kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование химического эксперимента при открытии новых знаний учащимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся средствами химического эксперимента на уроках химии и во внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование химического эксперимента при открытии новых знаний учащимися»

Использование химического эксперимента при открытии новых знаний учащимися.

Шавыкина Ирина Викентьевна, Заслуженный учитель РФ, учитель химии МАОУ СОШ №69 «Центр развития образования», г. Рязань, Российская Федерация


Химия - наука экспериментальная, поэтому одно из первых мест при открытии учащимися новых знаний занимает эксперимент, который я использую на таких этапах урока, как объяснение и контроль.

Химический эксперимент решает следующие задачи:

- формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся. Главная метапредметная компетенция – использование химических знаний в нестандартной ситуации и в повседневной жизни.

Технологические приёмы использования эксперимента это – решение ситуационных и контекстных задач путём создания проблемной ситуации и организации мини – исследования на уроке.

Содержание эксперимента изменяется в зависимости от уровня подготовки школьников. Проследим это на примере фрагментов уроков в разных классах.

Рассмотрим использование эксперимента на начальном этапе изучения предмета в 8 классе, где учащиеся только начинают знакомство с химическими реакциями и их признаками. Ученикам предлагается проделать несложные опыты при изучении новой темы и по ходу эксперимента ответить на вопросы учителя.


Цель эксперимента: определить один из признаков химической реакции.


Опыт 1. Соедините поочерёдно бесцветные растворы из пробирок 1(вода) и 2(раствор поваренной соли) в стакане 1. Что-то наблюдаете? (нет). Как вы думаете: произошла химическая реакция? (нет, ничего не видим).

Опыт 2. Соедините поочерёдно бесцветные растворы из пробирок 3(раствор щёлочи) и 4( раствор фенолфталеина) в стакане 2. Что-то наблюдаете? (появилась розовая окраска). Как вы думаете: произошла химическая реакция? (думаем да, т.к. изменилась окраска), т.е. появился видимый признак реакции.

Опыт 3. Прилейте к розовому раствору в стакане 2 бесцветный раствор из пробирки 5(раствор соляной кислоты). Что-то наблюдаете? (окраска исчезла). Как вы думаете: произошла химическая реакция? (да, т.к. опять изменилась окраска).

Вопрос ученикам.

Какое новое знание вы определили в ходе эксперимента? (один из признаков химической реакции - это изменение окраски).


А теперь проследим, как трансформируется содержательная составляющая эксперимента для учащихся с уже имеющимися базовыми знаниями по предмету в 9 классе при проведении химических реакций.


Цель эксперимента: определить отношение мрамора к кислоте.


Опыт 4. В стакан с кусочками мрамора прилейте раствор кислоты из пробирки 6.Что-то наблюдаете? (шипит и появились пузырьки газа). Как вы думаете: произошла химическая реакция? (да, т.к. есть видимый признак реакции – выделение газа).

Вопрос ученикам.

Какое новое знание вы открыли для себя? (мрамор реагирует с кислотой).

Используя данные эксперимента, объясните, почему несколько лет назад из Летнего сада в С.-Петербурге все подлинные статуи из мрамора, являющиеся произведениями искусства, были убраны и заменены копиями? С какой экологической проблемой это связано? (периодически выпадающие кислотные дожди из-за химической реакции с мрамором могут испортить произведения искусства).


В 10-11 химико-биологических классах эксперимент приобретает профильную направленность.


Опыт 5. Исследуем содержимое 4-х стаканов индикатором:

-стакан 1 с водой, опустите в него индикатор. Что-то наблюдаете? (нет).

-стакан 2 с раствором кислоты. Опустите в него индикатор. Что наблюдаете? (окраска стала розово-красной).

-стакан 3 с напитком «Кола». Опустите в него индикатор. Что наблюдаете? (окраска стала розово-красной).

- стакан 4 с растертой таблеткой жаропонижающего средства «Аспирин». Прилейте в стакан воду и размешайте. Опустите в полученный раствор индикатор. Что наблюдаете? (окраска стала розово-красной).


Что вы обнаружили во 2,3,4 стаканах? (обнаружили кислоту с помощью индикатора).

Используя данные эксперимента, объясните, можно ли рекомендовать напиток «Кола» и лекарство «Аспирин» людям, страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта, имеющими повышенную кислотность? Почему? (нельзя, т.к. они содержат кислоту и могут вызвать обострение заболевания).

Вопрос ученикам.

Какое новое знание вы открыли, проведя мини-исследование? (напиток «Кола» и жаропонижающее средство «Аспирин» содержат кислоту, это знание поможет нам в повседневной жизни безопасно для своего здоровья и грамотно использовать напитки и лекарства).


Выполнение учащимися реального эксперимента на уроках химии с целью открытия новых знаний очень важно в условиях введения эксперимента в ОГЭ и ЕГЭ, а также при выполнении практической части олимпиады по химии.


Предлагаю некоторые задания, которые использую при проведении лабораторных и практических работ на уроке, а также при подготовке исследовательских и проектных работ.


Приложение. Экспериментальные задания нестандартного содержания.


1.Зубные пасты - многокомпонентные составы, одним из основных компонентов которых являются абразивные вещества, обеспечивающие механическую очистку зубов от налётов и их полировку. В качестве абразива чаще всего применяют химически осаждённый мел, фосфаты кальция: (гидрофосфат), (фосфат кальция). На практике часто используют не одно вещество, а их смесь. Определите опытным путём наличие данных соединений в зубной пасте.


2. Многие повседневные препараты и материалы, окружающие нас в быту, содержат химические соединения, с которыми мы знакомы. Например, стиральные порошки содержат различные соединения натрия. Изучите примерный состав порошка «Пемос». Докажите опытным путём присутствие в порошке сульфат-ионов, карбонат-ионов, фосфат-ионов, используя для определения качественные реакции на данные ионы.


3. Некоторые нечестные торговцы для увеличения массы продукта примешивают в муку порошок питьевой соды (гидрокарбонат натрия). Как опытным путём обнаружить данную примесь в муке? Составьте уравнение реакции. Это же вещество добавляют в сухое молоко. Исследуйте выданные вам образцы муки и сухого молока на наличие примеси.


4.Зная химический состав накипи, предложите способы её удаления в домашних условиях без использования готовых средств, например «Антинакипина». Подтвердите экспериментальным путём, составьте уравнение химической реакции.


5. Если на вашем приусадебном участке кислые почвы, какие из перечисленных соединений вы будете вносить в почву в целях нейтрализации почвенных кислот: известь Са(ОН)2, мел СаСО3, кремнезём SiO2, золу К2СО3, поваренную соль NaCl ? Напишите уравнения химических реакций. Проведите модельный опыт, подтверждающий правильность ваших действий.


6. Перед вами : а) продукты- яблоко, лимон, квашенная капуста, простокваша; б) дары леса- листья крапивы, ягоды брусники. Что объединяет данные образцы? Подтвердите опытным путём свою догадку на примере предложенных продуктов. Найдите в дополнительной литературе названия и формулы химических веществ, которые содержатся в представленных образцах.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование химического эксперимента при открытии новых знаний учащимися

Автор: Шавыкина Ирина Викентьевна

Дата: 17.01.2018

Номер свидетельства: 450699

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "урок химии в 8 класее Основани, классификация, получение, свойства. "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-khimii-v-8-klasieie-osnovani-klassifikatsiia-poluchieniie-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "203276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429451203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Технологическая карта урока по теме: "Оксиды""
    ["seo_title"] => string(45) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_teme_oksidy"
    ["file_id"] => string(6) "646502"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1709108154"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(15) "Приматы "
    ["seo_title"] => string(7) "primaty"
    ["file_id"] => string(6) "107913"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403503444"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог» "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-siektsii-khimichieskaia-ekologhiia-nou-dialogh"
    ["file_id"] => string(6) "191256"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427287703"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока химии "Кислород. Горение и окисление" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-khimii-kislorod-gorieniie-i-okislieniie"
    ["file_id"] => string(6) "109849"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405102187"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства