Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 10 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
Устава Камышевской средней «Казачьей» общеобразовательной школы, который предоставляет право составления рабочих программ
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 -2015 учебный год.
Учебного плана МБОУ Камышевской СКОШ.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующихцелей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения химии:
- формирование знаний основ науки — важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10 класс »
Раздел Пояснительная записка
Данные материалы разработаны на основе:
Авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 10 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания).
Устава Камышевской средней «Казачьей» общеобразовательной школы, который предоставляет право составления рабочих программ
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014 -2015 учебный год.
Учебного плана МБОУ Камышевской СКОШ.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующихцелей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения химии:
- формирование знаний основ науки — важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера;
- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни;
- развитие интереса к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности;
- формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.
Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе.
Раздел Тематическое планирование
№
Название темы
Количество часов
Практические работы
Контрольные работы
1
Введение
4
2
Строение и классификация органических соединений
15
№1
3
Углеводороды
15
№2
4
Кислородсодержащие органические соединения
16
№1, №2
№3
5
Углеводы
5
6
Азотсодержащие органические соединения
6
№4
7
Биологически активные соединения
7
Раздел Содержание учебного предмета химия 10 класс
(2 ч в неделю; всего 68ч)
Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения и взаимного влияния атомов в молекулах. Гомология, изомерия, функциональные группы в органических соединениях. Зависимость свойств веществ от химического строения. Классификация органических соединений. Основные направления развития теории химического строения.
Предельные углеводороды, их состав, химическое строение. Ковалентные связи в молекулах. Зигзагообразное строение углеродной цепи. Изомерия углеродного скелета. Систематическая номенклатура алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, дегидрирование. Практическое значение предельных углеводородов и их галогенозамещенных.
Непредельные углеводороды рядов этилена и ацетилена. Изомерия углеродного скелета и положения двойной и тройной связи. Номенклатура алкенов и алкинов. Химические свойства: присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов, воды, окисление, полимеризация. Получение углеводородов реакцией дегидрирования. Применение этиленовых и ацетиленовых углеводородов в органическом синтезе. Реакция полимеризации.
Ароматические углеводороды. Химическое строение молекулы. Химические свойства бензола: реакции замещения (бромирование, нитрование), присоединения (водорода, хлора). Гомологи бензола, изомерия в ряду гомологов. Взаимное влияние атомов в молекуле толуола. Получение и применение бензола и его гомологов. Понятие
о ядохимикатах и их использовании в сельском хозяйстве с соблюдением требований охраны природы.
Сравнение строения и свойств предельных, непредельных и ароматических углеводородов. Взаимосвязь гомологических рядов.
Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Способы снижения токсичности выхлопных газов автомобилей.
Спирты, их строение, функциональная группа. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия углеродного скелета и положения функциональной группы. Номенклатура спиртов. Водородная связь между молекулами, влияние ее на физические свойства спиртов. Химические свойства: горение, окисление до альдегидов, реакция с галогеноводородами, карбоновыми кислотами. Применение. Ядовитость спиртов, губительное действие на организм человека.
Глицерин — многоатомный спирт. Его строение и применение.
Фенол, его строение, физические свойства. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Карбоновые кислоты, их строение, функциональная группа. Основность кислот.
Гомологический ряд предельных одноосновных кислот и их номенклатура. Химические свойства: взаимодействие с некоторыми металлами, щелочами, спиртами. Изменение силы кислот под влиянием заместителей в углеводородном радикале. Представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная, стеариновая. Применение кислот. Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие.
Олеиновая кислота как представитель непредельных карбоновых кислот.
Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот.
Сложные эфиры. Жиры. Их строение. Гидролиз жиров, гидрирование жиров.
Углеводы. Классификация углеводов.
Глюкоза как важнейший представитель моносахаридов. Строение глюкозы. Физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства глюкозы как альдегидоспирта. Применение глюкозы.
Сахароза. Физические свойства и нахождение в природе.
Крахмал. Строение его макромолекул. Химические свойства: реакция с йодом, гидролиз.
Целлюлоза. Строение ее макромолекул. Химические свойства: гидролиз, образование сложных эфиров. Применение целлюлозы и ее производных. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Амины. Аминокислоты. Белки. Строение аминов. Аминогруппа. Амины как органические основания, взаимодействие их с водой «и кислотами. Анилин, его строение. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина).
Строение аминокислот, их физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения.
Белки как биополимеры. Свойства белков: гидролиз, денатурация, цветные реакции. Успехи в изучении строения и синтеза белков.
Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, средняя молекулярная масса. Пластмассы: полиэтилен, полипропилен.
Проблема синтеза каучука. Бутадиеновый каучук. Применение пластмасс, каучуков. Синтетическое волокно лавсан.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода по его плотности и массовой доле элементов или продуктам сгорания.
Раздел Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по пяти блокам: «Методы познания в химии», «Теоретические основы химии», «Неорганическая химия», «Органическая химии», «Химия и жизнь». Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химического образования в старшей школе. Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания.
Базовый компонент химического образования (10 – 11 классы) обязателен для всех учащихся. Он призван обеспечить освоение всеми учащимися абсолютно необходимого минимума химических знаний в таком объеме, чтобы выпускник 11 класса был в состоянии ориентироваться в общественно значимых проблемах, связанных с химией, понимать химическую сущность ряда важнейших технологических процессов. Кроме того, этот курс призван пробудить у учащихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Содержание базового курса химии составляют наиболее общие понятия химии, учение об атомах и молекулах, ионах (с элементарными представлениями об электронном строении атомов для объяснений понятий иона, валентности элементов), периодический закон химических элементов Д. И. Менделеева. На основе закономерностей, отраженных в периодической системе, учащиеся знакомятся со свойствами важнейших представителей металлов и неметаллов, химических соединений, их значением в экономике страны и повседневной жизни, дают краткую характеристику строения и особенностей органических соединений. Технологические процессы в данном курсе не обсуждают, указывают лишь химические реакции, лежащие в основе тех или иных производств, также освещено применение отдельных изучаемых веществ и химических реакций в соответствующих отраслях экономики страны.
Обоснование выбора УМК
Программа курса химии О. С. Габриеляна построена по концентрической концепции. Программа сохраняет высокий теоретический уровень и делает обучение максимально развивающим. Это достигается путем вычисления укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования». Весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. Программа по химии 10-11 классов является логическим продолжением авторского курса для основной школы: она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Некоторые теоретические темы основного курса химии рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Продолжением ведущей идеи курса 10 класса о взаимосвязи «состава – строения – свойств» веществ является тема «Химические реакции в органической химии», которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Раздел Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю – для обязательного изучения учебного предмета химия на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Программа имеет 5 содержательныхразделов: «Строение органических соединений. Химические реакции в органической химии», «Углеводороды», «Кислородсодержащие соединения», «Азотсодержащие соединения», «Биологически активные соединения».
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.
В соответствии с ФБУП примерная программа по химии рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю).
Количество часов, выпадающих на праздничные дни – нет.
В связи со статусом школы «Казачья», на уроках химии 15% времени уделяется региональному компоненту.
Раздел Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем уроков
Кол-во часов
Виды учебной деятельности
Виды контроля, измерители
Дата план
Дата факт
1.
Введение
Предмет органической химии. Органические вещества
4
1
Лекция
Текущий
02.09
2
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова
1
Лекция, беседа
Тестирование
03.09
3
Строение атома углерода
1
ИНМ
Текущий
09.09
4
Валентные состояния атома углерода
1
Лекция, беседа
Текущий
10.09
5-6
Строение органических соединений. Химические реакции в органической химии.Классификация органических соединений.
15
2
Лекция, беседа
Самостоятельная работа
16.09
17.09
7
Основы номенклатуры органических соединений
1
Лекция, беседа
Текущий
23.09
8-9
Решение задач на нахождение МФ органического вещества
2
Решение задач
Самостоятельная работа
Тестирование
24.09
30.09
10
Виды изомерии
1
Лекция, беседа
Текущий
01.10
11
Урок-упражнение на составление формул изомеров
1
Тренинг, закрепление
Самостоятельная работа
07.10
12
Обобщение знаний
1
ИНМ
Самостоятельная работа
08.10
13
Типы химических реакций
1
ИНМ
Текущий
14.10
14
Классификация реакций в органической химии
1
ИНМ
Самостоятельная работа
15.10
15
Реакции замещения и присоединения
1
Лекция
Самостоятельная работа
21.10
16
Реакции отщепления и изомеризации
1
Лекция
Тестирование
22.10
17
Решение расчетных задач на выход в % от теоретически возможного.
1
Решение задач, закрепление
Самостоятельная работа
28.10
18
Подготовка к контрольной работе
1
систематизация
Самостоятельная работа
29.10
19
«Строение и классификация органических соединений»
Требования к уровню подготовки выпускников сформулированы в соответствии с целями образования, его содержанием и спецификой процесса обучения химии. Содержание обучения химии составляют теоретические знания (понятия, законы и теории), фактологические знания (сведения о неорганических и органических веществах и химических процессах) и знания способов деятельности (составление химических формул и уравнений, определение валентности химических элементов, решение расчетных задач, подготовка и проведение эксперимента в строгом соответствии с правилами техники безопасности).
Форма описания требований обусловлена личностно-деятельностной основой обучения. При этом учитывалось, какие виды деятельности используются в учебном процессе для овладения необходимым минимумом содержания на заданном уровне. Требования задаются в форме, близкой школьной практике и предметному содержанию курса химии. Они предполагают выполнение действий различной степени сложности.
По итогам усвоения обязательного минимума содержания по химии выпускникам основной десятилетней школы предъявляются следующие требования.
Выпускники должны называть: вещества по их химическим формулам; общие свойства органических веществ; функциональные группы органических веществ; виды химических связей; типы кристаллических решеток; основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова; признаки классификации химических элементов; признаки классификации органических веществ; аллотропные видоизменения химических элементов; гомологи и изомеры различных классов органических веществ; признаки и условия осуществления химических реакций; типы химических реакций; факторы, влияющие на скорость химической реакции; условия смещения химического равновесия; области применения отдельных органических веществ (например, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка и др.); области практического применения силикатных материалов (стекло, цемент), пластмасс, а также продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля.
Выпускники должны определять простые и сложные вещества; принадлежность веществ к определенному классу; валентность и (или) степень окисления химических элементов по формулам соединений; заряд иона в ионных и ковалентно-полярных соединениях; вид химической связи в соединениях; наличие водородной связи между молекулами органических веществ; тип химической реакции по всем известным признакам; окислитель и восстановитель в реакциях окисления-восстановления; условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца.
Выпускники должны соблюдать правила техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием и химическими реактивами; личного поведения в химической лаборатории, повседневной жизни при обращении с веществами, способствующими защите окружающей среды от загрязнения; оказания первой помощи себе и пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Выпускники должны проводить опыты по получению, собиранию и изучению свойств органических веществ; изготовление моделей молекул веществ: вода, оксид углерода (IV), хлороводород, метан, этан, ацетилен, этанол, уксусная кислота; вычисления: а) молекулярной массы и молярной массы вещества по химическим формулам; б) массовой доли растворенного вещества в растворе; в) массовой доли химического элемента в веществе; г) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции; д) массы одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей; е) массу одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из исходных веществ; расчеты по установлению формулы органического вещества (продуктам его сгорания или процентному составу химических элементов).
Раздел Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса