При изучении сложного и объёмного материала учащиеся рассеяны и никак не могут сосредоточиться на уроке. В таких случаях необходимо организовать какую-нибудь интересную игру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в обучении химии»
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
141730, Московская обл., г. Лобня, ул. Букинское шоссе19, тел. 577 – 15 - 21
Игровые технологии в обучении химии
Составила:
Учитель химии
Свинтицкая
Ольга Николаевна
Технология игрового обучения
Часто бывает при изучении сложного или объемного материала учащиеся рассеяны и никак не могут сосредоточиться на уроке. В таких случаях необходимо организовать какую-либо интересную игру. Это поможет сконцентрировать внимание ребят на изучаемом материале. Игровая ситуация способствует вовлечению детей в совместную деятельность, способствующую закреплению знаний, умений и навыков. Игровая ситуация порождает в детях разнообразные эмоционально-психические переживания, углубляющие познание. Такая учебная работа снимает напряжение и усталость.
Я считаю, что игровая форма достаточно эффективный вид деятельности при обучении химии, она повышает интерес учащихся к изучаемому предмету. Эффективность игровых форм обучения наиболее четко проявляется у учащихся 8 – 9 классов. Но это не значит, что все уроки химии должны быть в виде игры. Игровую форму можно применять при закреплении, обобщении, повторении материала, проверке домашнего задания. Приведу примеры нескольких игр, которые я использую на своих уроках.
Разработка игры по химии
Домино «Общая характеристика строения и физических свойств металлов»
Данную игру мы проводим в 9 классе в теме «Металлы».
Игра занимает от 10 до 15 минут урока. В игру привлекаются 14 учащихся (по числу карточек). Каждому ученику выдаётся карточка, состоящая из двух частей: в верхней части содержится вопрос (ответ на который находится на карточке другого ученика), а в нижней части карточки содержится ответ, но уже на другой вопрос.
Образец карточки:
Карточка 9
Каковы особенности строения атомов металлов?
Человек сначала познакомился с теми металлами, которые в природе встречаются в самородном виде.
Начинает игру учитель, первым зачитывая вопрос. Отвечает тот ученик, у которого содержится ответ на поставленный вопрос. Затем он же зачитывает вопрос со своей карточки. Должна получиться логическая цепочка из вопросов и ответов. Если учащиеся не могут найти ответ, учитель помогает найти оборвавшееся звено цепи. Для этого карточки должны быть пронумерованы (желательно вразброс), а у учителя должен быть «ключ» к нумерации.
Содержание карточек
Вопросы
Ответы
№ карточки
Содержание верхней части карточки
№ карточки
Содержание нижней части карточки
1.
Карточка учителя. Какие металлы были известны человеку с глубокой древности?
6
Золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть.
6.
Почему человек вначале познакомился с золотом, серебро
9
Человек сначала познакомился с теми металлами, которые в природе встречаются в самородном виде.
9
Каковы особенности строения атомов металлов?
4
Радиус атомов металлов больше, чем у неметаллов, поэтому их внешние электроны значительно удалены от ядра и слабо с ним связаны. А также на внешнем слоев атомах металлов содержится небольшое количество электронов.
4
Поясните выражение: «металлы являются восстановителями»
14
Металлы способны легко отдавать внешние электроны, превращаясь в положительные ионы. Тем самым металлы проявляют восстановительную способность.
14
Как изменяются восстановительные свойства в периодах слева направо и почему?
2
Восстановительные свойства в периодах ослабевают. Это связано с уменьшением радиуса атомов, что приводит к меньшей подвижности наружных электронов.
2
Как изменяются восстановительные свойства в главных подгруппах сверху вниз и почему?
12
Восстановительные свойства в главных подгруппах усиливаются. Это связано с увеличением радиуса атомов, что приводит к большей подвижности электронов.
12
Как возникает химическая связь в металлах и как она называется?
7
Связь, возникающая между положительными ионами металла и обобществлёнными электронами, называется металлической.
7
Каковы особенности строения металлической кристаллической решётки.
3
В узлах металлической кристаллической решётки располагаются атомы и положительные ионы металлов, связанные посредством обобществлённых электронов.
3
Какие физические свойства характерны для металлов?
10
Металлам присущи металлический блеск, твёрдость, пластичность, тепло- и электропроводность, достаточно высокие температуры плавления и большая плотность (по сравнению с неметаллами)
10
Чем объясняется блеск, присущий всем металлам, и у каких металлов он выражен сильнее?
8
Подобное свойство - это результат отражения световых лучей от поверхности металла. Наиболее выражен металлический блеск у алюминия и серебра.
8
Чем объясняется твёрдость большинства металлов по сравнению с неметаллами (среди которых есть даже газообразные вещества). Укажите самые твёрдые и самые мягкие металлы.
5
Прочностью металлической кристаллической решётки объясняется твёрдость большинства металлов. Самый твёрдый металл – хром, самые мягкие – щелочные металлы, особенно натрий, калий, рубидий и цезий.
5
Чем объясняется достаточно большая плотность металлов по сравнению с неметаллами? На какие две группы делят металлы по величине плотности? Укажите металлы, максимально отличающиеся по плотности.
13
У металлов компактная кристаллическая решётка, что объясняет их достаточно высокую плотность, по сравнению с большинством неметаллов. Если у металлов плотность больше 5 г/см3, их называют тяжёлыми, если плотность металлов меньше 5 г/см3, их называют лёгкими. Максимальная плотность у осмия (это самый тяжёлый металл), минимальная плотность – у лития (это самый лёгкий металл).
13
Чем объясняется пластичность металлов? Укажите металлы, максимально отличающиеся по этому свойству.
15
Способность металлов к деформациям (пластичность) объясняется свободным перемещением электронов в кристалле, благодаря чему электроны всегда продолжают осуществлять связи между узлами кристаллической решётки. Самый пластичный металл – золото, самые хрупкие – металлы 5 группы главной подгруппы: сурьма и висмут.
15
Чем объясняется способность металлов проводить тепло и электрический ток? Укажите металлы, максимально отличающиеся по этим свойствам.
11
В кристаллах металлов есть свободные электроны, которые, соударяясь с катионами металла, быстро передают заданную температуру и импульс на другой край кристалла. Этим объясняется тепло- и электропроводность металлов. Максимально эти свойства выражены у серебра, минимально – у сурьмы и висмута.
11
Почему по одному физическому свойству нельзя судить о принадлежности простого вещества к металлам?
1
Карточка учителя. Для некоторых неметаллов (например графит, йод) характерен металлический блеск; пластическая сера способна к деформациям; алмаз тверже хрома; некоторые неметаллы (например, графит) способны проводить электрический ток; температура плавления графита 3730оС – выше, чем у тугоплавкого вольфрама (3380оС). Поэтому судить о принадлежности простого вещества к металлам можно лишь по совокупности его физических свойств.
Такая форма работы позволяет в сжатые сроки повторить учебный материал, способствуя формированию у учащихся умений внимательно слушать вопросы и грамотно формулировать ответы.
По такому же типу легко составить домино, проверяющее другие теоретические знания, например: «Теория электролитической диссоциации», «Сплавы», «Общая характеристика неметаллов», «Теоретические основы органической химии» и другие.
Разработка игры «Лото на уроках химии»
Предлагаю Вашему вниманию лото «Характеристика химического элемента на основе его положения в таблице Д. И. Менделеева и строении атома». Данную игру мы проводим в 8 классе в первой четверти по окончании изучения строения атома (по программе О.С. Габриеляна). Эту же игру можно использовать при обобщении знаний в конце первого года изучения химии и при повторении характеристики химического элемента в 9 классе.
Игра занимает от 10 до 15 минут урока. Учащиеся работают в парах.
На каждую парту выдаётся конверт со знаками химических элементов и игровая карта с девятью клетками, содержащими краткую информацию об определённых химических элементах (положение в периодической системе, относительная атомная масса, строение атома, формула высшего оксида). Задача учащихся: как можно быстрее закрыть все клетки игровой карты знаками соответствующих химических элементов.
Во всех конвертах содержатся карточки со знаками двадцати химических элементов: Li, Na, K, Cu, Ag, Mg, Ca, Ba, Zn, B, Al, C, Si, P, N, O, S, F, Br, Fe. Это исключает возможность угадывания нужного химического элемента. Учитель проверяет правильность заполнения игровой карты, сравнивая работу учащихся с эталоном.
В сильном классе можно устроить соревнования по рядам в форме эстафеты: каждая пара учащихся должна по очереди поработать с разными картами, передаваемыми с предыдущей (впереди стоящей) парты. При этом учитель ведёт учёт правильности заполнения карт. Побеждают учащиеся того ряда, который справится быстрее.
По окончании игры учащимся демонстрируют правильные ответы (записанные предварительно на обороте доски или на слайдах электронной презентации).
Для проведения игры нужно сделать игровые карты (формат А-5), содержащие клетки с заданиями:
Игровая карта 1
Ar (?) = 23
IV период, II группа, побочная подгруппа
Самый легкий металл
В атоме 5 электронов
3 электронных слоя,
на внешнем слое 5 электронов
Заряд ядра +19
2еˉ, 8еˉ, 2еˉ
IV период,
высший оксид Э2О7
В атоме 29 протонов
Игровая карта 2
Заряд ядра +8
3 электронных слоя,
на внешнем слое 2 электрона
В атоме 47 протонов
II период,
высший оксид Э2О5
2еˉ, 8еˉ, 1еˉ
IV период, VII группа, главная подгруппа
Ar (?) = 31
Элемент с наиболее выраженныминеметал-лическими свойствами
В атоме 16 электронов
Игровая карта 3
Металл, начинающий третий период
Заряд ядра +13
V период, I группа, побочная подгруппа
2еˉ, 4еˉ
Ar (?) = 40
В атоме 12 электронов
В атоме 56 протонов
2 электронных слоя,
на внешнем слое 6 электронов
III период,
высший оксид ЭО2
Игровая карта 4
VI период, II группа, главная подгруппа
Ar (?) = 16
2 электронных слоя,
на внешнем слое 4 электрона
В атоме 26 протонов
III период,
высший оксид Э2О3
2еˉ, 8еˉ, 6еˉ
Неметалл третьей группы
Заряд ядра +30
В атоме 19 электронов
По числу игровых карт необходимо приготовить конверты, содержащие картонные карточки со знаками указанных выше двадцати химических элементов. Размер таких карточек должен соответствовать клеткам игровой карты.
Эталоны заполненных карт
Игровая карта 1 Игровая карта 2
Натрий
Цинк
Литий
Кислород
Магний
Серебро
Бор
Фосфор
Калий
Азот
Натрий
Бром
Магний
Бром
Медь
Фосфор
Фтор
Сера
Игровая карта 3 Игровая карта 4
Натрий
Алюминий
Серебро
Барий
Кислород
Углерод
Углерод
Кальций
Магний
Железо
Алюминий
Сера
Барий
Кислород
Кремний
Бор
Цинк
Калий
По такому же типу легко составить лото, проверяющее знание номенклатуры неорганических или органических веществ. При этом клетки игровых карт содержат названия веществ, а карточки химических элементов – соответствующие формулы.
Разработка игры «Найди пару»
Предлагаю Вашему вниманию игру «Найди пару», в основе которой лежит умение составлять химические уравнения. Данную игру мы проводим в 8 классе при знакомстве с химическими уравнениями в теме «Изменения, происходящие с веществами» (по программе О.С.Габриеляна). Эту же игру используем в 9 классе при закреплении знаний о химических свойствах железа и его соединений.
Игра занимает до 10 минут урока. Учащиеся работают в парах.
На каждую парту выдаётся конверт с фрагментами химических уравнений с участием железа и его соединений. Во всех конвертах содержатся 18 карточек размером 8х2 см с левыми и правыми частями химических уравнений:
2Fe + 3Cl2 →
2FeCl3
Fe + 2HCl →
FeCl2 + H2
Fe2O3 + 6HCl →
2FeCl3 + 3H2O
FeO + 2HCl →
FeCl2 + H2O
Fe(OH)3 + 3HCl →
FeCl3 + 3H2O
Fe(OH)2 + 2HCl →
FeCl2 + 2H2O
Fe + CuCl2 →
FeCl2 + Cu
3Fe + 4H2O →
Fe3O4 + 4H2
3Fe + 2O2 →
Fe3O4
Задача учащихся: как можно быстрее соединить левые и правые части уравнений и тем самым найти пары.
Учитель проверяет правильность составления химических уравнений, сравнивая работу учащихся с эталоном (неразрезанным образцом карточек). Хорошей оценкой поощряются учащиеся, первыми без ошибок выполнившие задание.
В сильном классе можно устроить соревнования по рядам в форме эстафеты: на первой парте каждого ряда заранее выкладываются все левые части уравнений. В стороне вразброс располагают правые части уравнений. Учащиеся каждого ряда по очереди садятся за первые парты и составляют по одному химическому уравнению. Побеждают учащиеся того ряда, который справится с заданием быстрее.
При этом учитель (или члены жюри из учащихся класса) ведут учёт правильности составления уравнений. По окончании игры учащимся демонстрируют правильные ответы (записанные предварительно на обороте доски или на слайдах электронной презентации).
Аналогичную игру мы проводим при повторении химических свойств углеводородов и кислородсодержащих органических веществ.
Игра "Руки вверх"
Цель. Активизировать внимание учащихся, закрепить понятия "вещество", "физическое тело", сформировать способности к адекватным реакциям на внешний раздражитель.
Атрибуты. Карточки для учителя с перечнем различных веществ и физических тел.
Задание. Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, дети внимательно слушают. Если названо вещество, ученики поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку, дает определение "вещества" или "физического тела" и приводит дополнительно 2-3 соответствующих примера.
Пример перечня названий. Стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка, крахмал, полиэтилен, кислород, мяч, уксусная кислота, дверная ручка, мел, лампа, молоко и др.
Аналогичные игры можно провести по темам: "Чистые вещества и смеси", "Физические и химические явления" и т. д.
Наиболее сложны и трудоемки ролевые игры. Проведение подобных игр позволяет достигать следующих целей: научить учащихся выделять главное в содержании учебного материала, излагать его в краткой форме; развивать навыки анализа текста, ассоциативное мышление, самостоятельность суждений, способствовать самоопределению учащихся, развивать коммуникативные способности, расширить кругозор, повторять и обобщать изученный материал.
Так же на внеклассных занятиях провожу интеллектуально-творческие игры: «Кто хочет стать отличником», «Звездный час».