Одновременно с Пристли кислород открыл и шведский ученый Карл Шееле. Шееле даже получил его раньше, чем Пристли, но сообщение об этом было опубликовано позже, чем открытие Пристли. И все-таки главная фигура в истории открытия кислорода - не Шееле и не Пристли. Они открыли новый газ - и только. Собственно открывшим кислород остается французский химик Антуан Лавуазье. В 1775 году он исследовал кислород и создал кислородную теорию горения, которая пришла на смену теории флогистона (теория огненной материи). За два века, прошедшие со времени открытия, теория Лавуазье не только не была опровергнута, но еще более укрепилась. Лавуазье дал название кислороду oxygenium - рождающий кислоту
Каким образом ученые получали кислород? Что они использовали для этого?
Разложением оксида ртути (II) Д. Пристли получил впервые кислород. Обнаружил его с помощью горящей лучины, она ярко вспыхивала и горела в кислороде.
Для того, чтобы выяснить, как можно получить кислород в лаборатории, как можно собрать его, и как этот газ обнаружить посмотрим опыт Способ получения кислорода разложением перманганата калия при нагревании”.
По ходу просмотра опыта учитель акцентирует внимание учащихся на ключевых моментах, а именно: 1) уравнении реакции получения кислорода разложением перманганата калия при нагревании; 2) методах собирания кислорода вытеснением воздуха или воды.
Запишем уравнение реакции разложения перманганата калия при нагревании:
Так как кислород тяжелее воздуха и малорастворим в воде, собирают его двумя методами:
а) методом вытеснения воздуха
б) методом вытеснения воды
Учащиеся рассматривают рисунки в учебнике и записывают уравнение реакции и название двух методов собирания кислорода.
Кислород можно получить и разложением других кислородсодержащих веществ в присутствии катализаторов.
Катализаторы – это вещества, которые ускоряют ход химической реакции, но сами при этом не расходуются.
Реакции, протекающие с участием катализаторов, называются каталитическими реакциями. Например, разложение бертолетовой соли (хлората калия).
Ученики записывают определение понятий в тетради.
Затем идет презентация учителя (просмотр уравнения химической реакции разложения бертолетовой соли в присутствии катализатора MnO2). Учащиеся переписывают уравнение химической реакции в свои тетради.
А теперь попробуем сами получить кислород и доказать наличие газа в сосуде. У вас на столе стоит одна пробирка с оксидом марганца (IV) MnO2, в бутылочках пероксид водорода H2O2, лучинка, спички, спиртовка, пробиркодержатель.
Возьмите пробирку с черным порошком MnO2 (это катализатор), добавьте несколько миллилитров пероксида водорода. Сразу же жидкость начинает вскипать, бурно выделяя газ. Спиртовку зажгите и внесите лучинку. Тлеющую лучинку внесите в пробирку с газом. Лучинка ярко вспыхивает и горит до тех пор,пока выделяется кислород. Кислород поддерживает горение.
Итак, мы провели каталитическую реакцию разложения пероксида водорода.
Посмотрим на презентации уравнение реакции разложения пероксида водорода в присутствии катализатора — оксида марганца (IV) и запишем его в тетрадь.
Учитель демонстрирует уравнение реакции.
А как же кислород получают в промышленности?
Идет презентация учителя (просмотр уравнения реакции электролиза воды и метод получения кислорода испарением жидкого воздуха).