Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект "Получение и свойства кислорода"»
МБОУ «Селезянская СОШ»
Проект
«Получение и свойства кислорода»
Автор: Воронина Анастасия,
5 класс
Наставник: Габдинурова И.З.
Кислород.
Кислород – самый распространенный элемент на нашей планете. Он входит в состав (88,9%), которая покрывает 2/3 поверхности земного шара, образуя его водную оболочку – гидросферу. Кислород – вторая по количеству и первая по значению для жизни составная часть воздушной оболочки Земли – атмосферы, где на его долю приходится 20,95% по объему и 23,15% по массе. Кислород входит в состав многочисленных минералов твердой оболочки земной коры – литосферы: из каждых 100 атомов земной коры на долю кислорода приходится 58 атомов. Кислород существует в форме О2. Это газ без цвета, запаха. В жидком состоянии имеет светло-голубую окраску, в твердом – синюю.
Кислород – газ, без которого невозможна жизнь на современной Земле. При его недостатке нарушается функционирование всех органов у организмов, которые используют его для дыхания и получения энергии.
Открыл кислород английский ученый Джозеф Пристли в 1774 г.Исследуя его свойства, Пристли отметил, что пламя свечи горит в нем необычайно ярко (кислород обеспечивает горение). Две мышки, посаженные под стеклянный колпак, заполненный кислородом, выглядели бодрыми. А когда ученый попробовал подышать им сам, он почувствовал себя так, словно внезапно попал из лаборатории в горную местность с чистейшим воздухом (кислород обеспечивает дыхание)
Вставка рисунка
Лабораторные исследования: Получение, собирание и распознавание кислорода.
Цель: получить, собрать и проверить наличие кислорода в сосуде.
1.Вставили в отверстие пробирки с перманганатом калия рыхлый комок ваты и закрыли пробирку с газоотводной трубкой
2.Закрепили собранный прибор в штативе, опустив конец газоотводной трубки в стакан
3.Прогрели пробирку пламенем спиртовки. Равномерно нагрели всю пробирку, а затем стали нагревать ту часть, где находился перманганат калия.
4.Собрали кислород вытеснением воздуха из стакана. Кислород тяжелее воздуха в 1,1 раз.
5.Проверили, наполнен ли стакан кислородом: поднесли тлеющую лучинку к отверстию стакана. Лучинка ярко загорелась и это доказывает что с стакане присутствует кислород.
Вывод: мы научились получать кислород и обнаружили с помощью тлеющей лучинки она ярко загорелась.
Гипотеза: если тлеющая лучинка загорелась в присутствие кислорода, то горение можно представить как реакцию соединения веществ с кислородом.
Вставка рисунка
Лабораторные исследования: Участие кислорода в реакции горения.
Цель: доказать что горение – это процесс взаимодействия кислорода с веществами.
Место проведения: кабинет химии.
Оборудование: три свечи, стакан, литровая банка, спички.
Ход работы:
1.Зажечь три свечи. Первую накрыт стаканом, вторую – литровой банкой, а третью оставить открытым.
2.Наблюдаем: первая свеча (под стаканом)погасла первой. Вторая свеча горела дольше, потому что под банкой было больше воздуха, чем под стаканом. Третья свеча горела до тех пор, пока не сгорела полностью.
Вывод: это наблюдение подсказывает одно из свойств кислорода – он участвует в горении. Где больше кислорода, там дольше горение, и наоборот. Горение можно представить как реакцию соединения веществ с кислородом.
Заключение
Проведя опыты, я убедилась , что кислород можно получить лабораторным способом – разложением перманганата калия при нагревании. Узнала, что можно обнаружить кислород с помощью тлеющей лучины, она ярко загорается. Доказала, что кислород участвует в горении.