Использование активных форм обучения для развития познавательных компетенций школьника в условиях внедрения ФГОС основного общего образования
Использование активных форм обучения для развития познавательных компетенций школьника в условиях внедрения ФГОС основного общего образования
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование активных форм обучения для развития познавательных компетенций школьника в условиях внедрения ФГОС основного общего образования»
снижение уровня общего развития ребёнка, полное отсутствие речевой культуры
нарушения памяти и моторики, неразвитость интеллекта
отсутствие навыков коммуникабельности, инфантилизм
различные нарушения в развитии нервной системы, невнимательность и многое другое.
создать условия для успешного формирования учебно-познавательных компетенций;
ввести в педагогическую практику элементы образовательных инновационных технологий;
использовать методы и приёмы, способствующих формированию учебно-познавательных компетенций, готовности к самообразованию и самовоспитанию.
комфортной
здоровьесберегающей
стимулирующей познавательную активность
эмоционально насыщенной
аутентичной: обеспечивающей благоприятный режим, ритм и темп обучения
побуждающей к самостоятельности и творчеству
На возникновение познавательного интереса влияют:
разнообразие и оптимальное чередование развивающих методов обучения (проблемных, исследовательских)
применение активных форм организации учебного процесса (деловых игр, диспутов, соревнования и др.)
овладение учащимися новыми и обобщенными способами деятельности (самостоятельными, творческими, коллективными)
использование наглядных и технических средств обучения
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока.
Как учить ученика работать самостоятельно?Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференциальными заданиями, продумать последовательность заданий, наглядность.
Проблемное обучение так же можно относить к созданию условий самовоспитания. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов, всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину, и всем коллективом находить ее. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Игра ставит ученика в условия поиска.
«Игра ребенка не есть пустая забава. Она имеет высокий смысл и глубокое значение, в ней развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках».(Ф. Фребель)
Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
учебный материал используется в качестве ее средства;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Использование такой формы обучения решает сразу несколько задач.
Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний.
Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным
Учащимся предлагается зашифрованная запись, где слова, обозначающие какой-либо биологический объект или явление, написаны слитно. Необходимо их найти и выписать в тетрадь.
Ученикам предлагается узнать, какая зашифрована информация
Хищная корова хоботом и ластами грызет насекомых, а рукокрылая лошадь помогает обезьяне собирать яйца в сумку.
Перечислены названия 11 групп млекопитающих отрядов хищные, парнокопытные, хоботные, ластоногие, грызуны, насекомоядные, рукокрылые, непарнокопытные, приматы, подклассов яйцекладущие и сумчатые).
Игра «Третий лишний».
На карточках в несколько столбиков написаны названия организмов или явлений живой природы, сгруппированные по определенному признаку, но одно название в каждом столбике лишнее. Задача: определить, кто лишний в каждом случае, и объявить свой выбор.
Трутовик, дрожжи, шампиньон (дрожжи – одноклеточные, а другие грибы – многоклеточные)
Дрофа, сипуха, стрепет (дрофа, стрепет – представители отряда дроф, а сипуха – отряда сов)
Вены, артерии -кровеносные сосуды, а альвеолы -легочные пузырьки
Трутовик, шампиньон – многоклеточные, а дрожжи – одноклеточные,
Дрофа, стрепет – представители отряда дроф, а сипуха – отряда сов
Игра «Подсказки»
Эта занимательная игра в веселой форме знакомит ребят с характерными признаками тех или иных организмов. Условия игры: чем быстрее угадаешь, тем лучше; подсказки расположены так, что каждая следующая приближает к ответу быстрее, чем предыдущая; каждая новая подсказка снимает 1 балл.
Подсказка №1: живут они повсюду.
Подсказка №2: укусы большинства ядовиты для насекомых, но некоторые опасны и для человека.
Подсказка №3: на брюшке есть несколько мелких бугорков – железок, выделяющих жидкость, застывающую на воздухе в виде нити.
Подсказка №4: используются эти нити для ловли добычи и расселения.
Подсказка №5: имеют 8 ног и 8 простых глаз.
Подсказка №6: многие плетут паутину.
Игры по химии
Меткий стрелок.
Выписать только формулы оксидов, назвать их.
CH4, CO2, NH3, BaO, Na2O.
Оксиды
Al2O3,HCl,SO2,H3PO4.
Логические цепочки.
Даны карточки с металлами, в которых один металл лишний. Необходимо определить этот металл и указать признак, по которому этот металл был выделен из группы.
Fe, Cu, Ag, Au, Pt.
Ba, Hg, Cd, Sr, Zn, Cu, Mg.
Ca, Ti, Cr, Fe, Ni.
Na, Li, K, Ca, Cs.
Li, K, Na, Ca, Mg, Pb.
Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Море – великое поле.
Море, что горе, и берегов не видно.
Верный способ пробуждения у школьников интереса к приобретению знаний – создание лирического эмоционального настроя с помощью музыки, художественного слова, живописи.
Начинать урок нужно не с традиционного объяснения темы, а использовать разнообразные иллюстрации, репродукции, фотографии, показывать примеры практического применения веществ, их значение в жизни и быту. На примере пословиц и загадок могут быть уточнены и конкретизированы различные понятия и закономерности.
Загадки на уроках химии и биологии.Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Они требуют от отгадывающего неординарного мышления, развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат видеть в обыкновенном – необыкновенное, а в необычном – обычное. Чтобы успешно отгадывать загадки, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Они позволяют учителю без каких-либо анкет, специальных тестов выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ученика.
Устное народное творчество.
Устное народное творчество: пословицы, поговорки, стихотворения приметы, сказки, обряды и обычаи – неотъемлемая часть культуры любого народа. Пословицы и поговорки разных народов часто звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл, поэтому на их примере можно показать черты сходства между народами, выявить качества, объединяющие людей разных национальностей. Например: «Громада – великий человек» (укр), «Если вздохнуть всем народом – ветер будет» (рус), «Народ вздохнет разом – будет буря, топнет ногой разом – будет землетрясение» (кит). Элементы устного народного творчества могут быть использованы на разных этапах урока: контроль знаний, изучение нового, закрепление, домашнее задание.
Тип, который за стеной живет» - это калий, который «без шубы», т.е. без масла или керосина вступает в реакцию с кислородом или с водой.
«Силач» - это медь, а почернение меди – это образование оксида меди.
Первый сосед (А)– это кальций, который входит в состав мела (карбонат кальция), куда также входит Оксид Углеродович (CO2).
Второй сосед (В) – это цинк.
1
3
2
4
В кроссворде слова загаданы в виде формул. Учащиеся должны определить по химическому знаку, формуле, названию элемента необходимое вещество и записать подходящее название в кроссворд.
1.Fe. 2. H2O. 3. O2. 4. Na.
Я газ, простое вещество, Корабли меня обходят,
Двузначен номер мой. Знает лоцман наизусть.
А слог мой первый – божество, Если л на д заменят,
Река – вот слог второй. То металлом окажусь.
«Только самостоятельная работа учащихся создает предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей учащихся».