Экологическое образование и воспитание на уроках химии
Устойчивое развитие образования – один из актуальных вопросов современной образовательной стратегии общества. Экологическое образование составляет наиболее реальный и существенный компонент образования для устойчивого развития.
В этой связи необходимо, чтобы специалист любого профиля, деятельность которого прямо или косвенно влияет на состояние природной среды, имел глубокие теоретические экологические знания и определенные практические навыки, умел применять их в повседневной жизни.
По мнению Л.А.Колывановой, Т.М.Носовой, важной задачей экологического образования и воспитания обучающихся, является формирование у них экологического сознания и мышления, а значит – экологической культуры. Экологическое сознание – это есть осознание человеком своей роли на земле, ощущение себя и окружающего мира как единого целого, в то время как экологическое мышление представляет собой глубокое понимание взаимовлияния человека и природы, формирование экологически ориентированного мировоззрения, культуры щадящего отношения к природе. Экологическая культура выражается в готовности к ответственному поведению и деятельности в соответствии с моральным долгом и нормами права [2,С.1544].
Ведущими принципами экологического образования и воспитания обучающихся являются:
- всеобщность и непрерывность;
- вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных образовательных и воспитательных структур;
- гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;
- единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;
- связь с требованиями практики;
- учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;
- гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры [2,С.1544].
Экологическое образование для устойчивого развития как современная дидактическая система направлена на реализацию требований современных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и способствует формированию предметных и метапредметных знаний, универсальных учебных действий, на основе понимания законов экологии и концепции устойчивого развития; повышению психологической готовности к безопасным действиям в условиях природно-социальных рисков.
Химия – это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке. В основе экологического воспитания лежат представления о взаимосвязи состава, строения. Свойств веществ и их биологических функций. Двойственной роли в живой и неживой природе. Биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов. Химия имеет важное значение в решении экологических проблем на современном этапе. При изучении состава, строения и свойств веществ, химия отвечает на вопрос, что происходит с ними в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает вещество и его продукты превращений на биологические организмы [1,С.562].
Основной задачей учителя химии является формирование таких понятий, как химический элемент, химическое вещество, химическая реакция и химическое производство. Каждое из названных понятий тесно связано с системой экологических понятий, а именно, с понятиями окружающая среда, живой организм (человек, животное, растение), экологические факторы, экологическая система и биосфера. Параллельно с ними следует разбирать природоохранные понятия. При изучении темы: «Природные источники углеводородов» необходимо обращать внимание на роль нефти и нефтепродуктов, как загрязнителей природной среды. В процессе изучения темы «Целлюлоза» обратить внимание учащихся на то, что важно сохранять лесные богатства ещё и потому, что леса способны активно преобразовывать химические атмосферные, особенно газообразные загрязнения, поглощать и отдельные компоненты промышленных загрязнений. При изучении элементов VI группы рассматриваются химические аспекты экологии, например, основным жизненно важным компонентом воздуха является кислород, снижение его вызывает у человека и животных явление кислородного голода – учащение и увеличение глубины дыхания, ускорение тока крови, усиление работы сердца. Наряду с естественными составляющими воздуха, в результате производственной деятельности человека в нём содержаться соединения серы, азота, углерода, органических веществ. Особенно пагубное влияние на атмосферу оказывает сера и её соединения: сернистый газ, сероводород, перекись серы и т.д. Сернистый ангидрид является одним из наиболее распространенных компонентов вредных выбросов химической промышленности. Большое количество его выбрасывается в атмосферу при производстве серной кислоты. Во влажном воздухе сернистый ангидрид образует сернистую кислоту, которая затем окисляется в серную и выпадает на землю с дождями (кислотными). Экологический аспект темы «Спирты» необходимо рассматривать через социальную проблему - здоровье населения, пропаганду здорового образа жизни.
В процессе экологического образования и воспитания следует постоянно подчеркивать роль и возможности человека, его влияние на окружающую среду, а также на воспитание и образование личности. Учитель наряду с образовательной задачей на каждом уроке, прямо или косвенно призван решать вопросы воспитательного характера. Он должен систематически формировать экологическое мировоззрение, представляя человека как продукт природы, как систему, находящуюся во взаимодействии с природой, воздействующую на природу и зависящую от природы. Помимо теоретических знаний учащиеся приобретают практические умения на уроках химии по проведению химического эксперимента.
Если в процессе обучения учащийся научится понимать то, что от человека зависит его настоящее и будущее, сохранность природной среды, здоровье всего общества можно считать, что цель экологического образования и воспитания достигнута.
Список литературы
1. Иноземцева Е.В. Экологическое воспитание на уроках химии. Научный журнал «Молодой ученый» №18(77),2014. – С.561- 564.
2. Сальникова М.В. Экологическое образование и воспитание обучающихся. Научный журнал «Молодой ученый» №11(115),2016. – С.1543- 1545.