kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Экологическое образование и воспитание на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как применяется экологическое образавание на уроках химии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование и воспитание на уроках химии»

Осинцева Е.А.

МКОУ Лянинская СОШ

[email protected]

Экологическое образование и воспитание на уроках химии

Устойчивое развитие образования – один из актуальных вопросов современной образовательной стратегии общества. Экологическое образование составляет наиболее реальный и существенный компонент образования для устойчивого развития.

В этой связи необходимо, чтобы специалист любого профиля, деятельность которого прямо или косвенно влияет на состояние природной среды, имел глубокие теоретические экологические знания и определенные практические навыки, умел применять их в повседневной жизни.

По мнению Л.А.Колывановой, Т.М.Носовой, важной задачей экологического образования и воспитания обучающихся, является формирование у них экологического сознания и мышления, а значит – экологической культуры. Экологическое сознание – это есть осознание человеком своей роли на земле, ощущение себя и окружающего мира как единого целого, в то время как экологическое мышление представляет собой глубокое понимание взаимовлияния человека и природы, формирование экологически ориентированного мировоззрения, культуры щадящего отношения к природе. Экологическая культура выражается в готовности к ответственному поведению и деятельности в соответствии с моральным долгом и нормами права [2,С.1544].

Ведущими принципами экологического образования и воспитания обучающихся являются:

- всеобщность и непрерывность;

- вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных образовательных и воспитательных структур;

- гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;

- единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;

- связь с требованиями практики;

- учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;

- гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры [2,С.1544].

Экологическое образование для устойчивого развития как современная дидактическая система направлена на реализацию требований современных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и способствует формированию предметных и метапредметных знаний, универсальных учебных действий, на основе понимания законов экологии и концепции устойчивого развития; повышению психологической готовности к безопасным действиям в условиях природно-социальных рисков.

Химия – это предмет, при изучении которого экологические аспекты можно отражать практически на каждом уроке. В основе экологического воспитания лежат представления о взаимосвязи состава, строения. Свойств веществ и их биологических функций. Двойственной роли в живой и неживой природе. Биологической взаимозаменяемости химических элементов и последствиях этого процесса для организмов. Химия имеет важное значение в решении экологических проблем на современном этапе. При изучении состава, строения и свойств веществ, химия отвечает на вопрос, что происходит с ними в атмосфере, почве, водной среде, какие воздействия оказывает вещество и его продукты превращений на биологические организмы [1,С.562].

Основной задачей учителя химии является формирование таких понятий, как химический элемент, химическое вещество, химическая реакция и химическое производство. Каждое из названных понятий тесно связано с системой экологических понятий, а именно, с понятиями окружающая среда, живой организм (человек, животное, растение), экологические факторы, экологическая система и биосфера. Параллельно с ними следует разбирать природоохранные понятия. При изучении темы: «Природные источники углеводородов» необходимо обращать внимание на роль нефти и нефтепродуктов, как загрязнителей природной среды. В процессе изучения темы «Целлюлоза» обратить внимание учащихся на то, что важно сохранять лесные богатства ещё и потому, что леса способны активно преобразовывать химические атмосферные, особенно газообразные загрязнения, поглощать и отдельные компоненты промышленных загрязнений. При изучении элементов VI группы рассматриваются химические аспекты экологии, например, основным жизненно важным компонентом воздуха является кислород, снижение его вызывает у человека и животных явление кислородного голода – учащение и увеличение глубины дыхания, ускорение тока крови, усиление работы сердца. Наряду с естественными составляющими воздуха, в результате производственной деятельности человека в нём содержаться соединения серы, азота, углерода, органических веществ. Особенно пагубное влияние на атмосферу оказывает сера и её соединения: сернистый газ, сероводород, перекись серы и т.д. Сернистый ангидрид является одним из наиболее распространенных компонентов вредных выбросов химической промышленности. Большое количество его выбрасывается в атмосферу при производстве серной кислоты. Во влажном воздухе сернистый ангидрид образует сернистую кислоту, которая затем окисляется в серную и выпадает на землю с дождями (кислотными). Экологический аспект темы «Спирты» необходимо рассматривать через социальную проблему - здоровье населения, пропаганду здорового образа жизни.

В процессе экологического образования и воспитания следует постоянно подчеркивать роль и возможности человека, его влияние на окружающую среду, а также на воспитание и образование личности. Учитель наряду с образовательной задачей на каждом уроке, прямо или косвенно призван решать вопросы воспитательного характера. Он должен систематически формировать экологическое мировоззрение, представляя человека как продукт природы, как систему, находящуюся во взаимодействии с природой, воздействующую на природу и зависящую от природы. Помимо теоретических знаний учащиеся приобретают практические умения на уроках химии по проведению химического эксперимента.

Если в процессе обучения учащийся научится понимать то, что от человека зависит его настоящее и будущее, сохранность природной среды, здоровье всего общества можно считать, что цель экологического образования и воспитания достигнута.


Список литературы

1. Иноземцева Е.В. Экологическое воспитание на уроках химии. Научный журнал «Молодой ученый» №18(77),2014. – С.561- 564.

2. Сальникова М.В. Экологическое образование и воспитание обучающихся. Научный журнал «Молодой ученый» №11(115),2016. – С.1543- 1545.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Экологическое образование и воспитание на уроках химии

Автор: Осинцева Евгения Анатольевна

Дата: 24.01.2018

Номер свидетельства: 452152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока  химии "Кислородные соединения углерода" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-khimii-kislorodnyie-soiedinieniia-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "127489"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415306637"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Экологическое образование и воспитание. "
    ["seo_title"] => string(44) "ekologhichieskoie-obrazovaniie-i-vospitaniie"
    ["file_id"] => string(6) "121661"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414042503"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства