ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Образовательный результат — ключевое понятие нового стандарта. Содержание образовательных результатов отражает их современность, перспективность, реалистичность. Посмотрим с этой точки зрения на образовательные результаты, которые, согласно стандарту, должны быть получены при изучении естественно-научных предметов школе. В чём их смысл и как они могут быть достигнуты?
Образовательные результаты ФГОС делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гостищевская средняя общеобразовательная школа
Яковлевского района Белгородской области»
ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ХИМИИ: ПРЕДМЕТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ
Анисимова О.Н.
учитель химии
2015
Случайные открытия делают только подготовленные умы. Все наше достоинство — в способности мыслить.
Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто.
Постараемся же мыслить достойно — в этом основа нравственности.
Блез Паскаль
Образовательный результат — ключевое понятие нового стандарта. Содержание образовательных результатов отражает их современность, перспективность, реалистичность. Посмотрим с этой точки зрения на образовательные результаты, которые, согласно стандарту, должны быть получены при изучении естественно-научных предметов школе. В чём их смысл и как они могут быть достигнуты?
Образовательные результаты ФГОС делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные.
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников средней школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В современной концепции химического образования практическая направленность подчёркивается как важное требование обновления содержания, но в последние годы снижается качество усвоения учебного материала курса химии. Это связано с сокращением часов на лабораторные опыты и решение экспериментальных задач, резко снижает мотивацию к учению, переводит экспериментальную науку в область абстракций.
Достижение высокого уровня результатов освоения обучающимися школьной программы по химии становится не только актуальной, но и трудной педагогической задачей, которую решить без практико-ориентированного подхода, энтузиазма и любви к детям невозможно.
Таким образом, в рамках реализации ФГОС по химии существует противоречие - между объективными условиями и природосообразными потребностями подростков, которые проявляются в интересе к практической стороне предмета.
В ходе практической деятельности нами должны решаться, следующие задачи:
Выявление общее состояние проблемыпо формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.
Продолжение внедрениесовременных образовательных технологий,личностно-ориентированного и деятельностного подходов в обучении.
Совершенствование инфраструктуры взаимодействия с учителями школы, специалистами других сфер деятельности с целью повышения качества образовательного процесса.
Обобщение положительного опыта работыпо формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии.
Мною выбрана педагогическая техникапо формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций школьников: совокупность практико-ориентированных технологий и подходов в обучении, средств, приемов и методов в обучении, используемых для наиболее полного достижения образовательных целей.
Так же мною в понятие педагогической техники включаю три группы собственных умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.
В своей педагогической практике:
- реализую личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении;
- внедряю современные образовательные технологии: информационные и Интернет – технологии, исследовательские методы в обучении, межпредметные связи на основе
принципов: свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи.
На своих занятиях уделяю особое внимание:
демонстрации роли практических знанийо веществах и их свойствах.
ознакомлению с веществами и материалами, с которыми обучающиеся встречаются в повседневной жизни (лекарства, средства бытовой химии, строительные материалы).
раскрытию химической сущности процессовприготовления пищи и напитков, стирки, чистки предметов домашнего обихода, процессов, происходящих в живых организмах (усвоение пищи, дыхание), принципов действия лекарств.
реализации межпредметных связей(с физикой, биологией, экологией).
знакомство со способами решения жизненно важных проблем– с получением лекарств, материалов с заданными свойствами, охраной окружающей среды осуществляется следующими способами:
ознакомлению с нормами использования веществ и материалов, правилами поведения в различных жизненных ситуациях (правила хранения и использования огнеопасных, токсичных веществ; объяснение влияния алкоголя, никотина, наркотиков на организм человека; правила поведения при пожарах, ожогах).
организации профориентации обучающихся(формирование знаний о главных отраслях химической промышленности, научных основах химического производства, массовых рабочих профессиях, связанных с химией).
В организации учебного процесса широко использую задания с практико-ориентированным содержанием. Эффективными формами, методами и приемами практикоориентированного обучения в формировании личностных, метапредметных и предметных компетенций школьников являются:
- учебное исследование в рамках урока; (на занятиях обучающиеся выполняют творческие здания исследовательского характера)
- учебный химический эксперимент в рамках урока;
- домашний химический эксперимент как вид самостоятельной работы обучающихся.
- исследовательская и проектная деятельность школьников;
- поиск материалов исторического характера, биографических справок о великих учёных, объяснение загадок природы; (школьники знакомятся со статьями СМИ, рекламными объявлениями, изучают химический состав различных товаров, проведя экспертизу выступают в роли ведущего программы «Контрольная закупка». В ходе ознакомления с материалами, ребята находят «химические» ошибки).
Убеждаю школьников, что химическая безграмотность опасна для окружающих. Не обязательно работать на химическом заводе, чтобы быть подверженным химической опасности: все мы употребляем в пищу разные продукты, используем средства косметики и бытовой химии. Именно основы школьного курса химии для многих должны стать ориентирами, чтобы в экстренной ситуации каждый человек мог обеспечить максимальную безопасность себе и окружающим, чтобы безграмотное использование обычных средств бытовой химии не нанесло вреда здоровью.
Чтобы заинтересовать школьников практической химией, применяю задачи, межпредметного содержания (валеологического, экологического, бытового). Проанализировав условия задач, обучающиеся отмечают закономерность - в их содержании заложены сведения о связи знаний по химии и повседневной жизнью человека, физиологической потребностью организма в тех или иных веществах.
Включение задач межпредметного содержания дает возможность повысить интерес обучающихся к предмету, сформировать убежденность в необходимости вести здоровый образ жизни, внимательно относиться к собственному здоровью.
Решению педагогических задач значительно способствует взаимодействие с учителями школы и сотрудничество со специалистами из различных областей деятельности, результатом чего является: проведение бинарных уроков на тематических неделях.
В ходе практической деятельности по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций через усиление практической направленности уроков химии достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
- повысилась мотивация школьников к изучению химии;
- ценностно-смысловые установки обучающихся включают потребность к здоровому образу жизни в области питания и использования средств бытовой химии;
- повышение количественных показателей участия школьников в интеллектуальных мероприятиях по химии.
Предметные результаты: - качество обученности по предметам по итогам года:
- вторая ступень обучения - 50-60%;
Метапредметные результаты характеризуются положительной качественной динамикой результативности участия обучающихся в интеллектуальных мероприятиях по химии:
обучающие принимали участие в Международной олимпиаде по химии проекта «Инфоурок», неоднократно участвовали в районных, региональных конкурсах «ПШН», «Меня оценят в XXI веке», в дальнейшем победа и выход в финал Всероссийского конкурса, где учащийся стал финалистом и получил золотой знак «Слово учителя». В Международном конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды» обучающийся школы достойно выступил и получил диплом победителя.
Участие в областной олимпиаде по экологии. Были приглашены на II областной фестиваль науки.
Самый первый лауреат Нобелевской премии в области химии С.А. Аррениус (1859-1927) говорил: «Химия более, чем какая либо другая наука лежит в основе современной материальной культуры». Школьники, пользуясь плодами химической промышленности должны с интересом узнавать, как все это получается. Это возможно только в практической плоскости изучения предмета химии.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(245) "Разработка варианта рабочей учебной программы для 8 класса по курсу «Химия» в условиях перехода на ФГОС ООО по учебнику О.С. Габриелян"
["seo_title"] => string(148) "razrabotka-varianta-rabochiei-uchiebnoi-proghrammy-dlia-8-klassa-po-kursu-khimiia-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-ooo-po-uchiebniku-o-s-gabriielian"
["file_id"] => string(6) "284432"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1453981110"
}
}