Исследовательская деятельность учащихся в системе инновационной деятельности образовательного учреждения.
Исследовательская деятельность учащихся в системе инновационной деятельности образовательного учреждения.
Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний по химии, биологии и экологии является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность учащихся является инновационным инструментом в образовании, так как обладает активизирующим и интенсифицирующим свойствами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся в системе инновационной деятельности образовательного учреждения. »
Балбашова Ю.А.
Учитель химии 1 категории
МБОУ СОШ №10
Исследовательская деятельность учащихся в системе инновационной деятельности образовательного учреждения.
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества -экономической, социальной, политической, культурной, не могут не затронуть и педагогическую деятельность.
Жизнь ставит перед учителями новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. Это особенно актуально для нашего времени, образование является условием обеспечения социальной безопасности, как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива.
"Инновационная гонка" (А.И. Пригожий) есть органическая часть нашей жизни. Хотим мы того или нет, но за стенами наших образовательных учреждений идет процесс становления рынка и рыночных отношений. Понятие конкуренция, конкурентоспособность, качество образования, социальный заказ - все это постепенно входит в нашу жизнь. Вернее, это уже сама жизнь, та среда, в которой мы находимся.
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний по химии, биологии и экологии является исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность учащихся является инновационным инструментом в образовании, так как обладает активизирующим и интенсифицирующим свойствами.
Традиционное использование на уроках химии метода проектов (индивидуальные, групповые) в союзе с ИКТ позволяют:
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения
коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление
рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам
усвоить и систематизировать базовые знания по предмету
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера и самоконтроля
сформировать мотивацию к учению в целом и к химии в частности
Роль грамотно организованной исследовательской деятельности учащихся в достижении данных целей трудно переоценить. Исследовательская деятельность поможет выявить и развить научные способности, аналитическое и критическое мышление учащихся, развить умение выступать перед аудиторией сверстников, обсуждать актуальные темы с использованием различных средств аргументации.
Сделав исследовательскую деятельность учащихся на уроках химии традицией, добилась, что «Химия» является одним из востребованных и любимых предметов в школе. Подтверждением тому служит факт, что каждый год достаточно большой процент обучающихся выбирают химию для прохождения итоговой аттестации.
Школьной традицией является проведение декады естественных наук, в организации и проведении которой учитель принимает активное участие. В рамках предметной недели организовывается работа школьной исследовательской лаборатории, где желающие, во внеурочное время могут почувствовать себя учеными – химиками.
8 классы – «Исследование качества воды различных источников»
9 классы — «Обнаружение нитратов в овощах и фруктах»
10 классы — «Изучение химических свойств белков»
Большая целенаправленная работа проводится по подготовке обучающихся к школьному и городскому этапу научно-практической конференции в рамках Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», областным и городским конкурсам.
1. Егорова Анна (11 класс) – «Исследование зависимости активности амилазы от пищи и ее компонентов» - 1 место.
2. Попова Алена (11 класс) – «Исследование молока различных торговых марок» - грамота за практическую значимость.
3. Артемочкина Ксения (9 класс) – «Технология получения высокодисперсных оксидов металлов на стеклянной поверхности» – грамота за новизну представленной темы.
Ктитор Екатерина (9 класс) - «Популярные молодежные напитки как условие возникновения сахарного диабета» - грамота за практическую значимость.
Конкурсе «Юные исследователи природы»: выставка «Юннат -2012» в номинации «Конкурс растительной косметики». Результат - 1 место (Тараканова Дарья, 11 класс, проект «Уральская рябина»).
Исследовательская деятельность способствует удовлетворению образовательных потребностей учащихся, развитию творческих способностей, логического и математического мышления, помогает самоопределению учащихся, формирует активную жизненную позицию.
Список использованной литературы
Примерные программы основного и общего образования (Стандарты второго поколения) М.; «Просвещение» 2010г.
Кузьмин С.В. Организация инновационной деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения Ярославль 2001г.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии М.; Творческий центр 2005г.
Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Новая школа, 1994.