kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лабораторная работа по химии "ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: Изучение правил охраны труда и основных приемов работы в химической лаборатории.

Теория: Основные понятия химии (атом, химический элемент, молекула, химическое уравнение, относительная атомная и молекулярная масса, моль, молярная масса). Атомно-молекулярная теория. Закон постоянства состава (закон Пруста), закон эквивалентов, закон кратных отношений (закон Дальтона). Закон сохранения массы и энергии. Газовые законы.

Оборудование и реактивы

Пробирки, колбы, пипетки, воронки, прибор Киппа, универсальные штативы, шпатели, мерные колбы, бюретки, песчаные и водяные бани, тигели, тигельные щипцы, держатель для пробирок, огнезащитная сетка, спиртовки, спички, ступки с пестиками, фильтровальная бумага, промывные склянки.

умя переменными.

- Использование технологии уровневой дифференциации.

- Составить алгоритм решения систем неравенств.

- Формирование навыков решения систем неравенств.

- Развитие «критического» мышления и интерес к предмету у учащихся в процессе проблемных ситуаций и заданий творческого характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по химии "ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ"»

Лабораторная работа по химии.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ


Цель работы: Изучение правил охраны труда и основных приемов работы в химической лаборатории.


Теория: Основные понятия химии (атом, химический элемент, молекула, химическое уравнение, относительная атомная и молекулярная масса, моль, молярная масса). Атомно-молекулярная теория. Закон постоянства состава (закон Пруста), закон эквивалентов, закон кратных отношений (закон Дальтона). Закон сохранения массы и энергии. Газовые законы.


Оборудование и реактивы

Пробирки, колбы, пипетки, воронки, прибор Киппа, универсальные штативы, шпатели, мерные колбы, бюретки, песчаные и водяные бани, тигели, тигельные щипцы, держатель для пробирок, огнезащитная сетка, спиртовки, спички, ступки с пестиками, фильтровальная бумага, промывные склянки.


Общие правила работы в лаборатории


1. До начала работы, используя методическое пособие (практикум), учебник и конспект лекций, подготовьтесь к ней.

2. В химической лаборатории работайте в халате. В лаборатории запрещается снимать и развешивать верхнюю одежду, громко разговаривать, принимать пищу, курить.

3. Звуковые сигналы мобильных телефонов во время занятий должны быть отключены.

4. Запрещается покидать помещение лаборатории без разрешения преподавателя.

5. Запрещается без разрешения преподавателя включать и выключать электричество на рабочих столах, водяные краны, приборы.

6. Рабочее место содержите в чистоте, не загромождая его лишними предметами. На рабочем столе должно находиться только то, что нужно для выполнения текущей работы.

7. Храните портфели, сумки и другие вещи в специально отведенных местах.

8. Реактивы, предназначенные для общего пользования, находятся в специально отведенных для них местах (под тягой, на полках рабочих мест или на специальных столах), нельзя перемещать их оттуда. После взятия требуемого количества реактива немедленно возвращайте на место пробки или пипетки от них, чтобы не спутать пробки от разных реактивов. Если к бутыли с раствором не прилагается пипетка, используйте чистую пипетку, которую после этого промойте. Твердые реактивы берите из тары шпателем или фарфоровой ложкой.

9. Если реактив взят в избытке и не израсходован полностью, нельзя возвращать его обратно в тару (склянку или банку).

10. По окончании работы уберите свое рабочее место, выключите приборы, которые Вы использовали, закройте краны с водой. Сдайте свои рабочие места лаборанту.

11. Запрещается проводить опыты, не относящиеся к данной работе, без разрешения преподавателя.

12. При создании нестандартной ситуации в лаборатории немедленно сообщите преподавателю и выйдите из лаборатории.


Техника безопасности и меры предосторожности


1. Все опыты, связанные с применением или образованием ядовитых веществ а также вредных паров и газов, проводите только в вытяжном шкафу, дверцы которого должны быть опущены на треть.

2. В случае прекращения работы вентиляционных установок все опыты в вытяжных шкафах должны быть прекращены.

3. Запрещается проводить любые опыты с взрывчатыми и огнеопасными смесями.

4. Опыты с легковоспламеняющимися веществами проводите в малых количествах (не более 2 мл) и вдали от открытого огня.

5. При нагревании растворов и веществ в пробирке используйте держатель. Не обращайте отверстие пробирки в сторону работающих.

6. Не наклоняйтесь над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости, во избежание попадания брызг в лицо.

7. При необходимости определить запах паров (выделяющегося газа) легким движением ладони направьте струю газа от горла сосуда к себе и осторожно вдохните.

8. При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями вливайте кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, непрерывно помешивая образующийся раствор.

9. Если склянка с легко воспламеняющейся жидкостью опрокинулась или разбилась, немедленно выключите все находящиеся вблизи источники открытого огня, засыпьте разлитую жидкость песком, соберите его и перенесите в предназначенный для этого железный ящик.

10. При попадании концентрированного раствора кислоты на кожу промойте место ожога струей воды в течение нескольких минут. После этого можно либо промыть обожженное место 2–3% раствором соды, либо вымыть с мылом.

11. При ожоге концентрированными растворами щелочей промойте обожженное место струей воды до тех пор, пока кожа не будет казаться скользкой, после чего промойте 1% раствором уксусной кислоты и снова водой.

12. При термическом ожоге охладите пораженное место, для чего поместите его под струю холодной воды. После охлаждения смажьте мазью от ожогов.

13. При сильных ожогах после оказания первой помощи обратитесь к врачу.

14. При попадании раствора любого реактива в глаз немедленно промойте его большим количеством воды, после чего сразу же обратитесь к врачу.

15. При отравлении газообразными веществами (сероводородом, хлором, парами брома) выйдите (выведите пострадавшего) на свежий воздух, а затем обратитесь к врачу.


Техника лабораторных работ и оборудование


Посуда и оборудование


Химические реакции проводят, как правило, в стаканах, про­бирках, колбах, на специальных стеклах или пластинах. Большинство реакций проводят в пробирках (рис. 1.1). Пробирки могут быть цилиндрическими и коническими, последние применяются также для центрифугирования. По объему пробирки разделяют на обычные (10–15 мл) и полумикропробирки (от 2 до 6 мл). Реакции без нагревания можно проводить в плоскодонных колбах (рис. 1.2).


Реакции с малыми количествами вещества (несколько ка­пель) проводят на часовых (1.3, а) или предметных (1.3, б) стек­лах либо в углублениях специальной пластинки – фарфоровой, стеклянной или пластиковой (рис. 1.3, в).


Для того чтобы отобрать или добавить небольшой объем раст­вора (жидкости), используют пипетки (рис. 1.4). Химическая воронка (рис. 1.5, а) используется для налива­ния жидкости в сосуды с узкими горлами. Для насыпания по­рошков используют воронку с укороченным стеблем. Капельная воронка (рис. 1.5, б) применяется для прибавления жидкости по каплям в реакционную смесь (в течение длительного времени), делительная – для разделения двух несмешивающихся жидко­стей (рис. 1.5, в).



Для получения газов в лаборатории используются различные приборы прерывного действия. Для получения небольших коли­честв газа можно использовать прибор, собранный из колбы Вюрца и капельной воронки (рис. 1.6, а) или пробирки с отводом (пробирки Вюрца) и капельной воронки (рис. 1.6, б).

В аппарате Киппа газ получают реакцией между жидкостью (например, ра­створом кислоты) и твердым веществом (мрамор, сульфид желе­за, цинк). На рисунке 1.7 показан аппарат Киппа в действии.

Прибор Киппа состоит из трех резервуаров (рис. 1.7). Верхний ре­зервуар (1) является шарообразной воронкой с длинным сужающимся концом. Резервуар (1) вставлен в средний резервуар (2) на шлифе. Над верхним резервуаром устанав­ливается предохранительная склян­ка (7).

Кусочки твердого вещества за­гружают в средний резервуар через тубус (4). После этого тубус закры­вают пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка с краном (5) для выхода и регулирования потока по­лучаемого газа. При открытом кра­не жидкость проходит в нижний ре­зервуар (3), а из него в средний (2). Нижний резервуар также имеет пробку (6), через которую слива­ют отработанную жидкость. Выделяющийся газ при необходи­мости пропускают через промывные склянки (8, 9) и собирают в приемник (10).


Для сборки приборов служит металлический универсальный штатив с различными лапками и кольцами (рис. 1.8).


Квалификация реактивов

По существующему положению для реактивов установлены квалификации «технический» (т.), «чистый» (ч.), «чистый для ана­лиза» (ч. д. а.), «химически чистый» (х. ч.) и «особо чистый» (ос. ч.), последняя иногда делится на несколько марок. Содержание при­месей может различаться для различных реактивов одной квали­фикации в несколько раз, в зависимости от того, насколько легко поддается очистке и для чего предназначен препарат. Препараты квалификации «чистый» могут применяться в различных учебных работах, «чистый для анализа» – в аналити­ческих и научно-исследовательских работах, реактивы квалифи­кации «химически чистый» используются для особо ответствен­ных работ. Препараты особой очистки (квалификация ос. ч.) при­меняются в специальных целях.


Правила работы с химическими реактивами

Сыпучие реактивы из банки (тары) отбирают шпателем (рис. 1.9, а) (или фарфоровой ложкой, рис. 1.9, б), растворы (жид­кости) наливают из склянок либо отбирают прилагаемыми (встав­ленными в пробку) пипетками. Просыпанный (пролитый) реактив или реактив, по ошибке взятый в избытке, нельзя возвращать обратно в тару. Его следует утилизировать.

Утилизация отходов (остатков) реактивов и нейтрализация полученных в результате эк­спериментов смесей производится следующим образом: водные растворы неопасных веществ (кислот и оснований малой концентрации) выливают в раковину. Отходы органических растворителей, солей серебра и ртути собира­ют в вытяжном шкафу в отдельные склянки с соответствующими надписями. Растворы, содержащие аммиак, се­роводород, хлор и другие опасные летучие вещества, следует вы­ливать в раковину под тягой. После этого сосуд ополаскивают во­дой и эту воду тоже выливают в раковину под тягой. Только после этого сосуд можно окончательно вымыть в обычной раковине.


Мытье посуды

Стеклянную посуду считают чистой, если вода не образует отдельных капель на стенках, а стекает равномерной пленкой.

Удалять загрязнения со стенок посуды можно различными методами: механическими, химическими или комбинируя их. К механическим способам можно отнести мытье посуды теплой водой с помощью щеток (ершей) или мытье паром. Физико-химические методы заключаются в удалении за­грязнений с помощью органических растворителей (бензин, аце­тон, спирты и др.), поверхностно-активных моющих средств или фосфата натрия. Химические методы – мытье посуды хромовой смесью, ра­створом перманганата калия, смесью соляной кислоты и пероксида водорода, концентрированным раствором щелочи или сер­ной кислотой.


Измерение объемов

Для измерения объема жидкости в случаях, не требующих боль­шой точности, используют мензурку и мерный цилиндр (рис. 1.10).

Для точного измерения объема служат мерные колбы (рис. 1.11), мерные пипетки (пипетка Мора, градуированная пипетка) и бюретки (рис. 1.12). Мерные колбы калиброваны «на вливание», а пипетки на «выливание», т.е. для из­мерения объема налитой в колбу или вылитой из пипетки жидкости. Бюретки с краном (рис. 1.12, г, д) и зажимом (рис. 1.12, в) слу­жат для точного измерения объема вытекающей жидкости.

При любых измерениях объемов жидкости отсчет должен производиться таким образом, чтобы глаз находился на одном уровне с краем мениска.



Нагревание

В лаборатории применяют как электрические нагреватель­ные приборы, так и спиртовки (нагревание открытым пла­менем). Для поддержания постоянной температуры в процессе эксперимента используются водяные термостаты (интервал тем­ператур от комнатной до 80–90 °С) или песчаные бани (100–300 °С).

Для нагрева используют электрические плитки, печи и сушиль­ные шкафы. Для нагревания жидкостей применяются только плитки с закрытой спиралью. При этом следует использовать термостойкую посуду. Растворы (или другие жидкости) можно также нагревать в электрических водяных банях (сосуд с водой, подогреваемый с по­мощью электричества). Для более равномерного прогревания жид­кости рекомендуется вращать сосуд. Жидкости в сосуде при нагрева­нии должно быть не более половины его объема. Для прокаливания, плавки и других операций при высоких температурах используют электрические печи (трубчатые или муфельные).

Для упаривания растворов или просушивания твердых ве­ществ применяют специальную фарфоровую посуду – тигель или выпаривательную чашу (рис. 1.16). Фарфоровая посуда для этих операций обязательно должна быть тонкостенной.

При работе с открытым пламенем нагревать посуду жела­тельно через огнезащитную сетку (рис. 1.17), которую кладут на кольцо штатива или треногу. Пламя горелки при этом не касает­ся сосуда и нагревание получается более равномерным.

Нагревание открытым пламенем – более быстрый, но более опасный способ нагревания. Посуда прогревается неравномерно, потому возможно растрескивание сосуда. Нагревание открытым пламенем газовой горелки возможно только для круглодонных колб (рис. 1.18) и пробирок. Остальные сосуды использовать не­желательно. При нагревании пробирку зажимают пробиркодержателем (рис. 1.19), колбу – за горло специальной лапкой, или закрепляют в штативе (см. рис. 1.8).

Для перемещения горячих выпаривательных чаш и тиглей используют тигельные щипцы (рис. 1.20).


Измельчение вещества

Измельчение твердых материалов можно производить вруч­ную (в ступках) (рис. 1.25) или механически (в мельницах).Ступки могут быть изготовлены из различных материалов: латунные, фарфоровые и агатовые.

В ступках измельчают небольшие количества веществ, при­чем объем вещества не должен превышать трети объема ступки. Вначале осторожными ударами пестика измельчают крупные куски вещества, доводя их до размеров горошины, затем медлен­но растирают круговыми движениями, не очень сильно прижимая пестик к стенкам ступки. По мере измельчения вещества скорость движения пестика можно увеличить. Во время измельче­ния вещество периодически собирают пестиком или шпателем со стенок к центру ступки.

Полученный порошок (измельченный до нужной степени) пересыпают в заранее подготовленную посуду или сразу же ис­пользуют. При измельчении пылящих веществ работу следует про­водить в вытяжном шкафу.


Фильтрование

Суть фильтрования состоит в том, что жидкость с находящи­мися в ней частицами твердого вещества пропускают через по­ристую перегородку (фильтр). Поры фильтра столь малы, что жидкость (фильтрат) через них проходит, а частицы твердого ве­щества задерживаются. Таким образом, осадок собирается на фильтре, а жидкость – в сосуде (рис. 1.26). Фильтры могут быть бумажными (складываются из фильтровальной бумаги), стеклян­ными или фарфоровыми (пористая стеклянная или фарфоровая пластина), сыпучими (слой хорошо очищенного кварцевого пес­ка), тканевыми или из стекловаты (или обычной ваты) и др.

В зависимости от целей разделения жидкости и осадка при­меняют различные фильтры. Общее требование – материал филь­тра не должен реагировать с жидкостью или осадком.

Один из широко распространенных материалов для фильт­ров – фильтровальная бумага. Она отличается от обычной бума­ги тем, что не проклеена, более чистая и волокнистая. Фильтровальную бумагу зара­нее можно нарезать кругами различного диа­метра. Плотность (пористость) фильтроваль­ной бумаги определяется по цвету бумаж­ной ленты, которой оклеена пачка готовых фильтров: черная (розовая) лента – быстрофильтрующие (с большими порами) фильтры; белая лента – фильтры со средним размером пор; синяя лента – плотные фильтры, предназначенные для фильтрования мелко­зернистых осадков.

Собираемая жидкость (фильтрат) мо­жет после фильтрования остаться мутной. В этом случае ее следует профильтровать повторно, используя фильтр с более мел­кими порами.

Простой фильтр обычно употребляют в случаях, когда отделяют крупнокристалли­ческий осадок. Для приготовления такого фильтра бумагу складывают вчетверо, как пока­зано на рис. 1.27, затем обрезают и вкладывают в воронку.

Складчатый (плоёный) фильтр (рис. 1.28) об­ладает большей площадью поверхности, поэтому фильтрование на нем идет быстрее.

При фильтровании воронку с фильтром закрепляют в кольце штатива. Перед началом процесса фильтр смачивают чистым растворителем (водой). Край фильтра не должен доходить до края воронки примерно на 0,5 см. Фильтрование ускоряется, если в стебле воронки находится жидкость.


Контрольные задания

1. Напишите название оборудования и подпишите его составные части.



2. Подпишите названия стеклянной посуды общего назначения.


Контрольные вопросы

1. Общие правила работы в химической лаборатории.

2. Техника безопасности и меры предосторожности.

3. Правила работы с кислотами, первая помощь при ожогах.

4. Правила работы со щелочами, первая помощь при ожогах.

5. Правила работы с токсичными соединениями, первая помощь при отравлениях.

6. Первая помощь при термических и химических ожогах.

7. Химическая посуда и оборудование.

8. Правила работы с химическими реактивами.

9. Приготовление растворов.

10. Фильтрование.

11.Центрифугирование.

12. Сушка в эксикаторе.

13.Очистка газов.


Ответы на контрольные вопросы



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Шаронова Селена Михайловна

Дата: 08.06.2016

Номер свидетельства: 333584

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(301) "Практическая работа "Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием "
    ["seo_title"] => string(181) "praktichieskaia-rabota-pravila-po-tiekhnikie-biezopasnosti-pri-rabotie-v-khimichieskom-kabinietie-priiemy-obrashchieniia-s-naghrievatiel-nymi-priborami-i-laboratornym-oborudovaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "198034"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428340077"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка урока  "Химический состав клетки" "
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "117206"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412729000"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-khimii-v-8-klasieie-osnovani-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "203276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429451203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства