Успех в обучении зависит от желания ребенка учиться. Для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, учащиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта.
Даная презентация знакомит с основными направлениями развивающей технологии. Приведены примеры заданий, которые можно использовать на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развивающее обучение на уроках химии »
Подготовила:
Захарова С.Г.
учитель химии
ГБОУ СОШ № 21
г.Сызрани
Самарской области
Задачи развивающего обучения:
формирование у учащихся приемов умственной деятельности ( Е.Н.Кабанова-Меллер, Д.Н.Богоявленский)
формирование творческого мышления (З.И.Калмыков)
развитие памяти, речи, внимания, воображения, мышления в процессе обучения (Л.В.Занков)
Развивающий урок
это урок, вызывающий изменения во внутренних структурах личности, способствующих ее духовному, психическому, физиологическому или физическому росту и развитию, обеспечивающий социальное становление через нравственное, эстетическое, интеллектуальное и трудовое воспитание (В.С.Безрукова)
Внимание
Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте.
Приемы, направленные на развитиевнимания
В любой учебной ситуации необходимо учить замечать наиболее типичное, характерное для данного объекта.
При изучении хим. процессов необходимо приучать учащихся замечать все, что в них изменилось с момента их протекания.
При чтении хим. текстов необходимо учить учащихся охватывать своим вниманием как можно большую часть текста, читать как можно быстрее, улавливая смысл прочитанного
Приучать учащихся выполнять сразу несколько дел, что ведет к развитию таких свойств внимания как переключение и сосредоточение.
Практиковать развитие концентрации и распределение внимания, особенно при проведении практических работ.
Задания на развитие внимания
1. На пропуски элементов.
Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций.
В предложенной схеме прибора для получения водорода найдите
ошибки и предложите правильное решение
Воображение
Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать с ним.
Приемы, направленные на развитиевоображения
Помочь учащимся представлять увиденный хим. объект и закреплять его в памяти в виде образа
Учить учащихся изображать хим. объекты или информацию о них в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений, привнося в изображения творческую фантазию
Научить изображать объемные модели и макеты в различных проекциях
Реальное конструирование и моделирование некоторых хим. объектов
Память
Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации.
Приемы, направленные на развитие памяти
Запоминание без записей ( приучать учащихся запоминать информацию не прибегая к записи)
Запоминание путем повторения информации ( сразу же воспроизвести полученную информацию и сохранять ее путем регулярного повторения)
Мнемоническое запоминание – система приемов, облегчающих запоминание
Фенолфталеиновый в щелочах малиновый
Установление связей между запоминаемым объектом и конкретными символами, буквами, схемами
Эмоциональное запоминание – использование интересного и необычного материала, способного вызвать яркую эмоциональную реакцию у учащихся
« У кислот и оснований – сто веков войны.
Им о мире разговоры вовсе не нужны.
Только победителей не будет в споре никогда:
в результате всех реакций – соль лишь да вода»
Мышление
Мышление – это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека
Приемы, направленные на развитиемышления
Развитие теоретического мышления предполагает формирование умений:
1. выдвигать и точно формулировать учебные гипотезы,
2. использовать имеющие хим. теории и законы для объяснения известных фактов и явлений,
3. правильно формулировать определения хим. понятий,
4. логически и последовательно излагать свои мысли, правильно выстраивать цепочки рассуждений,
5. проводить операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, абстракции, конкретизации, обобщения, интеграции
Развитие практического мышления предполагает решение учащимися практических задач, требующих логических операций теоретического мышления (хим. экспериментирование, моделирование хим. объектов, конструирование хим. приборов, аппаратов).
Развитие творческого мышления осуществляется путем выдвижения новых, оригинальных учебных гипотез, разработки теоретических положений, нетривиального решения учебных проблем.
Развитие наглядно-действенного мышления предполагает изучение реальных хим. объектов.
Развитие наглядно-образного мышления осуществляется через идеализированные или материализованные (в рисунках, схемах, формулах) образы хим. объектов.
Развитие словесно-логического мышления связано с формированием умений править подбирать слова, хим. термины, названия, грамотно владеть хим. языком.
Задания на развитие мышления
1.Задание на поиск закономерностей :
Установите признак, объединяющий указанные объекты
кислород – озон, сера – пластическая, ромбическая
алмаз, карбин, графит, поликумулен.
2. Задание на классификацию:
Из перечня соединений азота выпишите: вещества, проявляющие свойства только окислителей и только восстановителей.
3. Задание на сравнение:
Сравните металлическую связь с ионной и ковалентной
4. Задание на обоснование:
Обоснуйте утверждение «Сахар, глицерин, спирт не являются электролитами, так как …»
5. Задания на доказательство:
Докажите возможность существования пятивалентного фосфора. Почему азот не может быть пятивалентным?
6. Задания на развитие творческого мышления:
Предложите способ очистки поваренной соли от загрязнений.