Рабочая программа по химии к УМК О.С. Габриеляна для 10 класса (базовый уровень) на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по химии к УМК О.С. Габриеляна для 10 класса (базовый уровень) на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по химии разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы Т.Д. Гамбурцевой к учебнику О.С. Габриеляна "Химия. 10 класс". Рабочая программа предусматривает обучение химии в 10 классе в объеме 1 учебного часа в неделю в течение 1 учебного года.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по химии разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии, Федерального государственного образовательного стандарта и авторской программы Т.Д. Гамбурцевой к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс», соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Т.Д. Гамбурцева. Рабочие программы. Химия. 10 – 11 классы: учебно-методическое пособие / сост. Т.Д. Гамбурцева. – 2 – изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 187 c.).
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего среднего образования и Требований к результатам среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования.
В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего и основного общего образования. Однако содержание рабочей программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием и, во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Цели изучения химии в средней (полной) школе:
формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности;
формирование у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
формирование у обучающихся ценностного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Ценностные ориентиры содержания курса химии в средней (полной) школе не зависят от уровня изучения и определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценность» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
Особенности содержания обучения химии в средней (полной) школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения необходимых человеку веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
«Веществ» - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
«Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
«Применение веществ» - знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
«Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических и органических веществ, т.е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с родного или русского языка на язык химии и обратно.
Рабочая программа предусматривает обучение химии в 10 классе в объёме 1 учебного часа в неделю в течение 1 учебного года.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение темы «Кислородсодержащие органические соединения» - 10 часов вместо 8 часов и уменьшено число часов на изучение тем «Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе» для более рационального распределения времени на изучение данных разделов курса.
Формы организации обучения:фронтальная,индивидуальная, парная, групповая, индивидуально-групповая, интерактивная.
Методы и формы контроля качества знаний
Систематический контроль над усвоением знаний обучающихся позволяет корректировать основные навыки и умения. Необходимо постоянно контролировать прямую и обратную связь.
Методы контроля
Формы контроля
Устный контроль
Индивидуальный и фронтальный опрос, беседа, комментирование ответов, доклад, сообщение, зачет, коллоквиум, дискуссия, анализ результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради и др.
Письменный контроль
Диктант, письменная контрольная работа, тестирование, решение задач, дидактические игры, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная работа, проверочная работа, письменные домашние задания и др.
Практический контроль
Химическое экспериментирование, конструирование и моделирование химических объектов, графические изображения с использованием ЭВТ.
Компьютерный контроль
Виртуальный химический эксперимент, тестирование, использование видеозаписей, анимаций, презентаций.
Комбинированный контроль
Расчетно-экспериментальные задачи, выпускной экзамен (знания органической и органической химии, экспериментальные и расчетные умения).
Виды контроля:
Предварительный.
Текущий.
Тематический.
Итоговый контроль.
Виды домашних заданий:
Работа с текстом учебника;
выполнение упражнений;
решение задач;
индивидуальные задания;
подготовка докладов, сообщений;
составление схем.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т.е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения.
Учебно-тематическое планирование
№ П/П
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Введение
1
Теория строения органических соединений
3
Углеводороды и их природные источники
9
Кислородсодержащие органические соединения
10
Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе
7
Химия и жизнь
4
ИТОГО:
34
Содержание учебного курса
Введение (1 ч.)
Методы научного познания. Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Выводы.
Демонстрации. Видеофрагменты, слайды с изображениями химической лаборатории, проведения химического эксперимента.
Тема 1.
Теория строения органических соединений (3 ч.)
Теория строения органических соединений. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. Валентность. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Изомерия и изомеры.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул представителей различных классов органических соединений.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул органических соединений
Тема 2.
Углеводороды и их природные источники (9 ч.)
Алканы. Природный газ, его состав применение как источника энергии и химического сырья.
Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Свойства (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение.
Алкены. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором KMnO4) и применение этилена. Полиэтилен. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Реакции полимеризации.
Диены. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель аренов. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.
Нефть и способы ее переработки. Состав нефти. Переработка нефти: перегонка и крекинг.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление сколлекцией «Нефть и продукты её переработки».
Тема 3.
Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (10 ч.)
Спирты. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (гидратацией этилена) и применение этанола. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Получение фенола из каменного угля. Каменный уголь и его использование. Коксование каменного угля, важнейшие родукты коксохимического производства.
Взаимное влияние атомов в молекуле фенола (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.
