Из опыта работы "Система подготовки к ЕГЭ по химии"
Из опыта работы "Система подготовки к ЕГЭ по химии"
Этапы подготовки к ЕГЭ по химии относятся к старшему звену средней школы. Прежде чем говорить о содержании этих этапов остановимся на вопросе структуры курса химии 10-11-х классов.
Структура курса химии в старшем звене средней школы авторами разных учебников видится по-разному. Авторы многих УМК для средней школы (Гузей Л.С., Кузнецова Н.Е., Иванова Р.Г., Новошинский И.И.) предлагают курс химии 10 класса посвятить углубленному изучению неорганической и общей химии, оставив курс органической химии на 11 класс. В других УМК (Габриелян О.С., Рудзитис Г.Е.) предусмотрено изучение органической химии в 10 м классе, а в 11-м изучается курс общей химии. Второй подход более целесообразен, в том числе и в плане подготовки к ЕГЭ по химии. В пользу такого выбора можно привести следующие доводы:
Изучение курса «Органической химии» в 10-м классе может базироваться на тех пусть небольших знаниях, которые ученики получили при изучении темы «Органические вещества» в 9-м классе. Если эти знания останутся невостребованы в течение еще одного учебного года, они будут полностью утеряны;
Изучение объемного и во многом специфичного материала «Органической химии» будет проходить эффективней в 10-м классе, чем 11-м, поскольку последний загружен подготовкой школьников к итоговой аттестации по различным предметам, психологически и эмоционально более напряжен;
При изучении «Органической химии» в 11-м классе практически не остается возможности для повторения и обобщения всего школьного курса химии, что важно для успешной итоговой аттестации по предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы "Система подготовки к ЕГЭ по химии" »
Моя система подготовки к ЕГЭ по химии
Этапы подготовки к ЕГЭ по химии относятся к старшему звену средней школы. Прежде чем говорить о содержании этих этапов остановимся на вопросе структуры курса химии 10-11-х классов.
Структура курса химии в старшем звене средней школы авторами разных учебников видится по-разному. Авторы многих УМК для средней школы (Гузей Л.С., Кузнецова Н.Е., Иванова Р.Г., Новошинский И.И.) предлагают курс химии 10 класса посвятить углубленному изучению неорганической и общей химии, оставив курс органической химии на 11 класс. В других УМК (Габриелян О.С., Рудзитис Г.Е.) предусмотрено изучение органической химии в 10 м классе, а в 11-м изучается курс общей химии. Второй подход более целесообразен, в том числе и в плане подготовки к ЕГЭ по химии. В пользу такого выбора можно привести следующие доводы:
Изучение курса «Органической химии» в 10-м классе может базироваться на тех пусть небольших знаниях, которые ученики получили при изучении темы «Органические вещества» в 9-м классе. Если эти знания останутся невостребованы в течение еще одного учебного года, они будут полностью утеряны;
Изучение объемного и во многом специфичного материала «Органической химии» будет проходить эффективней в 10-м классе, чем 11-м, поскольку последний загружен подготовкой школьников к итоговой аттестации по различным предметам, психологически и эмоционально более напряжен;
При изучении «Органической химии» в 11-м классе практически не остается возможности для повторения и обобщения всего школьного курса химии, что важно для успешной итоговой аттестации по предмету.
Этап подготовки к ЕГЭ
Исходя из вышесказанного, основной учебной целью этого этапа является формирование прочных знаний курса химии. Одновременно продолжается развитие умений самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач, работать с тестами различных типов. Сформирована группа учащихся (11 класса), которые предполагают сдавать ЕГЭ по химии. Продолжается информационная работа с учащимися и их родителями.
Особую роль имеет информационная беседа с учениками и их родителями в начале учебного года. В ходе этой беседы надо объяснить, что ЕГЭ по химии является, по сути дела, вступительным испытанием в вуз на определенные специальности. Поскольку федеральный стандарт базового уровня не предусматривает своей целью подготовки учащихся к поступлению в вуз по данному направлению, то ученик, выбирающий этот экзамен, должен планировать большой объем самостоятельной работы по предмету. Родителям и учащимся были рекомендованы конкретные дополнительные пособия для такой работы.
Дифференцированный подход на уроках позволяет частично реализовать задачи подготовка к ЕГЭ небольшой группы учащихся (профильная группа в составе 7 человек). Для этих учеников подготовлены задания более высокого уровня, чем для учащихся общеобразовательной группы в формате ЕГЭ. Эти задания предлагаются по желанию всем ученикам класса, но особенно рекомендованы тем, кто готовится к ЕГЭ. В качестве дополнительного свободного домашнего задания предлагаются параграфы и номера заданий из пособий для абитуриентов, опять же обращая внимание на их значимость для подготовки к ЕГЭ.
Самостоятельная работа учащихся заключается в более глубоком изучении курса органической химии и общей химии, большем объеме тренировке по применению и закреплению получаемых знаний. Успешность такой работы проверяется подборками тестов и задач, и короткими собеседованиями с учителем. Программа таких занятий расписана в программе элективного курса «Подготовка к ЕГЭ. 11 класс».
Часть тестов для самостоятельной работы дается ученикам с готовыми ответами. Выполняя такие тесты, ученик сверяет свои ответы с «ключом», отмечает допущенные ошибки. Затем он должен проанализировать их. Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым – те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым – те, которые ученик не смог понять. Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время.
Элективный курс для подготовки к ЕГЭ, который, в дополнение к базовому курсу, посвящен более глубокому изучению курса общей химии. Элективный курс чаще всего начинаю с прорешивания кратких тестов в индивидуальной, парной или групповой работе. Ошибки, допущенные при выполнении этих тестов, служат основой для кратких разъяснений с опорой на теоретический материал, сделанных учителем или наиболее сильными учениками. Полученные знания закрепляются новой серией упражнений, задач, тестов.
Наличие элективного курса не исключает необходимости самостоятельной работы учащихся, делая ее более регулярной и организованной. Тесты и задания, выполненные в ходе самостоятельной работы, вопросы, возникшие при этом, также обсуждаются на занятиях элективного курса, в том числе и при работе в парах сменного состава.
Использование тестов на уроках. Для успешной работы при сдаче ЕГЭ и на других видах контроля в аналогичном формате, учащиеся ознакомлены и знают основные виды тестовых заданий, ориентируются в их структуре, понимают, в какой форме нужно давать ответ в разных частях работы (А,B,C). Этим обусловлена необходимость использования тестовых заданий на уроках химии, начиная с основной школы.
При ответе на часть А используется метод «Ответ с комментариями». Ученик, устно или письменно выполняя задание теста, не просто указывает правильный ответ, но и комментирует его, дает мотивировку своего выбора. При устной фронтальной работе, каждый ученик комментирует свое задание.
Разумеется, подготовка к ЕГЭ не сводиться только к работе с тестами. Рассмотрение теоретического материала, свойств отдельных элементов и их соединений проводятся при помощи опорных схем, презентаций, лекций. Чтобы за формулами и уравнениями школьники не потеряли связь с реальными веществами и их свойствами, используется демонстрационный эксперимент, видеозаписи опытов, интерактивные динамические модели. Во фронтальной работе с классом используются компьютерные тренажеры, интерактивные тесты-презентации и т.п. Большую помощь в самостоятельной работе учеников оказывают электронные пособия и ресурсы Интернета.
План подготовки к ЕГЭ по химии в 2014-2015 учебном году
Объяснение учащимся целей ЕГЭ: 1. Оценить знания учащихся по предмету за курс полной средней школы; 2. Определить рейтинг среди абитуриентов, которые будут участвовать в конкурсных экзаменах в одинаковые вузы (сентябрь).
Объяснение нормативной базы ЕГЭ по химии, структуры тестов и типы проверочных заданий (сентябрь).
Повторение изученного материала в школьном курсе (сентябрь-февраль).
Базовые темы для повторения.
Периодический закон и строение атома
Строение вещества
Классификация неорганических веществ. Свойства веществ различных классов
Многообразие органических веществ
Химические свойства и способы получения органических веществ
Химические реакции
Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды
Расчетные задачи.
Работа на элективных курсах «Подготовка к ЕГЭ по химии. 11 класс», «Решение расчетных задач» (в течение года).
Использование интернет-технологий и предоставление возможности выпускникам работать с образовательными сайтами: mioo.ru, ege.edu.ru, rustest.ru, ed.gov.ru. Работа с демонстрационными версиями ЕГЭ, кодификаторами и спецификацией тестов по химии. Заполнение бланков (в течение года).
Проведение диагностических контрольных работ в формате ЕГЭ в системе СтатГрад (апрель, май) и анализ ошибок каждого учащегося.