Стадия осмысления Перед просмотром видео учащимся предлагается ответить на вопросы: 1.Что означает "атом" в переводе с древнегреческого ?("неделимый"). 2.Опишите строение атома, используя предложенную терминологию на казахском и английском языках. Возможные ответы учащихся 1.Атом-это электронейтральная система взаимодействия элементарных частиц, состоящая из ядра и электронной оболочки. 2.XIX в было доказано, что атом делим, что он состоит из более мелких или элементарных частиц. После просмотра видео, учащиеся отвечают на вопросы и проводится самооценивание Парная работа Учитель организует работу в парах Задание №1 Проанализировать данные таблицы и определить черты сходства и различия элементарных частиц: протонов, нейтронов и электронов. Таблица элементарных частиц Элементарная чатица | Заряд | масса | р | +1 | 1 | n | 0 | 1 | e | -1 | 1\1836 массы протона | Учащиеся просматривают информацию на слайдах презентации и проверяют свою работу Запомните! Заряд ядра определятся только количеством протонов и равен атомному номеру элемента и обозначается Z . Количество электронов равно количеству протонов. Общее число нуклонов в ядре называется массовым числом и обозначается А Количество нейтронов можно узнать по разности между массой атома количеством протонов (N=A-Z) вводится термин «изотоп» На примере атома углерода рассматривается его строение атома и модель атома. Учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить следующее задание. Задание 2 Подпишите под рисунками химические знаки и названия частиц, которым принадлежат следующие модели атомов После проводится взаимооценивание работ и оценивание учителем смайликами с надписью «Best» « A+» «Сооl» и др Учащимся предлагается просмотреть картинку видоизменений кислорода.Вводится понятие «изотопы»-Изото́пы (от др.-греч. ισος — «равный», «одинаковый», и τόπος — «место») — разновидности атомов (и ядер) какого-либо химического элемента, которые имеют одинаковый атомный (порядковый) номер, но при этом разные массовые числа. Групповая работа Группы, образованные в начале урока, участвуют в следующей работе.Применяется прием «Карусель». Учащиеся выполняют задание , на выполнение которого дается 2 мин, через каждые 2 мин каждая группа меняется заданием , после выполнения проводится взаимооценивание работ групп Задание 3 Определите количество элементарных частиц в атоме кислорода, азота, натрия , хлора, углерода , бора,данные занесите в таблицу и зарисуйте модель строения атома Название элемента | Химический знак | Количество протонов | Количество нейтронов | Количество электронов | Кислород | | | | | Азот | | | | | Натрий | | | | | хлор | | | | | углерод | | | | | бор | | | | | Взаимооценивание работ по листам оценивания Разминка Отгадайте, о какой элементарной частице идет речь? 1)Очень положительный С массою внушительной, А таких, как он, отряд Создает в ядре заряд. Лучший друг его – нейтрон. Догадались? Он-….! 2) Зарядом я похвастать не могу, А потому сижу в ядре и ни гу-гу. А то еще подумают: шпион, А я нейтральный и зовусь…! 3) Он бежит по проводам, Он бывает тут и там, Свет зажег, нагрел утюг …. – наш лучший друг. Если в атом он попал – То считай почти пропал: Он с утра и до утра Носится вокруг ядра. Стадия осмысления Учитель проводит тестирование, на столах лежат жетоны разных цветов с буквами (A,B,C, D) с последующей проверкой По команде учащиеся поднимают карточку с буквой соответствующей правильному ответу. Обсуждение некоторых заданий теста |