Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии (из опыта работы)
Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии (из опыта работы)
В статье кратко представлена система подготовки к ЕГЭ воспитанниц Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц МО РФ», которая обеспечивает высокие результаты качества обучения, подтвержденные результатами государственной итоговой аттестации, поэтапной подготовки к ЕГЭ по химии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии (из опыта работы)»
Технология подготовки обучающихся к ЕГЭ по химии (из опыта работы)
Подготовка к экзамену в Пансионе воспитанниц ведется системно, на протяжении всего учебного процесса.
Качественная подготовка выпускницы к государственной итоговой аттестации предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы. Успех во многом определяется тем, насколько эффективна подготовительная работа в этом направлении.
На первом этапе в 7 классе происходит формирование интереса к предмету и мотивации его изучения, формирование прочных базовых знаний, умений самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач. При этом практически не используются тестовые задания, основное внимание уделяется устным ответам. Считаем, что это приносит большую пользу для усвоения базового теоретического материала.
На 2 этапе в 8 и 9 классах проводится профильная ориентация обучающихся, формируется группа воспитанниц, выбирающих химию для итоговой аттестации в 9 классе.
На этом этапе начинается работа с тематическими тестами, а на элективном курсе в первом полугодии решаем тематические задачи.
В 9 классе воспитанницы, выбравшие экзамен по химии, пишут контрольные работы в формате ОГЭ, анализ которых позволяет скорректировать работу.
В 10-м классе начинается профильное обучение, изучение школьного курса химии на углублённом уровне, выполнение заданий в различной форме, лабораторных работ, решение задач в формате ЕГЭ.
По итогам полугодия проводятся контрольные работы в формате ЕГЭ по результатам которых выстраиваются индивидуальные траектории подготовки обучающихся.
В 11 классе обучающиеся знакомятся со структурой контрольно-измерительных материалов по химии, нормативными документами, спецификациями к экзамену, демоверсией, изучают открытый банк заданий, содержательные блоки экзаменационной работы.
Инструментарий банка позволяет выбрать задания из отдельных разделов и тем, необходимого уровня сложности и типа ответа с отсевом уже решённых.
В первом полугодии проходим полностью общую химию, разбирая теоретические вопросы и работая с тематическими тестами. Считаю, что подготовка должна носить тематический характер. Занятие должно быть посвящено разбору заданий одной темы, а не сплошному выполнению КИМов прошлых лет. После изучения темы обучающимся предлагается работа с тематическими тестами: вначале это фронтальное обсуждение тестовых заданий (иногда предлагается отвечать на вопросы по цепочке), затем проводится проверочная работа, которая оценивается.
При подготовке к ЕГЭ активно используются интернет-ресурсы. После повторения темы, задается домашняя работа – решение тематических заданий с образовательного портала Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ» (http://chem.reshuege.ru/). Также решаются задачи из Открытого банка заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (http://www.fipi.ru/). Проводятся диагностические и тренировочные работы системы СтатГрад. Пробные и реальные тесты ЕГЭ.
По курсу химии к каждой теме подготовлены лекции, с которыми обучающиеся работают на уроке. К каждой теме прилагается план её изучения. Работая с текстом учебника и лекцией, выполняется практическая часть по написанию формул и уравнений.
Затем материал отрабатывается по заданиям формата ЕГЭ.
При этом необходимо использовать всё разнообразие форм заданий:
тестовые задания,
• с множественным выбором ответа;
• на установление соответствия;
• со свободным кратким ответом;
• а также задания высокого уровня, объединенные единым контекстом.
После каждой темы проводится зачёт, где от каждого ученика требуется осознанное, осмысленное устное изложение зачетных тем; проводятся семинары, к которым они готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаются листы с вопросами в качестве домашнего задания).
Такая работа по каждой теме способствует развитию самостоятельности обучающихся и готовит их к самообразованию. Прочно и хорошо усваивается то, что добыто активным собственным трудом. Сначала это самостоятельная работа учащихся на уроках под руководством учителя как групповая, так и индивидуальная, затем практические работы и творческие домашние задания (наблюдения, эксперименты, сообщения, рефераты, презентации и т.д.). Так происходит постепенное приобщение обучающихся к самообразованию.
При изучении нового материала перед группами может быть сформулирована задача изучения материала с помощью готовой схемы-конспекта или создания схемы-конспекта после изучения материалов учебника и дополнительных источников информации. Созданная или дополненная в ходе изучения темы схема-конспект должна быть «защищена» группой воспитанниц на уроке.
Большой интерес у учащихся вызывает работа с интерактивными тестами. Для самоподготовки обучающимся рекомендую онлайн тестирование на сайте орг хим ру- http://orgchem.ru/
На данном интернет-ресурсе имеется большой объём мультимедийного материала по школьной программе химии, необходимого для изучения блока «Методы познания в химии. Химия и жизнь»: записи лабораторных опытов, фрагменты научно-популярных фильмов.
Одной из важнейших составляющих при подготовке к ЕГЭ является организация внеурочной работы, позволяющая обеспечить правильную мотивацию обучающихся. Участие в олимпиадах, выполнение проектно-исследовательских работ и защита их на базах ведущих ВУЗов страны: Московского государственного университета имени Ломоносова, Московского государственного медицинского университета имени Сеченова и других позволяет оттачивать общеучебные умения, умения работать не по шаблону.
Совместное с ВУЗами выполнение проектов позволяет обучающимся убедиться, что их знания, умения и навыки имеют социальную значимость, необходимы и в повседневной жизни, и для будущей карьеры.
Результатом внеурочной деятельности является усиление мотивации на учебу, повышение интереса обучающихся к предмету химии, повышение успешности обучения, улучшение навыков лабораторных исследований. В процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности расширился их кругозор, они продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности, стали более самостоятельными в приобретении знаний, с большим желанием и интересом принимают участие в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня.
Воспитанницы ежегодно становятся победителями и призерами Городской Сеченовской конференции проектных работ и Всероссийской Сеченовской олимпиады школьников по профилю «Медицина», на Всеармейском фестивале инновационных научных идей, и на Международном научно-техническом конкурсе «Юнармии», «ИнтЭра».
Ежегодно воспитанницы подтверждают свои знания высокими баллами на ЕГЭ и поступлением в престижные медицинские и профильные ВУЗы страны.
Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения. Если мы сумеем сформировать у детей самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей жизни, то мы выполним заказ государства и общества.
В заключение хотелось бы отметить, что самое главное при подготовке к ЕГЭ, чтобы дети заранее осознали, что это обыкновенная процедура, почувствовали уверенность в своих силах и по достоинству оценили свой уровень знаний. И мы с вами, коллеги, никогда не должны забывать о психологическом аспекте проблемы подготовки к ЕГЭ. И настраивать своих учеников на положительный результат, развеивать их страхи, учить сохранять эмоциональное равновесие и сосредотачиваться даже в условиях стресса. Ведь жизнь не заканчивается экзаменом. И будущее в их собственных руках.