Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку химии 8 класс "Физические явления. Химические реакции, условия и признаки их протекания"»
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ,УСЛОВИЯ И ПРИЗНАКИИХПРОТЕКАНИЯ.
КЛЕМЕШОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА,
УЧИТЕЛЬ ХИМИИ ЛИПОВСКОГО ФИЛИАЛА
МБОУ «ПИЧАЕВСКАЯ СОШ»
Химии никоим образомнаучитьсяневозможно, не видав самой практики и не прини-маясь за химические операции.
(М.В. Ломоносов)
–Что изучает наука физика?
(Явления природы.)
–Как называются эти явления?
(Физические.)
–Что при этом происходит с веществами?
(Изменяется их агрегатное состояние.)
–Приведите примеры физических явлений.
(Таяние снега, испарение воды.)
–Что можно сделать, если нам необходимо очистить воду
от примесей песка в ней?
(Осадить, с течением времени песок осядет, и воду
можно будет дополнительно провести через фильтр.)
–Как можно отделить железные и деревянные стружки?
(С помощью воды или магнита.)
–Что изучает химия?
(Вещества и превращения веществ.)
Тема урока:
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ,УСЛОВИЯ И ПРИЗНАКИИХПРОТЕКАНИЯ.
Цель урока:
- Повторить понятия о физических и химических явлениях;
знать определения понятий: «дистилляция, или перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка, или сублимация», «отстаивание», «центрифугирование»;
знать признаки и условия течения химических реакций;
классифицировать химические реакции тепловому эффекту;
уметь составлять выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;
Из предложенного перечня явлений выделите только физические явления: горение лучины, растворение сахара в воде, ржавление железной проволоки, помутнение хранящейся в сосуде без пробки известковой воды, образование инея, таяние льда.
(Растворение сахара в воде, образование инея, таяние льда.)
Почему эти явления относятся к физическим?
(Происходят изменения агрегатного состояния.)
Решите проблему: Какие особенности веществ лежат в основе разделения всех возможных видов смесей?
Вывод:
способы разделения смесей основываются на физических свойствах: растворимости в воде, плотности, температуре кипения.
– К какому типу явлений можно отнести горение свечи? Объясните свой выбор.
(Плавление воска от температуры – это физическое явление, а горение фитиля свечи – это химическое явление.)
Решите проблему:
– В чем особенность химических явлений и их отличие от физических явлений? Есть ли характеристики, благодаря которым можно отличать физические и химические явления?
Проделайте опыты, определите, к каким явлениям они относятся.
Исследовательская работа проблемной ситуации в группах.
1. Для приготовления бездрожжевого теста погасите соду уксусом.
2. В крепко заваренный чай опустите дольку лимона.
– Что происходило в пробирке?
– Какое явления вы сейчас пронаблюдали?
– Почему эти явления относится к химическим?
(1. Выделение газа. 2. Изменение цвета. Это химическое явление.Произошло изменение вещества, поэтому выделяется газ, значит, явление химическое.)
(Выделение тепла или света, изменение цвета, выделение газа, выделение (растворение) осадка.)
Признаки химических реакций:
1) Выделение (поглощение) тепла или света.
2) Изменение цвета.
3) Выделение газа.
4) Выделение (растворение) осадка.
5) Изменение запаха.
Условия протекания химических реакций:
- соприкосновение веществ
- нагревание
- электрический ток, свет и т.д.
– Попробуйте дать определение химическим явлениям.
– Химическое явление – это явление, при котором одно вещество превращается в другое
– Из предложенного перечня явлений выберите химические реакции: почернение медной пластинки при нагревании, плавление металла в пламени ацетиленово-кислородной горелки, образование кристаллов соли при упаривании ее раствора, обугливание лучины, скисание молока.
(Почернение медной пластинки при нагревании, плавление металла в пламени ацетиленово-кислородной горелки, обугливание лучины, скисание молока.)