Презентация на тему "Метод проектов в практике современного учителя"
Презентация на тему "Метод проектов в практике современного учителя"
Цель и пафос развития педагогической науки и практике – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет. В.П.Беспалько.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Метод проектов в практике современного учителя"»
Метод проектов в практике современного учителя
Аметова Л.М.
Учитель химии
Цель и пафос развития педагогической науки и практике – это возможность проектировать и осуществлять процесс обучения и воспитания человека с гарантированным эффектом. Другой цели у педагогики нет. В.П.Беспалько.
Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс
Проектная деятельность учащихся реализуется в опыте субъективного действия (субъективность) и опыте межсубъективного взаимодействия (совместность).
Субъективность:
выбор проблемы для индивидуального решения;
постановка индивидуальных целей;
планирование собственной деятельности;
реализация индивидуальной деятельности по достижению результата;
индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность достижения запланированных результатов.
Совместность:
выбор проблемы путем согласования для совместного решения;
согласование целей;
планирование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися;
достижение результата совместной деятельности;
индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность способов совместного решения общих целей.
Основные требования проектной деятельности.
в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;
исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;
учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;
содержательная часть проекта структурирована;
результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;
если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;
по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.
Основные аспекты гуманизации школьного курса химии
Историко-методологический.
Возможные направления раскрытия историко-методологического аспекта в проектах:
история развития вещества как части природы;
история химического производства;
история развития и становления химии как науки;
жизнь и деятельность ученых-химиков.
Экологический.
Курс химии дает возможность в проектах экологического содержания:
раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о “виновности” химии в сложившейся экологической ситуации;
привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды;
воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение
Прикладной содержания химического образования школьников позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве. Проекты прикладного характера можно отнести к одному из направлений:
энергетика и химические производства;
использование продуктов химической промышленности;
химия в быту;
химия и пища;
химия и организм человека.
Региональный аспект. В процессе обучения химии следует использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися. При выполнении проектов мы ориентируем учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своей школы.
Виды урочных занятий для организации проектной деятельности
Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме. В этом случае можно выиграть, как говорят, “качеством”, а не “количеством”.
Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты.
Виды проектов
индивидуальные и групповые
монопредметные
краткосрочные
информационные
исследовательские .
Этапы работы над проектом
Начинание
Планирование
Исследование
Защита
Рефлексия
Презентация
Результаты применения метода проектов
работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:
уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию; увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации; прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”); у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;
уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации;
прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята, “пригодятся в жизни”);
у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы;
наука химия – трудная для понимания наука для большинства учащихся школы. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее;
у обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения:
учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места в школьных, районных, зональных, областных олимпиадах; участвуют в областных фестивалях учебных проектов.