kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Задания на формирование естественнонаучной грамотности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и оценка функциональной грамотности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Задания на формирование естественнонаучной грамотности»»

Научное объяснение явлений

Задание 1. Прочитайте отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А. Конан-Дойла и ответьте на следующие за ним вопросы. «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

Вопрос 1. Фосфор бывает белый, красный и черный. О каком фосфоре идет речь в отрывке? Объясните, почему вы так считаете.

Критерии

Ответ принимается полностью-2 балла

Ответ принимается частично-1 балл

Ответ не принимается

Вопрос 2. В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Он не учел химических свойств фосфора и его соединений. Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанное в нем явление маловероятно? Назовите не менее двух причин.

Критерии

Ответ принимается полностью-2 балла

Ответ принимается частично-1 балл

Ответ не принимается

Вопрос 3. В отрывке говорится: «Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я».

Зная свойства «светящегося» фосфора, выберите верные утверждения.

А. Попадание фосфора на кожу безопасно.

Б. Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами.

В. Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги.

D. Фосфор хранят под водой. (С множественным выбором ответа)

Критерии

1. Дан верный ответ-1 балл

2. Даны другие варианты ответа– 0 баллов

Задание 3. Некоторые люди рассказывают о «блуждающих огнях» - бледно-голубоватых огоньках, появляющихся на болотах и свежих могилах. Это редкое природное явление не выдумка. Вопрос: Как можно объяснить данное природное явление?

Выберите правильный ответ.

Возможные причины появления «блуждающих огней»

А) Самовозгорается фосфор, выделяющийся на болотах и могилах.

Б) «Горит» фосфин, образующийся при гниении отмерших растительных и животных организмов.

В) Это души умерших, вышедших из могил. (исключение неправильных утверждений)


Критерии

1.Дан верный ответ-1 балл

2. Даны другие варианты ответа– 0 баллов


Интерпретация научной информации

Задание 1. Фосфор образует несколько аллотропных модификаций: Белый фосфор - воскообразное вещество, бесцветное с желтоватым оттенком, имеет чесночный запах. Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко окисляется. Температура воспламенения 40С, измельченный фосфор воспламеняется при обычной температуре. Белый фосфор очень ядовит. Особым свойством его является способность в темноте светиться, вследствие его окисления. Красный фосфор представляет собой темно-малиновый порошок, без запаха. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и самовоспламеняется при температуре 260 С. Не ядовит и не светится в темноте. Черный фосфор похож на графит, нерастворим в воде, обладает полупроводниковыми свойствами.

Вопрос: Почему белый фосфор следует хранить под водой?

А. В темноте светится.

В. Не растворяется в воде.

С. Воспламеняется при обычной температуре.

D. Имеет чесночный запах.

Критерии

1. Дан верный ответ-1 балл

2. Даны другие варианты ответа– 0 баллов


Задание 3. Пластмасса стала незаменимым материалом для современного общества, будь то мешки для мусора, упаковка или бутылки. Обратная сторона удобства и долговечности этого материала – растущие горы мусора, загрязнение рек и океанов, повсеместное проникновение микрочастиц пластика. Период разложения обычной пластиковой бутылки из-под воды – до 1 тысячи лет, самого простого пластикового пакета – около 100 лет. Японские химики из корпорации разработали рецепт «зелёного» материала, который по прочности не уступает пластику, но намного меньше обременяет окружающую среду. Он состоит примерно 50% из целлюлозы, полученной из несъедобных растительных материалов – древесины и соломы – и разлагается в естественных условиях – хоть в океане, хоть в земле – за четыре года. Этот «зеленый» материал может стать не менее удобным в применении, чем обычные пластмассы.

Вопрос 1. Приведите три примера возможного использования нового материала.

Ответ: возможные примеры использования: одноразовая посуда, упаковочный материал, одноразовые шприцы.

Критерии оценивания

1.Приведены примеры использования, которые не предполагают многолетнего функционирования -1 балл

2. Другие варианты ответа или ответ отсутствует – 0 баллов

Задание 3. Соль жизненно необходима для жизнедеятельности человека, равно как и всех прочих живых существ. В основном в соли, используемой в быту, содержится хлорид натрия. Составные части соли участвуют в очень важных биохимических процессах живых организмов: выработке соляной кислоты – важного компонента желудочного сока, в передаче нервных импульсов, сокращении мышечных волокон. Но надо помнить, что переизбыток соли может приводить к нежелательным последствиям, например к задержке жидкости в организме и повышению кровяного давления.

Вопрос 1. Существует крылатое выражение «Пуд соли съесть» (вдвоём), которое означает, что двое провели вместе достаточно много времени. Считается, что в день один человек употребляет около 10 г соли. Сколько же времени надо провести вместе двум друзьям, чтобы за это время съесть пуд (16 кг) соли? Ответ подтвердите расчётами.

Ответ: 2,2 года. Расчёты: два человека в год съедят соли: 20 · 365= 7300 г (7,3 кг)

16 : 7,3 = 2,2 года

Критерии

1. Дан верный ответ-1 балл

2. Даны другие варианты ответа– 0 баллов



Умение проводить научные исследования

Тема «Ртуть»

Ртуть – элемент, относящийся к типичным металлам. В комнатных условиях, вещество представляется тяжёлой бело-серебристой жидкостью. Температура ртути определяет её агрегатное состояние, не один металл кроме неё, не имеет жидкую структуру в условиях комнатной температуры.

Рис.1 Рис.2 Рис.3

Пары ртути чрезвычайно опасны. Попасть в организм она может через испарения или непосредственно через ротовую полость. Последнее обычно происходит с маленькими детьми, в случае если разбилась ртуть из термометра. Ртуть нельзя перевозить в самолетах. Чтобы нейтрализовать разлитую ртуть используют порошок серы. Такой процесс называют – демеркуризация.

Ртуть, благодаря своим удивительным свойствам, занимает особое место среди других металлов и широко используется в науке и технике. Один из способов получения кислорода - это разложение оксида ртути. (Рис 4). Хлорид ртути, цианид ртути – это хорошие антисептики.

Рис.4.
Вопрос 1. Какое физическое свойство лежит в основе применения ртути в термометрах?

Критерии

1. Дан верный ответ-1 балл

2. Даны другие варианты ответа– 0 баллов

Вопрос 2. Назови две причины, по которым ртуть запрещено перевозить ртуть в самолетах.

Критерии

Ответ принимается полностью-2 балла

Ответ принимается частично-1 балл

Ответ не принимается

Вопрос 3. Чтобы нейтрализовать ртуть используют порошок серы. Запиши данную химическую реакцию, назовите продукт реакции.

Критерии

Ответ принимается полностью-2 балла (Правильно записано уравнение реакции  и назван продукт реакции )

Ответ принимается частично-1 балл (Неверно записано уравнение реакции и правильно назван продукт реакции, верно записано уравнение реакции и неправильно назван продукт реакции)

Ответ не принимается

Вопрос 4. Вставь в текст пропущенные слова.

Ртуть — элемент побочной подгруппы ______, шестого периода периодической системы химических элементов. Обозначается символом ___ (лат. Hydrargyrum). Простое вещество ртуть — ______, при комнатной температуре представляет собой тяжёлую ________, пары которой чрезвычайно _____.

Критерии

Ответ принимается полностью-2 балла (Правильно записаны все пропущенные слова,5 слов)

Ответ принимается частично-1 балл (Правильно записаны пропущенные слова,3 слова)

Ответ не принимается

Вопрос 5. Опиши химический процесс, изображенный на рис 4., в виде химической реакции.

Критерии

Ответ принимается полностью-2 балла (Правильно записано уравнение реакции  и расставлены коэффициенты)

Ответ принимается частично-1 балл (Верно записано уравнение реакции и неправильно расставлены коэффициенты)

Ответ не принимается

Максимальный балл-9 баллов

Тема «Натуральный каучук»

Рис.1


Рис. 2

Рис. 3


Вопрос 1. Какая страна является родиной произрастания дерева Гевея?

Критерии

1. Дан верный ответ-1 балл

2. Даны другие варианты ответа– 0 баллов

Вопрос 2. Как называется процесс, который осуществил Чарльз Гудьяр?

Критерии

1. Дан верный ответ-1 балл

2. Даны другие варианты ответа– 0 баллов

Вопрос 3. Что будет, если носить изделия из натурального каучука жарким летним днем?

Критерии

1. Дан верный ответ-1 балл

2. Даны другие варианты ответа– 0 баллов

Вопрос 4. Рассмотрев рисунок 2, объясни, что произошло при смешивании каучука с серой? Составь химическую реакцию.

Критерии

Дано корректное объяснение-1 балл

Ответ неправильный -0 баллов

Критерии

Ответ принимается полностью-2 балла (Дано корректное объяснение и правильно записано уравнение реакции )

Ответ принимается частично-1 балл (Верно записано уравнение реакции и дано некорректное объяснение или неверно записано уравнение реакции и дано корректное объяснение)

Ответ не принимается

Вопрос 5. Рассмотрев рисунок 3, назови, какие именно элементы обуви можно изготовить из натурального каучука?

Критерии

Ответ принимается полностью-2 балла

Ответ принимается частично-1 балл

Ответ не принимается

Максимальный балл-8 баллов









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка «Задания на формирование естественнонаучной грамотности»

Автор: Елена Борисовна Карташова

Дата: 17.11.2021

Номер свидетельства: 591710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Проект по теме «Сопоставительный анализ данных международной базы, тенденции в изменениях достижений по естественнонаучным предметам в Казахстане»"
    ["seo_title"] => string(167) "proiekt-po-tiemie-sopostavitiel-nyi-analiz-dannykh-miezhdunarodnoi-bazy-tiendientsii-v-izmienieniiakh-dostizhienii-po-iestiestviennonauchnym-priedmietam-v-kazakhstanie"
    ["file_id"] => string(6) "277693"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452956774"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnogo_kursa_veroiatnost_i_statistika_dlia_razvitiia_funktsionalnoi_matematic"
    ["file_id"] => string(6) "641897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702285534"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства