kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока по теме "Железо и его соединения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вводным в блоке “Металлы побочных подгрупп”. Учебник Н.Е. Кузнецова и др.

На уроке четко прослеживается межпредметная связь: химия - биология – биологическая роль соединений железа; химия - география - месторождения полезных ископаемых; химия - история - железо в истории человечества, а также связь теории с практикой – применение железа и его соединений, значение железа для современной цивилизации.

Лабораторные опыты: "Получение и химические свойства гидроксидов железа (II) и (III)" и "Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+" носят разноуровневый характер (Уровень С, В, А). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация для урока по теме "Железо и его соединения" »

В клетках и морских глубинах Жизнь даю гемоглобину Кислород в крови храня. Все сидящие здесь в зале, Вряд ли бы существовали Если б не было меня ! «Железо»

В клетках и морских глубинах

Жизнь даю гемоглобину

Кислород в крови храня.

Все сидящие здесь в зале,

Вряд ли бы существовали

Если б не было меня !

«Железо»

Тема урока:  Железо и его соединения. Цель урока:  Изучить свойства железа и его соединений. План урока: 1.  Историческая справка. 2. Значение железа. 3. Месторождения соединений железа. 4. Железо как химический элемент и как простое вещество:  а) получение железа,  б) строение атома,  в) физические свойства,  г) химические свойства. 5. Оксиды железа. 6. Гидроксиды железа. 7. Качественные реакции. 8. Применение железа и его соединений. 9. Биологическая роль железа и его соединений.

Тема урока: Железо и его соединения.

Цель урока: Изучить свойства железа и его соединений.

План урока:

1. Историческая справка.

2. Значение железа.

3. Месторождения соединений железа.

4. Железо как химический элемент и как простое вещество:

а) получение железа,

б) строение атома,

в) физические свойства,

г) химические свойства.

5. Оксиды железа.

6. Гидроксиды железа.

7. Качественные реакции.

8. Применение железа и его соединений.

9. Биологическая роль железа и его соединений.

Историческая справка Серебрянникова Катя

Историческая справка

Серебрянникова Катя

Значение железа Что произойдёт, если исчезнет всё железо и его неоткуда будет взять?

Значение железа

Что произойдёт, если исчезнет всё железо и его неоткуда будет взять?

Нахождение в природе Бадмацыренов Саша  –  «Виды железных руд»  Хахинов Толя –  «Месторождения железных руд в Бурятии»

Нахождение в природе

Бадмацыренов Саша «Виды железных руд»

Хахинов Толя – «Месторождения железных руд в Бурятии»

Месторождения железных руд в Бурятии

Месторождения железных руд в Бурятии

Получение железа FeO + H 2 = Fe + H 2 O  (350 ºC) FeO + C = Fe + CO  ( свыше 1000 ºC)

Получение железа

FeO + H 2 = Fe + H 2 O (350 ºC)

FeO + C = Fe + CO ( свыше 1000 ºC)

Строение атома  Fe 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 6 Степень окисления:   +2,   +3,    +6. Формы соединений:  FeO,   Fe 2 O 3 ,  K 2 FeO 4     Fe(OH) 2 ,  Fe(OH) 3 ,  BaFeO 4

Строение атома

Fe 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 6

Степень окисления: +2, +3, +6.

Формы соединений: FeO, Fe 2 O 3 , K 2 FeO 4

Fe(OH) 2 , Fe(OH) 3 , BaFeO 4

Виды кристаллических решеток железа α - форма γ - форма 910 ° С Меняется расположение атомов Кубическая объемноцентрированная (намагничивается) Кубическая гранецентрированная (немагнитная)

Виды кристаллических решеток железа

α - форма

γ - форма

910 ° С

Меняется расположение атомов

Кубическая объемноцентрированная (намагничивается)

Кубическая гранецентрированная (немагнитная)

Физические свойства. Какими физическими свойствами обладают металлы? Легко намагничивается и размагничивается Растворяет в себе другие элементы Металлический блеск  Пластичность Тепло- и электропроводимость  Твердость  Различная плотность Различные t° плавления и кипения Различный цвет ρ = 7,87 г/ см 3 t° пл=1539, t° кип=3200 Серебристо-белый

Физические свойства.

Какими физическими свойствами обладают металлы?

  • Легко намагничивается и размагничивается
  • Растворяет в себе другие элементы
  • Металлический блеск
  • Пластичность
  • Тепло- и электропроводимость
  • Твердость
  • Различная плотность
  • Различные плавления и кипения
  • Различный цвет

ρ = 7,87 г/ см 3

пл=1539, кип=3200

Серебристо-белый

Химические свойства железа С простыми веществами Со сложными веществами Взаимодействие с водой: 3Fe+4H 2 O=Fe 3 O 4 +4H 2 4Fe+3O 2 +6H 2 O=4Fe(OH) 3  Fe + S = FeS 2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3 Взаимодействие с кислотами: Fe+2HCl(p)=FeCl 2 +H 2 2Fe+6H 2 SO 4 (k)=Fe 2 (SO 4 ) 3 +3SO 2 +6H 2 O Fe+4HNO 3 (p)=Fe(NO 3 ) 3 +3NO+2H 2 O 3Fe + 2O 2 = Fe 3 O 4  (FeO ·Fe 2 O 3 ) Взаимодействие с солями менее активных металлов: Fe+CuSO 4 =FeSO 4 +Cu

Химические свойства железа

С простыми веществами

Со сложными веществами

Взаимодействие с водой:

3Fe+4H 2 O=Fe 3 O 4 +4H 2

4Fe+3O 2 +6H 2 O=4Fe(OH) 3

Fe + S = FeS

2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3

Взаимодействие с кислотами:

Fe+2HCl(p)=FeCl 2 +H 2

2Fe+6H 2 SO 4 (k)=Fe 2 (SO 4 ) 3 +3SO 2 +6H 2 O

Fe+4HNO 3 (p)=Fe(NO 3 ) 3 +3NO+2H 2 O

3Fe + 2O 2 = Fe 3 O 4

(FeO ·Fe 2 O 3 )

Взаимодействие с солями менее активных металлов:

Fe+CuSO 4 =FeSO 4 +Cu

Слабый окислитель H +  Me 2+ S Сильный окислитель Cl 2 F 2 O 2 H 2 SO 4(k) HNO 3(p)  Вывод:  сила окислителя степень окисления железа в продуктах реакции  Fe Fe 2+ Fe 3+

Слабый окислитель

H + Me 2+ S

Сильный окислитель

Cl 2 F 2 O 2 H 2 SO 4(k) HNO 3(p)

Вывод: сила окислителя степень окисления железа в продуктах реакции

Fe

Fe 2+

Fe 3+

Оксиды железа Fe 2 O 3 +СО (500 ° С) Fe О Взаимодействие с кислотами: FeO + 2HCl = FeCl 2 + H 2 O Fe 2 O 3 + 6HCl = FeCl 3 + 3H 2 O Взаимодействие со щелочами: Fe 2 O 3 +2 NaOH+3H 2 O= 2Na  Fe(OH) 4 

Оксиды железа

Fe 2 O 3

+СО (500 ° С)

Fe О

Взаимодействие с кислотами:

FeO + 2HCl = FeCl 2 + H 2 O

Fe 2 O 3 + 6HCl = FeCl 3 + 3H 2 O

Взаимодействие со щелочами:

Fe 2 O 3 +2 NaOH+3H 2 O=

2Na Fe(OH) 4

Лабораторная работа Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень С)  Опыт №1.  Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Реактивы:  KOH , FeSO 4 , FeCI 3  Опыт №2.  Исследование свойств гидроксида железа ( II ). взаимодействие с: кислотами, кислородом воздуха. Реактивы:  Fe (ОН) 2 , Н CI .  Опыт №3.  Исследование свойств гидроксида железа ( III ). взаимодействие с: кислотами и щелочами. Реактивы:  Fe (ОН) 3 , Н CI , КОН. Задание: Сформулируйте выводы о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Лабораторная работа

Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень С)

Опыт №1. Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

Реактивы: KOH , FeSO 4 , FeCI 3

Опыт №2. Исследование свойств гидроксида железа ( II ).

взаимодействие с: кислотами, кислородом воздуха.

Реактивы: Fe (ОН) 2 , Н CI .

Опыт №3. Исследование свойств гидроксида железа ( III ).

взаимодействие с: кислотами и щелочами.

Реактивы: Fe (ОН) 3 , Н CI , КОН.

Задание: Сформулируйте выводы о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень В) Опыт №1.  Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ). KOH KOH Задание:  Запишите уравнения реакций. Сформулируйте выводы о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ). FeSO 4 FeCI 3 Опыт №2.  Исследование свойств гидроксида железа ( II ). HCI Воздух (+О 2 +Н 2 О) Fe(OH) 3 Fe(OH) 2 Fe(OH) 2 Опыт №3.  Исследование свойств гидроксида железа ( III ). KOH HCI K 3  Fe(OH) 6  Fe(OH) 3 Fe(OH) 3

Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень В)

Опыт №1. Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

KOH

KOH

Задание: Запишите уравнения реакций. Сформулируйте выводы о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

FeSO 4

FeCI 3

Опыт №2. Исследование свойств гидроксида железа ( II ).

HCI

Воздух (+О 2 2 О)

Fe(OH) 3

Fe(OH) 2

Fe(OH) 2

Опыт №3. Исследование свойств гидроксида железа ( III ).

KOH

HCI

K 3 Fe(OH) 6

Fe(OH) 3

Fe(OH) 3

Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень А) Опыт №1. Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ). В I пробирку налейте 0,5 мл FeSO 4 , во II – 0,5 мл FeCI 3 . В обе пробирки прилейте по каплям раствор КОН. Что наблюдаете? Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.  Опыт №2. Взаимодействие гидроксида железа ( II ) с кислотами и кислородом воздуха. Полученный Fe (ОН) 2 разделите на 2 пробирки. I пробирку поставьте в штатив, а во II – прилейте раствор Н CI . Какие изменения происходят в I пробирке с течением времени? Объясните наблюдения. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.  Опыт №3. Взаимодействие гидроксида железа ( III ) с кислотами и со щелочами. Полученный Fe (ОН) 3 разделите на 2 пробирки. I пробирку прилейте раствор КОН, а во II –раствор Н CI . Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Объясните наблюдения. Сделайте вывод о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень А)

Опыт №1. Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

В I пробирку налейте 0,5 мл FeSO 4 , во II – 0,5 мл FeCI 3 . В обе пробирки прилейте по каплям раствор КОН. Что наблюдаете? Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Опыт №2. Взаимодействие гидроксида железа ( II ) с кислотами и кислородом воздуха.

Полученный Fe (ОН) 2 разделите на 2 пробирки. I пробирку поставьте в штатив, а во II – прилейте раствор Н CI . Какие изменения происходят в I пробирке с течением времени? Объясните наблюдения. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Опыт №3. Взаимодействие гидроксида железа ( III ) с кислотами и со щелочами.

Полученный Fe (ОН) 3 разделите на 2 пробирки. I пробирку прилейте раствор КОН, а во II –раствор Н CI . Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Объясните наблюдения. Сделайте вывод о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

Гидроксиды железа +O 2 +H 2 O Fe(OH) 2 Fe(OH) 3  +H 2 O 2 Взаимодействие с кислотами: Fe(OH) 2 +2HCl=FeCl 2 +2H 2 O Fe(OH) 3 +3HCl=FeCl 3 +3H 2 O Разлагается при нагревании: Fe(OH) 2 =FeO+H 2 O 2Fe(OH) 3 =Fe 2 O 3 +3H 2 O Взаимодействие с щелочами: Fe(OH) 3 + 3К OH (к) = К 3  Fe(OH) 6 

Гидроксиды железа

+O 2 +H 2 O

Fe(OH) 2

Fe(OH) 3

+H 2 O 2

Взаимодействие с кислотами:

Fe(OH) 2 +2HCl=FeCl 2 +2H 2 O

Fe(OH) 3 +3HCl=FeCl 3 +3H 2 O

Разлагается при нагревании:

Fe(OH) 2 =FeO+H 2 O

2Fe(OH) 3 =Fe 2 O 3 +3H 2 O

Взаимодействие с щелочами:

Fe(OH) 3 + OH (к) = К 3 Fe(OH) 6

Лабораторная работа Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ . (Уровень С) Опыт №1. Взаимодействие FeSO 4  c с образованием турнбулевой сини  +2 +3 KFe  Fe ( CN ) 6  .  Опыт №2. Взаимодействие FeCI 3  c с образованием берлинской лазури  +3 +2 KFe  Fe ( CN ) 6  . Задание:  Что наблюдаете? С помощью, каких веществ можно определить соли железа ( II )? А соли железа ( III )? Какая окраска наблюдается? Напишите уравнения реакций.

Лабораторная работа

Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ .

(Уровень С)

Опыт №1. Взаимодействие FeSO 4 c с образованием турнбулевой сини

+2 +3

KFe Fe ( CN ) 6 .

Опыт №2. Взаимодействие FeCI 3 c с образованием берлинской лазури

+3 +2

KFe Fe ( CN ) 6 .

Задание: Что наблюдаете? С помощью, каких веществ можно определить соли железа ( II )?

А соли железа ( III )? Какая окраска наблюдается? Напишите уравнения реакций.

Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ . (Уровень В) Опыт №1.  Качественная реакция на ион Fe 2+ K 3  Fe(CN) 6  Задание: Сформулируйте выводы о качественных реакциях на ионы железа. Запишите уравнения реакций.  +2 +3 KFe  Fe(CN) 6   Турнбулева синь FeSO 4 Опыт №2.  Качественная реакция на ион Fe 3+ K 4  Fe ( CN ) 6   +3 +2 KFe  Fe ( CN ) 6  Берлинская лазурь  FeCI 3

Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ .

(Уровень В)

Опыт №1. Качественная реакция на ион Fe 2+

K 3 Fe(CN) 6

Задание: Сформулируйте выводы о качественных реакциях на ионы железа. Запишите уравнения реакций.

+2 +3

KFe Fe(CN) 6

Турнбулева синь

FeSO 4

Опыт №2. Качественная реакция на ион Fe 3+

K 4 Fe ( CN ) 6

+3 +2

KFe Fe ( CN ) 6

Берлинская лазурь

FeCI 3

Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ . (Уровень А)  Опыт №1. Качественная реакция на ион Fe 2+ К раствору FeSO 4 прилейте раствор K 3  Fe ( CN ) 6  . Что наблюдаете?  Опыт №2. Качественная реакция на ион Fe 3+ К раствору FeCI 3 прилейте раствор K 4  Fe ( CN ) 6  . Что наблюдаете?  Задание: Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ .

(Уровень А)

Опыт №1. Качественная реакция на ион Fe 2+

К раствору FeSO 4 прилейте раствор K 3 Fe ( CN ) 6 . Что наблюдаете?

Опыт №2. Качественная реакция на ион Fe 3+

К раствору FeCI 3 прилейте раствор K 4 Fe ( CN ) 6 . Что наблюдаете?

Задание: Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Качественные реакции Fe 3+ Fe 2+ FeCl 3 +K 4 [Fe(CN) 6 ] = KFe [ Fe(CN) 6 ]  +3KCl берлинская лазурь FeSO 4 +K 3 [Fe(CN) 6 ] = KFe [ Fe(CN) 6 ]  +K 2 SO 4 Турнбулева синь FeCl 3 +3KCNS  =  Fe(CNS) 3  +  3KCl кроваво-красный роданид железа ( III )

Качественные реакции

Fe 3+

Fe 2+

FeCl 3 +K 4 [Fe(CN) 6 ] =

KFe [ Fe(CN) 6 ] +3KCl

берлинская лазурь

FeSO 4 +K 3 [Fe(CN) 6 ] =

KFe [ Fe(CN) 6 ] +K 2 SO 4

Турнбулева синь

FeCl 3 +3KCNS = Fe(CNS) 3 + 3KCl

кроваво-красный

роданид железа ( III )

Применение железа и его соединений Магнитные свойства   сердечники трансформа-     торов, мембраны телефонов Образуют сплавы   производство чугуна и       стали Физиологическая активность   изготовление         лекарств Образуют окрашенные соединения           производство красок

Применение железа и его соединений

Магнитные свойства сердечники трансформа- торов, мембраны телефонов

Образуют сплавы производство чугуна и стали

Физиологическая активность изготовление лекарств

Образуют окрашенные соединения производство красок

Биологическая роль железа и его соединений Аносов Костя – «Железо в продуктах питания»

Биологическая роль железа и его соединений

Аносов Костя – «Железо в продуктах питания»

Железо в продуктах питания Продукты Содержание, Fe в мг/100г. Молоко Сок (яблочный , апельсиновый) Гранатовый сок Сок шиповника Мясо курицы Яблоко Яйцо Говядина Шоколад Гречиха Какао-порошок Соя Халва тахинная 0.07 0.3 1.0 1.4 1.6 2.2 2.5 3.0 3.5 8.3 14.8 15.0 26.0

Железо в продуктах питания

Продукты

Содержание, Fe в мг/100г.

Молоко

Сок (яблочный , апельсиновый)

Гранатовый сок

Сок шиповника

Мясо курицы

Яблоко

Яйцо

Говядина

Шоколад

Гречиха

Какао-порошок

Соя

Халва тахинная

0.07

0.3

1.0

1.4

1.6

2.2

2.5

3.0

3.5

8.3

14.8

15.0

26.0

Домашнее задание § 83,84.  «3»  с. 291 в. 1; с.292 в.1  «4»  с. 294 в. 3,4  «5»  с. 291 в. 2,3 + дополнительное задание  (по выбору): составить опорную блок-схему « Fe и его соединения».

Домашнее задание

§ 83,84.

«3» с. 291 в. 1; с.292 в.1

«4» с. 294 в. 3,4

«5» с. 291 в. 2,3

+ дополнительное задание (по выбору): составить опорную блок-схему « Fe и его соединения».

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
презентация для урока по теме "Железо и его соединения"

Автор: Назмиева Елена Васильевна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "презентация для урока по химии на тему железо и его соединения"
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiadliaurokapokhimiinatiemuzhieliezoiieghosoiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "291856"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455193403"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "урок по теме "Железо и его соединения""
    ["seo_title"] => string(40) "urokpotiemiezhieliezoiieghosoiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "292089"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455212746"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока химии "Кальций, соединения кальция" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-khimii-kal-tsii-soiedinieniia-kal-tsiia"
    ["file_id"] => string(6) "218128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433665836"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по химии "Его Величество Кислород" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-khimii-iegho-vielichiestvo-kislorod"
    ["file_id"] => string(6) "143864"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418589611"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "железо "
    ["seo_title"] => string(9) "zhieliezo"
    ["file_id"] => string(6) "133914"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416597919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства