Инновационный словарь метапредмтетных понятий
МАОУ СОШ № 15 г. Соликамска. Составитель: Банников О.В., педагог дополнительного образования.
Данный словарь представляет безусловный интерес педагогам, разрабатывающим инновационные программы и площадки в рамках ФГОС. Составлен по материалам работы Школьной проблемной группы «Оценивание метапредметных и личностных материалов.»
Ставит перед собою цель – привести в некоторый порядок понятийный аппарат метапредметности. В нашем образовательном учреждении это удалось.
Абстрагироваться
Мысленно отвлечься
авторитет
Влияние, общее уважение
алгоритм
Совокупность действий, правил для решения данной задачи
альтернатива
Необходимость выбора одного из двух ( или нескольких)возможных решений
Анализ
Метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств чего-н.
Антагонизм
Неразрешимое в данных условиях противоречие
апелляция
Обжалование в суд, обращение с просьбой
апробировать
Проверить, официально одобрить
аргументировать
Привести доказательства
аспект
Точка зрения, взгляд на что-либо
влияние
Действие, оказываемое кем-чем- нибудь на кого-то, воздействие
воспитание
Навыки поведения, привитые семьей, средой и проявляющиеся в общественной жизни
Вотировать
В парламенте принять голосованием
гарантия
Ручательство, порука в чем.-нибудь
гегемогия
Первенствующее положение
гений
Высшая творческая способность
государство
Основной политический институт общества
глобализация
процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации
гражданин
Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей
гражданство
Устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей
Девальвация
Понижение курса национальной валюты к доллару или евро.
демография
Наука о составе населения и его изменениях
депутат
Выборный представитель, член выборного государственного учреждения
деятельность
Форма активности человека, направленная на преобразован6ие окружающего мира и самого себя
Индивид ( индивидуум)
Человек как отдельная личность, отдельный живой организм, особь
индивидуальность
Особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.
индукция
Способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам
истина
Соответствие знаний о предмете самому предмету исследования
конформизм
Приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям
концепция
Система взглядов на что-нибудь
Культура
Вся преобразовательная деятельность человека
Либерализм
Идеологическое и политическое учение, объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства
локальный
Местный, не выходящий за определенные пределы
монополия
Исключительное право на производство или на продажу чего-нибудь
мониторинг
комплексная система регламентированных периодич. наблюдений
«Мета»
-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
Метапредметный подход
– организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.
Метапредмет
– это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.
Метапредметная деятельность
– деятельность за пределами учебного предмета, направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью… связана с жизненными ситуациями.
Метапредметные результаты
– освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Метадеятельность
- универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).
• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Метазнания
- знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Примерами метазнаний являются:
- Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);
- Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);
- Базы знаний, представления об их устройстве.
Метаспособы
- методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин).
Метаумения -
присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
Метакомплекс
образовательный модуль, включающий в себя: метадисциплину, метаурок, метапрактику, социальную практику для получения метапредметного результата.
Метадисциплина
- это не создание новой, или всеобъемлющей, или промежуточной дисциплины, но это и недисциплинарность. Это образовательный процесс.
Метаурок
– это урок нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала для получения метарезультата.
Метапрактика
метафизические составляющие практической жизни; медитация, включенная в деятельность; система мыследействий, поступков, обладающих свойствами метафизического высказывания.
Социальная практика
— вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.
нация
Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.
система
Единое целое, состоящее из частей
Глобальные проблемы
Общепланетарные проблемы, требуют решения всеми странами, возникли во второй половине 20 века.
унификация
приведение к единообразию, к единой форме или системе. Унификация — установление оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг.
Универсальные учебные действия
– это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
функция
(от лат. functio — осуществление, выполнение
принцип
Исходное положение
Фундаментальный образовательный объект
– узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них (А.В.Хуторской).