kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Железо

Нажмите, чтобы узнать подробности

железо (Слайд1)

Железо не только основа всего мира,

самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества».

                                      А. Е. Ферсман. (Слайд 2)

    Обучающие цели урока:

        - организация деятельности учащихся по освоению и систематизации знаний по теме «Железо»              

       -создать условия для отработки понятий, определений, умений  характеризовать железо как химический элемент и как простое  вещество;

        -обеспечить отработку учащимися умений составлять уравнения химических реакций;

       -обеспечить установление учащимися связей между химическими свойствами, распространению в природе и областями его использования человеком.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

       -создать условия для развития у  школьников умений формулировать  проблемы, предлагать пути их решения 
         -развивать навыки общения, исследовательской и творческой деятельности;

         -способствовать развитию готовности учащихся к самоопределению и  выбору деятельности на уроке с целью постоянного пополнения своих  знаний.

Воспитательные  цели:

         -содействовать развитию умений учащихся общаться между собой;   
           -помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование и дидактический материал: периодическая система  Д.И. Менделеева, мультимедиа проектор, презентация урока, творческий проект учащихся.                                                                                              

Ход урока.   

I.  Организационный момент (1 минута).

II. Восстановление ранее полученных знаний.   (7 мин.)

Работа по тестовым карточкам:

Вариант№1.

  1. Число внешних электронов в атоме алюминия равно:

а) 1                    б) 2                    в) 3                        г) 4      

      2.    Алюминий плавится при температуре:  

             а) 16000С                   б) 6600С                    в) 160 0С                       г) 4660С    

     3.    Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия алюминия с кислородом равна:

            а) 3                    б) 5                    в) 7                        г) 9

     4. Установите  соответствие между реагентами и продуктами реакции:

Реагенты:                                                          Продукты реакции:  

1.  AL + NaOH +  H2O=                                           A)  NaALO2 + H2O

2. AL(OH)3 + NaOH (t) =                                        Б)Na3[AL(OH)6] + H2

3. Al2O3 + NaOH  (t) =                                            B) Na3[AL(OH)6]

 

Вариант№2.

1.         Алюминий проявляет степень окисления равную:

а) 1                    б) 2                    в) 3                        г) 4      

      2.    С каким химическим веществом алюминий вступает только после амальгамирования:  

             а) О2                  б) Н2О                   в) NaOH                       г) H2    

     3.    Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия алюминия с хлором равна:

            а) 3                    б) 4                    в) 5                        г) 6

     4. Установите  соответствие между реагентами и продуктами реакции:

Реагенты:                                                          Продукты реакции:  

1.  AL + NaOH +  H2O=                                        A)  NaALO2 + H2O

2. AL(OH)3 + NaOH+ H2O =                                Б)Na3[AL(OH)6] + H2

3. Al2O3 + NaOH + H2O =                                     B) Na3[AL(OH)6]

III. Формирование знаний, умений и навыков. (27 мин)

 Учитель: Первое железо, попавшее еще в глубокой древности в руки наших предков, было, по-видимому, не земного, а космического происхождения.  Железо входит в состав метеоритов, падающих на нашу планету из космического пространства. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». (слайд 3).

    Встречается много природных соединений железа (слайд 4).

   Применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII-XIX веков.  Из сплавов, в состав которых входит железо, изготавливалось оружие воина,  предметы домашнего обихода. Без железа не мыслима ни одна отрасль современной промышленности: кораблестроение,  строительство железных дорог и мостов, машиностроение,   военное дело (слайд 5). Но не только техника нуждается в железе. Не будь его, на Земле не было бы жизни в привычных для нас формах: ведь этот элемент входит в состав крови почти всех представителей животного мира нашей планеты.  Железо необходимо для образования хлорофилла. Железо, содержащиеся в ферментах, в значительной степени влияет на интенсивность дыхания растений (слайд 6). В организме человека железо встречается в виде ионов железа.   Железо входит в состав гемоглобина, миоглобина, различных ферментов и других сложных железо-белковых комплексов.(слайд 7).

    Ребята, найдите в Периодической системе элемент – железо и опишите его месторасположение в ПС. Сколько в нем протонов, нейтронов и электронов?

А теперь давайте посмотрим на строение его атома (слайд 8).

   А теперь познакомимся с химическими свойствами железа, которое в соединениях может проявлять степени окисления +2 и +3. Рассмотрим случаи когда в химических реакциях получатся соединения железа с зарядом +2, +3, а когда получится смешанный оксид.  (слайды 9-11)

   А теперь рассмотрим качественные реакции на железо с зарядами +2 и +3 (слайды 12-13).

   Соединения железа +2 при определенных условиях могут превращаться в соединения +3. (Слайд 14)

    По физическим свойствам железо представляет собой серебристо-белый метал, с температурой плавления +1539оС, пластичный, тепло и электропроводный, способный к намагничиванию (слайд 15).

    Общее содержание железа в организме человека составляет около 4,25 г. Из этого количества 57% находятся в гемоглобине крови, 23% - в тканях и тканевых ферментах, а остальные 20% - депонированы в печени, селезёнке, костном мозге и представляют собой «физиологический резерв». 

    При любой потере крови железо активно выводится из организма. Это может быть во время почечного, носового, язвенного кровотечения, при оперативных вмешательствах, любых ранениях. У женщин потеря железа также происходит во время менструации, в период беременности и кормления грудью.

Первыми признаками дефицита железа являются ослабление иммунной    системы, быстрая утомляемость, снижение физической выносливости, ухудшение способности к обучению, бледность кожных покровов, истончаются и деформируются ногти. В более тяжелых случаях возможно возникновение анемии и рака желудка.

    Как же восстановить недостаток железа? В организм человека железо поступает с пищей (слайд 16).

   Большое количество железа содержится: в говядине, говяжьей печени, рыбе, устрицах, тыкве, овсяной крупе, какао, горохе, листовой зелени, инжире, изюме.(слайд 17).

Избыток железа приводит к поражению костной системы, почек, печени, увеличивает риск инфарктов (слайд 18).

   Для проверки наличия железа в растительных организмах учащимися была проведена исследовательская работа, результаты которой они нам сейчас представят. (Презентация исследовательской работы учащихся). (8 мин)

   IV. Заключительное слово.  (1 мин.)

 «Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими  и будущими судьбами человечества»

   V. Домашнее задание . (1 мин.)

   §14, №5-6 с. 68.

Просмотр содержимого документа
«железо »

Сценарий интегрированного открытого урока по химии и биологии в 9 «В» классе на тему:















«Его величество - железо»



Подготовила:

учитель химии Гвоздева Е. А.










2013-2014 уч. Год.


  «Его величество - железо» (Слайд1)

Железо не только основа всего мира,

самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества».

А. Е. Ферсман. (Слайд 2)

    Обучающие цели урока:

        - организация деятельности учащихся по освоению и систематизации знаний по теме «Железо»              

       -создать условия для отработки понятий, определений, умений характеризовать железо как химический элемент и как простое  вещество;

        -обеспечить отработку учащимися умений составлять уравнения химических реакций;

       -обеспечить установление учащимися связей между химическими свойствами, распространению в природе и областями его использования человеком.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

      -создать условия для развития у  школьников умений формулировать  проблемы, предлагать пути их решения 
        -развивать навыки общения, исследовательской и творческой деятельности;

         -способствовать развитию готовности учащихся к самоопределению и  выбору деятельности на уроке с целью постоянного пополнения своих  знаний.

Воспитательные  цели:

         -содействовать развитию умений учащихся общаться между собой;   
           -помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование и дидактический материал: периодическая система  Д.И. Менделеева, мультимедиа проектор, презентация урока, творческий проект учащихся.                                                                                              

Ход урока.   

I.  Организационный момент (1 минута).

II. Восстановление ранее полученных знаний.   (7 мин.)

Работа по тестовым карточкам:

Вариант№1.

  1. Число внешних электронов в атоме алюминия равно:

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

2. Алюминий плавится при температуре:

а) 16000С б) 6600С в) 160 0С г) 4660С

3. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия алюминия с кислородом равна:

а) 3 б) 5 в) 7 г) 9

4. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакции:

Реагенты: Продукты реакции:

1. AL + NaOH + H2O= A) NaALO2 + H2O

2. AL(OH)3 + NaOH (t) = Б)Na3[AL(OH)6] + H2

3. Al2O3 + NaOH (t) = B) Na3[AL(OH)6]


Вариант№2.

1. Алюминий проявляет степень окисления равную:

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

2. С каким химическим веществом алюминий вступает только после амальгамирования:

а) О2 б) Н2О в) NaOH г) H2

3. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия алюминия с хлором равна:

а) 3 б) 4 в) 5 г) 6

4. Установите соответствие между реагентами и продуктами реакции:

Реагенты: Продукты реакции:

1. AL + NaOH + H2O= A) NaALO2 + H2O

2. AL(OH)3 + NaOH+ H2O = Б)Na3[AL(OH)6] + H2

3. Al2O3 + NaOH + H2O = B) Na3[AL(OH)6]

III. Формирование знаний, умений и навыков. (27 мин)

Учитель химии: Первое железо, попавшее еще в глубокой древности в руки наших предков, было, по-видимому, не земного, а космического происхождения.  Железо входит в состав метеоритов, падающих на нашу планету из космического пространства. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». (слайд 3).

Встречается много природных соединений железа (слайд 4).

Применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII-XIX веков.  Из сплавов, в состав которых входит железо, изготавливалось оружие воина,  предметы домашнего обихода. Без железа не мыслима ни одна отрасль современной промышленности: кораблестроение,  строительство железных дорог и мостов, машиностроение,   военное дело (слайд 5). Учитель биологии: Но не только техника нуждается в железе. Не будь его, на Земле не было бы жизни в привычных для нас формах: ведь этот элемент входит в состав крови почти всех представителей животного мира нашей планеты.  Железо необходимо для образования хлорофилла. Железо, содержащиеся в ферментах, в значительной степени влияет на интенсивность дыхания растений (слайд 6). В организме человека железо встречается в виде ионов железа.   Железо входит в состав гемоглобина, миоглобина, различных ферментов и других сложных железо-белковых комплексов.(слайд 7).

Учитель химии:                                                

    Ребята, найдите в Периодической системе элемент – железо и опишите его месторасположение в ПС. Сколько в нем протонов, нейтронов и электронов?

А теперь давайте посмотрим на строение его атома (слайд 8).

А теперь познакомимся с химическими свойствами железа, которое в соединениях может проявлять степени окисления +2 и +3. Рассмотрим случаи когда в химических реакциях получатся соединения железа с зарядом +2, +3, а когда получится смешанный оксид. (слайды 9-11)

А теперь рассмотрим качественные реакции на железо с зарядами +2 и +3 (слайды 12-13).

Соединения железа +2 при определенных условиях могут превращаться в соединения +3. (Слайд 14)

По физическим свойствам железо представляет собой серебристо-белый метал, с температурой плавления +1539оС, пластичный, тепло и электропроводный, способный к намагничиванию (слайд 15).

   Учитель биологии:     

  Общее содержание железа в организме человека составляет около 4,25 г. Из этого количества 57% находятся в гемоглобине крови, 23% - в тканях и тканевых ферментах, а остальные 20% - депонированы в печени, селезёнке, костном мозге и представляют собой «физиологический резерв». 

  При любой потере крови железо активно выводится из организма. Это может быть во время почечного, носового, язвенного кровотечения, при оперативных вмешательствах, любых ранениях. У женщин потеря железа также происходит во время менструации, в период беременности и кормления грудью.

Первыми признаками дефицита железа являются ослабление иммунной системы, быстрая утомляемость, снижение физической выносливости, ухудшение способности к обучению, бледность кожных покровов, истончаются и деформируются ногти. В более тяжелых случаях возможно возникновение анемии и рака желудка.

Как же восстановить недостаток железа? В организм человека железо поступает с пищей (слайд 16).

Большое количество железа содержится: в говядине, говяжьей печени, рыбе, устрицах, тыкве, овсяной крупе, какао, горохе, листовой зелени, инжире, изюме.(слайд 17).

Избыток железа приводит к поражению костной системы, почек, печени, увеличивает риск инфарктов (слайд 18).

Для проверки наличия железа в растительных организмах учащимися была проведена исследовательская работа, результаты которой они нам сейчас представят. (Презентация исследовательской работы учащихся). (8 мин)

   IV. Заключительное слово.  (1 мин.)

Учитель биологии:  «Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы,

Учитель химии: И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими  и будущими судьбами человечества»

   V. Домашнее задание . (1 мин.)

   §14, №5-6 с. 68.

Приложение.

Учительская презентация:

Слайд 1 Слайд 2


Слайд 3 Слайд 4

Слайд 5 Слайд 6

Слайд 7 Слайд 8






Слайд 9 Слайд 10


Слайд 11 Слайд 12


Слайд 13 Слайд 14







Слайд 15 Слайд 16



Слайд 17 Слайд 18



Ученическая презентация:


Слайд 1 Слайд 2


Слайд 3 Слайд 4

Слайд 5 Слайд 6


Слайд 7 Слайд 8






Слайд 9 Слайд 10


Слайд 11 Слайд 12

Слайд 13 Слайд 14







Слайд 15 Слайд 16


Слайд 17 Слайд 18


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
железо

Автор: Гвоздева Елена Александровна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "«Формирование предметных результатов обучения учащихся   9 класса посредством применения системы количественно-экспериментальных   задач по теме «Железо» "
    ["seo_title"] => string(177) "formirovaniie-priedmietnykh-riezul-tatov-obuchieniia-uchashchikhsia-9-klassa-posriedstvom-primienieniia-sistiemy-kolichiestvienno-ekspierimiental-nykh-zadach-po-tiemie-zhieliezo"
    ["file_id"] => string(6) "232399"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442835296"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Роль желез внутренней секреции "
    ["seo_title"] => string(37) "rol-zhieliez-vnutrienniei-siekrietsii"
    ["file_id"] => string(6) "160940"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422139735"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Железо и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(33) "zhieliezo-i-iegho-soiedinieniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "218227"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433713836"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "тестовые задания по теме "Железы внутренней секреции" "
    ["seo_title"] => string(64) "tiestovyie-zadaniia-po-tiemie-zhieliezy-vnutrienniei-siekrietsii"
    ["file_id"] => string(6) "165853"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422883455"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Железы внутренней секреции "
    ["seo_title"] => string(34) "zhieliezy-vnutrienniei-siekrietsii"
    ["file_id"] => string(6) "171655"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1423705272"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства