kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по химии к УМК О.С. Габриеляна для 9 класса (базовый уровень) на 2015-2016 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы Т.Д. Гамбурцевой к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 9 класс". Программа хотя и носит общекультурный характер и не ставит задачу профессиональной подготовки учащихся, тем не мене позволяет им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии к УМК О.С. Габриеляна для 9 класса (базовый уровень) на 2015-2016 учебный год »

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 302

Фрунзенского района Санкт-Петербурга






















Рабочая программа по химии

к УМК О.С. Габриеляна

для 9 класса (базовый уровень)

на 2015-2016 учебный год





Автор: Давыденко Л.В.,

учитель химии











Санкт – Петербург

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы Т.Д. Гамбурцевой к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс», соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Т.Д. Гамбурцева. Рабочие программы. Химия. 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Т.Д. Гамбурцева. – 2 – изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013. – 159 c.).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий, ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

  • «вещество» - знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;

  • «химическая реакция» - знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями;

  • «применение веществ» - знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве;

  • «язык химии» - оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, а также владение химической символикой (химическими формулами и уравнениями).

Место учебного предмета в учебном плане

В процессе освоения программы курса химии для основной школы учащиеся овладевают умениями ставить вопросы, наблюдать, объяснять, классифицировать, сравнивать, проводить эксперимент и интерпретировать выводы на его основе, определять источники химической информации, получать и анализировать ее, а также готовить на этой основе собственный информационный продукт, презентовать его и вести дискуссию.

Программа курса химии для основной школы разрабатывалась с учетом первоначальных представлений, полученных учащимися в начальной школе при изучении окружающего мира.

Программа хотя и носит общекультурный характер и не ставит задачу профессиональной подготовки учащихся, тем не менее позволяет им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.

Основными идеями являются:

  • материальное единство природы веществ, их генетическая связь;

  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;

  • познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

  • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;

  • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;

  • законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнений;

  • наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

  • развитие химической науки служит интересам человека и общества в целом, имеет гуманистический характер и призвано способствовать решению глобальных проблем современности.

Эти идеи реализуются путем достижения следующих целей:

  • формирование у учащихся представлений о химической картине мира как части целостной естественно-научной картины мира;

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения химической науки и ее вклад в научно-технический прогресс;

  • освоение приемов логического мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) при изучении важнейших понятий и законов о составе, строении и свойствах веществ;

  • воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;

  • проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;

  • овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.

В курсе 9 класса вначале обобщаются знания учащихся по курсу 8 класса, апофеозом которого является Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Кроме того, обобщаются сведения о химических реакциях и их классификации – знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, и способах управления химическими процессами. Затем рассматриваются общие свойства металлов и неметаллов. Приводятся свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов (простых веществ и соединений галогенов), как наиболее ярких представителей этих классов элементов, и их сравнительная характеристика. В курсе подробно рассматриваются состав, строение, свойства, получение и применение отдельных, важных в хозяйственном отношении веществ, образованных элементами 2 – 3-го периодов.

Рабочая программа предусматривает обучение химии в 9 классе в объёме 2 учебных часов в неделю в течение 1 учебного года.

Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

  1. Увеличено число часов на изучение тем:

Тема № 1 «Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» 13 часов вместо 10 часов за счет увеличения числа часов на изучение теоретического материала, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.

Тема №2 «Металлы» 16 часов вместо 14 часов за счет включения практических работ «Осуществление цепочки химических превращений металлов» и «Получение и свойства соединений металлов».

Тема №3 «Неметаллы» 28 часов вместо 25 часов за счет включения практических работ «Решение экспериментальных задач по теме: Подгруппа галогенов», «Решение экспериментальных задач по теме: Подгруппа кислорода», «Получение, собирание и распознание газов».

Таким образом, практические работы, составляющие практикум №1 и практикум №2, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом.

  1. Резерв – 1 час.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, индивидуально-групповая, интерактивная.

Методы и формы контроля качества знаний

Систематический контроль над усвоением знаний обучающихся позволяет корректировать основные навыки и умения. Необходимо постоянно контролировать прямую и обратную связь.

Методы контроля

Формы контроля

Устный контроль

Индивидуальный и фронтальный опрос, беседа, комментирование ответов, доклад, сообщение, зачет, коллоквиум, дискуссия, анализ результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради и др.

Письменный контроль

Диктант, письменная контрольная работа, тестирование, решение задач, дидактические игры, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная работа, проверочная работа, письменные домашние задания и др.

Практический контроль

Химическое экспериментирование, конструирование и моделирование химических объектов, графические изображения с использованием ЭВТ.

Компьютерный контроль

Виртуальный химический эксперимент, тестирование, использование видеозаписей, анимаций, презентаций.

Комбинированный контроль

Расчетно-экспериментальные задачи, выпускной экзамен (знания органической и органической химии, экспериментальные и расчетные умения).


Виды контроля:

  • Предварительный.

  • Текущий.

  • Тематический.

  • Итоговый контроль.

Виды домашних заданий:

  • Работа с текстом учебника;

  • выполнение упражнений;

  • решение задач;

  • индивидуальные задания;

  • подготовка докладов, сообщений;

  • составление схем.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, биологии 6 – 9 класса, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ и литературой где используются необычные способы описания веществ или химических процессов.


Учебно-тематическое планирование


п/п

Название раздела

Количество часов

Введние. Общая характеристика элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов д.и. менделеева

13

Металлы

16

Неметаллы

28

Обобщение знаний по химии

За курс основной школы. Подготовка к ГИА

10

Резерв

1


Итого:

68


Содержание учебного курса

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. (13 ч.)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.

Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующихся реагирующих веществ», «фаза», «использование катализатора».

Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.

Демонстрации. Различные формы таблицы Д.И. Менделеева. Модели атомов элементов 1 – 3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2. Моделирование и построения Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами. 5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации. 6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

ТЕМА 1

Металлы (16 ч.)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16. Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18. Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.

Практическая работа. 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов.

ТЕМА 2

Неметаллы (28 ч.)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22. Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка. 25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30. Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремниевой кислоты и изучение ее свойств.

Практическая работа. 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы кислорода». 5. Получение, собирание и распознание газов.

ТЕМА 3

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (10 ч.)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степени окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.

Резерв 1 час.

Ожидаемые результаты

Учащийся должен:

знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основы здорового образа жизни; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;

испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) – уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; самоуважение и эмоционально-положительное тношение к себе;

признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;

осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;

проявлять: доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней; устойчивый познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;

уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять прогностическую самооценку, регулирующую активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности, связанный с началом изучения нового учебного предмета – химии; выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и их соответствие принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовление растворов заданной концентрации.


Учащиеся овладеют следующими навыками:

Учебно - организационные:

  • уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;

  • владеть техникой консультирования;

  • уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.);

  • анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

Учебно - интеллектуальные:

  • уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

  • уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать

  • взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

  • уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;

  • уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Учебно - информационные:

  • уметь применять справочный аппарат книги

  • самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;

  • уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

Учебно - коммуникативные:

  • связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;

  • излагать материал из различных источников;

  • владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.



Оценка знаний и умений учащихся в обучении химии

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении (наблюдении) ими химического эксперимента.

Оценка устного ответа

Отметки

Показатель ответа

«5»

Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

«4»

Ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо­ванию учителя.

«3»

Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

«2»

  • Ответ обнаруживает непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые уча­щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

  • Отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметки

Показатели умений

«5»

Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; высокий уровень сформированности экспериментальных умений (чистота рабочего места, порядок на столе, экономия используемых реактивов и др.); письменная работа (отчет об эксперименте) выполнена полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы.

«4»

Эксперимент выполнен полностью с учетом правил техники безопасности, при этом допущены несущественные ошибки при работе с веществами и оборудованием или эксперимент проведен не полностью, в письменном отчете об эксперименте сделаны правильные наблюдения и выводы.

«3»

В ходе эксперимента допущена существенная ошибка, исправленная по требованию учителя; письменный отчет об эксперименте выполнен правильно не менее чем наполовину (имеются упущению в объяснении и оформлении работы).

«2»

  • В ходе эксперимента допущены две (и более) существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; письменный отчет о проделанной экспериментальной работе выполнен меньше чем наполовину, содержит существенные ошибки в объяснении и оформлении работы.

  • У учащегося отсутствуют экспериментальные умения; письменный отчет об экспериментальной работе отсутствует.


Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка

Показатели умений

«5»

В плане решения, логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

«4»

В плане решения, логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; задача решена нерациональным способом, или допущены две несущественные ошибки.

«3»

В плане, логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; допущены существенные ошибки в математических расчетах.

«2»

  • Имеются существенные ошибки в плане, в логическом рассуждении и решении.

  • Отсутствие ответа на расчетную задачу.


Оценка письменных контрольных работ

При оценке выполнения письменной контрольной работы необ­ходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметки

Показатели работ

«5»

Работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно.

«4»

Работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки (или упущены два нехарактерных факта).

«3»

Работа выполнена не менее чем наполовину, допущены одна существенная ошибка и две-три несущественные ошибки.

«2»

  • Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

  • Работа не выполнена.


Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметки

Показатели умений

«5»

План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны правильные выводы.

«4»

План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; допущены две несущественные ошибки в объяснении и выводах.

«3»

План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

«2»

  • Допущены две или (более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

  • Экспериментальная задача не решена.


Оценка тестовых работ.

Для теста из 5 вопросов (используется в качестве проверочной работы)

Отметки

Показатель работы

«5»

нет ошибок

«4»

одна ошибка

«3»

две ошибки

«2»

три ошибки


Для тестов из 15 вопросов (используется в качестве контрольной работы)

Каждая работа оценивается в 60 баллов. Каждое задание с выбором одного правильного ответа части А оценивается тремя баллами, а задание на соответствие – 4 – 6 баллами. В части Б имеется 4 – 6 заданий со свободной формой ответа.

Предлагаемые контрольные работы не предполагают их выполнения в полном объеме, так как в них включено избыточное количество заданий. Обязательным для выполнения являются задания части А, а задания части Б ученик имеет право выбрать по своему усмотрению. Оценка этих заданий проводится только за полностью правильный ответ (максимальный балл), но и за выполнение отдельных этапов и элементов задания.

Отметки

Показатель работы

«5»

44 – 60 баллов

«4»

31 – 43 балла

«3»

18 – 30 баллов

«2»

0 – 17 баллов


Оценка реферата

  • Соблюдение требований к его оформлению.

  • Необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации.

  • Умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате.

  • Способность учащегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.


Критерии результативности

  • Поиск информации в различных источниках.

  • Овладение умением наблюдать и описывать полученные результаты.

  • Проведение элементарных химических экспериментов.

  • Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.

  • Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.


Методика и технология преподавания

Формы и методы проведения занятий

Методы проведения занятий:

  • Словесный метод: рассказ, беседа, лекция, повествование, рассуждение и т.д.

  • Наглядный метод: использование раздаточного материала, иллюстраций, моделей, показ видеоматериалов и демонстраций и т.д.

  • Практический метод: выполнение химических опытов и т.д.


Формы проведения занятий:

  • урок-консультация;

  • урок-практическая работа;

  • урок-деловая игра;

  • урок-соревнование;

  • компьютерный урок;

  • урок с групповыми формами работы;

  • уроки взаимообучения учащихся;

  • урок-зачет;

  • урок-конкурс;

  • урок-игра;

  • урок-конференция;

  • урок-семинар;

  • интегрированные уроки.


Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов, технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышению познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения.

  • Информационно-коммуникативные технологии.


УМК

для учащихся

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. - М.: Дрофа. 2013. - 319, [1] c. : ил.

  2. Габриелян О.С. Химия. 9 кл. : тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – М.: Дрофа, 2013. – 112 с.: ил.

  3. Габриелян О.С. Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа. 2014. – 224, [1] c.: ил.

  4. Габриелян О.С. Тетрадь для оценки качества знаний по химии к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. М.: Дрофа, 2013. – 111, [1] c.

для учителя

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. - М.: Дрофа. 2013. - 319, [1] c. : ил.

  2. Гамбурцева Т.Д. Рабочие программы. Химия. 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Т.Д. Гамбурцева. – 2 – изд., перераб. – М.: Дрофа. 2013. – 159, [1] c.

  3. Габриелян О.С. Химия. 8 – 9 кл. Методическое пособие / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2014. – 222, [2] с.

  4. Габриелян О.С. Химия 9 кл. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс»: учебное пособие / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушаков и др. – 2-изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2014. – 236, [4] с.: ил.

  5. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс»: учебное пособие / О. С. Габриелян, Т.В. Смирнова, С.А. Сладков. – М.: Дрофа. 2014. – 236 с.


Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

  • учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

  • учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации практической работы учащихся,)

  • инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания химического образования);

  • варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

  • материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету.


Оборудование и приборы

Натуральные объекты

  • Коллекции минералов и горных пород;

  • Коллекция металлов и сплавов;

  • Коллекция неметаллов;

  • Коллекция минеральных удобрений;

  • Коллекция пластмасс, каучуков, волокон.

  • Коллекция «Нефть и продукты нефтепроизводства».


Химические реактивы и материалы

Наиболее часто используемые:

  • Простые вещества: медь, натрий, кальций, магний, железо, цинк;

  • оксиды: меди(II), кальция, железа(III), магния;

  • кислоты: серная, соляная, азотная;

  • основания - гидроксиды: натрия, кальция, 25%-ный водный раствор аммиака;

  • соли: хлориды натрия, меди(II), алюминия, железа(III); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(II), железа(II), железа(III), аммония; иодид калия, бромид натрия;

  • органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы

  • Приборы для работы с газами;

  • аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;

  • измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;

  • стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.

Модели

  • Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;

  • Кристаллические решетки солей;

Учебные пособия на печатной основе

  • Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

  • Таблица растворимости кислот, оснований солей;

  • Электрохимический ряд напряжений металлов;

  • Окраска индикаторов в различных средах;

  • Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;

  • Серия инструктивных таблиц по химии;

  • Серия таблиц по неорганической химии;

  • Серия таблиц по химическим производствам.


Материально-техническое обеспечение

  • Компьютер;

  • Мультимедиапроектор;

  • Экран.

  • Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам


Литература, использованная при написании программы

  1. Рабочие программы по химии. 8-11 классы (по программам О.С.Габриеляна, И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской)/ Сост. В.Е. Морозов. – 2-е изд., доп., испр. – М.: Глобус, 2010. – 221 с.

  2. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 классы.– М.: Просвещение, 2010. – 48 с.

  3. Т.Д. Гамбурцева. Рабочие программы. Химия. 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Т.Д. Гамбурцева. – 2 – изд., перераб. – М.: Дрофа, 2013. – 159, [1] c.

  4. М.С. Пак. Дидактика химии. – СПб.,: ООО «ТРИО», 2012. – 457 с.


Приложение №1


Календарно-тематический план


Месяц

не

де

ли

урока

Тема

Формы контроля

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь





Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (13 ч.)

1

1

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Фронтальная беседа


2

Свойства оксидов в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Фронтальная беседа

2

3

Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос


4

Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

3

5

Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос


6

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Фронтальная беседа

4

7

Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома.

Проверочная работа

Фронтальная беседа


8

Химическая организация живой и неживой природы.

Самостоятельная работа

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь


5

9

Классификация химических реакций по различным признакам.

Фронтальная беседа


10

Понятие о скорости химической реакции.

Фронтальная беседа

6

11

Катализаторы.

Индивидуальный опрос


12

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Индивидуальный опрос

7

13

Контрольная работа по теме: «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Контрольная работа

Тема №1 Металлы (16 ч.)


14

Металлы. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Сплавы.

Фронтальная беседа

8

15

Химические свойства металлов.

Индивидуальный опрос


16

Металлы в природе. Общие способы их получения.

Проверочная работа

Фронтальная беседа

9

17

Понятие о коррозии металлов.

Самостоятельная работа


18

Практическая работа «Осуществление цепочки химических превращений металлов».

Практическая работа

Н

О

Я

Б

Р

Ь

10

19

Общая характеристика элементов IA группы.

Фронтальная беседа


20

Соединения щелочных металлов.

Индивидуальный опрос

11

21

Щелочноземельные металлы.

Фронтальная беседа


22

Соединения щелочноземельных металлов.

Индивидуальный опрос

12

23

Алюминий. Строение атома. Физические и химические свойства.

Проверочная работа

Фронтальная беседа


24

Оксид и гидроксид алюминия, их амфотерные свойства.

Индивидуальный опрос

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь


13

25

Железо. Строение атома. Физические и химические свойства.

Проверочная работа

Фронтальная беседа


26

Оксиды и гидроксиды железа, их свойства.

Индивидуальный опрос

14

27

Практическая работа по теме: «Получение и свойства соединений металлов».

Практическая работа


28

Обобщение знаний по теме «Металлы».

Фронтальная беседа

15

29

Контрольная работа по теме «Металлы».

Контрольная работа

Тема №2 Неметаллы (28 ч.)


30

Общая характеристика неметаллов.

Фронтальная беседа

16

31

Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения.

Индивидуальный опрос


32

Водород. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства. Получение.

Фронтальная беседа

Я

Н

В

А

Р

Ь


17

33

Вода.

Фронтальная беседа


34

Галогены. Строение атомов. Физические и химические свойства. Получение.

Индивидуальный опрос

Фронтальная беседа

18

35

Соединения галогенов, свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Применение галогенов и их соединений.

Проверочная работа


36

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов».

Практическая работа

19

37

Кислород. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства. Получение.

Фронтальная беседа


38

Сера. Строение атома. Физические и химические свойства. Применение.

Фронтальная беседа

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь


20

39

Соединения серы.

Индивидуальный опрос


40

Серная кислота как электролит и ее соли.

Фронтальная беседа

21

41

Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты.

Проверочная работа


42

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа

22

43

Азот. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства.

Фронтальная беседа


44

Аммиак. Строение, физические и химические свойства, получение и применение.

Фронтальная беседа

23

45

Соли аммония. Свойства. Применение.

Проверочная работа


46

Оксиды азота. Азотная кислота как электролит, ее применение.

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

М

А

Р

Т


24

47

Азотная кислота как окислитель, ее получение.

Фронтальная беседа


48

Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях.

Проверочная работа

Фронтальная беседа

25

49

Углерод. Строение атома. Физические и химические свойства. Применение.

Фронтальная беседа


50

Оксиды углерода.

Индивидуальный опрос

26

51

Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды и способы ее устранения.

Фронтальный опрос


52

Кремний. Строение атома, физические и химические свойства. Применение.

Фронтальная беседа

27

53

Соединения кремния.

Индивидуальный опрос


54

Силикатная промышленность.

Самостоятельная работа

А

П

Р

Е

Л

Ь


28

55

Практическая работа. Получение, собирание и распознание газов.

Практическая работа


56

Обобщение знаний по теме «Неметаллы».

Фронтальный опрос

29

57

Контрольная работа по теме «Неметаллы».

Контрольная работа

Тема №3 Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (10 ч.)


58

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и группы.

Фронтальный опрос

30

59

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах.

Проверочная работа


60

Виды химических связей и типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Индивидуальный опрос

31

61

Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций.

Индивидуальный опрос


62

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакции.

Индивидуальный опрос

М

А

Й


32

63

Окислительно-восстановительные реакции.

Индивидуальный опрос


64

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы.

Индивидуальный опрос

33

65

Состав, классификация и общие химические свойства оксидов и гидроксидов (оснований, кислот, амфотерных гидроксидов), соли в свете ТЭД.

Индивидуальный опрос


66

Тренинг-тестирование по вариантам ГИА прошлых лет.

Самостоятельная работа

34

67

Тренинг-тестирование по демоверсии ГИА.

Самостоятельная работа


68

Резервный урок.




Приложение №2


Сроки выполнения практической части программы


Тема

Примерные даты


Контрольная работа по теме «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

3 неделя октября 2015 г.


Контрольная работа по теме «Металлы».

3 неделя декабря 2015 г.


Контрольная работа по теме «Неметаллы».

3 неделя апреля 2016 г.


Приложение №3

Тематическое планирование


Тема

Количество

часов

Контрольные работы

Практические работы

План

Факт.

План

Факт.

План

Факт.

1

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

13


1




2

Металлы

16


1


2


4

Неметаллы

28


1


3


7

Обобщение знаний по химии

за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации

10






8

Резерв

1







Итого:

68


3


5




26




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Давыденко Любовь Владимировна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "рабочая программа по химии среднего(полного) общего образования УМК О.С.Габриелян 10-11 классы базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(125) "rabochaia-proghramma-po-khimii-sriedniegho-polnogho-obshchiegho-obrazovaniia-umk-o-s-gabriielian-10-11-klassy-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "114216"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411377435"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "рабочая программа по химии в 10 классе  (2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(118) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-10-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "110837"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406699422"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по химии для 8 класса (базовый уровень) "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-khimii-dlia-8-klassa-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "133743"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416577145"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Рабочая программа по химии к УМК О.С. Габриеляна для 10 класса (базовый уровень) на 2015-2016 учебный год "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-po-khimii-k-umk-o-s-gabriieliana-dlia-10-klassa-bazovyi-urovien-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "227112"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440602814"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Рабочая программа по химии к УМК О.С. Габриеляна для 11 класса (базовый уровень) на 2015-2016 учебный год "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-po-khimii-k-umk-o-s-gabriieliana-dlia-11-klassa-bazovyi-urovien-na-2015-2016-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "227114"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440603125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства