Конспект урока химии в 9 класс по теме: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.
Конспект урока химии в 9 класс по теме: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.
На уроке по теме: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе, обучающиеся знакомятся с общей характеристикой кислорода. Из курса биологии обучающиеся знают о роли кислорода в жизни организмов на планете. Обучающиеся дополняют свои знания о нахождении кислорода в природе. В ходе выполнения лабораторных опытов обучающиеся знакомятся со способами получения кислорода в лаборатории и в промышленности. Учащиеся учатся составлять опорные сигнал (составляют опорный рисунок). Урок заканчивается выполнением самостоятельной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии в 9 класс по теме: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода. »
Тема: Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода.
Цель: знать: а) нахождение кислорода в природе, его роль в жизни организмов планеты; б) способы получения кислорода в лаборатории и промышленности; в) работу газометра; г) что такое катализаторы.
Уметь: а) давать характеристику кислорода как химического элемента и как простого вещества; б) уметь собирать кислород двумя способами, собирать прибор для получения газов.
Оборудование: газометр с кислородом, 2 прибора для получения газов, KMnO4крист., ватка, горелки, спички, кристаллизатор с водой, пустые стаканы с песком на дне, лучина, MnO2, ложечка, гидропирит, держатель, пробирки, круговая диаграмма «Распространение элементов в природе», «План характеристика химического элемента и вещества», портрет А. Лавуазье, перфокарты для самостоятельной работы.
Форма урока: Комбинированный урок
Методы: беседа с демонстрацией, самостоятельная работа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами, ребята, начинаем знакомство с одним из самых замечательных химическим элементом – кислородом. Вы уже много можете сказать о нем сами, т. к. знакомились с кислородом в курсе природоведения, ботаники, есть о нем у вас сведения из повседневной жизни и из уроков химии. Что же вы знаете о кислороде? Давайте проведем химическую дуэль, чтобы определить эти знания.
Химическая дуэль: дуэлянты (2 ученика) по очереди называют известные им сведения о кислороде, секундант отмечает на доске правильность ответов.
Учитель: После химической дуэли сообщаю, что сведения о кислороде неполные, что обучающиеся должны уметь давать характеристику химическим элементам по определенному плану.
План характеристика элемента.
1. Химический знак.
2. Относительная атомная масса.
3. Валентность.
4. Распространение элемента в природе.
План характеристики простого вещества.
1. Химическая формула.
2. Относительная молекулярная масса.
3. Нахождение в природе.
4. Способы получения в лаборатории и промышленности.
5. Физические свойства.
6. Химические свойства.
7. Применение.
Изложение 1) Характеристика по плану (как элемент):
1. O; 2. Ar (O)=16;
II
3. О; 4. В природе 49% - круговая диаграмма
как элемент в сложных веществах
2)Как химического вещества:
1. О2; 2. Mr(O2)=16*2=32; Mr(O2)=32 г/моль
Не много тяжелее
воздуха
3. Нахождение в природе: как простое вещество в составе воздуха, растворенный в воде, в белках, жирах, углеводах.
Учитель: Кислород – самый распространенный элемент на нашей планете. Как же его открыли? Послушайте сообщение.
Учитель: Таким образом, мы подошли к способам получения кислорода в лаборатории: Разложение оксида ртути осуществил в 1774 г Джозеф Пристли. С этой реакцией мы знакомились в теме: «молекулы и атомы»
2HgO-2Hg +O2
2HgO-2H2 +O2 – очень чистый кислород
При каких условиях идет эта химическая реакция?
- Постоянный электрический ток.
3. 2KMnO4-K2MnO4 +MnO2 +O2
Этот способ получения кислорода мы рассмотрим подробнее, именно так вы будите получать О2 на практической работе.
Вы видите прибор для получения газов, в большой пробирке – перманганат калия (в быту называют марганцовкой), на трубке - ватка, чтобы в газоотводную трубку не уносился перманганат. Греем. Кислород собираем в стакан методом вытеснения воздуха (это возможно потому, что О2 немного тяжелее воздуха.
Наличие О2проверяем тлеющей лучиной.
Способ –собирания О2методом вытеснения воды (демонстрация)
Кислород можно получить заранее и собрать в газометре (демонстрирую газометр, его устройство и работу).
MnO2
4. 2H2O2-------- 2H2O +O2; Реакция идет медленно. При добавлении MnO2 -,бурно.
Вопрос: В чем причина?
- Добавление оксида марганца (IV)
Учитель: При этом оксид Mn(IV) не расходуется. Если взвесить MnO4 до и после реакции, можно убедиться, что его масса не изменилась.
Вещества, ускоряющие химические реакции, а сами при этом не расходующиеся, называются катализаторами.
Диоксид Mn – катализатор реакции разложения пероксида водорода.
t
5. 2KCEO3------2KCE +3O2
Хлорат К
Бертолетова соль (опасна в обращении)
Итак, мы будем знать 5 способов получения О2 в лаборатории.
Ознакомимся с получением О2 в промышленности.
В промышленности О2 получают из воздуха. Сжимая воздух и давая ему быстро расшириться, вызывают его сильное охлаждение. Воздух становиться жидким. При температуре – 196 С кипит и испаряется азот. О2 при этой температуре жидкий. О2 кипит и испаряется при Т – 183 С. Его хранят под давлением 15МПА в стальных баллонах, на баллонах- синяя полоса.
А сейчас, ребята, научимся составлять ОС – опорный сигнал. Всё, что мы узнали на уроке, можно подытожить и изобразить очень кратко:
А сейчас проведем небольшую самостоятельную работу.
В-1
Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. Речь идет о
А) кислороде – простом веществе;
Б) кислороде – химическом элементе;
2. Кислород был открыт:
А) М. В. Ломоносовым;
Б) Дж. Пристли;
В) Р. Бойлем;
3. Катализаторы – это вещества:
А) уменьшающие скорость реакции;
Б) увеличивающие скорость реакции;
В) не изменяющие скорость реакции.
4. В состав оксида фосфора входит кислород-
А) химический элемент;
Б) простое вещество..
5. Молекула кислорода состоит из:
А) двух атомов;
Б) одного атома.
6. Кислород можно собрать в пробирке, изображенном:
А) на рис. 1;
Б) на рис. 2.
В-2
Как распознать кислород:
А) горящая лучина потухает;
Б) тлеющая лучина загорается.
2. В приведённой записи: 2О2 изображено:
А) 2 атома кислорода;
Б) 2 молекулы кислорода.
3. Какие вещества образует хим. Элемент кислород в природе:
А) простые и сложные вещества;
Б) сложные вещества;
В) простые вещества.
4. Дж. Пристли получил кислород разложением:
А) пероксида водорода;
Б) оксида ртути;
В) перманганата калия.
5. В воздухе содержится кислород:
А) простое вещество;
Б) химический элемент.
6. На рисунке изображено собирание кислорода методом: