kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сборник дидактического материала по химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник дидактического материала по химии предназначен для преподователей химии в учреждениях СПО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактического материала по химии»


Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Приморский многопрофильный колледж»











СБОРНИК

«Дидактические материалы по химии»








Разработчик: Адамова Е.А., преподаватель химии, биологии
















Партизанск – 2020 г.


Содержание


1. Раздел 1. Общая и неорганическая химия 3

2. Периодическая система элементов и строение атомов 3

3. Химическая связь и строение вещества 5

4. Химические реакции 7

5. Электролитическая диссоциация 8

6. Основные классы неорганических соединений 11

7. Металлы 13

8. Неметаллы 15

9.Окислительно – восстановительные реакции 15

10. Подгруппа азота 16

11. Подгруппа углерода 17

12. Подгруппа кислорода 18

13. Раздел 2. Органическая химия. 19

14. Предельные углеводороды 19

15. Непедельные углеводороды 20

16. Ацетилен 21

17. Фенол 22

18. Альдегиды 23

19. Спирты 24

20. Карбоновые кислоты 25

22. Сложный эфиры и жиры 26

23. Углеводы 29

24. Амины. Аминокислоты. Белки. 31

25. Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе 32










Общая и неорганическая химия


Периодическая система элементов и строение атомов


1. Ядро атома заряжено положительно благодаря наличию в нем:

а) протонов, б) нейтронов, в) электронов, г) катионов.

2. В какой фразе речь идет об элементе водороде:

а) водород в 14,5 раза легче воздуха, б) массовая доля водорода в воде составляет 11,11%,

в) объемная доля водорода в смеси газов составляет 20%, г) водород в смеси с кислородом или воздухом взрывоопасна.

3. Число орбиталей на внешнем энергетическом уровне атома азота равно:

а) одному, б) трем, в) четырем, г) пяти.

4. Форму объемной восьмерки имеет орбиталь:

а) s, б) p, в) d, г) f.

5. Число энергетических уровней в атоме химического элемента совпадает:

а) с порядковым номером, б) с номером группы, в) с относительной атомной массой, г) с номером периода.

6. Электронная конфигурация 1s22s22p63s23p63d104s24p2 соответствует атому:

а) титана, б) кальция, в) германия, г) цинка.

7. К какому семейству s – элементов относится:

а) кислород, б) гелий, в) хром, г) неодим.

8. Максимальная валентность атома углерода в возбужденном состоянии равна:

а) одному, б) двум, в) трем, г) четырем.

9. Число свободных орбиталей в атоме хлора в основном состоянии равно:

а) одному, б) трем, в) пяти, г) нулю.

10. Наиболее ярко неметаллические свойства выражены у элемента с электронной конфигурацией:

а) 1s1, б) 1s22s22p1, в) 1s22s22p6, г) 1s22s22p5.

11. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов в ряду NPAsSb - Bi:

а) увеличивается, б) уменьшается, в) не изменяется, г) изменяется периодически.

12. Какой из перечисленных элементов образует все три типа оксидов: основный, амфотерный, кислотный:

а) хром, б) сера, в) кальций, г) алюминий.

13. Сумма чисел протонов, нейтронов и электронов в атоме равна 134, причем число нейтронов превышает число электронов на 11. Напишите название элемента.


14 Два атома имеют одинаковое число протонов, но разное число нейтронов в ядре. Как они называются по отношению друг к другу ( в ответе укажите термин во множественном числе)?


15. С атомом калия произошло превращение К0х → К+. Как называется частица х, которую отдал атом калия, превращаясь в катион?


16 Назовите вещество из числа предложенных, в котором атом неметалла имеет неподеленную электронную пару: H2, NH3, CH4, C2H6.


17 Элементы Х и У находятся в одном периоде и являются соседями, элементы У и Z расположены в одной группе и также по соседству. Элемент У входит в состав молекул кислот, образуемых элементами Х и Z. К какому классу веществ относятся соединения Х с У и Z с У. (термин напишите во множественном числе).


Химическая связь и строение вещества

1. Какая из схем строения хлорида бария верна:

а) [:Cl:]- Ba2+[:Cl:]- , б) Ba+[:Cl:]- , в) Ba+[:Cl:]- Ba+, г) Ba-[:Cl:]+ .

2. Укажите электронную формулу, которая отображает строение молекулы этаналя:

H O H O H O H O

а) H:C:C , б) H:C:C в) H:C:C , г) H:C:C .

H H H H H H H H

3. Валентность и степень окисления кислорода в пероксиде водорода Н2О2 равны соответственно:

а) 1 и -2, б) 2 и -1, в) 2 и -2, г) 1 и -1.

4. Укажите формулу вещества, молекула которого неполярна, но содержит ковалентные полярные связи:

а) NH3, б) CH2Cl2, в) H2S, г) BF3.

5. Молекулярную кристаллическую решетку имеет вещество:

а) фторид лития, б) кремний, в) уксусная кислота, г) никель.

6. Атомы углерода в ацетилене находятся в состоянии:

а) sp – гибридизации, б) sp2– гибридизации, в) sp3 гибридизации, г) атомы углерода не гибридизованы.

7. Валентный угол связи Н – Э – Н в ряду CH4NH3H2O:

а) увеличивается, б) уменьшается, в) не изменяется, г) закономерного изменения не прослеживается.

8. В каком случае смесь двух веществ всегда гомогенна:

а) смесь двух газов, б) смесь двух жидкостей,

в) смесь двух твердых веществ, г) верного ответа среди перечисленных нет

9. Если интенсивно взболтать смесь растительного масла и воды то получится:

а) суспензия, б) эмульсия, в) пена, г) аэрозоль.


10. Какой ион образован по донорно – акцепторному механизму:

а) SO32- , б) NO3- , в) H3O+, г) OH-.

11. В веществе СН3 – СН2 – ОН связь между атомами углерода:

а) ковалентная полярная, б) ионная, в) ковалентная неполярная, г) металлическая.

12. Формула вещества с ковалентной связью:

а) NaCl, б) HCl, в) BaO, г) Ca3N2

13. Наиболее выражен характер ионной связи:

а) CsF, б) NaCl, в) KF, г) LiBr.


14. Из числа предложенных, выберите вещество, в молекуле которого имеются 2 π – связи: H2, CH4, Br2, N2, H2S, CH3OH. Напишите название этого вещества.


15. Какие реакции лежат в основе получения полимеров? Напишите название реакций в именительном падеже.


16. Можно ли назвать дисперсной системой молоко, раствор сахара в воде, зубную пасту, сливочное масло, дым? Ответ дайте одним словом: «да» или « нет»


17. Какое из веществ: CH4, H2S, HCl будет иметь наиболее полярную связь? Ответ запишите формулой.


18. Приведите пример вещества, в молекуле которого имеются восемь δ – и одна π – связи. Ответ запишите формулой.

Химические реакции

1. Характеристика реакции, уравнение которой 4 Fe + 6H2O +3O2 →4Fe(OH)3 :

а) соединения, ОВР, обратимая, б) замещения, ОВР, необратимая,

в) соединения, ОВР, необратимая, г) обмена, не ОВР, необратимая.


2. В окислительно – восстановительной реакции, схема которой:

KClO3 + FeSO4 + H2SO4Fe2 (SO4)3 + KСl + H2O сумм а коэффициентов перед окислителем и восстановителем равна:

а) 4, б) 7, в) 9, г) 10.

3. Количество тепловой энергии, которое выделяется или поглощается в ходе химической реакции, называется:

а) тепловым эффектом, б) энергией активации,

в) теплотой образования, г) температурным коэффициентом.


4. В промышленности гидрирование жидких жиров проводят с использованием катализатора:

а) серебра, б) меди, в) платины, г) никеля.


5. Увеличение температуры приводит к смещению равновесия в реакции синтеза аммиака в сторону исходных веществ N2 + 3H2 → 2 NH3 + Q. Почему в промышленности этот процесс ведут при повышенной температуре?

а) прямая реакция экзотермична, смесь газов нагревается, и её охлаждение требует значительных затрат.

б) значительно сокращается время достижения равновесия,

в) аммиак получается более высокого качества, г) все приведенные выше причины верны.



6. Краткому ионному уравнению СН3СОО- + Н+ → СН3СООН соответствует взаимодействие между:

а) ацетатом магния и водой, б) ацетатом аммония и гидроксидом натрия,

в) ацетатом натрия и кремниевой кислотой, г) ацетатом калия и азотной кислотой.

7. Ионы какой группы могут быть легко удалены из раствора в виде труднорастворимых соединений:

а) Cu2+, CO32-, NO3-, б) Fe3+, Na+, Cl-, в) Ca2+, S2-, SiO32-, г) Pb2+, NH4+, Br-.

8. В каком случае растворы трех солей в группе можно распознать с помощью универсальной индикаторной бумаги:

а) KCl, HCOONa, Al2(SO4)3 б) NH4NO3, Na2SO4, BaCl2, в) Pb(NO3)2, K2SO4, NH4Br, г) K2S, NaCN, MgSO4.

9. Щелочную среду имеет водный раствор соли, формула которой:

а) AlCl3, б) KNO3, в) K2CO3, г) FeCl3.


10. Гидролизу не подвергается:

а) белок, б) сульфат цинка, в) целлюлоза, г) этилен.


11. Как называются вещества, водные растворы которых проводят электрический ток.


12. Как изменит окраску лакмус в растворе силиката натрия?



13. Дана цепочка превращений: С2Н2 → С6Н6 → С6Н5NO2 → C6H5NH2 . Напишите название вещества, полученного по реакции замещения


Электролитическая диссоциация

1. Катион – это:
1) ион меди; 2) атом серы; 3) ион серы; 4) атом меди.

2. Анион – это:
1) ион натрия; 2) ион аммония; 3) карбонат-ион; 4) ион хлора

3. Пара ионов, которая может одновременно находиться в растворе:

1) H+ и SiO32- 3) Н+ и SO42-

2) Cu 2+ и ОН- 4) Ag+ и Cl-

4. Формула вещества, образующего при диссоциации сульфат-ионы:

1) Na2S 2) SO3 3) Na2SO4 4) BaSO4

5. К реакциям ионного обмена относится реакция между:

1) натрием и водой; 3) железом и серой;

2) магнием и соляной кислотой; 4) раствором хлорида бария и раствором сульфата натрия.

6. При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок:

1) LiNO3 и Na2CO3; 3) Al2(SO4)3 и K3PO4;
2) Na2CO3 и НNO3; 4) AgNO3 и HF;

7. Укажите сумму коэффициентов в полном ионном уравнении реакции:

Na2CO3 + H2SO4

1) 11 2) 12 3) 13 4) 14

8. Окислительные свойства серы проявляются в реакциях с
1) с кислородом 2) фтором 3) металлами 4) водородом

9. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между водными растворами нитрата хрома(III) и сульфида натрия равна

1) 11 2) 22 3) 6 4) 12

10. В четырех пробирках находятся водные растворы перечисленных ниже солей. Раствор какой соли можно отличить от других с помощью лакмуса?

1) бромид алюминия; 2) сульфат цинка; 3) нитрат свинца; 4) силикат калия



11. Установите соответствие между формулой вещества и степенью окисления углерода

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ

А) CH4 1) +4

Б) HCHO 2) +2

В) CCl4 3) 0

Г) HCOOH 4) -2

5) -4

12. Установите соответствие между схемой окислительно-восстановительной реакции и числом электронов, которые отдает атом восстановителя.

СХЕМА РЕАКЦИИ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОНОВ

1) NH3 + O2 = NO + H2O A) 1

2) Na + H2O = NaOH + H2 Б) 4

3) S + H2SO4 = SO2 + H2O В) 2

4) Pb + HNO3 = Pb(NO2)2 + NO2 + H2O Г) 5

Д) 3

13. В молекулярном уравнении реакции

H2S + H2SO4 + K2Cr2O7 S + Cr2(SO4)3 + H2O + K2SO4

коэффициенты перед формулами окислителя и воды равны соответственно ….

14. Составьте уравнение окисления пероксида водорода перманганатом калия в сернокислом растворе. Вычислите объем выделившегося в реакции газа (н.у.), если при этом образовалось 9,06 г сульфата марганца (II).


Основные классы неорганических соединений

1. К кислотам относится каждое из 2-х веществ:
а) H2S, Na2CO3 б) K2SO4, Na2SO4 в) H3PO4, HNO3 г) KOH, HCl


2. Гидроксиду меди (II) соответствует формула:

а) Cu2O б) Cu(OH)2 в) CuOH г) CuO

3. Формула сульфата натрия:

а) Na2SO4 б) Na2S в) Na2SO3 г) Na2SiO3


4. Среди перечисленных веществ кислой солью является

а) гидрид магния б) гидрокарбонат натрия

в) гидроксид кальция г) гидроксохлорид меди


5. Какой из элементов образует кислотный оксид?

а) стронций б) сера в) кальций г) магний


6. К основным оксидам относится

а) ZnO б) SiO2 в) BaO г) Al2 О3


7. Оксид углерода (IV) реагирует с каждым из двух веществ:

а) водой и оксидом кальция

б) кислородом и оксидом серы (IV)

в) сульфатом калия и гидроксидом натрия

г) фосфорной кислотой и водородом





8. Установите соответствие между формулой исходных веществ и продуктами реакций

Формулы веществ

Продукты взаимодействия

а) Mg + HCl →

1) MgCl2

б) Mg(OH)2 + CO2

2) MgCl2 + H2

в) Mg(OH)2 + HCl →

3) MgCl2 + H2O


4) MgCO3 + H2


5) MgCO3 + H2O


9. Осуществите цепочку следующих превращений:

а) Fe→Fe2O3→FeCl3→Fe(OH)3 → Fe2O3

б) S → SO2 → SO3 → H2SO4 → ZnSO4


10. Какая масса сульфата калия образуется при взаимодействии 49 г серной кислоты с гидроксидом калия?



Металлы

1.Химический элемент расположен в 4-м периоде в главной подгруппе I-й группы. Распределению электронов в атоме этого элемента соответствует ряд чисел:

1) 2,8,8,2. 2) 2,8,18,1. 3) 2,8,8,1. 4) 2,8,18,2.


2.К основным оксидам относится:

1)I2O3 2)Al2O3 3)As2O5 4)Rb2O


3. Высший оксид алюминия:

1)Al2O3 2)Al(OH)3 3)H3AlO3 4)AlCl3


4.В какой из реакций можно получить хлорид железа(III):

1)Fe+HCl 2)FeO+Cl2 3)Fe+Cl2 4)FeO+HCl


5.У какого из атомов, электронные конфигурации которых приведены ниже, металлические свойства будут проявляться сильнее:

1)…3s23p2 2)…4s2 3)…3s23p6 4)…3d104s1


6. Металлы относящиеся к легким и тяжелым характеризуются свойством:

1)теплопроводностью 2)твердостью 3)плотностью 4)пластичностью


7.Коррозия протекающая c растворами электролитов при температуре называется:

1)химическая 2)атмосферная 3)почвенная 4)морская


8.Основные свойства в ряду гидроксидов Be(OH)2→Mg(OH)2→Ca(OH)2

1)усиливаются 2)не изменяются 3)ослабевают


9. Восстановление металла из оксида углем или оксидом углерода(II) называется:

1)электрометаллургия 2)пирометаллургия 3)гидрометаллургия 4)карботермия

10.Высший оксид хрома имеет формулу и проявляет свойства:

1)Cr2O3 2)CrO3 3)CrO 4)CrO2 a)основные б)кислотные в)амфотерные


11.Укажите окислитель и восстановитель, расставьте коэффициенты в реакции: Na+O2=Na2O


12.Установите соответствие к каждой позиции первого столбца, подберите соответствующую позицию второго:

А)Al2O3 1)криолит

Б) Fe2O3 2)корунд

В)NaCl 3)бура

4)окалина или красный железняк

5)каменная соль


13.Осуществите превращения:Fe→FeSO4→Fe(OH)2→FeO→Fe

Fe(NO3)2


14.При взаимодействии 5,4 г Al с соляной кислотой было получено 6,384 л водорода (н.у.).

Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?



Неметаллы

Окислительно-восстановительные реакции


Какие из реакций можно отнести к ОВР:

а) Na2O + H2O = 2NaOH

б) 2Fe(OH)3 = Fе2O3 + 3H2O

в) 2 Na Br + Cl2 = 2NaCl + Br2

г) 2HgО = 2Hg + O2

Укажите окислители и восстановители



Укажите какие элементы окисляются, а какие восстанавливаются в уравнениях:

а) Mg +Br2 = MgBr2 ,

б) 2Сu + О2 = 2Сu + СО2


Составьте ОВР между натрием и фтором. Укажите окислитель и восстановитель


Уравняйте реакцию методом электронного баланса:

Н2 SO4 + C = H2 O + SO2 + CO2

Напишите уравнения реакций ОВР между веществами:

а) калием и хлором; б) калием и серой.

Укажите, какие изменения происходят с атомами элементов, вступающих в эти реакции.


Составить уравнение ОВР:

Сu + HNO3 (конц.)=






Подгруппа Азота

Сколько 100%-ной азотной кислоты можно получить из 1 т аммиака, если практический выход 90%?




Уравнять методом электронного баланса

Р + НNO3 H3 PO4 + NO2



Для получения нитрата аммония было взято 11,2 л аммиака (н.у.).

Сколько продукта реакции образовалось?


Какими способами можно распознать: хлорид бария, хлорид аммония, карбонат аммония? Напишите соответствующие уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном видах.



Написать уравнения реакций получения аммиака различными способами

Изобразите схему строения атомов

азота и фосфора.

Отметьте сходства и различия.




Подгруппа Углерода



Напишите уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме? которые возможны между веществами:

SiO2, PbO, Na2CO3,K2CO3, CaCO3.


При сплавлении 30 кг известняка с песком получилось 29 кг силиката кальция.

Определите процентное содержание карбоната кальция в известняке.

Как доказать, что скорлупа куриного яйца содержит карбонат?

Напишите ионное уравнение соответствующей реакции

Сколько силиката натрия получится при сплавлении песка с 64,2 кг соды, содержащей 5% примесей.


Напишите уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме между карбонатом натрия и соляной кислотой.



Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксида кремния (1V).


Подгруппа кислорода


1 .Осуществите превращения: S H2S SO2 H2SO3 BaSO3


2. Как разделить смесь сульфата натрия и сульфата бария.


3. Какой объем оксида серы (1V) получится при взаимодействии с серной кислотой 1,26 г сульфита натрия?



  1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:

S 0 S+4 S+6.

Составьте уравнения электронного баланса.


  1. Напишите формулы солей: сульфида кальция, сульфита калия, сульфата цинка. Определите степени окисления серы в этих веществах.


  1. Сколько сульфита натрия должно прореагировать с концентрированной серной кислотой, чтобы получить 5,6 л оксида серы(1V) (н.у.)?



  1. Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства серной кислоты в молекулярном и ионном видах.


  1. Напишите уравнения получения сероводорода.


  1. Сколько литров оксида серы (1V) образуется при взаимодействии 142 г сульфита натрия с 20 мл 81%-ным раствором

Органическая химия


Предельные углеводороды

1.Какие углеводороды являются предельными: С2Н2 , СН4 , С3Н8,

С6Н6 , С5Н10 , С5Н12 , С2Н6 ? Ответ поясните.

2. Как изменяется процентное содержание водорода в

предельных углеводородах с увеличением молекулярной массы?

3. Определите массу 11,2 л этана при нормальных условиях.



  1. Напишите механизм уравнения реакции бромирования предельных углеводородов.

  2. Какие углеводороды образуются при действии металлического натрия на смесь йодистого метила и йодистого пропила (реакция Вюрца) Напишите уравнения реакций.

  3. Какой объем (н.у.) займут 33 г пропана?



1.Объясните механизм хлорирования метана.

2. При полном сжигании 1,45 г органического вещества получено 1,12 л углекислого газа (н.у.) и 0,9 г воды. Плотность вещества по водороду 45. Выведите молекулярную формулу исследуемого вещества.

3. Какой объем воздуха (н.у.) потребуется для сжигания 5 л метана? Какой объем углекислого газа получится? (Содержание кислорода в воздухе 20%).

Непредельные углеводороды.


  1. Напишите структурные формулы всех изомеров, имеющих молекулярную формулу С4Н8. Дайте им названия.

  2. Осуществите превращения:

Э тиловый спирт этилен хлористый этил.

  1. При пропускании этилена через склянку с бромом масса склянки увеличилась на 1,4 г Вычислите объем этилена (н.у.), прореагировавшего с бромом.


  1. Напишите структурные формулы 2-метилбутена, 2-этилгептена-3, транс-дихлорэтена, цис-бутена-2.

  2. Какие свойства можно ожидать у углеводорода состава СН –СН –СН=СН –СН ? Назовите это вещество и напишите уравнения возможных реакций, в которые может вступать данное вещество.

  3. При сгорании 4,2 г вещества образуется 13,2 г углекислого газа и 5.4 г воды. Плотность паров этого вещества по воздуху 2.9. определите состав молекулы углеводорода.


  1. Рассмотрите механизм реакции полимеризации этилена. Дайте пояснения.

  2. К каким типам химических реакций относятся:

а) метана с бромом, б) этилена с водой?

Запишите уравнения реакций.


3. Какое количество этилового спирта можно получить из 44,8 л этилена (н.у.) прямой гидратацией, если известно, что выход продукта составляет 90% от теоретически возможного.


Ацетилен

  1. Изобразите строение молекул этана и ацетилена. В чем различие строения их молекул?

  2. Составьте структурные формулы нескольких гомологов ацетилена.

  3. Сколько чистого карбида кальция необходимо для получения 8л ацетилена (н.у.).



  1. В разных сосудах находится метан и ацетилен. Как распознать эти газы? Запишите уравнения реакций.

  2. Осуществите превращения:

М етан ацетилен винилхлорид полихлорвинил.

  1. При сжигании 1 моль ацетилена выделяется 746 кДж теплоты. Сколько теплоты выделяется при сжигании 100 л ацетилена.



  1. При помощи каких реакций можно отличить друг от друга следующие соединения:

НС=С –СН – СН и СН –С= С –СН

Запишите уравнения соответствующих реакций.


  1. Придумайте способ получения бромистого этила из ацетилена и напишите уравнения соответствующих реакций.


  1. Какое количество ацетилена необходимо для получения 33,6 л хлорвинила, если используется 75% ацетилена






Фенол

  1. Изобразите молекулярную и структурную формулы фенола. Покажите сдвиг электронной плотности.


  1. Можно ли получить фенолят натрия, действуя на фенол раствором соды?


  1. Какое количество фенолята калия можно получить из 20 г гидроксида калия и 20 г фенола.


  1. Покажите, в чем проявляется взаимное влияние атомов в молекуле. Какими опытами это может быть подтверждено?


  1. Как практически очистить метан от примеси паров воды и углекислого газа? Запишите ход действий и уравнения реакций.


  1. Сколько граммов продукта реакции получается, если смешать 25 г 94%-ного раствора фенола и 75г 1%-ного раствора брома в воде?


  1. Сравните электронную и структурную формулы этанола, глицерина и фенола.Как изменяется подвижность атома водорода в гидроксиде?


  1. В трех пробирках находятся: раствор фенола, этиловый спирт, глицерин. Как распознать каждое из этих веществ? Напишите уравнения реакций.


  1. Сколько фенола получится из 78 кг бензола, если потери в производстве составили 10%?


Альдегиды

  1. Напишите структурную и электронную формулу уксусного альдегида. Реакции какого типа характерны для альдегидов?


  1. Напишите структурную формулу вещества, имеющего состав С4Н8О. Назовите класс, к которому оно относится?


  1. Плотность по водороду вещества, имеющего состав: С – 54,55%, Н – 9,09%,О – 36,36%, равна 22.Оно легко окисляется оксидом серебра, образуя кислоту. Напишите структурную формулу этого вещества.


  1. Сравните структурные и электронные формулы муравьиного и пропионового альдегидов. Какое вещество более активно?


  1. Напишите структурные формулы всех изомеров. Имеющих состав С5Н10О. назовите их, к какому классу соединений они относятся?


  1. Напишите уравнения реакций окисления одноатомного предельного спирта и объясните сущность этой реакции.


  1. В чем отличие таких методов синтеза, как полимеризация и поликонденсация? Покажите на конкретных примерах.


2.Напишите уравнение окисления бутилового спирта. Укажите условия протекания реакции. Назовите вещества.


3.Сколько 20%-ного раствора уксусного альдегида (р=1,01) окисляется при реакции с гидроксидом меди(||), если при этом

выделится 14,4 г оксида меди(1).

Предельные одноатомные спирты

  1. Вычислите объем оксида углерода(1V), полученного при сгорании 2 мл метанола (р=0,79).

  2. Как осуществить превращения:

этиловый спирт этилен йодистый этил?

Напишите уравнения реакций.


  1. Как осуществить превращения:

Этан хлористый этил этиловый спирт этилен

бромистый этил дибромэтан

Напишите уравнения реакций.

  1. Из 42 т этилена за одно прохождение через контактный аппарат было получено 3.45 т этанола. Сколько процентов это составило от теоретически возможного выхода?


  1. Как осуществить превращения:

Карбид кальция ацетилен этилен этан

хлористый этил этиловый спирт этилен

2. Сколько литров водорода получится при действии 2 моль натрия на 100 мл 96%-ного спирта (р=0,8)?


Карбоновые кислоты

  1. Как можно распознать уксусную и соляную кислоты? Напишите уравнения реакций.


  1. Какой объем водорода (н.у.) выделится при действии уксусной кислоты на 8 г магния?


  1. Что общего и какие различия есть в строении и свойствах органических и неорганических кислот?


  1. Дайте сравнительную характеристику уксусной кислоте и уксусному альдегиду по плану: сходство в строении, в свойствах, различие в строении, в свойствах. Напишите уравнения соответствующих реакций.

  2. Как обнаружить только одним реактивом в растворе уксусную кислоту и фенол? Напишите уравнения реакций.

  3. Сколько 80%-ной уксусной кислоты можно получить при окислении 2т. уксусного альдегида?


1.Сравните уксусную кислоту и этиловый спирт. Запишите уравнения реакций.


2.Каким планом можно воспользоваться для распознавания веществ: глицерина, уксусной кислоты, муравьиной кислоты?


3.При действии избытка магния на 1 кг раствора уксусной кислоты выде6ляется 22,4 л водорода (н.у.). Какова процентная концентрация уксусной кислоты?

Сложные эфиры и жиры

Вариант 1

          1. Напишите уравнения реакций: а) синтеза амилового эфира муравьиной кислоты; б) гидролиза метилового эфира уксусной кис­лоты; в) синтеза жира на основе стеариновой кислоты. Для одного из сложных эфиров напишите формулу и укажите название изо­мерной ему карбоновой кислоты.

          2. Каковы области применения сложных эфиров? Где они встре­чаются в природе?

          3. Рассчитайте массу глицерина, которая образуется при ще­лочном омылении жира (триолеата) массой 221 г.



Вариант 2

            1. Напишите уравнения реакций: а) гидролиза пропилового эфира муравьиной кислоты; б) синтеза метилового эфира масляной кислоты; в) гидролиза жира на основе пальмитиновой кислоты в присутствии гидроксида натрия. Для одного из сложных эфиров напишите формулу и укажите название изомерной ему карбоновой кислоты.

            2. Укажите различие в составе твердых и жидких жиров. Какие из них легче окисляются и почему?

            3. В результате взаимодействия уксусной кислоты массой 90 г с метанолом образовалось 100 г сложного эфира. Вычислите массовую долю выхода эфира.



Вариант 3

              1. Напишите уравнения реакций: а) синтеза этилового эфира пропионовой кислоты; б) гидролиза метилового эфира валериано­вой кислоты; в) синтеза жира на основе олеиновой кислоты. Для одного из сложных эфиров напишите формулу и укажите название изомерной ему карбоновой кислоты.

              2. Что такое мыла? Укажите различие в составе твердых и жид­ких мыл. Какие из них обладают более сильным моющим действи­ем? Почему?

              3. При восстановлении этилового эфира масляной кислоты об­разуются два спирта: один из них содержит столько атомов углеро­да, сколько их в исходной кислоте, а второй — сколько в молекуле спирта. Напишите уравнение реакции и рассчитайте, какие массы спиртов образуются в результате восстановления эфира массой 58 г.



Вариант 4

                1. Напишите уравнения реакций: а) гидролиза амилового эфира уксусной кислоты; б) синтеза бутилового эфира муравьиной кисло­ты; в) гидролиза жира на основе линоленовой кислоты в присутст­вии гидроксида калия. Для одного из сложных эфиров напишите формулу и укажите название изомерной ему карбоновой кислоты.

                2. Каковы области применения жиров? Где они встречаются в природе?

                3. Какую массу этилацетата можно получить при взаимодейст­вии этанола массой 1,61 г и уксусной кислоты массой 1,80 г? Мас­совая доля выхода эфира равна 75%.



Углеводы

1 вариант

Глюкоза, сахароза

                  1. Подвергаются ли гидролизу: а) глюкоза; б) фруктоза; в) саха­роза? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

                  2. Даны растворы глицерина и глюкозы. Как распознать эти вещества опытным путем? Составьте план работы. Опишите пред­полагаемые наблюдения и подтвердите их уравнениями реакций.

                  3. Какая масса молочной кислоты образуется при брожении глюкозы массой 300 г, содержащей 5% примесей?

Крахмал, целлюлоза

          1. Напишите уравнения следующих реакций с участием целлю­лозы: а) гидролиза; б) горения; в) нитрования избытком азотной кислоты. Дайте названия образующимся веществам

          2. Как доказать опытным путем, что картофель и белый хлеб содержат крахмал? Составьте план работы и опишите предполага­емые наблюдения.

          3. Какую массу глюкозы можно получить из крахмала массой 200 г, содержащего 5% примесей, если массовая доля выхода со­ставляет 95%?

2 вариант

Глюкоза, сахароза

    1. Как классифицируют углеводы?

    2. Даны: раствор сахарозы и формалин. Как распознать их опытным путем? Составьте план работы. Опишите предполагаемые наблюдения и подтвердите их уравнениями реакций.

    3. Какую массу шестиатомного спирта сорбита можно получить при восстановлении глюкозы массой 1 кг? Массовая доля выхода сорбита составляет 80%.

Крахмал, целлюлоза


    1. Из древесины можно получить как метанол, так и этанол. Со­ставьте схему, отражающую получение этих спиртов. Где это воз­можно, напишите уравнения реакций.

    2. Чем отличается строение крахмала от строения целлюлозы?

    3. При гидролизе древесины массой 260 кг, массовая доля цел­люлозы в которой составляет 50%, получили глюкозу массой 40 кг. Вычислите массовую долю выхода глюкозы (в %).


Амины. Аминокислоты. Белки.

1 вариант

          1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: метан → А → бензол → Б → анилин. Укажите названия веществ А и Б.

          2. Объясните в свете электронной теории проявление амина­ми основных свойств. Ответ подтвердите уравнениями реакций.

          3. Рассчитайте массу 2, 4, 6-триброманилина, которая может быть получена при взаимодействии анилина массой 18,6 г с бро­мом массой 104 г.

          4. Напишите уравнения реакций взаимодействия аминоуксус- ной кислоты с этанолом, гидроксидом кальция, соляной кислотой.

          5. Изобразите структурные формулы изомерных аминокис­лот состава C3H702N и назовите их.

          6. Что подразумевают под первичной, вторичной и третичной структурами белков? Какие связи соответствуют каждой струк­туре?

          7. Какой объем воздуха расходуется на сжигание 14,6 г диэтил-амина? Объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%.

          8. Какой объем оксида углерода (IV) образуется при сжига­нии 160 л метиламина, если объемная доля негорючих примесей составляет 3%?



2 вариант

1. Напишите уравнения реакций, происходящих при взаимо­действии с водой: а) метиламина; б) диметиламина; в) триметил- амина. Какие вещества при этом образуются и каковы их свой­ства?

              1. Расположите в ряд по увеличению основности следующие вещества: анилин, метиламин, диметиламин, аммиак, дифенил­амин. Ответ обоснуйте.

              2. Какой объем азота (н. у.) образуется при сгорании метил­амина объемом 20 л, содержащего 2% примесей?

              3. Напишите уравнения реакций между: а) а-аминомасляной кислотой и гидроксидом калия; б) аминоуксусной и соляной кислотами; в) p-аминопропионовой кислотой и метанолом.

              4. Сильнее или слабее проявляются основные свойства у аминокислот по сравнению с метиламином? Почему?

              5. Почему нельзя обойтись без белковой пищи? Что происхо­дит с белками пищи в организме человека?

              6. Какая масса анилина может быть получена из 492 г нитро­бензола, если массовая доля выхода анилина составляет 94%?

              7. Определите молекулярную формулу вторичного амина, массовые доли углерода, водорода и азота в котором составляют 61, 15,3 и 23,7% соответственно. Напишите его структурную фор­мулу и название.


Синтетические высокомолекулярные вещества и полимерные материалы на их основе

1 вариант

  1. Какой процесс называют полимеризацией? Какими при­знаками должны обладать вещества, вступающие в реакцию по­лимеризации? Ответ подтвердите конкретным примером.

  2. Каковы свойства термопластичных полимеров?

  3. Какие свойства характерны для изделий из пластмасс?

  4. Напишите уравнения реакций полимеризации изопрена и ди­винила.

  5. Чем объясняется высокая эластичность природного каучука?

  6. Объясните, почему натуральный и синтетический каучуки неустойчивы к действию брома.


2 вариант

  1. Каковы общие физические свойства полимеров? Дайте им объяснение исходя из особенностей их строения.

  2. Что общего и в чем состоит различие между молекулой мо­номера и структурным звеном образуемого им полимера? Ответ подтвердите конкретным примером.

  3. Почему отходы (брак, лом) из термопластичных полимеров можно отправлять на вторичную переработку, а отходы из тер­мореактивных полимеров не подвергают вторичной переработке?

  4. Чем отличается каучук от резины по составу? Почему кау­чук эластичен и термопластичен, а резина не термопластична, но сохраняет высокую эластичность?

  5. Каковы физические свойства природного каучука? Как его получают?

  6. Как можно получить бутадиен, имея этилен и воду? Напи­шите уравнения соответствуощих реакций. Составьте схему по­лимеризации бутадиена.

32



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сборник дидактического материала по химии

Автор: Адамова Елена Алексеевна

Дата: 13.03.2023

Номер свидетельства: 627370

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "дидактический материал по химии"
    ["seo_title"] => string(35) "didaktichieskii-matierial-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "311832"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1459258121"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Методическая разработка "Контрольно-измерительные и дидактические материалы по химии по теме "Металлы""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_kontrolno_izmeritelnye_i_didakticheskie_materialy_po_k"
    ["file_id"] => string(6) "551664"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1590607139"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект итогового урока "Вода. Растворы" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-itoghovogho-uroka-voda-rastvory"
    ["file_id"] => string(6) "138276"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417521725"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок в 8 классе Тема "Реакции соединения, разложения и замещения" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-v-8-klassie-tiema-rieaktsii-soiedinieniia-razlozhieniia-i-zamieshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "226282"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440164947"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии»  9 класс  (34 ч. в год, 1 ч. в неделю) "
    ["seo_title"] => string(98) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-praktikum-po-khimii-9-klass-34-ch-v-ghod-1-ch-v-niedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "119031"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413307751"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства