kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока по теме "Железо и его соединения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является вводным в блоке “Металлы побочных подгрупп”. Учебник Н.Е. Кузнецова и др.

На уроке четко прослеживается межпредметная связь: химия - биология – биологическая роль соединений железа; химия - география - месторождения полезных ископаемых; химия - история - железо в истории человечества, а также связь теории с практикой – применение железа и его соединений, значение железа для современной цивилизации.

Лабораторные опыты: "Получение и химические свойства гидроксидов железа (II) и (III)" и "Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+" носят разноуровневый характер (Уровень С, В, А). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация для урока по теме "Железо и его соединения" »

В клетках и морских глубинах Жизнь даю гемоглобину Кислород в крови храня. Все сидящие здесь в зале, Вряд ли бы существовали Если б не было меня ! «Железо»

В клетках и морских глубинах

Жизнь даю гемоглобину

Кислород в крови храня.

Все сидящие здесь в зале,

Вряд ли бы существовали

Если б не было меня !

«Железо»

Тема урока:  Железо и его соединения. Цель урока:  Изучить свойства железа и его соединений. План урока: 1.  Историческая справка. 2. Значение железа. 3. Месторождения соединений железа. 4. Железо как химический элемент и как простое вещество:  а) получение железа,  б) строение атома,  в) физические свойства,  г) химические свойства. 5. Оксиды железа. 6. Гидроксиды железа. 7. Качественные реакции. 8. Применение железа и его соединений. 9. Биологическая роль железа и его соединений.

Тема урока: Железо и его соединения.

Цель урока: Изучить свойства железа и его соединений.

План урока:

1. Историческая справка.

2. Значение железа.

3. Месторождения соединений железа.

4. Железо как химический элемент и как простое вещество:

а) получение железа,

б) строение атома,

в) физические свойства,

г) химические свойства.

5. Оксиды железа.

6. Гидроксиды железа.

7. Качественные реакции.

8. Применение железа и его соединений.

9. Биологическая роль железа и его соединений.

Историческая справка Серебрянникова Катя

Историческая справка

Серебрянникова Катя

Значение железа Что произойдёт, если исчезнет всё железо и его неоткуда будет взять?

Значение железа

Что произойдёт, если исчезнет всё железо и его неоткуда будет взять?

Нахождение в природе Бадмацыренов Саша  –  «Виды железных руд»  Хахинов Толя –  «Месторождения железных руд в Бурятии»

Нахождение в природе

Бадмацыренов Саша «Виды железных руд»

Хахинов Толя – «Месторождения железных руд в Бурятии»

Месторождения железных руд в Бурятии

Месторождения железных руд в Бурятии

Получение железа FeO + H 2 = Fe + H 2 O  (350 ºC) FeO + C = Fe + CO  ( свыше 1000 ºC)

Получение железа

FeO + H 2 = Fe + H 2 O (350 ºC)

FeO + C = Fe + CO ( свыше 1000 ºC)

Строение атома  Fe 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 6 Степень окисления:   +2,   +3,    +6. Формы соединений:  FeO,   Fe 2 O 3 ,  K 2 FeO 4     Fe(OH) 2 ,  Fe(OH) 3 ,  BaFeO 4

Строение атома

Fe 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 6

Степень окисления: +2, +3, +6.

Формы соединений: FeO, Fe 2 O 3 , K 2 FeO 4

Fe(OH) 2 , Fe(OH) 3 , BaFeO 4

Виды кристаллических решеток железа α - форма γ - форма 910 ° С Меняется расположение атомов Кубическая объемноцентрированная (намагничивается) Кубическая гранецентрированная (немагнитная)

Виды кристаллических решеток железа

α - форма

γ - форма

910 ° С

Меняется расположение атомов

Кубическая объемноцентрированная (намагничивается)

Кубическая гранецентрированная (немагнитная)

Физические свойства. Какими физическими свойствами обладают металлы? Легко намагничивается и размагничивается Растворяет в себе другие элементы Металлический блеск  Пластичность Тепло- и электропроводимость  Твердость  Различная плотность Различные t° плавления и кипения Различный цвет ρ = 7,87 г/ см 3 t° пл=1539, t° кип=3200 Серебристо-белый

Физические свойства.

Какими физическими свойствами обладают металлы?

  • Легко намагничивается и размагничивается
  • Растворяет в себе другие элементы
  • Металлический блеск
  • Пластичность
  • Тепло- и электропроводимость
  • Твердость
  • Различная плотность
  • Различные плавления и кипения
  • Различный цвет

ρ = 7,87 г/ см 3

пл=1539, кип=3200

Серебристо-белый

Химические свойства железа С простыми веществами Со сложными веществами Взаимодействие с водой: 3Fe+4H 2 O=Fe 3 O 4 +4H 2 4Fe+3O 2 +6H 2 O=4Fe(OH) 3  Fe + S = FeS 2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3 Взаимодействие с кислотами: Fe+2HCl(p)=FeCl 2 +H 2 2Fe+6H 2 SO 4 (k)=Fe 2 (SO 4 ) 3 +3SO 2 +6H 2 O Fe+4HNO 3 (p)=Fe(NO 3 ) 3 +3NO+2H 2 O 3Fe + 2O 2 = Fe 3 O 4  (FeO ·Fe 2 O 3 ) Взаимодействие с солями менее активных металлов: Fe+CuSO 4 =FeSO 4 +Cu

Химические свойства железа

С простыми веществами

Со сложными веществами

Взаимодействие с водой:

3Fe+4H 2 O=Fe 3 O 4 +4H 2

4Fe+3O 2 +6H 2 O=4Fe(OH) 3

Fe + S = FeS

2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3

Взаимодействие с кислотами:

Fe+2HCl(p)=FeCl 2 +H 2

2Fe+6H 2 SO 4 (k)=Fe 2 (SO 4 ) 3 +3SO 2 +6H 2 O

Fe+4HNO 3 (p)=Fe(NO 3 ) 3 +3NO+2H 2 O

3Fe + 2O 2 = Fe 3 O 4

(FeO ·Fe 2 O 3 )

Взаимодействие с солями менее активных металлов:

Fe+CuSO 4 =FeSO 4 +Cu

Слабый окислитель H +  Me 2+ S Сильный окислитель Cl 2 F 2 O 2 H 2 SO 4(k) HNO 3(p)  Вывод:  сила окислителя степень окисления железа в продуктах реакции  Fe Fe 2+ Fe 3+

Слабый окислитель

H + Me 2+ S

Сильный окислитель

Cl 2 F 2 O 2 H 2 SO 4(k) HNO 3(p)

Вывод: сила окислителя степень окисления железа в продуктах реакции

Fe

Fe 2+

Fe 3+

Оксиды железа Fe 2 O 3 +СО (500 ° С) Fe О Взаимодействие с кислотами: FeO + 2HCl = FeCl 2 + H 2 O Fe 2 O 3 + 6HCl = FeCl 3 + 3H 2 O Взаимодействие со щелочами: Fe 2 O 3 +2 NaOH+3H 2 O= 2Na  Fe(OH) 4 

Оксиды железа

Fe 2 O 3

+СО (500 ° С)

Fe О

Взаимодействие с кислотами:

FeO + 2HCl = FeCl 2 + H 2 O

Fe 2 O 3 + 6HCl = FeCl 3 + 3H 2 O

Взаимодействие со щелочами:

Fe 2 O 3 +2 NaOH+3H 2 O=

2Na Fe(OH) 4

Лабораторная работа Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень С)  Опыт №1.  Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Реактивы:  KOH , FeSO 4 , FeCI 3  Опыт №2.  Исследование свойств гидроксида железа ( II ). взаимодействие с: кислотами, кислородом воздуха. Реактивы:  Fe (ОН) 2 , Н CI .  Опыт №3.  Исследование свойств гидроксида железа ( III ). взаимодействие с: кислотами и щелочами. Реактивы:  Fe (ОН) 3 , Н CI , КОН. Задание: Сформулируйте выводы о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Лабораторная работа

Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень С)

Опыт №1. Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

Реактивы: KOH , FeSO 4 , FeCI 3

Опыт №2. Исследование свойств гидроксида железа ( II ).

взаимодействие с: кислотами, кислородом воздуха.

Реактивы: Fe (ОН) 2 , Н CI .

Опыт №3. Исследование свойств гидроксида железа ( III ).

взаимодействие с: кислотами и щелочами.

Реактивы: Fe (ОН) 3 , Н CI , КОН.

Задание: Сформулируйте выводы о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ). Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень В) Опыт №1.  Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ). KOH KOH Задание:  Запишите уравнения реакций. Сформулируйте выводы о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ). FeSO 4 FeCI 3 Опыт №2.  Исследование свойств гидроксида железа ( II ). HCI Воздух (+О 2 +Н 2 О) Fe(OH) 3 Fe(OH) 2 Fe(OH) 2 Опыт №3.  Исследование свойств гидроксида железа ( III ). KOH HCI K 3  Fe(OH) 6  Fe(OH) 3 Fe(OH) 3

Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень В)

Опыт №1. Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

KOH

KOH

Задание: Запишите уравнения реакций. Сформулируйте выводы о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

FeSO 4

FeCI 3

Опыт №2. Исследование свойств гидроксида железа ( II ).

HCI

Воздух (+О 2 2 О)

Fe(OH) 3

Fe(OH) 2

Fe(OH) 2

Опыт №3. Исследование свойств гидроксида железа ( III ).

KOH

HCI

K 3 Fe(OH) 6

Fe(OH) 3

Fe(OH) 3

Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень А) Опыт №1. Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ). В I пробирку налейте 0,5 мл FeSO 4 , во II – 0,5 мл FeCI 3 . В обе пробирки прилейте по каплям раствор КОН. Что наблюдаете? Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.  Опыт №2. Взаимодействие гидроксида железа ( II ) с кислотами и кислородом воздуха. Полученный Fe (ОН) 2 разделите на 2 пробирки. I пробирку поставьте в штатив, а во II – прилейте раствор Н CI . Какие изменения происходят в I пробирке с течением времени? Объясните наблюдения. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.  Опыт №3. Взаимодействие гидроксида железа ( III ) с кислотами и со щелочами. Полученный Fe (ОН) 3 разделите на 2 пробирки. I пробирку прилейте раствор КОН, а во II –раствор Н CI . Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Объясните наблюдения. Сделайте вывод о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

Химические свойства гидроксидов железа. (Уровень А)

Опыт №1. Получение гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

В I пробирку налейте 0,5 мл FeSO 4 , во II – 0,5 мл FeCI 3 . В обе пробирки прилейте по каплям раствор КОН. Что наблюдаете? Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Опыт №2. Взаимодействие гидроксида железа ( II ) с кислотами и кислородом воздуха.

Полученный Fe (ОН) 2 разделите на 2 пробирки. I пробирку поставьте в штатив, а во II – прилейте раствор Н CI . Какие изменения происходят в I пробирке с течением времени? Объясните наблюдения. Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Опыт №3. Взаимодействие гидроксида железа ( III ) с кислотами и со щелочами.

Полученный Fe (ОН) 3 разделите на 2 пробирки. I пробирку прилейте раствор КОН, а во II –раствор Н CI . Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Объясните наблюдения. Сделайте вывод о свойствах гидроксидов железа ( II ) и ( III ).

Гидроксиды железа +O 2 +H 2 O Fe(OH) 2 Fe(OH) 3  +H 2 O 2 Взаимодействие с кислотами: Fe(OH) 2 +2HCl=FeCl 2 +2H 2 O Fe(OH) 3 +3HCl=FeCl 3 +3H 2 O Разлагается при нагревании: Fe(OH) 2 =FeO+H 2 O 2Fe(OH) 3 =Fe 2 O 3 +3H 2 O Взаимодействие с щелочами: Fe(OH) 3 + 3К OH (к) = К 3  Fe(OH) 6 

Гидроксиды железа

+O 2 +H 2 O

Fe(OH) 2

Fe(OH) 3

+H 2 O 2

Взаимодействие с кислотами:

Fe(OH) 2 +2HCl=FeCl 2 +2H 2 O

Fe(OH) 3 +3HCl=FeCl 3 +3H 2 O

Разлагается при нагревании:

Fe(OH) 2 =FeO+H 2 O

2Fe(OH) 3 =Fe 2 O 3 +3H 2 O

Взаимодействие с щелочами:

Fe(OH) 3 + OH (к) = К 3 Fe(OH) 6

Лабораторная работа Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ . (Уровень С) Опыт №1. Взаимодействие FeSO 4  c с образованием турнбулевой сини  +2 +3 KFe  Fe ( CN ) 6  .  Опыт №2. Взаимодействие FeCI 3  c с образованием берлинской лазури  +3 +2 KFe  Fe ( CN ) 6  . Задание:  Что наблюдаете? С помощью, каких веществ можно определить соли железа ( II )? А соли железа ( III )? Какая окраска наблюдается? Напишите уравнения реакций.

Лабораторная работа

Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ .

(Уровень С)

Опыт №1. Взаимодействие FeSO 4 c с образованием турнбулевой сини

+2 +3

KFe Fe ( CN ) 6 .

Опыт №2. Взаимодействие FeCI 3 c с образованием берлинской лазури

+3 +2

KFe Fe ( CN ) 6 .

Задание: Что наблюдаете? С помощью, каких веществ можно определить соли железа ( II )?

А соли железа ( III )? Какая окраска наблюдается? Напишите уравнения реакций.

Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ . (Уровень В) Опыт №1.  Качественная реакция на ион Fe 2+ K 3  Fe(CN) 6  Задание: Сформулируйте выводы о качественных реакциях на ионы железа. Запишите уравнения реакций.  +2 +3 KFe  Fe(CN) 6   Турнбулева синь FeSO 4 Опыт №2.  Качественная реакция на ион Fe 3+ K 4  Fe ( CN ) 6   +3 +2 KFe  Fe ( CN ) 6  Берлинская лазурь  FeCI 3

Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ .

(Уровень В)

Опыт №1. Качественная реакция на ион Fe 2+

K 3 Fe(CN) 6

Задание: Сформулируйте выводы о качественных реакциях на ионы железа. Запишите уравнения реакций.

+2 +3

KFe Fe(CN) 6

Турнбулева синь

FeSO 4

Опыт №2. Качественная реакция на ион Fe 3+

K 4 Fe ( CN ) 6

+3 +2

KFe Fe ( CN ) 6

Берлинская лазурь

FeCI 3

Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ . (Уровень А)  Опыт №1. Качественная реакция на ион Fe 2+ К раствору FeSO 4 прилейте раствор K 3  Fe ( CN ) 6  . Что наблюдаете?  Опыт №2. Качественная реакция на ион Fe 3+ К раствору FeCI 3 прилейте раствор K 4  Fe ( CN ) 6  . Что наблюдаете?  Задание: Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ .

(Уровень А)

Опыт №1. Качественная реакция на ион Fe 2+

К раствору FeSO 4 прилейте раствор K 3 Fe ( CN ) 6 . Что наблюдаете?

Опыт №2. Качественная реакция на ион Fe 3+

К раствору FeCI 3 прилейте раствор K 4 Fe ( CN ) 6 . Что наблюдаете?

Задание: Напишите молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.

Качественные реакции Fe 3+ Fe 2+ FeCl 3 +K 4 [Fe(CN) 6 ] = KFe [ Fe(CN) 6 ]  +3KCl берлинская лазурь FeSO 4 +K 3 [Fe(CN) 6 ] = KFe [ Fe(CN) 6 ]  +K 2 SO 4 Турнбулева синь FeCl 3 +3KCNS  =  Fe(CNS) 3  +  3KCl кроваво-красный роданид железа ( III )

Качественные реакции

Fe 3+

Fe 2+

FeCl 3 +K 4 [Fe(CN) 6 ] =

KFe [ Fe(CN) 6 ] +3KCl

берлинская лазурь

FeSO 4 +K 3 [Fe(CN) 6 ] =

KFe [ Fe(CN) 6 ] +K 2 SO 4

Турнбулева синь

FeCl 3 +3KCNS = Fe(CNS) 3 + 3KCl

кроваво-красный

роданид железа ( III )

Применение железа и его соединений Магнитные свойства   сердечники трансформа-     торов, мембраны телефонов Образуют сплавы   производство чугуна и       стали Физиологическая активность   изготовление         лекарств Образуют окрашенные соединения           производство красок

Применение железа и его соединений

Магнитные свойства сердечники трансформа- торов, мембраны телефонов

Образуют сплавы производство чугуна и стали

Физиологическая активность изготовление лекарств

Образуют окрашенные соединения производство красок

Биологическая роль железа и его соединений Аносов Костя – «Железо в продуктах питания»

Биологическая роль железа и его соединений

Аносов Костя – «Железо в продуктах питания»

Железо в продуктах питания Продукты Содержание, Fe в мг/100г. Молоко Сок (яблочный , апельсиновый) Гранатовый сок Сок шиповника Мясо курицы Яблоко Яйцо Говядина Шоколад Гречиха Какао-порошок Соя Халва тахинная 0.07 0.3 1.0 1.4 1.6 2.2 2.5 3.0 3.5 8.3 14.8 15.0 26.0

Железо в продуктах питания

Продукты

Содержание, Fe в мг/100г.

Молоко

Сок (яблочный , апельсиновый)

Гранатовый сок

Сок шиповника

Мясо курицы

Яблоко

Яйцо

Говядина

Шоколад

Гречиха

Какао-порошок

Соя

Халва тахинная

0.07

0.3

1.0

1.4

1.6

2.2

2.5

3.0

3.5

8.3

14.8

15.0

26.0

Домашнее задание § 83,84.  «3»  с. 291 в. 1; с.292 в.1  «4»  с. 294 в. 3,4  «5»  с. 291 в. 2,3 + дополнительное задание  (по выбору): составить опорную блок-схему « Fe и его соединения».

Домашнее задание

§ 83,84.

«3» с. 291 в. 1; с.292 в.1

«4» с. 294 в. 3,4

«5» с. 291 в. 2,3

+ дополнительное задание (по выбору): составить опорную блок-схему « Fe и его соединения».

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
презентация для урока по теме "Железо и его соединения"

Автор: Назмиева Елена Васильевна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "презентация для урока по химии на тему железо и его соединения"
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiiadliaurokapokhimiinatiemuzhieliezoiieghosoiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "291856"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455193403"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "урок по теме "Железо и его соединения""
    ["seo_title"] => string(40) "urokpotiemiezhieliezoiieghosoiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "292089"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455212746"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока химии "Кальций, соединения кальция" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-khimii-kal-tsii-soiedinieniia-kal-tsiia"
    ["file_id"] => string(6) "218128"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433665836"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по химии "Его Величество Кислород" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-khimii-iegho-vielichiestvo-kislorod"
    ["file_id"] => string(6) "143864"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418589611"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "железо "
    ["seo_title"] => string(9) "zhieliezo"
    ["file_id"] => string(6) "133914"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416597919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1370 руб.
2110 руб.
1700 руб.
2620 руб.
1700 руб.
2620 руб.
1530 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства