Настоящая рабочая программа по химии для 8 класса МБОУ СОШ № 4 г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по химии 2004г, федерального компонента государственного стандарта 2004 г, программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений основная школа автора О.С. Габриеляна //Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений основная школа – 4-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2007. - 78с. Рабочей программе соответствует учебник: «Химия 8 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2011г. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) В рабочей программе представлены следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. УТП
3. Содержание рабочей программы
4.Требования к подготовки учащихся
5. Список литературы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 8 класса »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотрена и согласована УТВЕРЖДАЮ:
методическим объединением Директор МБОУ «СОШ №4»
Протокол №1 _____________Т.Н. Бирюкова
от 27.08. 2014 г. Приказ №
от 28.08. 2014 г.
Принята на педагогическом совете
Протокол №1
от 28.08. 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 8 класса
Учитель Комиссарова Т.А.
Квалификационная категория высшая
Ефремов
2014
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по химии для 8 класса МБОУ СОШ № 4
г. Ефремова составлена в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования по химии 2004г, федерального компонента государственного стандарта 2004 г, программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений основная школа автора О.С. Габриеляна //Программа курса химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений основная школа – 4-е изд. стереотип. М.: Дрофа, 2007. - 78с.
Рабочей программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2011г. Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
В программу внесены следующие изменения:
1. Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 9 часов вместо 4 часов за счет включения 2-х практических работ и увеличении времени на рассмотрения вопроса « Химические формулы. Индексы и коэффициенты», включения темы «Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений» и сокращение этого материала в теме №4 «Изменения, происходящие с веществами».
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 20 часов вместо 18 часов за счет включения 4- х практических работ; внесена тема «Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонентов смеси». Это стало возможным за счет того, что часть материала « химические свойства неорганических веществ», рассматриваются в теме № 3 « Соединения химических элементов».
Практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)
2. Уменьшено
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 9 часов вместо 10 часов за счет рассмотрения части вопросов в ведении.
В тему № 1 включен вопрос из темы № 3 «Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения», так как данный материал логически целесообразнее рассматривать вместе с химической связью. Количество часов в данных темах не изменяется.
Данная программа конкретизирует содержание Примерной программы основного общего образования по химии, стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цели:
Добиться усвоения знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
Добиться овладения умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Воспитывать отношение к химии как к одному из компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
Научить применять полученные знания для безопасного использования веществ и материалов в быту, для решения задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
Сформировать знание основных понятий и законов химии
Воспитывать общечеловеческую культуру
Учить наблюдать, применять полученные знания на практике
Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
Учебно-тематическое планирование по химии, 8 класс,
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Из них
Практические работы
Контрольные работы
1.
Введение
9
2
2.
Тема 1.
Атомы химических элементов
10
К.р. №1
3.
Тема 2.
Простые вещества
7
К.р. №2
4.
Тема 3.
Соединения химических элементов
12
К.р. №3
5.
Тема 4.
Изменения, происходящие с веществами.
9
1
К.р. №4
6.
Тема 5.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.
20
4
К.р. №5
7
Повторение основных вопросов химии
3
ИТОГО
70
7
5
Основное содержание программы
Введение (9 часов)
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах. Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций. Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Составление химических уравнений. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы Индексы и коэффициент. Массовая доля элемента в соединении. Решение расчетных задач по теме: « Массовая доля химического элемента в соединении»
Практическая работа №1. Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Приемы обращения с лабораторным оборудованием
Практическая работа № 2 « Признаки химических реакций»
Тема № 1: Атомы химических элементов (10 часов)
Основные сведения о строении атомов. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы как разновидности атомов химического элемента. Современное определение понятия « химический элемент». Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое. Периодическая система химических элементов и строение атомов: физический смысл порядкового номера, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента – образование положительных и отрицательных ионов. Понятие об ионной связи. Схема образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов – неметаллов между собой – образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов- металлов между собой – образование металлической связи. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Тема № 2 « Простые вещества» ( 7 часов)
Положение металлов и неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Важнейшие простые вещества – металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов. Важнейшие простые вещества – неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы. Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газов. Кратные единицы количества вещества. Расчеты с использованием понятий « количество вещества», « молярная масса»,
« молярный объем», « постоянная Авогадро».
Тема № 3: Соединение химических элементов» ( 12 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названия Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде.. Представители щелочей. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот. Изменения окраски индикаторов в кислой среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Классификация химических реакций по тепловому эффекту. Реакция горения - частный случай экзотермических реакций.
Классификация реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Понятие о скорости химических реакций. Условия, влияющие на скорость химических реакций Катализаторы. Ферменты. Обратимые и необратимые реакции. Смещение химического равновесия. Решение задач с использованием химических уравнений для нахождения количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества.
Практическая работа № 3 « Наблюдения за изменениями, происходящими с горячей свечей, и их описание».
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей Их состав. Массовая и объемная доли компонентов смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия « доля».
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений. Классификация ионов и их свойства. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Соли, их классификация и диссоциация в свете теории электролитической диссоциации и ОВР. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Практическая работа № 4 « Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его раствора»
Практическая работа № 5 « Анализ почвы и воды»
Практическая работа № 6 « Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
Практическая работа № 7 « Решение экспериментальных задач»
повторение основных вопросов курса химии 8 класса -3 часа
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основные формы существования химического элемента;
Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов;
Основные виды химической связи, типы кристаллических решеток;
Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия;
Типологию химических реакций по признакам;
Сущность электролитической диссоциации;
Названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления.
Учащиеся должны уметь:
Применять следующие понятия:
химический элемент, атом, изотопы, ионы, вещество
простое и сложное вещество
аллотропия
относительная атомная и молекулярная массы, молярный объем, число Авогадро
электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс
химическая связь и её разновидности
химическая реакция и её классификации, скорость химических реакций и факторы, влияющие на неё.
обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения
электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов
электрохимический ряд напряжения металлов
Разъяснять смысл химических формул и уравнений;
Объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях);
Определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений;
Характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу(химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе в свете ТЭД;
Устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
Обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, проводить простые химические опыты, наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Список используемой литературы
Основная литература:
Габриелян О.С. Химия-8: учебник для общеобразовательных учреждений.-М.:Дрофа, 2011
Ким Е.П.,Химия 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна,.-Саратов: Лицей,2005 г.