорода.

2.Какое количество вещества содержится в образце железа массой 140г?

3.Вычислите массу 6,02 х 1023 молекул сульфатной кислоты H2SO4.

4.Определите молярную массу простого вещества,если 0,25моль этого вещества весит 8г. Какое это может быть вещество?

5.Вычислите масса чего больше: 1 моль BaO или 1моль ZnO?

6.Сравните число молекул в 1г углекислого газа СО2 или в 1г метана СН4?



ӏӏ тип задач.

1.Определите, какой объем при( н.у.) занимает 5моль СН4 метана?

2.Вычислите количество вещества 2,8л (н.у.) кислорода.

3.Вычислите массу 11,2л сероводорода при н.у..

4.Одинаковые ли массы и объемы (при одинаковых условиях) имеют 1,5моль СО2 и 1,5 моль О2. Ответ подтвердите вычислениями.

5.Вычислите количество вещества и число атомов оксигена, которые содержатся в 67,2л сернистого газа SO2.

6.Какой объем занимает при н.у.: а) 10г водорода; б) 10 моль водорода?



ӏӏӏ тип задач.

1.Найдите относительную плотность гелия и неона: а) по водороду; б) по воздуху.

2. Найдите относительную плотность по кислороду метана СН4 и азота N2.

3.Во сколько раз кислород тяжелее: а) водорода; б) воздуха?

4.Масса 1л газа при н.у. 1,251г. Вычислите плотность этого газа по водороду.

5.Плотность неизвестного газа по кислороду 2. Чему равна плот-ность этого газа по водороду?

6.Плотность неизвестного газа по водороду равна 17. Определите молярную массу этого газа. Предложите его химическую формулу.



Оксиды: формула, название,

классификация

Элемент


Формула оксида

Название оксида

Класс оксида

Li




C (IV)




Mq




N (III)




Pb(II)




Fe(III)




Cl(VII)




Cu (II)










Основания: формула, название, классификация.


Элемент

Формула основания

Название основания

Классификация

K





Mq





Pb(II)





Fe(III)





Ba





Cu(I)






Li





Zn











Соли: формула, название.





Вариант


К -та



Ме

HCll

H2CO33

HPO3

H2SO4

H3PO4

HNO3

H2SiO3

I


Ca








II


Cu(I)








III


Fe(III)








IV


Zn
















Взаимодействие оксидов с водой.








Na2O

SO2

CO2

CaO


SO3

H2O








Название

вещества







Лакмус








Фенол-

фталеин



















Химические свойства оксидов, получение



№№

П /п


Вещества

1.


Cu(OH)2, Na2O, P2O5, HNO3, Al2(SO4)3, KOH

2.


Fe(OH)2, CaO, SO3, H3PO4, MqCl2, NaOH

3.


Fe(OH)3, K2O, CO2, HCl, Zn3(PO4)2, Ba(OH)2

4.


Al(OH)3, MqO, Cl2O7, H2SO4, Ba(NO3)2, KOH

5.


ZnO, H2SiO3, CO2, Al(OH)3, AqNO3, NaOH

6.


K2O, HCl, P2O5, Cu(OH)2, Ca3(PO4)2, Ba(OH)2

1.Выберите из списка формулы оксидов. Назовите их.

2.Напишите уравнения реакций их получения из простых веществ.

3.Разместите эти оксиды в порядке возрастания их молярной массы.



4.Разместите эти оксиды в порядке уменьшения массовой доли оксигена в них.

5.Напишите уравнения возможных реакций этих оксидов с веществами:

-водой;

-хлоридной кислотой;

-натрий гидроксидом. Укажите тип реакций. Назовите продукты.

6.Где в окружающем мире встречаются эти оксиды?

7.Чему равна масса 10 моль этих оксидов?

8.Вычислите количества вещества 200г каждого из оксидов.

















Химические свойства кислот

Задание №1.



№№

п/п


Вещества

1.


Cu(OH)2, Na2O, P2O5, HNO3, Al2(SO4)3, HCl, KOH

2.


Fe(OH)2, CaO, SO3, H3PO4, MqCl2, NaOH, H2S

3.


Fe(OH)3, K2O, CO2, HCl, Zn3(PO4)2, Ba(OH)2,HNO3

4.


Al(OH)3, MqO, Cl2O7, H2SO4, Ba(NO3)2, KOH, H2S

5.


ZnO, H2SiO3, CO2, Al(OH)3, AqNO3, KOH, HBr

6.


K2O, HCl, P2O5, Cu(OH)2, Ca3(PO4)2,

- Выберите из списка формулы оксигенсодержащих кислот.

- Напишите уравнения реакций их получения из соответствующих оксидов.

- С какими из перечисленных веществ реагируют эти кислоты:

- магний, медь, алюминий, цинк?

-натрий гидроксид, барий гидроксид, купрум(II)гидроксид?

- натрий сульфат, калий силикат, барий нитрат?

Напишите уравнения возможных реакций.





Задание №2



В реакцию с хлоридной кислотой

вступил металл массой 20г

1).Запишите уравнение реакции.

2).Вычислите объем водорода, который выделился при (н.у.).

3).Вычислите, какая масса соли обра-

зовалась?

4).Вычислите, какое количество ве-

щества кислоты вступило в реакцию?

Задание № 3

Напишите уравнения возможных реакций.

Укажите тип реакции.





Задание № 4.

Напишите уравнения возможных реакций.

Укажите тип реакции.











Химические свойства оснований.



1.Закончить уравнения реакций:

а) NaOH +….→Na2SO4 +….; в)…+ HCl→AlCl3 +…;

б)…. + …. Fe(NO3)2 + H2O; г) КОН +…→ K3PO4 + ….;



2.Напишите уравнения реакций нейтрализации,в результате которых образуются соли: K2SO4, Mq(NO3)2, BaCO3, Ca3(PO4)2.



3.Составить уравнения возможных реакций:

















4.Составить уравнения возможных реакций по таблице:





HNO3

CO2

P2O5

ZnCl2

H2SO4

нагревание

t0


1

NaOH







2

Mq(OH)2







3

Ca(OH)2







4

Fe(OH)3









5.Какая масса соли образуется при нейтрализации раствора 2г натрий гидроксида нитратной кислотой. Какое количество воды образуется при этом?











Лабораторный опыт №4.

Взаимодействие растворов щелочей с кислотами.



Реагенты

Наблюдения

Уравнения

реакций

Выводы

NaOH + фенолфталеин

HCl




NaOH + ф - ф

H2SO4




Cu(OH)2 + ф-ф

HCl




Вывод: Щелочи реагируют с растворами кислот с образованием…..

и …………. . Это реакция………… .

Лабораторный опыт №5.

Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.

Реагенты

Наблюдения

Уравнения реакций

Выводы

1) CuSO4 + NaOH




К полученному осадку по каплям прильем хлоридную кислоту






Вывод: Чтобы получить нерастворимое основание нужно к раствору …………. прилить ………….. .



Лабораторный опыт №6.

Разложение нерастворимых оснований при нагревании.



Реагенты

(I)


Наблю--

дения

Уравнение реакций

и выводы

Выводы

…+…=

Cu(OH)2

Нагреваем


AlCl3 +NaOH =

? t




Вывод: При нагревании нерастворимые основания разлагаются на …………. и ……………. .



Химические свойства

солей.



1.Написать уравнения возможных реакций.

а)

б)













2.Составьте уравнения возможных реакций по таблице:





K2CO3

CuSO4

Ba(NO3)2

Na3PO4

KOH

PbCl2

I

Na2SO4







II

AqNO3







III

Al2(SO4)3







IV

BaCl2







V

Zn(NO3)2







VI

Na2CO3









3.Написать уравнения реакций получения реакцией нейтрализации следующих солей: барий хлорид, кальций сульфат, аргентум(I) нитрат.

4.Написать уравнения реакций получения барий сульфата всеми возможными способами.

5.Дописать уравнения реакций

а) …+….. = СаСО3 + Н2О

б) …+….= MqCl2

в) AqNO3 + ….. = AqCl + …..

г) CO2+…..= MqCO3

д) …+…… = NaCl + H2O

е) … + H3PO4 = CaIIPO4III + H2O



Лабораторный опыт №7

Взаимодействие солей с металлами.

№ опыта

Реактивы

Наблюде

ния

Уравнения

реакций

Выводы

I

II

I

CuSO4

Fe




II

Al




III

Zn




IV

ZnSO4

Cu




V

Fe




VI

Al












Общий вывод: соли реагируют с металлами …………………. .



Лабораторный опыт №8.

Взаимодействие солей со щелочами.



опыта

Реактивы

Наблюдения


Уравнения

реакций

Выводы

I

II

I

CuSO4

NaOH




II

ZnSO4

NaOH




- Почему к ZnSO4 раствор NaOH нужно приливать аккуратно по каплям?

Общий вывод: Соли реагируют со щелочами ………………….. .

Лабораторный опыт №9

Реакции обмена между растворами солей.

опыта

Реактивы

Наблюдения

Уравнения

реакций

Выводы

I

CuSO4 + BaCl2




II

ZnSO4 + BaCl2




III

AqNO3 + BaCl2




IV

CuSO4 + NaCl






Общий вывод: Реакции между растворами солей протекают,

если ……………………………….



Решение задач по уравнениям реакций.

I.Вычисление по химическим уравнениям количества вещества, массы, объема одного вещества по известному количеству другого вещества.



1).Какое количество вещества магний хлорида образуется, если в реакцию с магнием вступает 6моль хлоридной кислоты.

2).К сульфур (VI) оксиду количеством вещества 3,5моль прилили избыток воды. Какая масса кислоты образовалась?

3).Алюминий количеством вещества 0,1моль прореагировал с сульфатной кислотой. Какой объем водорода (н.у.) выделился?



II.Вычисления по химическим уравнениям количества в-ва,массы,объема одного вещества по известной массе другого.



1).К образцу кальций карбоната массой 50г прилили избыток хлоридной кислоты. Вычислите:

а) количество вещества кислоты, вступившей в реакцию;

б) массу полученного кальций хлорида;

в) объем газа (н.у.), который образовался.



III.Вычисление по химическим уравнениям количества в-ва, массы, объема вещества по известному объему другого газообразного вещества.



1. При взаимодействии цинка с хлоридной кислотой выделилось 4,48л водорода (н.у.). Определите количество вещества кислоты, которая вступила в реакцию и массу цинка, который растворился.

2. 56л (н.у.) водорода прореагировало с хлором. Какой объем хлороводорода образовался?



IV.Вычисления по последовательным реакциям.



1.Купрум(׀׀)оксид массой 20г растворили в сульфатной кислоте. К полученному раствору прилили избыток натрий гидроксида. Вычислите массу полученного осадка.



Задачи творческого уровня.

1.Задача с отсутствующими данными.

Феррум оксид количеством вещества 0,5моль растворили в нитратной кислоте. Какая масса нитратной кислоты была израсходована?



2.Задачи с незавершенным условием.

Натрий карбонат массой 12,4г обработали кислотой. Найдите………………………….



3.Задача с лишними данными.

Сульфатную кислоту массой 49г нейтрализовали натрий гидроксидом массой 40г. В результате образовался натрий сульфат. Найдите массу этой соли. Какие данные лишние?





4.Задача «западня».

В результате нейтрализации хлоридной кислоты барий гидроксидом образовалось 22,4л (н.у.) воды. Вычислите массы кислоты и щелочи, которые вступили в реакцию.



Самостоятельная работа.



1 вариант

2 вариант

Цинк реагирует с хлоридной кислотой. Запишите уравнения реакции, укажите ее тип.

- Сколько моль цинк хлорида образовалось из 4моль цинка?

-Сколько грамм цинк хлорида образуется из 2моль HCl?

- Какой объем водорода (н.у.) выделится, если в реакцию вступит 130г цинка?

Алюминий реагирует с хлоридной кислотой. Напишите уравнение реакции, укажите ее тип.

- Какое количество соли образуется, если в реакцию вступает 12моль кислоты?

- Какая масса водорода образуется, если в реакцию вступает 10моль алюминия?

-Какой объем водорода (н.у.) выделится, если в реакцию вступает 73г хлоридной кислоты?





Генетическая связь между классами неорганических соединений.



Приложение к уроку №34.

Карточки – задания.

Задание №1.При растворении разных веществ в воде раствор приобретает щелочные, кислотные или нейтральные свойства. Объясните это и подтвердите уравнениями химических реакций реакцию на примерах:

а) Какие из перечисленных веществ – натрий оксид, кальций, сульфур(IV)оксид – взаимодействуют с водой с образованием щелочи?

б) Какие из перечисленных веществ – калий, барий оксид, сульфур(VI)оксид – взаимодействуют с водой с образованием щелочи?

в) Какие из перечисленных веществ – фосфор(V)оксид, силиций оксид, сульфур(VI)оксид – взаимодействуют с водой с образованием кислоты?



Задание №2. Объясните, что обозначает понятие «генетическая связь». Выберите правильный ответ.

а) превращение веществ одного класса в вещества другого класса;

б) химические свойства веществ;

в) возможность получения сложных веществ из простых;

г) взаимосвязь простых и сложных веществ всех классов неорганических веществ.

Составьте уравнения реакций. Посуду из каких металлов вы бы порекомендовали для хранения этих растворов?



Задание №3. Определите вещество С, которое образуется в результате превращений:



а) P = P2O5 +H2O A

Ca = CaO +H2O B

A + B = C

б) S = SO2 = SO3+H2O A

Ba(OH)2 = BaCl2+K2CO3 B

A + B = C

Составьте уравнения соответствующих реакций.







Задания (со взаимопроверкой).

Вариант №1

Вариант №2

Из четырех элементов – натрий, сера, оксиген, гидроген – составьте формулы:

- одного основания;

- одной кислоты;

- трех солей.

Как вы считаете, какие из этих веществ будут между собой реагировать? Составьте уравнения реакций.

Из четырех элементов – алюминий, хлор, оксиген, гидроген – составьте формулы:

- одного основания;

- одной кислоты;

- одной соли.

Какие из этих веществ будут реагировать друг с другом? Составьте уравнения реакций.



Самостоятельная работа (с последующим обсуждением).

Задание №1. В две одинаковые открытые чашки, которые расположены на уравновешенных чашках весов, помещают достаточное для реакции количество хлоридной кислоты, а затем в каждую из чашек поместили одинаковые по весу навески Zn и мела (СаСО3). Сохранится ли равновесие весов после окончания реакции? Ответ подтвердите расчетами.



Задание №2. Превращение сульфура зашифровано схемой:



S +O2 A +H2O B +Al(OH3) C +NaOH Г + t NaOHД

Расшифруйте вещества А,В,С,Г,Д.

Напишите соответствующие уравнения реакций.



Содержание:

  1. Количество вещества. Постоянная Авогадро. 3

  2. Молярная масса 4-5

  3. Молярный объем 5-6

  4. Обобщение знаний по теме: «Количество

Вещества. Расчеты по химическим формулам» 7-10

  1. Оксиды: формула, название, классификация 10

  2. Основания: формула, название, классификация 11

  3. Соли: формула, название 12

  4. Взаимодействие оксидов с водой 13

  5. Химические свойства оксидов, получение 14-15

  6. Химические свойства кислот 16-21

  7. Химические свойства оснований 22-26

  8. Химические свойства солей 27-32

  9. Решение задач по уравнениям реакций 32-36

  10. Генетическая связь между классами

неорганических соединений 36-39



























0



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методичка "Развивающие задания по химии для учащихся 8 класса"

Автор: Рыбалко Татьяна Александровна

Дата: 14.07.2015

Номер свидетельства: 222820

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "рабочая программа по химии в 11 классе  (2 часа в неделю, всего 70 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(118) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-11-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-70-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "110836"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406699145"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Урок химии в 8 классе на тему: Атомно-молекулярное учение "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-khimii-v-8-klassie-na-tiemu-atomno-moliekuliarnoie-uchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "169119"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423363451"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ ХИМИИ"
    ["seo_title"] => string(58) "tiekhnologiia-dieiatiel-nostnogo-mietoda-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "250237"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447060957"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок химии в 7 классе"Путешествие в страну кислорода" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-khimii-v-7-klassie-putieshiestviie-v-stranu-kisloroda"
    ["file_id"] => string(6) "177594"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424686156"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Разработка урока по органической химии в 10 классе"
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-po-orghanichieskoi-khimii-v-10-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "283186"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453801899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства