kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии» 9 класс (34 ч. в год, 1 ч. в неделю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Рабочая программа составлена на основе программы «Химия. 9 класс: Сборник элективных курсов, серия профильное образование», автор Ширшина Н.В., изд. «Учитель», 2008 г. (с.24)

Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государственного экзамена по предмету.

         В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.  Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса «Практикум по химии» 9 класс (34 ч. в год, 1 ч. в неделю) »

МБОУ лицей №3 имени академика В.М.Глушкова г.Шахты Ростовской области


«УТВЕРЖДАЮ»:


«СОГЛАСОВАНО»:

«РАССМОТРЕНО»:

Директор лицея №3


____________А.И.Файзулина

Приказ №___

от «___» _________ 20___г.


Зам.директора по УВР


__________О.Н.Стебловская


«___» ________ 20___г.



Руководитель МО

учителей естествознания

_________ И.Г.Борисенко

Протокол № «___» ____ 20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по химии

«Практикум по химии»

на 2014-2015 учебный год

9 класс (в 9а,в классах)

(34 ч. в год, 1 ч. в неделю)

Составлена на основе программы «Химия. 9 класс: Сборник элективных курсов, серия профильное образование», автор Ширшина Н.В., изд. «Учитель», 2008 г.

Составитель: учитель химии и биологии Борисенко Ирина Геннадьевна






2014-2015 г

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы «Химия. 9 класс: Сборник элективных курсов, серия профильное образование», автор Ширшина Н.В., изд. «Учитель», 2008 г. (с.24)

Предлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государственного экзамена по предмету.

В существующих ныне образовательных программах решению задач отводится неоправданно мало внимания. А ведь именно решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала. Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.


Элективный курс «Решение расчётных задач по химии» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно-ориентированный характер и практическую направленность, т.к. предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития умений и навыков решения расчётных задач различных типов.

2. Общая характеристика курса

Курс рассчитан на 34 часа и рекомендуется для изучения в течение учебного года.

Исходя из конкретных условий, учитель может изменить порядок изучаемых тем, а так же процент усложнённых и нестандартных задач.

Цель элективного курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям устных и письменных  экзаменов по химии. 
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Главным назначением данного курса является:
– совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
– сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Задачи  курса:

– конкретизация  химических знаний по основным разделам предмета;
– развитие навыков самостоятельной работы;
– развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;
– развитие учебно-коммуникативных умений.
– формирование навыков исследовательской деятельности.

Особенности курса:

– использование знаний по математике, физике, биологии;
– составление авторских задач и их решение;
– использование местного материала для составления условий задач.

Методы преподавания курса:

• поисковый;

• учебный диалог;

• решение проблемных задач;

• самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

• индивидуальные;

• групповые.

Формы учебных занятий:

• уроки решения ключевых задач;

• самостоятельная работа учащихся;

• зачеты;

• контрольные работы.

Занятия в соответствии с программой курса предполагают:

• повторение теоретических вопросов, изученных в основной школе, их углубление и расширение;

• применение теоретических знаний на практике;

• знакомство с основными типами расчетных задач, включая усложненные;

• решение задач повышенного уровня сложности, помогающих соотнести имеющиеся знания с их практическим применением;

• обучение самостоятельному решению задач.

Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:

  • конкурс (количественный) числа решённых задач;

  • зачёт по решению задач (по материалу каждой темы)

Пройдя данный курс, учащиеся приобретут следующие умения и навыки: смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач на базе знаний общеобразовательной школы.



3.Место курса в учебном плане

Данный курс связан с базовым курсом химии основной школы, а также с курсами математики (составление пропорций, алгебраических уравнений) и физики (газовые законы).

Главным назначением данного курса является:

  • совершенствование качества обучения подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;

  • обеспечение сознательного усвоения школьниками теоретического материала по химии, формирование умений использовать при решении задач приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, формирование необходимых навыков работы с источниками информации.

При изучении курса осуществляется формирование у школьников умений решать качественные и расчетные задачи по химии (типовые и комбинированные), а также углубление и расширение знаний по темам: “Основные понятия и законы химии”, “Строение атома”, “Химическая связь”, “Термодинамика химических процессов”, “Химическая кинетика”, “Окислительно-восстановительные реакции”, “Растворы”, “Вещества и их свойства”.

Задачи курса:

  • формирование умений комплексного осмысления знаний;

  • развитие умений применять полученные знания для решения расчетных и качественных задач;

  • формирование умений составлять условия типовых и комбинированных задач по различным темам элективного курса;

  • создание условий для развития у школьников умений самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, другими источниками информации;

  • оказание помощи выпускникам в подготовке к поступлению в высшие учебные заведения.

В предложенном элективном курсе предполагается более детальное изучение тем школьного курса: “Основные законы и понятия общей химии”, “Термодинамика химических процессов”, “Растворы”, “Электролиз”, “Вещества и их свойства”.

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.


4.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Общее количество часов 34

Программа элективного курса «Практикум по химии»
«Практикум по решению расчетных задач по химии»

Тема 1. Основные понятия и законы химии (5ч)

Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Расчеты по химическим формулам отношения масс элементов в веществе и массовых долей элементов. Вывод молекулярной формулы вещества по заданному отношению масс элементов, по массовым долям элементов в нем. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Объемные отношения газов при химических реакциях. Закон Авогадро, следствия из него. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Простейшие расчеты по физическим формулам и химическим уравнениям. Объединенный газовый закон. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Вычисление молярной массы вещества. Расчеты по химическим уравнениям: вычисление массы или объема продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси или взято в избытке. Вычисления по химическим уравнениям с использованием понятия “практический выход продукта реакции”.

Тема 2. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (4ч)

Основные сведения о строении атома. Квантовые числа. Атомные орбитали. Принцип наименьшей энергии. Правило Клечковского. Принцип Паули. Составление электронных и электронно-графических формул s-, p-, d-, f- элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Валентные возможности атомов химических элементов. Нормальное и возбужденное состояние атома химического элемента. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Периоды и группы в свете электронной теории. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений в периодах и главных подгруппах периодической системы.

Тема 3. Химическая связь (2ч)

Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (неполярная и полярная), ионная, металлическая. Электроотрицательность химических элементов. Заряды ионов, степени окисления химических элементов в соединениях. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от строения их кристаллической решетки.

Тема 4. Растворы (6ч)

Растворы. Растворитель, растворенное вещество. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Объемная доля растворенного вещества. Решение задач с использованием понятий массовая доля растворенного вещества в растворе. Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Составление ионных уравнений реакций. Гидролиз. Уравнения гидролиза различных веществ в молекулярной и ионной формах.

Тема 5. Термодинамика химических процессов(2ч)

Основные понятия химической термодинамики: внутренняя энергия, энтальпия и тепловой эффект реакции. Стандартные условия. Реакции экзотермические и эндотермические. Термохимические уравнения. Составление термохимических уравнений. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 6. Химическая кинетика (4ч)

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, концентрация реагирующих веществ, давление, величина площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ, температура, катализаторы. Закон действующих масс. Константа скорости. Расчеты с применением закона действующих масс. Правило Вант-Гоффа. Температурный коэффициент. Решение задач с использованием правила Вант-Гоффа. Катализаторы и катализ. Ферменты. Ингибиторы. Каталитические яды.

Обратимые реакции. Химическое равновесие. Принцип Ле-Шателье. Условия смещения химического равновесия. Решения задач на основе принципа Ле-Шателье.

Тема 7. Окислительно-восстановительные реакции (4ч)

Степень окисления. Процессы окисления и восстановления. Окислтельно-восстановительные реакции. Составление окислительно-восстановительных реакций по методу электронного баланса. Электролиз. Составление уравнений электролиза расплавов и растворов веществ.

Тема 8. Сложные неорганические вещества (7ч)

Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Химические свойства оксидов (основных, амфотерных, кислотных). Химические свойства кислот, оснований, солей. Амфотерные гидроксиды.

Лабораторные опыты

1.Исследование химической активности металлов при взаимодействии их с кислотами и солями.

2. Изучение химических свойств различных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей.

3. Исследование зависимости скорости химической реакции от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, величины площади поверхности их соприкосновения, температуры, катализатора.







5.Тематическое планирование



пп

Названия разделов

Универсальные учебные действия

Кол-во

часов

1.

Основные понятия и законы химии

Личностные УУД:

Когнитивный компонент:

Представление о территории и границах России, ее географических особенностях;

Знание основных исторических событий развития государственности и общества;

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

Основы социально-критического мышления;

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;

Знание основных принципов и правил отношения к природе;

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностный и эмоциональный компоненты:

Гражданский патриотизм;

Чувство гордости за свою страну;

Готовность к равноправному сотрудничеству;

Уважение личности и ее достоинства;

Доброжелательное отношение к окружающим;

Любовь к природе;

Признание ценности здоровья, своего и других людей;

Оптимизм в восприятии мира;

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

Позитивная моральная самооценка;

Деятельностный (поведенческий) компонент:

Готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

Готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни;

Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика;

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Регулятивные УУД:

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;

Оценивают достигнутый результат;

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Познавательные УУД:

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи;

Умеют заменять термины определениями;

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей;

Анализируют условия и требования задачи;

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Структурируют знания;

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки;

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

Устанавливают причинно-следственные связи;

Строят логические цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД:

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Работают в группе

Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества
Метапредметными результатами

1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
3) использование различных источников для получения химической информации.

4)Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

5

2.

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева.

Личностные УУД:

Когнитивный компонент:

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;

Основы социально-критического мышления;

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностный и эмоциональный компоненты:

Чувство гордости за свою страну;

Готовность к равноправному сотрудничеству;

Доброжелательное отношение к окружающим;

Признание ценности здоровья, своего и других людей;

Оптимизм в восприятии мира;

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Деятельностный (поведенческий) компонент:

Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика;

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

Готовность к выбору профильного образования.

Регулятивные УУД:

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;

Составляют план и последовательность действий;

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Познавательные УУД:

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации;

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

Выражают структуру задачи разными средствами;

Выполняют операции со знаками и символами;

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи;

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности;

Структурируют знания;

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки;

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

Устанавливают причинно-следственные связи;

Строят логические цепи рассуждений;

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Коммуникативные УУД:

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией:

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия:

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками:

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия;

Планируют общие способы работы;

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Работают в группе:

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.

Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества:

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
2) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
3) использование различных источников для получения химической информации.

4)Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

5)Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

4

3.

Химическая связь

Личностные УУД:

Когнитивный компонент:

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;

Основы социально-критического мышления;

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностный и эмоциональный компоненты:

Чувство гордости за свою страну;

Готовность к равноправному сотрудничеству;

Доброжелательное отношение к окружающим;

Признание ценности здоровья, своего и других людей;

Оптимизм в восприятии мира;

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Деятельностный (поведенческий) компонент:

Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика;

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

Готовность к выбору профильного образования.

Регулятивные УУД:

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;

Составляют план и последовательность действий;

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Познавательные УУД:

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации;

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

Выражают структуру задачи разными средствами;

Выполняют операции со знаками и символами;

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи;

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности;

Структурируют знания;

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки;

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

Устанавливают причинно-следственные связи;

Строят логические цепи рассуждений;

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Коммуникативные УУД:

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией:

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия:

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками:

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия;

Планируют общие способы работы;

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Работают в группе:

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.

Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества:

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие;

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
2) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
3) использование различных источников для получения химической информации.

4)Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

5)Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

2

4.

Растворы

Личностные УУД:

Когнитивный компонент:

Знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

Установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Экологическое сознание;

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностный и эмоциональный компоненты:

Гражданский патриотизм;

Чувство гордости за свою страну;

Доброжелательное отношение к окружающим;

Оптимизм в восприятии мира;

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

Деятельностный (поведенческий) компонент:

Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика;

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Готовность к выбору профильного образования.

Регулятивные УУД:

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;

Осознают качество и уровень усвоения;

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Познавательные УУД:

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации;

Умеют заменять термины определениями;

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности;

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи;

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Коммуникативные УУД:

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией:

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия:

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками:

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Учатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его;

Работают в группе:

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества:

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие;

Метапредметными результатами являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

4)Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

6

5.

Термодинамика химических процессов

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД .

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Логические универсальные действия:

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


2

6.

Химическая кинетика

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

  • анализ;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


4

7.

Окислительно-восстановительные реакции

Личностные УУД 

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД 

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД 

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические универсальные действия:

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


4

8.

Сложные неорганические вещества

Личностные УУД 

самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД .

Общеучебные универсальные действия:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Логические универсальные действия:

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


7


Итого


34





6.Календарно – тематическое планирование

элективного курса


занятия

Календарные

сроки

Названия разделов и тем

Кол-во

часов

Тип (вид)

урока

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Технические средства и наглядные пособия

Методы обучения и контроля

План.

дата

Фактич.

дата




Основные понятия и законы химии

5





1



Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Расчеты по химическим формулам.

1

Беседа с самостоятельной работой по решению задач.

Уметь решать расчетные задачи на вывод молекулярной формулы вещества по заданному отношению масс элементов в веществе, по массовым долям элементов в нем.

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Беседа. Решение задач.

2.-3



Закон сохранения массы веществ при химических реакциях Химические уравнения. Расчеты по химическим уравнениям.

2

Беседа с самостоятельной работой по решению задач.

Уметь решать расчетные задачи по химическим уравнениям: вычисление массы или объема продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси или взято в избытке, а также задач с использованием понятия «практический выход продукта реакции».

Периодическая система химических элементов Д.И.Меделеева.

Беседа. Решение задач.

4-5



Закон Авогадро, следствия из него. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объединенный газовый закон. Уравнение Менделеева-Клапейрона.

2

Лекция с самостоятельной работой учащихся.

Уметь решать расчетные задачи по физическим формулам и химическим уравнениям с использованием понятий: «молярная масса», «молярный объем, «число Авогадро».


Лекция. Решение задач.




Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева.

4





1.-2



Теории строения атома. Квантовые числа. Атомные орбитали. Принцип наименьшей энергии. Правило Клечковского. Принцип Паули.

2

Беседа с самостоятельной работой учащихся.

Знать важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, теории строения атома.

Уметь составлять электронные и электронно-графические формулы s-, p-, d-, f- элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.


Периодическая система Д.И.Меделеева

Фронтальный опрос. Беседа. Самостоятельная работа учащихся.

3.



Валентные возможности атомов химических элементов.

1

Тренировочный

Знать понятия: степень окисления, валентность. Уметь составлять электронные и электронно-графические формулы атомов в нормальном и возбужденном состояниях.


Периодическая система Д.И.Менделеева.

Самостоятельная работа с учебником. Беседа. Фронтальный опрос.

4.



Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Структура периодической системы.

1

Закрепление знаний и умений

Знать структуру периодической системы, особенности больших и малых периодов, особенности главных и побочных подгрупп

Уметь давать полную характеристику химических элементов по положению в периодической системе химических элементов и строению атома, давать развернутое описание оксидов и гидроксидов данного химического элемента.

Периодическая система Д.И.Менделеева.

Беседа. Тестовый контроль.




Химическая связь

2





1.



Химическая связь, типы химической связи: ковалентная, ионная, металлическая.

1

Семинар.

Уметь по формуле вещества определять тип связи, составлять схемы образования молекул различных веществ, описывать их свойства в зависимости от типа химической связи.

Знать классификацию типов химической связи.

Таблица «Химическая связь».

Беседа с демонстрацией средств наглядности. Сообщения учащихся. Демонстрационная таблица: «Типы химической связи».

2.



Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решеток.

1

Обобщающего повторения.

Уметь определять вещества молекулярного и немолекулярного строения, характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки.

Предсказывать тип кристаллической решетки по формуле вещества

ПСХЭ

Наглядные средства. Модели кристаллических решеток различных веществ.

Сообщения учащихся с демонстрацией моделей кристаллических решеток. Составление опорного конспекта. Тестовый контроль.




Растворы

6





1-2



Растворы. Массовая и объемная доли растворенного вещества.

2

Повторительно-обобщающий.

Уметь решать задачи на определение массовой и объемной доли растворенного вещества в растворе.


Самостоятельная работа учащихся.

3-



Теория электролитической диссоциации (ТЭД). Реакции ионного обмена.

1

Тренировочный.

Знать понятия «электролиты» и «неэлектролиты», примеры сильных и слабых электролитов

Уметь составлять уравнения диссоциации электролитов, а также молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций в растворах электролитов


Таблица «Механизм электролитической диссоциации».

Беседа с демонстрацией средств наглядности. Самостоятельная работа учащихся.

5.-6



Гидролиз неорганических веществ. Уравнение гидролиза по катиону и аниону.

2

Лекция.

Знать гидролиз по катиону и аниону Уметь составлять уравнения гидролиза различных веществ в молекулярной и ионной формах.

.

Опыты по гидролизу солей.

Лекция с демонстрацией опытов.




Термодинамика химических процессов

2





1-2



Химические реакции.

Энергетика химических реакций. Внутренняя энергия, энтальпия и тепловой эффект реакции.

Термохимические уравнения.

2

Беседа.

Знать важнейшие химические понятия: тепловой эффект реакции, энтальпия.

Уметь составлять термохимические уравнения, решать задачи с вычислением теплового эффекта реакции.

Опыты иллюстрирующие тепловой эффект реакций

Беседа. Решение задач.




Химическая кинетика

4





1



Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1

Лабораторные опыты.

Знать, как влияют различные факторы на скорость химической реакции.

Уметь рассчитывать среднюю скорость реакции в зависимости от ее характера


Лабораторные опыты. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Беседа. Решение задач..

2



Закон действующих масс. Константа скорости. Правило Вант-Гоффа.

1

Тренировочный.

Уметь составлять кинетические уравнения, решать расчетные задачи на закон действующих масс, правило Вант-Гоффа.

Виртуальная лаборатория.

Беседа. Решение задач..

3



Катализ. Катализаторы.

1

Беседа с работой в виртуальной лаборатории.

Расширить представление о явлении катализа, его видах, катализаторах, их влиянии на разные химические реакции

Виртуальная лаборатория.

Фронтальный опрос. Беседа.

4



Химическое равновесие. Условия его смещения. Принцип Ле-Шателье. Константа равновесия.

1

Самостоятельная работа.

Знать классификацию химических реакций (обратимые и необратимые), понятие «химическое равновесие» и условия его смещения.

Уметь по уравнениям реакций определять, в какую сторону сместится равновесие при изменении концентрации веществ, давления, температуры. Решать задачи, используя понятие «равновесные концентрации».


Виртуальная лаборатория.

Беседа. Тестовый контроль.




Окислительно-восстановительные реакции

4





1



Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

1

Семинар.

Знать все типы окислительно-восстановительных реакций; основные вещества-окислители, основные вещества-восстановители.

Виртуальная лаборатория.

Сообщения учащихся.

2



Составление окислительно-восстановительных реакций по методу электронного баланса.

1

Тренировочный.

Уметь подбирать коэффициенты в ОВР методом электронного баланса.



Самостоятельная работа учащихся.

3-4



Электролиз расплавов и растворов электролитов

2

Комбинированный

Уметь составлять уравнения электролиза солей, щелочей и кислот на инертных и растворимых электродах


Беседа. Тестовый контроль.




Сложные неорганические вещества

7





1



Классификация неорганических соединений. Оксиды.

2

Повторно-обобщающий.

Знать классификацию неорганических веществ, номенклатуру, определение оксидов, их классификацию, химические свойства оксидов.

Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оксидов.

Лабораторные опыты. Химические свойства оксидов.

Беседа с демонстрацией опытов. Лабораторные опыты.

2



Гидроксиды.

Основания.

1

Семинар.

Знать определение оснований, химические свойства. Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства оснований.



Лабораторные опыты. Химические свойства оснований.

Сообщения учащихся с демонстрацией опытов. Лабораторные опыты.

3



Кислоты.

1

Семинар, эвристическая беседа.

Знать определение кислот, их классификацию, номенклатуру, химические свойства кислот.

Уметь составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства кислот.



Лабораторные опыты. Химические свойства кислот.

Сообщения учащихся. Лабораторные опыты. Тестовый контроль.

4



Амфотерные гидроксиды.

1

Беседа

Знать определение амфотерности, химические свойств амфотерных оксидов и гидроксидов.


Лабораторные опыты. Химические свойства амфотерных соединений.

Беседа с лабораторными опытами.

5



Соли

1

Семинар.

Знать определение солей, классификацию, номенклатуру, химические свойства.

Уметь составлять уравнения реакций, а также формулы солей.


Лабораторные опыты «Химические свойства солей».

Сообщения учащихся с демонстрацией ответов. Лабораторные опыты.

6



Генетическая связь между классами неорганических соединений

1

Повторно-обобщающий урок.

Знать важнейшие химические свойства изученных классов неорганических соединений.

Уметь решать генетические цепочки



Беседа. Решение задач. Тестовый контроль.

7



Заключительный урок

1

Контрольная работа.

Повторить и систематизировать знания по элективному курсу


Контрольная работа.





34
















6.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список литературы для учителя:

основная:

1. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии. М: Высшая школа, 1986, 1990, 1997.

2. Кузьменко, Н. Е. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. — М.: Оникс 21 век, 2003.

3. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. М.: Новая Волна, 2002.

4. Свитанько И. В. Нестандартные задачи по химии. М.: МИРОС, 1994.

5. Решение задач по химии алгебраическим способом. М., 1992.

6. Губанова Ю.К. Сборник задач по органической химии с решениями. Саратов, «Лицей», 1999

дополнительная:

6. Врублевский, А. Н. 1000 задач по химии с цепочками превращений и контрольными тестами для абитуриентов и школьников. — Минск: Юнипресс, 2003.

7. Всероссийская химическая олимпиада школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1996.

8. Задачи всероссийских олимпиад по химии / Под общей ред. В. В. Лунина. — М.: Экзамен, 2003.

9. Химия: Задачи с ответами и решениями: Учеб. метод. пособие / Под ред. проф. Т. В. Лисичкина. — М.: Изд-во АСТ, 2004.

10. Крестинин, А. Н. Задачи по химии: Нет ничего проще: Учеб. пособие для 8-11 классов. — М.: Генжер, 1997.

11. Шамова, М. 0. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. — М.: Школа-Пресс, 1999.



Список литературы для ученика:

основная:

1. Хомченко, Г. П., Хомченко, И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. — М.: Нов. волна, 1996.

2. Неорганическая химия. Решебник.

3. Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М: Новая Волна, 2002.

4. Кузьменко, Н. Е., Еремин, В. В. 2000 задач и упражнений по химии. — М.: Экзамен, 1998.

дополнительная:

5. Будруджак П. Задачи по химии. М.: Мир, 1989.

6. Пузаков, С. А., Попков, В. А. Пособие по химии для поступающих в вузы: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1999.

7. Свитанько, И. В. Нестандартные задачи по химии. — М • Мирос 1995.

8. Суворов, А. В. Оригинальные задачи по химии с решениями — СПб:Химия, 1998.

9. Ушкалова, В. Н., Иоанвдис, Н. В. Химия: конкурсные задачи и ответы: Пособие для поступагощих в вузы. — М.: Просвешение 2000

10. Мильчев, В. А., Ковалева, 3. С. Типовые расчетные задачи по химии для учащихся 9 классов на базе учебного стандарта. — М.: АрКти, 2002.

11. Габриелян, О. С. Задачи по химии и способы их решения. 8-9кл.-М.:Дрофа, 2004.



другие информационные источники

1. Беляев, Н. Н. О системном подходе к решению задач // Химия в школе. 1998. № 5. С. 46.

2. Васильева, С. И. Использование информационно-справочного материала при составлении химических задач // Химия в школе. 1994. № 3. С. 34.

3. Химия. 1С репетитор

4. Сайт в Интернете: www.newwave.msk.ru

5.Сайт в Интернете www.alleng.ru





8.Результаты освоения элективного курса и система их оценки

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение   к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Личностные УУД:

Когнитивный компонент:

Представление о территории и границах России, ее географических особенностях;

Знание основных исторических событий развития государственности и общества;

Знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

Представление о государственной организации России;

Знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;

Ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

Освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;

Понимание конвенционального характера морали;

Основы социально-критического мышления;

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;

Установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

Экологическое сознание;

Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях;

Знание основных принципов и правил отношения к природе;

Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностный и эмоциональный компоненты:

Гражданский патриотизм;

Любовь к Родине;

Чувство гордости за свою страну;

Уважение истории, культурных и исторических памятников;
Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

Уважение и принятие других народов России и мира;

Межэтническая толерантность;

Готовность к равноправному сотрудничеству;

Уважение личности и ее достоинства;

Доброжелательное отношение к окружающим;

Нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Уважение ценностей семьи;

Любовь к природе;

Признание ценности здоровья, своего и других людей;

Оптимизм в восприятии мира;

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

Позитивная моральная самооценка;

Чувство гордости при следовании моральным нормам;

Переживание стыда и вины при нарушении моральных норм.

Деятельностный (поведенческий) компонент:

Готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);

Готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни;

Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика;

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

Умение конструктивно разрешать конфликты;

Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

Потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

Умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Готовность к выбору профильного образования.

Регулятивные УУД:

Сличают свой способ действия с эталоном;

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона;

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы;

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;

Осознают качество и уровень усвоения;

Оценивают достигнутый результат;

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

Составляют план и последовательность действий;

Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?);

Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?);

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи;

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Познавательные УУД:

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними;

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста;

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами;

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации;

Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи;

Умеют заменять термины определениями;

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;

Выделяют формальную структуру задачи;

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей;

Анализируют условия и требования задачи;

Выбирают вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам;

Выбирают знаково-символические средства для построения модели;

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки);

Выражают структуру задачи разными средствами;

Выполняют операции со знаками и символами;

Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи;

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности;

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи;

Выделяют и формулируют познавательную цель;

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Структурируют знания;

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий;

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

Определяют основную и второстепенную информацию;

Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации;

Выделяют и формулируют проблему;

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки;

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

Устанавливают причинно-следственные связи;

Строят логические цепи рассуждений;

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Коммуникативные УУД:

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией:

Умеют слушать и слышать друг друга;

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

Интересуются чужим мнением и высказывают свое;

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия:

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками:

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия;

Планируют общие способы работы;

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия;

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию;

Учатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его;

Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.

Работают в группе:

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий.

Придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества:

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие;

Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания;

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

Регулируют собственную деятельность посредством речевых действий:

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений;

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.

6)Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

7)Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

8)Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.


Предметные результаты

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

  • основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

  • стандартные алгоритмы решения задач;

  • способы решения различных типов задач.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

  • производить расчеты по химическим формулам: рассчитывать отношение масс и массовые доли элементов в веществе, выводить молекулярную формулу вещества по массовым долям элементов.

  • производить расчеты по физическим формулам с использованием понятий “молярная масса”, “молярный объем”, “число Авогадро”, “относительная плотность газа”, проводить вычисления по объединенному газовому закону и уравнению Менделеева-Клапейрона;

  • составлять электронные и электронно-графические формулы s-, p-,d-,f-элементов периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;

  • давать характеристику химическим элементам по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строению атома;

  • давать развернутое описание свойств оксидов и гидроксидов данного химического элемента, ориентироваться в изменении их свойств в периодах и главных подгруппах;

  • выполнять расчеты по химическим уравнениям: рассчитывать массы и объемы реагентов или продуктов реакции;

  • вычислять по химическим уравнениям, если исходное вещество взято в избытке или содержит примеси, а также с учетом выхода продукта реакции от теоретически возможного;

  • выполнять расчеты по термохимическим уравнениям;

  • рассчитывать скорость гомогенных и гетерогенных реакций, в том числе на основе закона действия масс и правила Вант-Гоффа;

  • определять смещение химического равновесия по принципу Ле-Шателье;

  • производить вычисление состава раствора с использованием понятия “массовая доля растворенного вещества в растворе”;

  • составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса;

  • составлять уравнения электролиза расплавов и растворов электролитов,

Изучение данного элективного курса позволит научиться школьникам:

  • самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;

  • участвовать в групповой работе;

  • самостоятельно решать задачи поискового и творческого и характера, формулировать полученные результаты;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • отделять главное от второстепенного;

  • конкретно обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации;

  • объективно определять свой вклад в общий результат.


КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ХИМИИ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5» :

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4» ;

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

Отметка «З» :

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» :

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4» :

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве­ществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без­опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.


3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.


4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен­ная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ­ходимо учитывать требования единого орфографического режима.


5. Оценка тестовых работ.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна ошибка - оценка «4»;

• две ошибки — оценка «З»;

• три ошибки — оценка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

6. Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.



Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения. 
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).

Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).



Приложение 2

Основные химические и физические величины, формулы.

1.Количество вещества, молярный объем газов

Определения:

Моль – такое количество вещества, в котором содержится 6∙1023 молекул этого вещества.

Молярная масса – масса 1 моль вещества.

Постоянная Авогадро – число молекул, содержащееся в 1 моль любого вещества - 6∙1023

Молярный объем – объем газа количеством вещества 1 моль, измеренный при н.у. – 22,4 л/моль

Относительная плотность газа – отношение массы определенного объема газа к массе такого же объема другого газа

Закон Авогадро: одинаковые объемы различных газов при одинаковых условиях содержат одинаковое число молекул

Следствие из закона Авогадро: при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем

Закон объемных отношений: при одинаковых условиях объемы газов, вступающих в реакцию, относятся друг к другу, а также к объемам газообразных продуктов как небольшие целые числа

Буквенные обозначения:

Количество вещества - n

Молярный объем - Vm

Молярная масса - M

Масса - m

Число молекул - N

Постоянная Авогадро - Na

Объем – V

Относительная плотность газа по другому газу – D

Плотность вещества - ρ

Основные формулы: n= ; n= ; n= ; D= ; m=ρ∙V

Система единиц:


Масса (m)

Количество вещества (n)

Молярная масса (M)

Объем (V)

Молярный объем (Vm)

Число Авогадро (Na)

основная

г

моль

г/моль

л

л/моль

66∙1023

молекул/моль

В 1000 раз больше

кг

кмоль

кг/кмоль

м3

м3/кмоль

66∙1026

молекул/моль

В 1000 раз меньше

мг

ммоль

мг/ммоль

мл

мл/ммоль

66∙1020

молекул/моль







2.Массовая доля.

Массовая доля элементов в веществе.

Буквенные обозначения

ω – массовая доля (в долях от целого или в %)

Ar – относительная атомная масса элемента

Mr – относительная молекулярная масса химического соединения

Основные формулы:

ω=∙100%

3. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).

Буквенные обозначения

ω – массовая доля (в долях от целого или в %)

φ – объемная доля (в долях от целого, реже в %)

Основные формулы:

m=ρ∙V (ρ – плотность вещества, V – объем вещества)

ω=∙100%


φ =

4.Расчет массовой или объемной доли выхода продукта реакции

от теоретически возможного.

Выход продукта реакции от теоретически возможного (η) – это отношение массы (объема, количества) реально полученного вещества к его теоретически возможной массе (объему, количеству), которое рассчитывается по уравнению химической реакции.

6.Расчет теплового эффекта реакции.

Экзотермические реакции – протекают с выделением теплоты +Q

Эндотермические реакции – протекают с поглощением теплоты –Q

Теплоту реакции записывают в конце уравнения, называют тепловым эффектом реакции, измеряется в Дж и кДж.

Термохимические уравнения – химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект.

Для термохимических уравнений существует прямо пропорциональная зависимость между количеством исходного вещества и количеством выделившейся или поглощенной теплоты.





Приложение 3.

Алгоритм решения задачи

1. Внимательно прочтите условия задачи 2-3 раза.

2. Кратко запишите, что дано (известно) по условию задачи, что надо определить.

3. Выявите химическую сущность задачи.

4. Составьте необходимые для расчета уравнения всех химических реакций или формулы в зависимости от условия задачи.

5. На основе логического анализа условия задачи запишите расчетные формулы, необходимые для ее решения.

6. Определите, какие единицы массы, объема или количества вещества наиболее рационально использовать в данной задаче.

7. Проведите математические расчеты и запишите ответ.



1. Решение задач по химическим уравнениям.

Расчет массы вещества или объема газа по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.

Алгоритм решения.

1.Записать «Дано»

2.Составить уравнение реакции

3.Над формулами веществ записать значения известных и неизвестных величин с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества; если в задаче идет речь о растворе, то сначала нужно вычислить массу растворенного вещества.

4.Под формулами веществ с известными и неизвестными величинами записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакции.

5.Составить и решить пропорцию.

6.Записать ответ.

2.Решение задач на избыток-недостаток.

Этапы решения:

1.Записать уравнение реакции, расставить коэффициенты.

2. Над и под формулами в уравнении записать данные по условию и по уравнению.

3.Находим количество получившегося вещества по избытку и недостатку.

4. Найти вещество, имеющееся в избытке, рассчитать его количество (массу, объем).

Задачи.







Задачи части С4.

Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

Общие принципы решения.

1.Составить уравнения реакций тех превращений, которые упоминаются в условии

2.Рассчитать количества и массы чистых веществ

3.Установить причинно-следственные связи между реагирующими веществами, то есть определить – количеств какого вещества требуется найти, и по какому из реагирующих веществ будет производиться расчет

4.Произвести расчеты по уравнениям реакций, то есть рассчитать количество искомого вещества, после чего найти его массу или объем.

5.Ответить на дополнительные вопросы, сформулированные в условии



Решение задач С5.

Нахождение молекулярной формулы вещества.

1.Определение формулы по известному элементному составу.

1.определить количественный состав вещества, т.е. найти количество каждого элемента, содержащегося в определенной порции вещества.

2.определить простейшее отношение количеств элементов, т.е. найти простейшие индексы.

3.Составить простейшую формулу вещества и вычислить ее молярную массу.

4.Определить истинную молярную массу из дополнительных условий.

5. Найти коэффициент кратности и определить истинную формулу вещества.

2.Определение формулы вещества по продуктам сгорания

1.Определить количественный состав вещества, т.е. найти массу и количество вещества каждого элемента, содержащееся в определенной порции вещества

2.определить простейшее соотношение количеств элементов, т.е. найти простейшие индексы

3.составить простейшую формулу вещества и вычислить ее молекулярную массу.

4.Определитьь истинную молярную массу из дополнительных условий

5.Найти коэффициент кратности и составить истинную формулу вещества.

3.Определение формулы вещества по известной общей формуле и массовой доле одного из элементов

1.Составить общую формулу вещества данного класса

2.Записать выражение для массовой доли элемента в соединении и найти значение индекса «n».

4.Определение формулы вещества по его реакционной способности.

Решение подобных задач сводится к алгоритмическому расчету уравнения реакции с тем отличием, что формула неизвестного вещества записывается в общем виде.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 119031


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства