Данная рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений естественнонаучного профиля, разработанной коллективом авторов: Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, А.Ю. Жегиным.
Курс химии 9 класса посвящён систематике химических элементов неорганических и органических веществ и строится на основе проблемно-деятельностного подхода. Он рассчитан на 3 часа в неделю (102 часа в год).
Курс представлен 3 системами знаний: 1) вещество; 2) химические реакции;
3) химическая технология и прикладная химия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений естественнонаучного профиля, разработанной коллективом авторов: Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, А.Ю. Жегиным.
Для реализации этой программы в учебном процессе используется учебник «Химия -9» под редакцией Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегиным. (Издательство: М.: Вентана-Граф, 2002).
Курс химии 9 класса посвящён систематике химических элементов неорганических и органических веществ и строится на основе проблемно-деятельностного подхода. Он рассчитан на 3 часа в неделю (102 часа в год).
Курс представлен 3 системами знаний: 1) вещество; 2) химические реакции;
3) химическая технология и прикладная химия.
Учебно-воспитательные задачи курса решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки учащихся к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения.
Учебно-воспитательные задачи предмета химии.
Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения.
Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.
Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни.
Формирование специальных умений обращаться с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила техники безопасности.
Развитие гуманистических черт личности, формирование и развитие творческих задатков.
Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.
Развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.
Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.
В настоящее время человечество живёт в условиях созданной ими техносферы. Потребности человека в необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность его жизни, удовлетворяет постоянно развивающаяся технология. Вместе с тем НТР, увеличивающиеся материальные потребности, развитие науки, технологий и производств имеют и обратную сторону, характеризующуюся ухудшением экологии окружающей среды, обеднением энергетических и природных ресурсов. Существующая идеология потребления и экологическая несостоятельность современной цивилизации вошли в глубокое противоречие, обусловили возникновение таких глобальных проблем человечества, как продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая. Важным средством их разрешения является не только понимание их сущности и причин возникновения, но и поиск эффективных способов и методов решения, осознание важности собственного вклада в него каждого человека. Для этого необходимо повышение уровня естественнонаучного образования и экологической культуры всего населения.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки в познании законов природы, в материальной жизни человека, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решение многих из них используют химические средства и методы. Это подчёркивает значимость учебного предмета химии, необходимость усиления химической компоненты в содержании экологического образования. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в решении экологических проблем, хемофобию. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации в поведении в окружающей среде. Она вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся. Учёт современных проблем и состояния окружающей среды требует внесения в содержание учебного предмета соответствующих изменений.
В данной программе явно выражена химико-экологическая направленность содержания. В нём отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности. Изменена структура содержания. Оно представлено 3 взаимосвязанными и равными блоками знаний, развиваемыми по спирали, отражающей повышение теоретического уровня изучения и обобщения знаний. Эти блоки знаний определяются непреходящей задачей химической науки – получение веществ и материалов с заданными свойствами. Все другие виды знаний и способов деятельности включаются в эти блоки и концентрируются в их понятиях. Содержания блоков знаний пронизано и экологическими сведениями. В программе усилены также гуманистические, методологические и мировоззренческие аспекты химического образования. Формирование основных химических понятий и систем знаний о веществе, реакции, технологии, гуманистически ориентированного научного мировоззрения и экологического образования базируется на целенаправленном раскрытии материальных основ окружающего мира, химической картины природы с показом первоначальной значимости природы и её целостности как высшей ценности человечества с ориентацией на другие, непреходящие общечеловеческие ценности. Этому способствует реализация системного подхода. Он выражен в усилении внимания к обобщению и систематизации знаний по химии, в раскрытии структуры важнейших теоретических знаний и их блоков с помощью символико-графических средств, в раскрытии и использовании таких их функций, как интегративная, объяснительная и предсказательная.
Построение курса с химико-экологической направленностью осуществляется с учётом логики науки, реализации принципов дидактики и психологии усвоения знаний и развития личности обучаемых, ведущих идей современных концепций общего, в том числе химического, образования. В программе реализуются следующие идеи:
Гуманизация содержания и процесса его усвоения;
Экологизация курса химии;
Последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения;
Интеграции знаний и умений;
Раскрытия разноуровневой организации веществ, взаимосвязи их состава, строения и свойств, разностороннего раскрытия химических реакций и технологических процессов с позиций единства структурных, энергетических, кинетических характеристик.
В последовательном раскрытии учебного содержания ведущая роль отведена
фундаментальным идеям, важнейшим теориям, законам и понятиям химии, современным проблемам общества, в решении которых необходимы знания химии. Нарастание научной информации, новые задачи обучения, решаемые на данном этапе развития школы, и связанное с ними включение новых знаний в учебный предмет, изучение которого ограничено всё уменьшающимися рамками учебного времени, непременно ведут к повышению абстрактности и оторванности учебного материала от жизни, а, следовательно, и к снижению интереса к нему, к формализму в знаниях учащихся, к снижению их качества. Это противоречие в данной программе устраняется усилением внутрипредметной и межпредметной интеграцией знаний и умений, фундаментализации курса, функциональности теоретических знаний, с одной стороны, и увеличением прикладных вопросов содержания, усилением их методологической, экологической и практической направленности – с другой стороны. Его устранению способствовало также отведение значительного места систематизации, обобщениям и компактной подаче сущностного содержания с помощью символико-графических и информационноёмких форм его выражения.
Помимо основ науки в содержание учебного предмета включён ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
Названные методологические и методические подходы к построению курса химии позволяют представить его как целостное развивающееся и необходимо полезное для учащихся знание. Они создают нужные условия для системного и действенного усвоения курса, для развития личности учащегося, присвоения ею гуманистических ценностных ориентиров и формирования научного мировоззрения.
Организация контроля хода усвоения учебного материала.
Контроль и оценка успеваемости обеспечивает получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, которая получила название внешней обратной связи, а также получения информации самим учеником о его познавательных действиях и их результатах, называемой внутренней обратной связью; сочетание внешней и внутренней связи имеет важное значение для успешного обучения.
Проверка знаний и умений – важное звено в обучении. Она направлена на достижение целей обучения, на контроль хода усвоения учащимися учебного материала и на неё возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучение состояния химической подготовки – непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учёбе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и использовать дифференцированный подход к обучению. Она даёт более достоверную информацию о достижениях учащегося и в их пробелах, позволяет учителю управлять процессом обучения. Систематичная проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретённых знаний в новую систему.
Различают: текущую, тематическую, итоговую проверки знаний и умений. Задачи обучения воспитание и развитие личности в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки, т.к. выполняют не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитательную и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверка, в основном, выполняют функцию контроля и управления, как для текущей, так и для итоговой проверки. В основном использую различные формы, методы и приёмы: устная, письменная (текстовая, графическая), практическая и другие. В обучении химии применяю как традиционные формы и методы проверки, так и нетрадиционные (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности из предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблиц и другие).
Устный контроль (индивидуальный опрос, фронтальную контролирующую беседу) обычно применяю при текущей проверке, а иногда и при итоговом контроле тех или иных учебных вопросов (зачёт).
Практический способ контроля применяю для проверки овладения специальными практическими умениями.
Введение в школу стандарта среднего химического образования позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и проверке знаний учащихся не только на уроках, но и на факультативных занятиях.
Учебно-технологическая карта
№
Тема блока
Кол-во часов
Содержание программы
Требования к усвоению знаний
Формы заданий
Литература.
Интеграция.
базовый
повышенный
базовый
повышенный
1
Повторение
5
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Основные виды химической связи. Состав и свойства основных классов неорганических веществ. Степень окисления (бинарные соединения). Строение атома (распределение электронов по электронным орбиталям). Типы кристаллических решёток.
+ Механизм образования химических связей. Степень окисления (соединения из трёх элементов). Строение атома (электронные и графические схемы).
Знать физический смысл порядкового номера, номера периода, группы для характеристики строения атомов этого химического элемента;
Составлять схемы строения атомов химических элементов (№1-№20);
Объяснять основные закономерности периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева на основе знаний о строении атома;
Определять степени окисления атомов химических элементов по формулам бинарных соединений;
Определять вид химической связи (металл-галоген, водород-галоген, водород-халькоген, молекулы газов);
Составлять уравнения изученных химических реакций;
Определять тип кристаллической решётки.
+ Характеризовать химические элементы главных подгрупп больших периодов то положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева;
Определять свойства простых веществ, образованных данным химическим элементом (металл – неметалл – переходный);
Составлять формулы и характеризовать уравнениями химических реакций свойства высшего оксида и соответствующего ему гидроксида (кислоты, основания, амфотерного гидроксида);
Составлять схемы образования соединений с ионной, ковалентной полярной и неполярной химической связью;
Определять степень окисления атомов в соединениях, состоящих из трёх химических элементов (кислородсодержащие кислоты и их соли);
Записывать электронные и графические схемы строения атомов элементов (№1 - №20).
Iс.59
Вариант 1,2
Вариант 3,4
с.60
Вариант 1,2
Вариант 3
с.61
Вариант 1,2
Вариант 3
с.63
Вариант 1,2
Вариант 3
с.67
Вариант 1,2
Вариант 3
с.68
Вариант 1,2
Вариант 3,4
с.69
Вариант 1,2
Вариант 3
с.70
Вариант 1,2
Вариант 3,4
К.работа
с.72
Вариант 1,2
Вариант 3,4
I М.В. Зуева, Н.Н. Гара Контрольные и проверочные работы по химии, 8-9 класс.
II учебник Н.Е.Кузнецова и др. Химия 9
2
Химические реакции в свете трёх теорий химии
7
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
+ Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье-Брауна. Катализаторы. Катализ.
Классифицировать химические реакции по характеру теплового эффекта, по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; Называть условия, влияющие на скорость химической реакции;
Обращаться с растворами кислот, щелочей; спиртовкой, лабораторным оборудованием; Составить план работы, провести опыты, описать их результаты, сделать выводы при проведении экспериментальных работ.
+ Пояснять влияние условий, изменяющих скорость химических реакций;
Определять скорость химической реакции; Объяснять влияние различных факторов на смещение химического равновесия;
Знать виды катализа, уметь объяснять их различие.
II
с.10
Вопрос 1
Вопрос 2
с.15
Вопрос 1
Вопрос 2
с.19
Вопрос 1,2
Вопрос 3,4,5
с.12
Вопрос 1,2,3
Энергетический обмен в организме и экосистеме. Проблема парникового эффекта;
Влияние внешних условий на химические процессы в живой природе;
Экологическое равновесие. Принцип Ле Шателье-Брауна применительно к экосистеме; Принцип Ле Шателье-Брауна и здоровье человека.
3
Теория электролитической диссоциации
16
Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции.
+ Гидролиз солей. Количественные характеристики процесса электролитической диссоциации. Кристаллогидраты.
Уметь объяснять поведение электролитов в воде (NaCI, HCI); Комментировать уравнения электролитической диссоциации, а также полные и сокращённые ионные уравнения реакций; Устанавливать соответствие молекулярных и сокращённых ионных уравнений;
Называть общие свойства растворимых в воде кислот и щелочей и выявлять их причину;
Пояснять сущность реакции нейтрализации, составлять её молекулярное, полное и сокращённое ионные уравнения;
Отличать ОВР от реакций обмена; Характеризовать химические реакции с разных точек зрения, определяя их место в разных классификациях; Устанавливать по формуле соли реакцию среды.
+ Составлять и комментировать уравнения, аналогичные изученным; Писать уравнения электролитической диссоциации, а также полные и сокращённые ионные уравнения реакций;
Составлять молекулярные уравнения по сокращённым ионным уравнениям реакций;
Характеризовать ОВР (определять окислитель, восстановитель, методом электронного баланса расставлять коэффициенты); Составлять уравнения гидролиза солей в молекулярном и сокращённом ионном виде, определять рН среды.
Iс.87
Вариант 1,2
Вариант 3
с.88
Вариант 1,2
Вариант 3
с.89
Вариант 1,2,3
с.90
Вариант 1,2
Вариант 3,4
с.91
Вариант 1,2
Вариант 3
К.работа
с.93
Вариант 1,2
Вариант 3,4
II
с.25
Вопрос 1,3,4
Вопрос 2,5,6
с.30
Вопрос 1
Вопрос 2
с.41
Вопрос 1,3
Вопрос 2
рН среды как экологический фактор.
Основания в природе.
Биологическое значение кислот.
Кислотные дожди.
4
Элементы – неметаллы и их важнейшие соединения.
36
Положение элементов – неметаллов в ПСХЭ. Строение атомов неметаллов II и III периодов. Общие характеристики химических элементов VIa, Va, IVa подгрупп. Физические и химические свойства S, N2, C, NH3, H2SO4, H3PO4. Минеральные удобрения. Краткие сведения об органических веществах. Изомерия, номенклатура
+ Химические свойства HNO3. Получение С2Н4. Решение задач на примеси, практический выход продукта реакции. Соли аммония.
Называть и иллюстрировать уравнениями химических реакций изученные химические свойства неметаллов и их соединений (с О2, металлами), кислотные оксиды с водой, кислоты с индикаторами, металлами (до Н), основными оксидами, со щелочами – КОН, NaOH, Ca(OH)2 и нерастворимыми основаниями, с солями (CaCO3 (MgCO3)+ HCI (HNO3), BaCI2 (Ba(NO3)2) + H2SO4; AgNO3 + HCI); щёлочи с индикаторами, кислотами, кислотными оксидами, солями (CuCI2, Fe2(SO4)3).
Составлять генетические ряды неметаллов, подтверждать их уравнениями химических реакций;
Получать и собирать СО2;
Пользоваться инструкцией при выполнении опытов и применении веществ в быту (негашёная известь, сода, бензин, ядохимикаты, минеральные удобрения);
Уметь оказывать I медицинскую помощь пострадавшим (при отравлении СО, СО2, NH3, CI2, О3, бензин, этанол и др.);
Определять СО2;
Устанавливать наличие ионов: CI, SO42, CO32;
Определять по характерным реакциям непредельные соединения, альдегиды, карбоновые кислоты;
Изготавливать модели молекул;
Комментировать по схеме круговороты С, О, N в природе Земли, выявлять техногенные нарушения, пояснять роль живого на планете в этих круговоротах;
Анализировать экологическую ситуацию и предлагать пути решения экологических проблем;
Получать и собирать этилен, определять его по характерным реакциям;
Производить расчёты по уравнениям реакций, если исходное вещество взято в виде раствора или содержит примеси;
Вычислять практический выход продукта реакции, если одно из исходных веществ взято в избытке;
Знать характерные особенности солей аммония.
Iс.96
Вариант 1,2
Вариант 3
с.98
Вариант 1,2
Вариант 3
с.101
Вариант 1,2
Вариант 3
с.103
Вариант 1,2,3
с.105
Вариант 1,2
Вариант 3,4с.108
Вариант 1,2
Вариант 3
с.110
Вариант 1,2
Вариант 3
с.112
Вариант 1,2
Вариант 3
с.114
Вариант 1,2
Вариант 3,4
с.119
Вариант 1,2
Вариант 3
с.122
Вариант 1,2
Вариант 3,4
К.работа
с.105
Вариант 1,2
Вариант 3,4
К.работа
с.114
Вариант 1,2
Вариант 3,4
К.работа
с.122
Вариант 1,2
Вариант 3,4
Фотодиссоциация О2 как фактор разрушения озонового слоя;
Оксиды серы как загрязнители атмосферы, кислотные дожди и туманы;
Оксиды азота и фосфора как загрязнители воды и воздуха. Их влияние на здоровье человека;
Активированный уголь и бытовые фильтры;
Табачный дым как источник загрязнения жилища;
Минеральное питание растений;
Проблема истощения и загрязнения почв;
Почвы и почвообразующие породы;
Плодородие почв;
Жёсткость воды;
Виды жёсткости и способы её определения и устранения;
Полезные ископаемые – источники углеводородов;
Экологические проблемы нефтедобычи, транспортировки нефти и газа, нефтепереработки
Экология пищевых продуктов;
Фотосинтез как биохимический процесс;
Этанол как наркотическое вещество.
5
Металлы
22
Положение элементов – металлов в ПСХЭ. Строение атомов металлов IА и IIА подгрупп. Общие характеристики химических элементов IА, IIА подгрупп. Физические и химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов и их соединений. Жёсткость воды. Алюминий. Амфотерность его оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа. Электрохимический ряд напряжения металлов. Общие сведения о сплавах. Понятие коррозии. Металлическая химическая связь.
+ Решение задач на избыток – недостаток; комбинированных задач. Электролиз растворов солей и щелочей. Коррозия металлов и их сплавов, виды коррозии: химическая и электрохимическая, способы борьбы с ней. Способы получения активных металлов (электролиз); сплавов железа: чугуна и стали. Классификация сплавов. Биологическая роль металлов.
Называть и классифицировать уравнения химических реакций, взаимодействия металлов с кислородом, неметаллами, растворами кислот, солями;
Уметь связать свойства веществ с их применением;
Опираясь на знания свойств и физиологического действия некоторых веществ на организм человека (Hg), оказывать I медицинскую помощь пострадавшим;
Составлять план работы, провести опыты, описать их результаты и сделать выводы при проведении экспериментальных работ;
Иллюстрировать примерами причинно-следственную связь: состав – строение – свойства – применение веществ;
Анализировать экологическую ситуацию, возникающую в связи с получением и применением вещества (металлы и сплавы) и предлагать пути решения данных экологических проблем.
+ Записывать уравнения химических реакций взаимодействия Cu с концентрированными азотной и серной кислотами; с солями;
Пояснять смысл понятия амфотерность (на примере ZnO и Zn(OH)2);
Записывать уравнения электролиза растворов и расплавов солей бескислородных кислот и щелочей.
Решать задачи на избыток – недостаток, различные комбинированные задачи;
Знать виды коррозии и методы борьбы с ней.
Уметь записывать уравнения реакций, лежащих в основе получения активных металлов.
Iс.126
Вариант 1,2
Вариант 3,4
с.128
Вариант 1,2
Вариант 3
с.129
Вариант 1,2
Вариант 3
с.131 Вариант 1,2
Вариант 3
с.133
Вариант 1,2
Вариант 3с.134
Вариант 1,2
Вариант 3
с.136 тестовое задание для контроля знаний
с.140
Вариант 1,2
Вариант 3,4
с.144 качественные химические задачи
К.работа
с.148
Вариант 1,2
Вариант 3,4
II
с.236
Вопрос 1,2,3,4
Вопрос 5-7
с.244
Вопрос 1-3
Вопрос 4,5
с.256
Вопрос 1,2,4, 6,7
Вопрос 3,5, 8,9
Проблема утилизации гальванических элементов и аккумуляторов;
Влияние электрического тока на живой организм;
Коррозия металлов как источник загрязнения;
Биологическая роль катионов металлов;
«Оловянная чума»;
Жесткость воды;
Загрязнение окружающей среды ионами тяжёлых металлов;
Виды жёсткости и способы её определения и устранения.
6
Производство неорганических веществ и их применение.
12
Химическая технология как наука. Производство аммиака, серной кислоты. Металлургия производство чугуна и стали. Принципы химической технологии. Понятие о взаимосвязи: сырьё химико-технологический процесс – продукт.
+ Химико-технологический процесс на примере производства серной кислоты контактным способом. Условия протекания реакций, их аппаратное оформление. Научные способы организации и оптимизации производства в современных условиях. Различные способы производства стали. Доменное производство.
Характеризовать влияние загрязнителей окружающей среды, раскрывать способы борьбы с ними;
Анализировать экологическую ситуацию и предлагать пути решения экологической проблемы;
Комментировать уравнения реакций, лежащих в основе производства серной кислоты, выявлять при этом способы решения экономических и экологических проблем;
Характеризовать на примерах химическое загрязнение окружающей среды, источником которого являются процессы применения и производства веществ, сельское хозяйство, быт;
Определять способы личного поведения в конкретных ситуациях, способствующие защите окружающей среды от загрязнителей.
+ Выявлять преимущества комплексного использования сырья, замкнутых водо- и воздухооборотных циклов, малоотходных производств;
Раскрывать сущность глобальных проблем человечества и описывать роль химии в их решении (сырьевой, энергетической, экологической);
Записывать и объяснять химизм реакций, лежащих в основе получения серной кислоты контактным способом, получения чугуна в доменных печах, выплавки стали;
Знать аппаратное оформление этих производств и условия протекания реакций;
Знать научные способы организации и оптимизации производства в современных условиях.
Совершенствование технологии химических производств;
Состав и количество бытового мусора;
Опыт переработки бытовых отходов в развитых странах;
Роль химии в сельском хозяйстве;
Состояние природных ресурсов металлов и неметаллов в России и Бурятии;
Кислотные дожди;
Фотосмог;
Проблема экологически чистого топлива;
Проблема разрушения озонового слоя.
Список литературы
Литература для учителя
Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.
Брейгер Л. М. Химия. Уроки – семинары в 9 классе по отдельным темам программы. – Волгоград: Учитель, 2002. – 49 с.
Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. Технологии обучения. – СПб.: КАРО, 2003. – 128 с.
Габрусева Н. И., Суматохин С. В. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002, - 288 с.
Гара Н. Н., Иванова Р. Г., Каверина А. А. Настольная книга учителя химии. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астель», 2002. – 190 с.
Гара Н. Н., Зуева М. В. Контрольные и проверочные работы по химии 8 – 9 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 240 с.
Дьячков П. Н. Тесты. Химия. 8 -11 кл. – М.: «Олимп», «Издательство Астель», «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 224 с.
Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Организация познавательной деятельности Учащихся на уроках химии в 8 – 9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть I. – М.: Школьная пресса, 2002. – 144 с.
Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Организация познавательной деятельности Учащихся на уроках химии в 8 – 9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть II. – М.: Школьная пресса, 2002. – 144 с.
Журин А. А. Сборник упражнений и задач по химии. Решение и анализ. – М.: Аквариум, 1997. – 254 с.
Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
Зуева М. В., Иванова Р. Г., Каверина А. А. Обучение химии в 9 классе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 176 с.
Игнатьева С. Ю. Химия. Нетрадиционные уроки. 8 – 11 классы. – Волгоград : Учитель, 2004. – 72 с.
Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 336 с.
Кузнецова Н. Е. Методика обучения химии. – М: Высшая школа, 1999. – 338 с.
Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении. – СПб., 1995. – 275 с.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. – СПб., 1998. – 316 с.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и перераб. – Ростов на Дону: Изд-во «Учитель», 2003. – 224 с.
Минченков Е. Е., Корощенко А. С., Зазнобина Л. С., Журин А. А. Методика обучения химии в 8 – 9 классах. – М.: Школьная пресса, 2000. – 160 с.
Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задания и упражнения по неорганической химии. – М.: АРКТИ, 1999. – 48 с.
Очирова Л. П. Урок химии. Наблюдение и анализ. – Улан – Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 1998. – 62 с.
Очирова Л. П., Михайлова Т. М. Самостоятельная работа студентов по курсу «Теория и методика обучения химии»: Учебное пособие. – Улан – Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2001. – 128 с.
Пак М.С. Дидактика химии: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 315 с.
Савельев А. Е. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. – М.: Дрофа, 2003. – 208 с.
Симонов В. М. Калейдоскоп Учебно – деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, географии, экономики. – Волгоград: Учитель, 2003. – 114 с.
Стандарт химического образования.
Суровцева Р. П., Гузей Л. С., Останний Н. И., Татур А. О. Тесты по химии. 8 – 9 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001, - 96 с.
Тарасов А. К. Ботаника, зоология, химия. – Смоленск: Русич, 1999. – 256 с. («Весёлый урок»).
Титова И. М. Обучение химии. Психолого-методический подход. – СПб.: КАРО, 2002. – 204 с.
Титова И. М. Мини-тренажёр. Методика организации фронтальных диалогов в обучении химии. – Иваново.: СТИМУЛ, 1996. – 58 с.
Фадеева Г. А. Химия и экология. 8 – 11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград : Учитель, 2004. – 118 с.
Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
Ширшина Н. В. Химия для гуманитариев. Элективные курсы. – Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.
Литература для учащихся
Врублёвский А. И., Берковский Е. В. Тесты по химии. Теоретические основы химии. – М.: Рольф: Айрис – пресс, 1999. – 288 с. (Домашний репетитор).
Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 240 с.
Зуева М.В., Гара Н.Н. В химической лаборатории: Рабочая тетрадь 9 класс общеобразоват. учр. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 64 с.
Кузнецова Н. Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин Ю.А. Учебник для учащихся 9 класса общеобразоват. учр. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 364 с.
Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. Задачник по химии. 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 142 с.
Кузьменко И. Е. Химия. 8 – 11 класс: Теория и задачи. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС21»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2003. – 544 с.
Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. – 104 с. (Серия «Школьникам для развития интеллекта»).
Савельев А. Е. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. – М.: Дрофа, 2003. – 208 с.
Титова И. М. Малый химический тренажёр. – Иваново.: СТИМУЛ, 1996. – 58 с.