kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные методы и приёмы воспитательной работы во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Инновационные методы и приёмы воспитательной работы во внеурочной деятельности по предмету химии"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные методы и приёмы воспитательной работы во внеурочной деятельности»

Горох Наталья Ивановна

преподаватель химии

ГБПОУ «Минераловодский региональный

многопрофильный колледж»

г. Минеральные Воды

Инновационные методы и приёмы воспитательной работы во внеурочной деятельности

«Воспитание - великое дело: им решается участь человека.»

В. Г. Белинский.

Проблема воспитания стоит остро особенно сейчас, в наше непростое время.

В современной педагогике существует проблема целей образования, что важнее: знания или развитие личности учащегося, его воспитание. На уроке и во внеурочной деятельности необходимо воспитывать у учащихся все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку. Эти качества должны формироваться и развиваться на любом уроке, будь то химия, математика или физика. Надо формировать у учащихся: гуманность, товарищество, доброту, вежливость, дисциплинированность, ответственность.

Воспитание учащихся - одна из важнейших задач учебного заведения. Преподавателю нельзя быть равнодушным к вопросам воспитания молодежи, ведь от этого зависит судьба страны. Надо стремиться воспитать человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважение относящегося к истории родной страны, ее традициям.

Очень часто мы слышим вопрос от учащегося, зачем учить химию, или физику, или математику, она нам в жизни не пригодиться. Поэтому в своей работе я придаю большое значение формированию интереса к предмету, развитию у учащегося самостоятельности, логического мышления.

Если учитель успешно раскрывает и использует воспитательные и развивающие задачи своего предмета, то у учащегося формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция.

Чтобы развить интерес к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Формируя познавательный интерес к химии, особое место отвожу внеклассной работе по предмету.

Внеклассная работа по химии углубляет знания учащихся, помогает установить связь химии с жизнью, развивает творческую самостоятельность учащихся, способствует правильной постановке эксперимента.

Цель внеклассной работы, как и всей учебно-воспитательной работы, заключается в комплексной реализации трудового, нравственного, эстетического и экологического воспитания учащихся, углублении знаний по предмету.

При организации внеклассной работы можно выделить образовательные и воспитательные задачи.

Образовательные задачи внеклассной работы:

1. Расширение и углубление химических и политехнических знаний;

2. Формирование экспериментальных навыков и умений;

3. Развитие технического творчества.

Воспитательные задачи внеклассной работы:

1.Формирование у учащихся интереса к предмету;

2.Развитие познавательной активности учащихся, воспитание инициативы и самостоятельности;

3. Воспитание любви и уважения к труду, умение трудиться целенаправленно.

Внеклассная работа по химии должна строиться на основе следующих принципов:

-осуществление тесной связи с содержанием курса химии;

-соответствие возрастным (физическим и психическим) возможностям учащихся и уровню их подготовки;

-добровольность выбора внеклассных занятий с учётом различных интересов и запросов учащихся;

-сочетание разных форм и видов работы;

-включение элементов занимательности;

-соблюдение принципа научности и доступности.

Основные формы внеклассной работы по химии: массовая, групповая и индивидуальная. Они различаются не только числом учащихся, но и содержанием и методикой проведения.

При проведении внеклассной работы по химии нельзя забывать о занимательности, которая необходима для детей любого возраста.

Предметные недели – это продолжение учебно- воспитательного процесса начатого на уроке. Ёе разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению химии.

Один из действенных способов поддержания интереса к предмету – проведение химических вечеров, конференций, которые, как правило надолго запоминаются учащимся.Опыт проведения вечеров по химии показывает, что они полезны не только для учащегося, но и для учителя, так как они помогают лучше узнать своих учащихся, развивают организаторские способности, заставляют творчески работать над собой.

Каждый год в нашем колледже проводиться неделя химии. Составляется план проведения недели химии. Учащимся сообщается заранее, где они могут участвовать. Например, программа проведение недели химии:

  • Понедельник: конкурс газет, ребусов, кроссвордов на тему: “Химия и жизнь ”

  • Вторник: Лекторская группа с сообщением на тему:« Вода – самое удивительное вещество»

просмотр фильмов «Приключений капли воды» ,« Тайна капли воды”

  • Среда: Викторина “Что? Где? Когда?”

  • Четверг: Круглый стол на тему : “Вода - самое необыкновеннее и удивительное вещество в мире” (межпредметное мероприятие: химия, физика).

  • Пятница: Занимательные опыты. Подведение итогов .

В рамках недели химии проводятся много занимательных игр, конкурсов “Своя игра”, “Звёздный час”, “Пойми меня”, “Самый умный”. Участие во внеклассных мероприятиях способствует развитию личности учащегося, развитию таких качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм.

Также одним из направлений моей внеклассной работы является организация проектной деятельности учащихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов даёт возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; развивает у учащихся самостоятельность, активность; сплачивает детей, развивает коммуникативность.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, необходимую каждому образованному человеку. В этом помогает метод проектов. Использование проектных технологий позволяет мне формировать такие личные качества учащихся, как умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор темы, анализировать результаты деятельности.

Суть метода проекта сводится к тому, что учащегося обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Использование метода проектов во внеурочной деятельности по химии повышает познавательную активность учащихся, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить.

В нашем колледже были подготовлены проекты на различные темы: «Химия вокруг нас»; «Наследственность болезни», « Последствия аварии на чернобыльской АЭС», социальный проект «Гордость России». Проект «Гордость России» был подготовлен инициативной группой учащихся Почему возникла идея подготовки этого проекта: проблемы – низкая познавательная активность у учащихся, плохое знание русских учённых, неразвитое чувство патриотизма. При работе над проектом был оформлен фотоколлаж с фотографиями великих учённых, подготовлены доклады и презентации о их работе. Этот материал был заслушан на конференции.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное и полезное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, которая позволяла проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Третье направление – это организация индивидуально – групповой работы с учащимися по подготовке к предметным и дистанционным олимпиадам, конкурсам и интернет - проектам. Это ещё одно не менее важное направление, которое с успехом можно организовать через внеурочную деятельность.

При подготовке к предметной олимпиаде ученик должен выбрать навыки решения олимпиадных задач. Поэтому с такими учащимися я провожу очень большую индивидуальную работу. Принятая технология организации и проведения таких олимпиад даёт возможность проявить творческие способности и умения, лишь малой части учащихся. Таким образом, олимпиады как средство раскрытия творческих способностей учащихся, не позволяют проявить себя в творческом плане массовому учащемуся. Поэтому в своей работе я использую проведение дистанционных олимпиад.

У проводимых олимпиад особенность заключается в том, что они дистанционные. Дистанционный характер заключается в удалённости учеников и организаторов друг от друга. Учащиеся школ, лицеев, гимназий одновременно соревнуются в творчестве с помощью сети Интернет, находясь при этом в разных городах и странах.

Система дистанционных предметных олимпиад с научно – обоснованной и организационно – деятельностной структурой открытых заданий даёт практически любому учащемуся проявить свои способности. Дистанционные олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты учащихся, как по определённому учебному предмету, так и в межпредметных областях. Помогают решить проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, позволяют современному школьнику ощутить себя развивающимся гражданином мирового информационного пространства.

Участвуя в дистанционных творческих олимпиадах, учащиеся становятся заинтересованными в развитии собственного образования, так как, выполняя открытые эвристические задания, они решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе.

Для многих педагогов и родителей их дети открываются с новых сторон, особенно те из них, кого не отбирают в школе на участие в элитных районных и городских конкурсах. Именно этим учащимся участие в дистанционных олимпиадах помогает обрести веру в себя, свои возможности, увидеть свой потенциал.

Таким образов, дистанционные олимпиады формируют у учащихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению мотивации к обучению, создают условия для разновозрастного обучения; развивают фантазию, воображение и творческое мышление, обучают навыкам создавать творческую продукцию, анализировать свою учебную деятельность, развивают технические навыки использования компьютерных программ.

В процессе подготовки наши отношения становятся партнёрскими, каждая из сторон заинтересована в конечном результате. Мои учащиеся участвуют в различных дистанционных олимпиадах, где занимают призовые места. Это дистанционная эколого-биологическая олимпиада, интернет – проект «Путешествие в мир химии», дистанционная олимпиада по химии «VIDEOUROKI», международный интернет – проект «Диалог культур», международный интернет – проект «Мосты дружбы», Циолковские чтения, интернет- проект «Химстарт» г.Ярославль, арт-талант и многие другие.

Система внеклассной работы содействует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми, способствует самореализации личности учащегося.

Методически грамотно организованная внеурочная деятельность даёт возможность всем учащимся понять особое значение химической науки, химических знаний для научно – технического процесса, а также позволяет решить одну из важнейших задач современного образования: превращение знаний, полученных в школе, в институт творческого освоения мира.

Химия по праву считается наукой созидания, но одновременно она же может способствовать разрушению, уничтожению, гибели всего живого. В курсе химии учителю предоставляются большие возможности для патриотического воспитания учащихся, формирования стойкой гражданской позиции подрастающего поколения.

Литература:

  1. «Образовательные технологии в профшколе» №3, 2006г.

  2. Проектированное образовательной технологии НПО, Москва, 2006г.

  3. А. К. Колеченко. «Энциклопедия педагогических технологий» Издательство «Каро» Санкт – Петербург 2005г.

  4. Т.М. Енякова «Внеклассная работа по химии» Издательство «Дрофа», Москва, 2004г.

  5. «Химия» Проектная деятельность учащихся. Автор составитель Н.В. Ширшина, Волгоград, 2007г.

  6. «Современные технологии в процессе преподавания химии» Москва, 2007г.

  7. Журнал «Химия в школе» № 3 2002г., №7 2000г.

  8. Г.М. Чернобельская. Основаны методики обучения химии. – М.: Просвещение, 2000г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Инновационные методы и приёмы воспитательной работы во внеурочной деятельности

Автор: Горох Наталья Ивановна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378604

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Формирование гражданских компетентностей через работу с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(85) "formirovaniie-ghrazhdanskikh-kompietientnostiei-chieriez-rabotu-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "100097"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402365262"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Краеведческая работа как средство формирования  проектно – исследовательских умений учащихся "
    ["seo_title"] => string(107) "kraieviedchieskaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-proiektno-issliedovatiel-skikh-umienii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "113386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1410083291"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Информационная карта инновационного педагогического опыта "
    ["seo_title"] => string(67) "informatsionnaia-karta-innovatsionnogho-piedaghoghichieskogho-opyta"
    ["file_id"] => string(6) "175714"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424293732"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ в учебно -воспитательном процессе""
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaispolzovaniieiktvuchiebnovospitatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "262182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449280781"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства