kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационный словарь метапредмтетных понятий Словаря межпредметных понятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационный словарь метапредмтетных понятий

МАОУ СОШ  № 15 г. Соликамска.  Составитель: Банников О.В., педагог дополнительного образования.

        Данный словарь представляет безусловный интерес педагогам, разрабатывающим инновационные программы и площадки в рамках ФГОС. Составлен по материалам работы Школьной проблемной группы «Оценивание метапредметных и  личностных материалов.»

       Ставит перед собою цель – привести в некоторый порядок понятийный аппарат метапредметности. В нашем образовательном учреждении это удалось.

Абстрагироваться

Мысленно отвлечься

авторитет

Влияние, общее уважение

алгоритм

Совокупность действий, правил для решения данной задачи

альтернатива

Необходимость выбора одного из двух ( или нескольких)возможных решений

Анализ

Метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств чего-н.

Антагонизм

Неразрешимое в данных условиях противоречие

апелляция

Обжалование в суд, обращение с просьбой

апробировать

Проверить, официально одобрить

аргументировать

Привести доказательства

аспект

Точка зрения, взгляд на что-либо

влияние

Действие, оказываемое кем-чем- нибудь на кого-то, воздействие

воспитание

Навыки  поведения, привитые семьей, средой и проявляющиеся в общественной жизни

Вотировать

В парламенте принять голосованием

гарантия

Ручательство, порука в чем.-нибудь

гегемогия

Первенствующее положение

гений

Высшая творческая способность

государство

Основной политический институт общества

глобализация

процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации

гражданин

Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей

гражданство

Устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей

Девальвация

Понижение курса национальной валюты к доллару или евро.

демография

Наука о составе населения и его изменениях

депутат

Выборный представитель, член выборного государственного учреждения

деятельность

Форма активности человека, направленная на преобразован6ие окружающего мира и самого себя

Индивид ( индивидуум)

Человек как отдельная личность, отдельный живой организм, особь

индивидуальность

Особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.

индукция

Способ рассуждения от частных фактов, положений к общим  выводам

истина

Соответствие знаний о предмете самому предмету исследования

конформизм

Приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям

концепция

Система взглядов на  что-нибудь

Культура

Вся преобразовательная деятельность человека

Либерализм

Идеологическое и политическое учение, объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства

локальный

Местный, не выходящий за определенные пределы

монополия

Исключительное право на производство или на продажу чего-нибудь

мониторинг

комплексная система регламентированных периодич. наблюдений

«Мета»

-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метапредметный подход 

– организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.

Метапредмет

 – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.

Метапредметная деятельность 

– деятельность за пределами учебного предмета, направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью… связана с жизненными ситуациями.

 

Метапредметные результаты 

– освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Метадеятельность 

- универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).

• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания 

- знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Примерами метазнаний являются:

- Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);

- Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);

- Базы знаний, представления об их устройстве.

 

 

Метаспособы 

- методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин).

Метаумения -

присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

 

 

Метакомплекс

образовательный модуль, включающий в себя: метадисциплину, метаурок, метапрактику, социальную практику  для получения метапредметного результата.

Метадисциплина

 - это не создание новой, или всеобъемлющей, или промежуточной дисциплины, но это и недисциплинарность. Это образовательный процесс.

Метаурок 

– это урок нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала для получения метарезультата.

Метапрактика 

метафизические составляющие практической жизни;  медитация, включенная в деятельность; система мыследействий, поступков, обладающих свойствами метафизического высказывания.

Социальная практика 

— вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

нация

Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.

система

Единое целое, состоящее из частей

Глобальные проблемы

Общепланетарные проблемы, требуют решения всеми странами, возникли во второй половине 20 века.

 унификация

приведение к единообразию, к единой форме или системе. Унификация — установление оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг.

Универсальные учебные действия 

– это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

 

функция

(от лат. functio — осуществление, выполнение

принцип

Исходное положение

Фундаментальный образовательный объект 

– узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них (А.В.Хуторской).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный словарь метапредмтетных понятий Словаря межпредметных понятий. »

Инновационный словарь метапредмтетных понятий Словаря межпредметных понятий.

МАОУ СОШ № 15 г. Соликамска. Составитель: Банников О.В., педагог дополнительного образования.


Данный словарь представляет безусловный интерес педагогам, разрабатывающим инновационные программы и площадки в рамках ФГОС. Составлен по материалам работы Школьной проблемной группы «Оценивание метапредметных и личностных материалов.»

Ставит перед собою цель – привести в некоторый порядок понятийный аппарат метапредметности. В нашем образовательном учреждении это удалось.



Абстрагироваться

Мысленно отвлечься


авторитет

Влияние, общее уважение


алгоритм

Совокупность действий, правил для решения данной задачи


альтернатива

Необходимость выбора одного из двух ( или нескольких)возможных решений


Анализ

Метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств чего-н.


Антагонизм

Неразрешимое в данных условиях противоречие


апелляция

Обжалование в суд, обращение с просьбой


апробировать

Проверить, официально одобрить


аргументировать

Привести доказательства


аспект

Точка зрения, взгляд на что-либо


влияние

Действие, оказываемое кем-чем- нибудь на кого-то , воздействие


воспитание

Навыки поведения, привитые семьей, средой и проявляющиеся в общественной жизни


Вотировать

В парламенте принять голосованием


гарантия

Ручательство, порука в чем.-нибудь


гегемогия

Первенствующее положение


гений

Высшая творческая способность


государство

Основной политический институт общества


глобализация

процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации





гражданин

Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей


гражданство

Устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей


Девальвация

Понижение курса национальной валюты к доллару или евро.


демография

Наука о составе населения и его изменениях


депутат

Выборный представитель, член выборного государственного учреждения


деятельность

Форма активности человека, направленная на преобразован6ие окружающего мира и самого себя


Индивид ( индивидуум)

Человек как отдельная личность, отдельный живой организм, особь


индивидуальность

Особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого.


индукция

Способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам


истина

Соответствие знаний о предмете самому предмету исследования


конформизм

Приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям


концепция

Система взглядов на что-нибудь


Культура

Вся преобразовательная деятельность человека


Либерализм

Идеологическое и политическое учение, объединяющее сторонников демократических свобод и свободного предпринимательства


локальный

Местный, не выходящий за определенные пределы


монополия

Исключительное право на производство или на продажу чего-нибудь


мониторинг

комплексная система регламентированных периодич. наблюдений


«Мета»

-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.


Метапредметный подход 

– организация деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.


Метапредмет

 – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности.


Метапредметная деятельность 

– деятельность за пределами учебного предмета, направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью… связана с жизненными ситуациями.

 






Метапредметные результаты 

– освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.


Метадеятельность 

- универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).

• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.



Метазнания 

- знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Примерами метазнаний являются:

- Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);

- Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);

- Базы знаний, представления об их устройстве.




Метаспособы 

- методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин).


Метаумения -

присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

-качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).




Метакомплекс

образовательный модуль, включающий в себя: метадисциплину, метаурок, метапрактику, социальную практику для получения метапредметного результата.


Метадисциплина

 - это не создание новой, или всеобъемлющей, или промежуточной дисциплины, но это и недисциплинарность. Это образовательный процесс.


Метаурок 

– это урок нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала для получения метарезультата.


Метапрактика 

метафизические составляющие практической жизни;  медитация, включенная в деятельность; система мыследействий, поступков, обладающих свойствами метафизического высказывания.



Социальная практика 

— вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.


нация

Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика.


система

Единое целое, состоящее из частей


Глобальные проблемы

Общепланетарные проблемы, требуют решения всеми странами, возникли во второй половине 20 века.


унификация

приведение к единообразию, к единой форме или системе. Унификация — установление оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг...



Универсальные учебные действия 

– это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

 



функция

(от лат. functio — осуществление, выполнение


принцип

Исходное положение


Фундаментальный образовательный объект 

– узловые точки основных образовательных областей, благодаря которым существует реальная область познания и конструируется система знаний о них (А.В.Хуторской).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Инновационный словарь метапредмтетных понятий Словаря межпредметных понятий.

Автор: Банников Олег Вячеславович

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245394


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства