Актуализация опорных знаний. | Учитель координирует работу учащихся. | Самостоятельное выполнение задания. Проверка по эталону. Тест по теме: «Щелочноземельные металлы и их соединения» 1. Какова электронная конфигурация атома кальция? А) 1s2 2s22р63s2 Б) 1s22s22p6 3s23p64s2 В) 1s22s22p2 Г) 1s22s22p63s22p63d24s2 2. С какими из следующих веществ реагирует кальций? А) Cl2 Б) Na2O В) Н2О Г) NaCl 3. С какими веществами реагирует гидроксид кальция? А) NaOH Б) SO2 В) Na2O Г) HCl 4. Какого состава осадок образуется при взаимодействии растворов солей Na3PO4 и Ca(NO3)2? А) NaNO3 Б) Ca(OH)2 В) Са3(РО4)2 Г) Na2HPO4 5. Формуле вещества CaO соответствуют названия: а) гашёная известь; б) известняк; в) негашёная известь; г) жжёная известь. 6. Самое сильное основание из приведённых ниже оснований – это: а) Be(OH)2; б) Mg(OH)2; в) Ca(OH)2; г) Ba(OH)2. 7. Из приведённых ниже металлов наиболее энергично реагирует с водой: а) Be; б) Mg; в) Ca; г) Ba; 8.В ряду химических элементов Be – Mg – Ca – Sr – Ba увеличиваются: а) радиус атома; б) число электронов на внешнем слое; в) восстановительные свойства; г) число электронных уровней. 9. Химически чистый оксид кальция образуется: а) при сжигании кальция на воздухе; б) окислением кальция водой; в) разложением гашёной извести; г) окислением кальция водородом. 10.Формуле вещества CaSO4 соответствуют названия: а) природный гипс; б) мёртвый гипс; в) безводный гипс; г) жжёный гипс. | Р - Умение определять и формулировать проблему. П - Овладение логическими действиями: анализа и умозаключения. К - Умения распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе. |
Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. | Изучая тему металлы, мы уже познакомились с некоторыми металлами… Это? (щелочные металлы, щелочноземельные металлы). Металлы и изделия из них – это неотъемлемая часть жизни человека, части экономических отношений. Из собственного опыта вы знаете, что цена металлов очень варьирует: есть дешевые, а есть более дорогие. От чего это зависит? … Я хочу рассказать еще об одном драгоценном металле. В 19 веке этот металл был очень дорогим. Из него делали разнообразные ювелирные изделия. Так, Наполеон III (Племянник Наполеона 1) заказал из него пуговицы. В 1860-е годы каждая парижская модница непременно должна была иметь в своем наряде хотя бы одно украшение из этого металла, ценившегося выше серебра и золота. По приказу Наполеона III были изготовлены столовые приборы из этого металла, которые подавались на торжественных обедах императору и самым почётным гостям. Другие гости при этом пользовались приборами из традиционных драгоценных металлов — золота и серебра. Д.И. Менделееву в 1889 г. были подарены весы с чашами из золота и этого металла. Как вы думаете, о каком металле идет речь? Предположения учеников… Сейчас это дешевый металл. Его еще называют металлом проводов, крылатым металлом… Да, это алюминий! Запишем тему урока «Алюминий». Прием «Проблемный вопрос» Ученые считают алюминий металлом 21 века. Что можете вы сказать по этому поводу? Вы слышали, где применяется алюминий? А почему его называют крылатым металлом? А банку Coca-cola видели? Из чего она? Почему же этот металл так широко применяется? Чтобы ответить на все эти вопросы нам нужно узнать, как можно больше узнать о данном металле. Каких целей мы должны достичь на уроке? | Высказывают свои предположения. Определяют тему урока. Записывают в тетради. Предположения и выводы учеников… Совместно с учителем ставят цели урока: вспомнить положение химического элемента алюминия в ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение его атома, изучить физические и химические свойства алюминия, ознакомиться с природными соединениями и способами получения. | Р - умения слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. К-умения строить понятные для собеседника высказывания П-умения осуществлять первичную обработку информации, выдвигать гипотезу и обосновывать ее |
Этап актуализации имеющихся у учащихся знаний. | Предлагает учащимся самостоятельно охарактеризовать строение атома алюминия по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Выдвигает проблему: алюминий химически активен. Он может реагировать с неметаллами, водой. кислотами. Почему же тогда из алюминия делают посуду? Предлагает выяснить причину пассивности алюминия, посмотрев опыт (видео) «Плавление алюминия» | Работают с периодической таблицей Дают характеристику положения алюминия в периодической системе, записывают электронную формулу строения атома. Заносят данные в карточку. Задание: Используя периодическую систему, справочник выполните задание. Вставьте пропущенные слова. Алюминий элемент III периода, III группы, главной подгруппы. Заряд ядра атома алюминия равен +13. В ядре атома алюминия 13 протонов, 14 нейтронов. В атоме алюминия 13 электронов. Электронное строение атома алюминия 1s22s2 2p6 3s2 3p1 На внешнем уровне в атоме 3 электронов. Степень окисления атома алюминия равна +3 . Простое вещество алюминия является металлом. Формула оксида алюминия Al2O3, его характер амфотерный. Формула гидроксида алюминия Al(OH)3, его характер амфотерный Формулируют вывод о характере химических свойств алюминия. Вывод: Алюминий и его соединения проявляют амфотерные свойства, степень окисления в сложных веществах +3. Работают со справочными материалами, образцами изделий из алюминия. Характеризуют физические свойства алюминия. Актуализируют свой жизненный опыт. Учащиеся делают вывод , что алюминий химически активный металл. Высказывают свои мнения. Наблюдают. Делают вывод, что на поверхности алюминия образуется защитная оксидная пленка. Записывают уравнение реакции окисления алюминия: 4Al + 3O2 = 2Al2O3+Q | Р - Умение определять и формулировать проблему. П - Овладение логическими действиями: анализа и умозаключения. К - Умения распределять функции и роли в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной работе. |
Этап усвоения новых знаний и умений. | Ставит проблемный вопрос: что надо сделать, чтобы алюминий начал реагировать с водой? Почему в посуде из алюминия не происходит химического взаимодействия? Запишите уравнение реакции окисления алюминия кислородом воздуха. Предлагает вспомнить , что образуется при взаимодействии алюминия с водой. Вызывает к доске ученика для выполнения задания. Демонстрирует видеозапись взаимодействия алюминия с бромом (видео), йодом(видео), с серой(видео). Дает задание: написать уравнения реакций взаимодействия алюминия с бромом, йодом и серой, используя метод электронного баланса. (работа в парах)Вызывает к доске трех учеников( одного от пары) для выполнения задания. Комментирует ответы ,оценивает. Вспомните, с какими сложными веществами взаимодействуют металлы и алюминий в том числе? При выполнении опыта соблюдайте правила по технике безопасности (вспоминают инструкция по выполнению лабораторной работы) Дает задание: самостоятельно написать уравнение реакции алюминия с серной и соляной кислотами, Вызывает к доске двоих учащихся, для проверки выполнения задания. Будут ли конц. азотная и серная кислоты реагировать с алюминием? Можно ли в алюминиевых цистернах перевозить серную кислоту ( конц.)? Найдите ответ в учебнике. Знакомит учащихся с взаимодействием алюминия с растворами щелочей, понятием комплексные соли, рассматривает уравнение реакции. Акцентирует внимание учащихся на амфотерные свойства. Что такое алюминотермия? Как вы думаете, будет ли протекать следующая реакция? Al + Fe3O4 = ? Составьте уравнение данной реакции. Вопрос: Где это свойство нашло практическое применение? Подведем итоги, что вы узнали на уроке о физических и химических свойствах алюминия? Алюминий - активный металл, в каком виде он может встречаться в природе? Прием «Проблемный вопрос» Впервые алюминий был получен в 1825 г. Датским физиком Эрстедом. Он нагревал смесь глинозема и угля с хлором. Полученный хлорид алюминия он восстанавливал амальгамой калия. Этим открытием заинтересовался император Наполеона III, готовившийся к войне против России. Он мечтал вооружить своих солдат оружием из нового металла. По поручению императора Наполеона был построен первый алюминиевый завод. В основу производства была взята реакция между хлоридом алюминия и металлом натрия. В течение пяти лет работы было произведено всего 1680 кг алюминия. Полученный таким способом алюминий был равноценен золоту. Ребята, а в наше время алюминий равноценен золоту? (нет, а почему? Нашли менее дорогостоящий способ получения алюминия, а какой?) Нам вновь необходимо обратиться к тексту учебника (с.109 последний абзац – с. 110) Читать вслух Вывод: Какой же современный способ получения алюминия? Почему его не использовали во времена Наполеона? (его не использовали в промышленных масштабах, первая гидроэлектростанция была построена в 1882 году в США) | Учащиеся высказывают свои предположения. Для того, чтобы алюминий начал реагировать, с его поверхности нужно удалить оксидную пленку. Оксидная пленка предохраняет алюминий от воздействия воды. Записывают уравнение реакции, отмечают признаки реакций. Записывают уравнение реакции окисления алюминия: 4Al + 3O2 = 2Al2O3+Q Взаимодействие с водой: 2Al + 6HOH = 2Al(OH)3 + 3H2↑ Просматривают опыты, отмечают признаки реакций. Записывают уравнения реакций. 2Al + 3S = Al2 S3 сульфид алюминия 2Al +3Cl2= 2AlCl3 хлорид алюминия 4Al + 3C =Al4C3 карбид алюминия С растворами кислот. Алюминий будет вытеснять водород, т.к. в ряду напряжения металлов он стоит правее водорода. Выполняют лабораторную работу. Взаимодействие с кислотами: 2Al + 3H2SO4= Al2(SO4)3 + 3H2 (разб.) 2Al + 6HСl= 2AlCl3 + 3H2 Проверяют правильность написания уравнений реакций Находят в тексте информацию, отвечают на вопрос. взаимодействие с растворами щелочей: 2Al + 2NaOH+ 6H2O= 2Na[Al(OH)4] + 3H2 (конц) Алюминотермия – это способ восстановления многих металлов из их оксидов с помощью алюминия, если в электрохимическом ряду напряжения металл расположен после алюминия. Записывает уравнение реакции. 8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe Выводы учащихся): Алюминий является активным металлом, реагирует с простыми веществами – неметаллами, восстанавливает металлы до свободного состояния, стоящие в электрохимическом ряду напряжения справа от него. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, так как покрыт защитной оксидной пленкой. Высказывают свое мнение. Работают с учебником, находят информацию, формулируют ответы на вопрос. Отвечают на вопрос. | Р-умения принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. К-умения принимать на слух ответы обучающихся. Использовать речь для регуляции своего действия. П-умения работать с информацией, наблюдать, доказывать, аргументировать свою точку зрения, запоминать новые понятия, термины. |
Этап первичного закрепления изученного материала | | Учащиеся выполняют задания. ( по выбору) Осуществляют самопроверку по эталону. 1.Допишите уравнения реакций: AI + Cl2 = AI + N2 = AI + C = AI +Cr2O3 = AI + KOH(конц. р-р) = 2.заполнить пропуски. Алюми́ний —— элемент ______________подгруппы __ группы, ______ периода, с атомным номером ____. Относится к группе _________ металлов. Простое вещество алюминий — металл __________ цвета, легко поддающийся формовке, литью, механической обработке. Алюминий обладает высокой ________________, стойкостью к _______за счёт быстрого образования прочных------------ --------- защищающих поверхность от дальнейшего взаимодействия с ---------и --------. Алюминотермия-э то свойство адюминия ------------- металлы из оксидов. 3.Алюминий хорошо растворяется в разбавленной _________ и ________ _________, а вот __________ и ________ _________ пассивируют его, так как образуют __________ _______. | Р- -умения принимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять итоговый контроль по результату. К-умения учитывать другие мнения, сотрудничать со сверстниками, согласовывать усилия по решению учебной задачи. П-умения осуществлять анализ объектов, с целью выделения существенных признаков, определять основную и второстепенную информацию. |