г. Верещагино, Пермский край
Настоящая рабочая программа по химии для 11 класса создана на основе нормативных документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 года;
2. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2014;
3. Основная общеобразовательная программа основного общего и среднего общего образования МАОУ «СОШ № 1»;
4. Учебный план МАОУ «СОШ № 1» на 2016/2017 уч. год.
Согласно учебному плану МАОУ «СОШ № 1» на 2016/2017 уч. год на изучение курса химии в 11 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели:
из них контрольных работ – 2, практических работ – 2.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задач интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
1. Периодический закон и строение атома (4 ч.)
2. Строение вещества (11 ч.)
3. Растворы. Теория электролитической диссоциации (7 ч.)
4. Химические реакции (12 ч.)
№ | Дата | Тип урока | Тип урока | Основное содержание | Д/з |
1. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И СТРОЕНИЕ АТОМА (4 ч.) |
1 | | Введение. Периодический закон | Комбинированный урок | Предпосылки открытия Периодического закона. Первая формулировка Периодического закона. Структура периодической системы элементов. Современные представления о химическом элементе. Вторая формулировка Периодического закона | |
2 | | Основные сведения о строении атома | Комбинированный урок | Атом – сложная частица. Доказательство сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность. Открытие электрона, протона и нейтрона. Ядро и электронная оболочка. | |
3 | | Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Комбинированный урок | Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиусы атомов, электроотрицательности. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах | |
4 | | Периодический закон и строение атома | Урок повторения и обобщения знаний | Понятие об электронной орбитали и электронном облаке. Форма орбиталей s, p, d и f. Энергетические уровни и подуровни. Электронные конфигурации атомов элементов и ионов. Принцип Паули и правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов | |
2. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (11 ч.) |
5 | | Ковалентная и ионная химические связи | Комбинированный урок | Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроотрицательности (полярная и неполярная), по способу перекрывания электронных орбиталей (σ и π), по кратности (одинарная, двойная, тройная и полуторная). | |
6 | | Металлическая и водородная химические связи | Комбинированный урок | Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь: межмолекулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи, ее значение. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химической связей: ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи; переход одного вида связи в другой; разные виды связи в одном веществе | |
7 | | Виды кристаллических решеток | Комбинированный урок | Кристаллические решетки вещества: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Основные физические свойства веществ с той или иной кристаллической решеткой | |
8 | | Агрегатные состояния вещества | Комбинированный урок | Агрегатные состояния вещества. Процессы перехода их из одного в другое агрегатное состояние | |
9 | | Газообразные вещества | Комбинированный урок | Основные свойства газообразного состояния вещества. Объемная доля. Основные газы и их свойства и применение | |
10 | | Практическая работа № 1. «Получение и распознавание водорода» | Практическая работа | Получение водорода по реакции соляной кислоты и цинка. Собирание газа в пробирку и проверка чистоты с помощью звука при сгорании | |
11 | | Жидкие вещества. Массовая доля | Комбинированный урок | Основные свойства жидкого состояния вещества. Массовая доля. Решение задач | |
12 | | Вода. Физические свойства воды | Комбинированный урок | Вода. Уникальные физические свойства воды. Применение воды. Химические свойства воды. рН | |
13 | | Твердые вещества и смеси | Комбинированный урок | Основные свойства твердого состояния вещества. Смеси веществ. Массовая доля. Решение задач | |
14 | | Дисперсные системы | Комбинированный урок | Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Типы дисперсных систем и их значение в природе и жизни человека | |
15 | | Контрольная работа № 1 «Строение вещества» | Урок контроля | Решение вариантов контрольной работы | |
3. РАСТВОРЫ. ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ (7 ч.) |
16 | | Растворы | Комбинированный урок | Молекулярные и истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов | |
17 | | Электролитическая диссоциация. рН | Комбинированный урок | Электрохимическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты механизм диссоциации веществ с различным типом химической связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Диссоциация воды. рН | |
18 | | Кислоты в свете ТЭД | Комбинированный урок | Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация кислот. Реакции, протекающие в растворах электролитов | |
19 | | Основания в свете ТЭД | Комбинированный урок | Основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация | |
20 | | Соли в свете ТЭД | Комбинированный урок | Соли в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, ее зависимость от природы электролита и его концентрации | |
21 | | Гидролиз | Комбинированный урок | Понятие гидролиза. Гидролиз неорганических веществ. Гидролиз солей – три случая. Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз | |
22 | | Практическая работа № 2. «Гидролиз солей» | Практическая работа | Проведение исследования на уровень рН солей трех видов с помощью универсальной индикаторной бумаги | |
4. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (12 ч.) |
23 | | Классификация химических реакций | Комбинированный урок | Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и составу реагирующих и образующихся веществ; по изменению степеней окисления элементов; по тепловому эффекту; по фазе (гомо-и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные и ионные) | |
24 | | Термохимические реакции. Решение задач | Комбинированный урок | Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения | |
25 | | Скорость химической реакции | Комбинированный урок | Понятие о скорости реакции. Скорость гомо-и гетерогенной реакции. Элементарные и сложные реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура; концентрация; катализаторы. Катализаторы. Ферменты. Ингибиторы. Зависимость скорости реакции от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. | |
26 | | Химическое равновесие | Комбинированный урок | Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Константа равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле-Шетелье | |
27 | | Способы изменения скорости химической реакции | Комбинированный урок | Способы изменения скорости химической реакции: изменение температуры, изменение концентрации, гомогенизация, введение катализатора и ингибитора | |
28 | | Окислительно восстановительные процессы | Комбинированный урок | Окислительно-восстановительные реакции. окислитель и восстановитель. Электронный баланс | |
29 | | Общие свойства металлов | Комбинированный урок | Положение металлов в Периодической системе. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Электрохимический ряд напряжений металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. | |
30 | | Общие свойства неметаллов | Комбинированный урок | Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов | |
31 | | Электролиз | Комбинированный урок | Электролиз. Электролиз расплава. Электролиз раствора: оснований, солей, кислот | |
32 | | Итоговая контрольная работа № 2 | Урок контроля | Решение вариантов контрольной работы | |
33 | | Анализ контрольной работы (резерв) | Комбинированный урок | Решение вариантов контрольной работы. Рассмотрение затруднений и аналогичных вариантов решения. | |
34 | | Заключение курса химии (резерв) | Комбинированный урок | Заключение. Перспективы развития химической науки. Химия и проблемы окружающей среды | |