"Проектно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
"Проектно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"
В Концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Для достижения этих целей концепции предлагается решить следующие задачи:
«Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не отбора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д.»
«Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся».
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательных результатам, занимает метод проектов.
Тема данной работы была выбрана и является актуальной в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Учебные задания, ориентированные на сферу интересов и потребностей учащихся (аутентичные задания), улучшают результаты их работы, мотивируют на глубокое и всестороннее решение проблем, они им интересны. Такие задания представляют интерес для учащихся и за пределами школы, в жизни, они способствуют стремлению учащихся углубиться как в вопросы, которые они изучают, так и найти ответы, которые ищут в процессе обучения.
Один из важных уровней предметных компетентностей, которую развивает система общего образования, — это уровень методологической компетентности. На этом уровне у учащихся развивается умение видеть предмет целостно во взаимосвязи с другими предметами, знать, понимать и использовать для решения разнообразных учебных и жизненных задач основные закономерности предмета, основные ведущие теории, ключевые концепции, базовые принципы. На этой основе формируются умения анализировать, синтезировать, оценивать, аргументировать, делать выводы, принимать решения, т.е. те умения, которые называют обобщенными или надпредметными, умения, которые переносятся как на любую другую предметную область, так и на жизнедеятельность человека в целом.
Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности.
Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Проектно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся" »
МКОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа №2»
Описание основных элементов педагогического опыта……………………………..15
Выводы………………………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………………25
Литературный обзор
Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования.
Для массовой передачи знаний, умений, навыков ученику с давних времён применяется технология классно-урочной системы. На определенном этапе этатехнология была успешной. Новые методики позволяют гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, они более тесно связаны с жизнью, практикой, стимулируют учеников самостоятельно познавать окружающий мир, что ведет к самоутверждению и самореализации в разнообразной учебной и практической деятельности. Они помогают освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
В целом, как подчёркивает В. Гузеев, «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия».
Хорошо известно, что данная педагогическая технология, основанная на вовлечении учащихся в учебную проектную деятельность, получила распространение в 1920-е гг. в США, её связывают с идеями гуманистического направления в философии образования педагога - мыслителя Френсис Паркера, американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.К. Килпатрика. Для него важнейшим образовательным ресурсом любого учебного заведения является сам ребенок.
Можно выделить ряд идей Френсиса Паркера, которые легли в основу современного гражданского образования и проекта «Гражданин»:
образование должно исходить из интересов детей,
обучение должно строиться на сотрудничестве,
в основе гражданского образования должен лежать социальный опыт детей.
Метод проектов привлек русских педагогов еще в начале 20 в. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев). Большое количество работ и статей по методологии данной технологии написаны Пахомовой Н.Ю.: «Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики», «Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания», «Метод проектов» и др.
Интересны исследования по внедрению метода учебных проектов на уроках как способа организации учебно-познавательной деятельности учащихся изложены в трудах Н.Ю.Пахомовой, В.В. Гузеева. Прекрасно изложен теоретический материал в обучающей программе для учителей «Intel» «Обучение для будущего».
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной?
Начнём с понятия проект и проектирование, проектная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.
Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.
2. Педагогический опыт
Основные методы и методики
Цели педагогического опыта:
обучающая– обучение школьников методу проектов как способу учебной деятельности;
развивающая– развитие интеллектуальных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развитие учебно-познавательных умений: аргументировать, формулировать проблему, проводить исследования, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы; развитие творческих умений: оформлять свои исследования в презентационном виде
воспитательная– воспитание у обучающихся умения вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении совместных действий (решение задач в группе, оказание помощи друг другу, умение принимать помощь от консультантов и пр.), воспитание аккуратности и организованности, способность к самоанализу, рефлексии.
Основные компоненты системы работы:
изучение метода проектов на теоретическом и методологическом уровнях;
подготовка учащихся к работе над учебным проектом;
привлечение к созданию проектов учащихся по разным учебным предметам, использование межпредметных связей;
использование коллективной, групповой и индивидуальной видов деятельности;
организация мониторинга формирования проектных умений;
диагностика уровня сформированности проектных умений;
оценка выполнения педагогических задач в результате учебного проекта;
участие в работе научно-практических конференций школьного, муниципального и регионального уровней;
обобщение опыта работы по обучению школьников методу проектов как способу учебной деятельности.
Методы – элементы проектной деятельности, освоенные как общешкольные (надпредметные), соединяются в общее проектное умение в процессе работы над проектом на специально организованном уроке. Проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.
Формы– групповое обучение под руководством учителя, самостоятельное добывание знаний учащимися, лекции, беседы, дискуссии, практика, информационно-коммуникационные формы занятий, нетрадиционные уроки, внеклассные мероприятия по предмету, проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Средства – компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийные пособия, сеть Интернет, электронные учебники, библиотека электронных наглядных пособий.
Виды деятельности – формируются сначала как общеучебные, а затем как специальные умения:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление наглядной презентации результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус.
Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Обоснование выбора
Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики.
реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно- преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формирование умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперёд к поставленной цели.
метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.
Следовательно, передо мной стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Проектная методика в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать поставленные задачи.
3. Актуальность педагогического опыта
В Концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Для достижения этих целей концепции предлагается решить следующие задачи:
«Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность общего среднего образования, что означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не отбора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д.»
«Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся».
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Ведущее место среди методов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода к образовательных результатам, занимает метод проектов.
Тема данной работы была выбрана и является актуальной в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс.
Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса, отвечающего социальному заказу государства, и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Учебные задания, ориентированные на сферу интересов и потребностей учащихся (аутентичные задания), улучшают результаты их работы, мотивируют на глубокое и всестороннее решение проблем, они им интересны. Такие задания представляют интерес для учащихся и за пределами школы, в жизни, они способствуют стремлению учащихся углубиться как в вопросы, которые они изучают, так и найти ответы, которые ищут в процессе обучения.
Один из важных уровней предметных компетентностей, которую развивает система общего образования, — это уровень методологической компетентности. На этом уровне у учащихся развивается умение видеть предмет целостно во взаимосвязи с другими предметами, знать, понимать и использовать для решения разнообразных учебных и жизненных задач основные закономерности предмета, основные ведущие теории, ключевые концепции, базовые принципы. На этой основе формируются умения анализировать, синтезировать, оценивать, аргументировать, делать выводы, принимать решения, т.е. те умения, которые называют обобщенными или надпредметными, умения, которые переносятся как на любую другую предметную область, так и на жизнедеятельность человека в целом.
Внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит к развитию творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.
Таким образом, представляемый педагогический опыт соответствует региональной образовательной политике, передовым идеям современной педагогики и психологии, профессиональным интересам педагогической общественности.
Эта работа особенно актуальна в условиях реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа» в период перехода на ФГОС нового поколения.
4. Научность в представляемом педагогическом опыте
Метод проектов — это организационная модель образовательной деятельности, способствующая исследованию учащимися сложных проблем. Учебные проекты способствуют расширению возможностей обучения в классе и могут значительно отличаться друг от друга по предмету и области применения, а также могут выполняться учащимися широкого спектра возрастов. Проекты заставляют учащихся взять на себя определенную роль, например:
решающий проблему
принимающий решение
исследователь
документалист
Проекты служат конкретным важным целям образования. Проекты не являются развлечением или дополнением к «настоящему» учебному плану или просто заданием по знакомой теме. Учебный план, реализуемый с использованием метода проектов, основан на важных вопросах, которые связывают содержательные стандарты и мышление высокого уровня с реальной целью. Учащиеся часто берут на себя роли из реальной жизни и выполняют значимые для них задания.
Выделяют следующие характеристики эффективных учебных проектов:
учащиеся находятся в центре процесса обучения, ведущей является деятельность учения
проект основан на проблеме, значимой для учащихся
проект фокусируется на важных целях и задачах обучения, ориентированных на образовательные стандарты
проект организуется вокруг направляющих вопросов
проект включает текущее формирующее оценивание и другие типы оценивания
проект содержит связанные между собой задачи, а деятельность в проекте ограничена временными рамками
проекты напрямую связаны с окружающим миром
учащиеся демонстрируют знания и умения через результаты (продукты) учебной деятельности или саму деятельность, которая организуется и осуществляется в ходе разработки самих продуктов
информационные технологии поддерживают и помогают повысить качество обучения
в работе над проектом развиваются и интегрируются мыслительные умения
различные методы обучения поддерживают различные стили мышления
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.
Эти методы обучения интересны детям, так как дают им возможность раскрыть свой потенциал, проявить себя в различных видах деятельности, способствуют реализации творческих способностей, учат общаться в коллективе.
Проведение уроков в нетрадиционной форме с применением современных педагогических технологий, в том числе проектно-исследовательских, является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающий их к самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.
5.Результативность педагогического опыта
Реализация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время проводится с 2009 года по настоящее время.
Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:
устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету
положительная динамики уровня обученности
качественная динамика мотивации учебной деятельности
устойчивые навыки проектно-исследовательской деятельности
В рамках социализации личности:
развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся
осознание ценности творческого открытия учащимися
повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования школьников
Нужно отметить большую заинтересованность учащихся в создании своего проекта и более широкое и интенсивное изучение выбранной для проекта темы.
Кроме того, учитель-предметник в результате получает подборку цифровых образовательных ресурсов по выбранной теме учебного предмета для дальнейшего использования в других классах.
Результативностью опыта также можно считать рост числа учащихся, занимающихся во внеурочное время научно-исследовательской и проектной деятельностью по разным предметам.
6. Новизна представляемого педагогического опыта
Для активизации познавательной деятельности, интенсификации процесса обучения используются нетрадиционные формы проведения урока с привлечением межпредметных связей.
Проектный метод использован как дидактический инструмент на уроках литературы для создания предпосылок развития целеустремлённости и самостоятельности учащегося в постижении нового, природной любознательности и творческого потенциала. Он даёт возможность по-новому интерпретировать произведение, познакомить с новыми подходами к изучению тем, оценить и систематизировать информацию и сделать обобщение по результатам обработки.
Практика показала, что проведение проектной деятельности требует много времени для изучения материалов, компьютерного оборудования, освоение информационных ресурсов, поэтому её использование в урочной деятельности не позволяет в полном объёме отрабатывать проектные умения. Эта проблема может решаться через организацию деятельности творческого объединения педагогов школы, ведущих разные предметы в одном классе. Возможно совместное определение тематики учебных проектов, которые могут быть осуществлены в конкретном классе в текущем учебном году. Для этого следует выявить уровень сформированности общеучебных и проектных умений, выработать единые подходы и требования к организации проектной деятельности.
Для диагностики уровня развития у учащихся проектных умений используются разные варианты способов оценки проектов. В качестве экспертов помимо учителя выступают все участники проекта. При использовании оценивания, ориентированного на учащихся, школьники в большей степени вовлечены в процесс оценивания, что подчеркивают и педагогические исследования. У школьников развивается чувство контроля над процессом обучения, они начинают видеть в себе способных и успешных учеников.
Оценка проектных умений может осуществляться и по итогам письменной рефлексии. Возможно сравнение показателей, полученных разными способами: оценка учителем и учащимися- экспертами, самооценка.
Таким образом, представляемый педагогический опыт предлагает новые уровни оценивания деятельности учащихся.
Технологичностьпедагогического опыта определяется через наличие возможности воспроизведения данного опыта и его отдельных элементов на уроках любого учителя-предметника. Система подготовки вопросов и заданий для проекта, карты оценивания могут быть использованы на любом уроке или во внеурочной деятельности.
Разработана модель внедрения проекта на уроках русского языка и литературы в старшей школе.
Созданы и апробированы проекты «Возвращение к истокам», «Занимательная фразеология»
В рамках этих проектов учителем разработаны правила составления презентации, карты З-И-У, контрольный список наблюдений за навыками мышления, критерии оценивания презентации учащихся, оценивание в проекте, карта оценивания критического мышления, карта оценки собственных достижений, правила работы в блоге, карта самооценивания совместной работы, карта самооценки успешности в коллективной работе. (Приложение «Оценивание в проекте»)
Учащиеся знают все этапы проектной деятельности, выполняют в группах задания, учатся решать проблемы и представлять свой вариант в письменном и электронном виде.
Учащимися освоены компьютерные программы: Microsoft Office PowerPoiht, Microsoft Office Publicher, Microsoft Office Exsel. Используются сервисы Doc Me.ru, Imagechef, Каламео.
8. Описание основных элементов педагогического опыта
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, Е.С.Полат выделяет следующие:
Подготовка (определение темы и целей проекта.)
Формирование рабочей группы.
Планирование
А) определение источников информации
Б) определение способов сбора и анализа информации
В) определение способов представления результатов
Г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности
4. Исследование
А) сбор и уточнение информации
Б) решение промежуточных задач
В) обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма»
Г) выбор оптимального варианта
Д) выбор основных инструментов: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты
5. Формулирование результатов или выводов
А) анализ информации,
Б) формулирование выводов
6. Защита проекта
А) подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов
Б) возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет
7. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
А) анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин
Б) классификация проектов
В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной.
Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:
По содержанию:
Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета)
Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов)
Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)
II. По методу, доминирующему в проекте:
Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры)
Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра)
Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма)
По характеру координирования проекта:
с явной координацией
со скрытой координацией
По включенности проектов в учебные планы:
текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);
итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала)
По продолжительности выполнения проекта:
мини – проекты (несколько недель);
средней продолжительности (несколько месяцев);
долгосрочные (в течение года)
По количеству участников проекта:
коллективные
индивидуальные
групповые
Работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности можно начать с проведения диагностики по изучению интересов, склонностей и проектных умений для самооценки обучающихся. Для этого можно воспользоваться стандартной анкетой до начала работы над проектом и картой З-И-У, разработанной для конкретного проекта.
Анкета для выявления проектных умений
Оцени свои умения в использовании метода проекта по следующим критериям: 3 – умею; 2 – иногда получается; 1 – чаще не получается; 0 – не умею
Учебный проект __________________________________________________
Проектные умения
Начало проекта
Окончание проекта
1. Формулировать проблему
2. Ставить цель
3. Ставить задачи
4. Выбирать методы и способы решения задач
5. Планировать работу
6. Организовать работу группы
7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; отстаивать своё мнение; принимать чужую точку зрения и др.
8. Выбирать вид конечного продукта проекта
9. Выбирать форму презентации конечного продукта
10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект
11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны
12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта
Карта З-И-У
(для проекта «Возвращение к истокам»)
Исконно русская лексика
Вопрос
Что я знаю?
Чем я интересуюсь?
Что я умею?
Какие языки можно назвать «родственниками», русского языка?
Какие слова являются основой лексического состава русского языка?
В какую группу славянских языков входит русский язык?
Какие слова являются собственно русскими?
В каких словарях есть информация о происхождении слова?
Есть ли русские слова в других языках?
Какие слова одинаково звучат и произносятся в русском, украинском и белорусском языках?
Анализ оценки учащимися уровня владения проектными умениями на начало выполнения проекта позволяет:
спланировать целенаправленную индивидуальную работу с учащимися при выполнении проекта;
подобрать вопросы рефлексии;
оценить уровень формированности общеучебных умений, являющихся основой проектных.
На основе полученных данных планируется дальнейшая работа.
Проектная деятельность строится на основе какого-либо содержания предмета, осваиваемого учащимися. При этом в процессе работы над проектом усваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. Работа строится соответственно следующему плану:
выбор темы-раздела учебного предмета
определение сроков подготовки проектов
выбор дня защиты проектов-презентаций (это может быть в дальнейшем урок-обобщение выбранной темы по предмету)
создание блока информации по изучаемой теме
В процессе такой работы учителем решаются следующие задачи:
научить ученика самостоятельному достижению намеченной цели
научить предвидеть проблемы, которые предстоит при этом решить
сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть
сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт
сформировать умения оформлять проект
сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе
Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя при работе над проектом на разных этапах деятельности разная.
В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно.
Однако, роль учителя велика на первом и последнем этапах разработки проекта. От того, как будет формулирована и обоснована актуальность выбранной темы, зависит судьба проекта в целом.
В ходе выполнения проекта роль учителя состоит в организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности учащихся.
В целях эффективной организации оценивания проектной деятельности использую карты оценивания:
Оценивание в проекте
Перед началом проекта
В ходе работы над проектом
После завершения проекта
Карта З-И-У.
Обсуждение промежуточных результатов деятельности.
Обратная связь от сверстников
Наблюдение за навыками мышления.
Оценивание критического мышления.
Ученические презентации
Таблицы оценивания проекта.
Самооценка успешности в коллективной работе. Самооценивание совместной работы.
Итоговое обсуждение.
Рефлексия.
Оценка
Процесс и цель оценки
Карта З-И-У.
Таблицы З-И-У обеспечивают ученикам возможность размышлять о том, что они уже знают, отмечать, что они хотят узнать и в заключение отмечать, что они уже узнали, и что осталось неузнанным. Они позволяют ученикам устанавливать личные связи с изучаемым материалом до начала работы.
Обсуждение промежуточных результатов деятельности
Целесообразно в рамках проекта проводить промежуточное оценивание результата деятельности на каждом этапе проекта, навыков сотрудничества внутри групп.
Обратная связь от сверстников
Отзыв сверстников помогает ученику увидеть внутренние качественные характеристики своей работы. Это происходит в результате оценивания работ других участников
Наблюдение за навыками мышления.
Записи наблюдений поддерживают корректировку обучения и основания для заключительного оценивания
Оценивание критического мышления.
Вопросы позволяют ученикам выразить свои идеи и мысли, дают им возможность подумать об объяснениях других учеников. Используется для определения сложностей, оценивания понимания учениками изучаемого материала и для пересмотра обучения, в случае необходимости.
Ученические презентации
Оценочные листы для взаимооценки и самооценки презентаций
Учащиеся могут ориентироваться на эту таблицу при оценке умений и навыков разработки презентаций, отражающих результаты исследования.
Таблица оценивания проекта
Предложенные таблицы позволят провести оценивание деятельности групп в рамках проекта по бальной системе.
Самооценка успешности в коллективной работе. Самооценивание совместной работы.
Учащийся оценивает свою деятельность в группе, используя сформулированные критерии. Необходимо предложить учащимся оценочные листы в начале работы над проектом, чтобы каждый мог четко представить, что от него ждут, что он может скорректировать в ходе работы.
Итоговое обсуждение
В ходе обсуждения каждая группа формулирует свои оценки работы над каждым этапом проекта
Рефлексия
Во время рефлексии происходит закрепление полученных знаний, активная перестройка представлений с включением новых понятий; формирование долговременных знаний. Учащиеся стараются выражать мысли своими словами, анализировать собственные мыслительные операции.
Из совокупности разносторонних оценок и складывается оценка результатов проектного обучения школьников, которая позволяет эффективно организовывать проектную деятельность учащихся в дальнейшем.
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
уровень организации и проведения презентации;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
В любом проекте могут быть использованы разработанные рекомендации к составлению презентаций, работе в блоге, корректному использованию информации и др.
Как правильно составить презентацию
Умение хорошо презентовать свою деятельность – одно из самых продуктивных средств для привлечения внимания к своей работе.
Что такое компьютерная презентация? Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата.
Некоторые правила организации материала в презентации
Главная информация располагается в начале.
Тезис слайда помещается в заголовок.
Анимация — не развлечение, а метод передачи информации.
Анимация — еще и средство привлечения и удержания внимания.
Обязательное логическое построение информации на слайдах.
Правило «пять» на «пять»: на одном слайде не должно располагаться более пяти фраз, и каждая из них должна состоять не более чем из пяти слов.
Приветствуется визуальная привлекательность и эмоциональность.
При подборе иллюстраций желательно учитывать, что они должны быть содержательными.
Общий тон и цветные заставки, иллюстрации, линии должны сочетаться между собой и не противоречить смыслу и настроению презентации
Выбрать шрифты желательно, не увлекаясь их затейливостью и разнообразием.
Правила работы в блоге
Блог (англ. blog, от “web log”, “сетевой журнал или дневник событий”) — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа.
Возможности, предоставляемые посетителю блога:
Вы можете высказывать свои мысли по поводу поста. Именно с этой целью Вам предоставлен сервис комментирования.
Ваш комментарий должен соотноситься с темой поста, развивать её.
Старайтесь выражать свою мысль предельно конкретно и чётко.
Что не разрешено:
Оставлять комментарий, не относящийся к данному посту.
Ненормативная лексика в комментарии.
Неэтичное поведение по отношению к любому представителю сообщества.
Всевозможное детство (коверкание слов).
Словоблудие (отсутствие всякого смысла в комментарии).
Правила цитирования и перепечатки:
При цитировании либо воспроизведении статьи целиком источник информации должен быть названным.
Не допускается компоновка материала, искажающая его первоначальный общий смысл.
Обязательно должен присутствовать ясно видимый линк на первоисточник.
Для облегчения простановки такой ссылки после каждого поста указан его URL.
9. Выводы
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии делаю следующие выводы:
Необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности.
Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся, что обусловлено ее характерными особенностями, описанными выше.
Применение проектной методики даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
10. Библиографический список
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. / «Народное образование», № 7, 2000.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
«Intel» «Обучение для будущего» Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века