Альдегиды. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Свойства (реакция окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом). Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фенолоформальдегидные пластмассы.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной кислоты.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека.
Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Мыла. Применение жиров.
Углеводы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта – альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы.
Сахароза как представитель дисахаридов.
Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Коллекция искусственных волокон и изделий из них.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства формальдегида. 8. Свойства глицерина. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Тема 4.
Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (7 ч.)
Амины. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин – как ароматических. Основность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Получение анилина по реакции Н.Н. Зинина. Применение анилина.
Аминокислоты. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие со щелочами и кислотами). Образование полипептидов. Аминокапроновая кислота как представитель синтетических аминокислот. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона.
Белки. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.
Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как полинуклеоиды. Строение нуклеотида. РНК и ДНК в сравнении. Их роль в хранении и передаче наследственной информации.
Генетическая связь между классами органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (II); этанол – этаналь – этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14.Свойства белков.
Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по идентификации органических соединений.
Тема 5.
Химия и жизнь (4 ч.)
Пластмассы и волокна. Полимеризация и поликонденсация как способы получения синтетических высокомолекулярных соединений. Получение искусственных высокомолекулярных соединений химической модификацией природных полимеров. Строение полимеров: линейное, пространственное, сетчатое.
Понятие о пластмассах. Термопластичные и термореактивные полимеры. Отдельные представители синтетических и искусственных полимеров: фенолоформальдегидные смолы, поливинилхлорид, тефлон, целлулоид.
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Понятие о рН среды. Особенности строения и свойств (селективность и эффективность, зависимость действия от температуры и рН среды раствора) ферментов по срвнению с неорганическими катализаторами. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Важнейшие свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях. Отдельные представители гормонов: инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от ятрохимии и фармакотерапии до химиотерапии. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Решение задач по органической химии. Решение задач на вывод формулы органических веществ по продуктам сгорания и массовым долям элементов.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Ожидаемые результаты
Требования к усвоению теоретического учебного материала.
В конце года учащиеся
Должны знать: основные положения теории химического строения веществ, гомологию, структурную изомерию, важнейшие функциональные группы органических веществ, виды связей (одинарную, двойную, ароматическую, водородную), их электронную трактовку и влияние на свойства веществ. Знать основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации линейная, разветвлённая и пространственные структуры, влияние строения на свойства полимеров.
Должны уметь: разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ, развитие познания от явления ко всё более глубокой сущности.
2. Требования к усвоению фактов.
В конце года учащиеся
Должны знатьстроение, свойства, практическое значение предельных, непредельных и ароматических углеводородов, одноатомных и многоатомных спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, глюкозы и сахарозы, крахмала и целлюлозы, аминови аминокислот, белков. Знать особенности строения, свойства, применения важнейших представителей пластмасс, каучуков, промышленную переработку нефти, природного газа.
Должны уметьпользоваться строением, анализом и синтезом, систематизацией и обобщением на учебном материале органической химии; высказывать суждения о свойствах вещества на основе их строения и о строении вещества по их свойствам.
3. Требования к усвоению химического языка.
В конце года учащиеся
Должны знать и уметьразъяснять смысл структурных и электронных формул органических веществ и обозначать распределение электронной плотности в молекулах, называть вещества по современной номенклатуре, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства органических веществ, их генетическую связь.
Требования к выполнению химического эксперимента.
В конце года учащиеся
Должны знать правила работы с изученными органическими веществами и оборудованием, токсичность и пожарную опасность органических соединений.
Должны уметьпрактически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических вещества; определять по характерным реакциям непредельные соединения, одноатомные и многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, амины, аминокислоты и белки.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовление растворов заданной концентрации.
Учащиеся овладеют следующими навыками:
Учебно - организационные:
уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
владеть техникой консультирования;
уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.);
анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
Учебно - интеллектуальные:
уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
Учебно - информационные:
уметь применять справочный аппарат книги
самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
Учебно - коммуникативные:
связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
излагать материал из различных источников;
владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.
Оценка знаний и умений учащихся в обучении химии
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении (наблюдении) ими химического эксперимента.
Оценка устного ответа
Отметки
Показатель ответа
«5»
Ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
«4»
Ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
«3»
Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
«2»
Ответ обнаруживает непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметки
Показатели умений
«5»
Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; высокий уровень сформированности экспериментальных умений (чистота рабочего места, порядок на столе, экономия используемых реактивов и др.); письменная работа (отчет об эксперименте) выполнена полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы.
«4»
Эксперимент выполнен полностью с учетом правил техники безопасности, при этом допущены несущественные ошибки при работе с веществами и оборудованием или эксперимент проведен не полностью, в письменном отчете об эксперименте сделаны правильные наблюдения и выводы.
«3»
В ходе эксперимента допущена существенная ошибка, исправленная по требованию учителя; письменный отчет об эксперименте выполнен правильно не менее чем наполовину (имеются упущению в объяснении и оформлении работы).
«2»
В ходе эксперимента допущены две (и более) существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; письменный отчет о проделанной экспериментальной работе выполнен меньше чем наполовину, содержит существенные ошибки в объяснении и оформлении работы.
У учащегося отсутствуют экспериментальные умения; письменный отчет об экспериментальной работе отсутствует.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка
Показатели умений
«5»
В плане решения, логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
«4»
В плане решения, логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; задача решена нерациональным способом, или допущены две несущественные ошибки.
«3»
В плане, логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; допущены существенные ошибки в математических расчетах.
«2»
Имеются существенные ошибки в плане, в логическом рассуждении и решении.
Отсутствие ответа на расчетную задачу.
Оценка письменных контрольных работ
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметки
Показатели работ
«5»
Работа выполнена правильно и полно на основании изученных теоретических положений, в определенной логической последовательности, литературным языком, самостоятельно.
«4»
Работа выполнена правильно, в ней допущены две несущественные ошибки (или упущены два нехарактерных факта).
«3»
Работа выполнена не менее чем наполовину, допущены одна существенная ошибка и две-три несущественные ошибки.
«2»
Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Работа не выполнена.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметки
Показатели умений
«5»
План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны правильные выводы.
«4»
План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; допущены две несущественные ошибки в объяснении и выводах.
«3»
План решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
«2»
Допущены две или (более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Экспериментальная задача не решена.
Оценка тестовых работ.
Для теста из 5 вопросов (используется в качестве проверочной работы.
Отметки
Показатель работы
«5»
нет ошибок
«4»
одна ошибка
«3»
две ошибки
«2»
три ошибки
Для тестов из 15 вопросов (используется в качестве контрольной работы).
Контрольные работы состоят из двух частей и являются комбинированными. Часть А каждой работы содержит тестовые задания с выбором одного правильного ответа и задания на установления соответствия. Часть Б содержит задания со свободной формой ответа и предусматривает написание уравнений реакций, условия их проведения и др.
Каждая работа оценивается в 50 баллов. Каждое задание с выбором одного правильного ответа части А оценивается тремя баллами, а задание на соответствие – 4 – 6 баллами. В части Б имеется 2 – 3 задания со свободной формой ответа.
Предлагаемые контрольные работы не предполагают их выполнения в полном объеме, так как в них включено избыточное количество заданий. Обязательным для выполнения являются задания части А, а задания части Б ученик имеет право выбрать по своему усмотрению. Оценка этих заданий проводится только за полностью правильный ответ (максимальный балл), но и за выполнение отдельных этапов и элементов задания.
Отметки
Показатель работы
«5»
44 – 50 баллов
«4»
36 – 43 балла
«3»
26 – 35 баллов
«2»
0 – 25 баллов
Оценка реферата
Соблюдение требований к его оформлению.
Необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации.
Умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате.
Способность учащегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Критерии результативности
Поиск информации в различных источниках.
Овладение умением наблюдать и описывать полученные результаты.
Проведение элементарных химических экспериментов.
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта.
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Методика и технология преподавания
Формы и методы проведения занятий
Методы проведения занятий:
Словесный метод: рассказ, беседа, лекция, повествование, рассуждение и т.д.
Наглядный метод: использование раздаточного материала, иллюстраций, моделей, показ видеоматериалов и демонстраций и т.д.
Практический метод: выполнение химических опытов и т.д.
Формы проведения занятий:
урок-консультация;
урок-практическая работа;
урок-деловая игра;
урок-соревнование;
компьютерный урок;
урок с групповыми формами работы;
уроки взаимообучения учащихся;
урок-зачет;
урок-конкурс;
урок-игра;
урок-конференция;
урок-семинар;
интегрированные уроки.
Технологии, используемые в образовательном процессе
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов, технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышению познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения.
Информационно-коммуникативные технологии.
УМК
для учащихся
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. - 7-изд. стереотип. - М.: Дрофа. 2011. - 191, [1] c. : ил.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна. – М.: Дрофа, 2014. – 144 с.
для учителя
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. - 7-изд. стереотип. - М.: Дрофа. 2011. - 191, [1] c. : ил.
Габриелян О.С., Сладков С.А. Химия. 10 класс. Методическое пособие. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2013. – 192 с.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. – М.: Дрофа, 2010. – 400 с.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Книга для учителя. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2012. – 160 с.
Габриелян О.С., Березкин П.Н. и др. Контрольные и проверочные работы. 10 класс. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2011. – 256 с.
Габриелян О. С., Ватлина Л. П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 208 с.
Дидактическое обеспечение
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:
учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации практической работы учащихся,)
инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания химического образования);
варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету.
Материально-техническое обеспечение
1.Печатные пособия
1.1. Серия справочных таблиц по органической химии.
1.2. Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (8-11 кл.)
1.3. Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
2. Учебно-лабораторное оборудование
2.1. Набор для моделирования органических веществ.
2.2. Коллекции: «Волокна», «Пластмассы», «Каучук», «Нефть и продукты ее переработки», «Каменный уголь».
3. Учебно-практическое оборудование
3.1.Набор «Углеводороды».
3.2. Набор «Кислородосодержащие органические соединения».
3.3. Набор «Кислоты органические»
3.4. Набор «Углеводы. Амины».
3.5. Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента, нагревательные приборы.
4. Информационно-коммуникативные средства
4.1. Мультимедийные программы по всем разделам курса химии 8-10 класс.
4.2. Компьютер и мультимедийный проектор.
Литература, использованная при написании программы
Гамбурцева Т.Д. Рабочие программы к УМК О.С. Габриеляна: Химия. 10-11 классы: учебно-методическое пособие. 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 187 c.
Габриелян О.С., Сладков С.А. Химия. 10 класс. Методическое пособие. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2013. – 192 с.
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2012. – 78 с.
Рабочие программы по химии. 8-11 классы (по программам О. С. Габриеляна, И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской)/ Сост. В.Е. Морозов. – М.: Глобус, 2010. – 221 с.
Примерные программы по учебным предметам. Химия. 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2011.
М.С. Пак. Дидактика химии. – СПб.,: ООО «ТРИО», 2012. – 457 с.
Приложение №1
Календарно-тематический план
Месяц
№ недели
№ урока
Темы уроков
Формы контроля
Сент.
Введение (1 ч.)
1
1
Методы научного познания.
Фронтальная беседа
Тема №1 Теория строения органических соединений (3 ч.)
2
2
Предмет органической химии.
Фронтальная беседа
3
3
Основные положения теории А. М. Бутлерова.
Фронтальная беседа
4
4
Понятие о гомологах и изомерах.
Проверочная работа
Фронтальная беседа
Тема №2 Углеводороды и их природные источники (9 ч.)
Окт.
5
5
Природный газ как источник углеводородов.
Фронтальная беседа
6
6
Предельные углеводороды. Алканы.
Фронтальная беседа
Индивидуальный опрос
7
7
Этиленовые углеводороды или алкены.
Проверочная работа
Фронтальная беседа
8
8
Диеновые углеводороды. Каучуки.
Индивидуальный опрос
9
9
Ацетиленовые углеводороды или алкины.
Фронтальная беседа
Нояб.
10
10
Ароматические углеводороды или арены.
Фронтальная беседа
Индивидуальный опрос
11
11
Нефть и способы ее переработки.
Самостоятельная рабта
12
12
Обобщение и систематизация знаний об углеводородах.
Фронтальный опрос
Дек.
13
13
Контрольная работа по теме «Углеводороды и их природные источники».
Контрольная работа
Тема № 3 Кислородсодержащие органические соединения (10 ч.)
14
14
Спирты.
Фронтальная беседа
15
15
Каменный уголь.
Самостоятельная работа
16
16
Фенол.
Фронтальная беседа
Янв.
17
17
Альдегиды.
Индивидуальный опрос
Фронтальная беседа
18
18
Карбоновые кислоты.
Индивидуальный опрос
Фронтальная беседа
19
19
Сложные эфиры. Жиры и мыла.
Самостоятельная работа
Фев.
20
20
Углеводы.
Фронтальная беседа
21
21
Химические свойства углеводов.
Фронтальный опрос
22
22
Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические вещества».
Фронтальный опрос
23
23
Итоговая к.р. по теме «Кислородсодержащие органические вещества».
Контрольная работа
Март
Тема № 4 Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (7 ч.)