Данная рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений естественнонаучного профиля, разработанной коллективом авторов: Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, А.Ю. Жегиным.
Курс рассчитан на 3 часа в неделю (102 часа в год).
Учебно-воспитательные задачи курса решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки учащихся к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данная рабочая программа составлена на основе программы курса химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений естественнонаучного профиля, разработанной коллективом авторов: Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, А.Ю. Жегиным.
Для реализации этой программы в учебном процессе используется учебник «Химия -8» под редакцией Н.Е. Кузнецовой, И.М. Титовой, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегиным. (Издательство: М.: Вентана-Граф, 2002).
Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящён теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создаёт прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки; жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются как на атомно-молекулярном, так и на электронном уровнях. Второй раздел посвящён изучению электронной теории и на её основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций и строится на основе проблемно-деятельностного подхода. Он рассчитан на 3 часа в неделю (102 часа в год).
Курс представлен 3 системами знаний: 1) вещество; 2) химические реакции;
3) химическая технология и прикладная химия.
Учебно-воспитательные задачи курса решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки учащихся к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения.
Учебно-воспитательные задачи предмета химии.
Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения.
Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.
Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.
Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни.
Формирование специальных умений обращаться с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила техники безопасности.
Развитие гуманистических черт личности, формирование и развитие творческих задатков.
Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.
Развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.
Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.
В настоящее время человечество живёт в условиях созданной ими техносферы. Потребности человека в необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность его жизни, удовлетворяет постоянно развивающаяся технология. Вместе с тем НТР, увеличивающиеся материальные потребности, развитие науки, технологий и производств имеют и обратную сторону, характеризующуюся ухудшением экологии окружающей среды, обеднением энергетических и природных ресурсов. Существующая идеология потребления и экологическая несостоятельность современной цивилизации вошли в глубокое противоречие, обусловили возникновение таких глобальных проблем человечества, как продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая. Важным средством их разрешения является не только понимание их сущности и причин возникновения, но и поиск эффективных способов и методов решения, осознание важности собственного вклада в него каждого человека. Для этого необходимо повышение уровня естественнонаучного образования и экологической культуры всего населения.
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место, определяемое ролью соответствующей науки в познании законов природы, в материальной жизни человека, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира. Велика роль химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе преимущественно химическую природу, а в решение многих из них используют химические средства и методы. Это подчёркивает значимость учебного предмета химии, необходимость усиления химической компоненты в содержании экологического образования. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в решении экологических проблем, хемофобию. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации в поведении в окружающей среде. Она вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся. Учёт современных проблем и состояния окружающей среды требует внесения в содержание учебного предмета соответствующих изменений.
В данной программе явно выражена химико-экологическая направленность содержания. В нём отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности. Изменена структура содержания. Оно представлено 3 взаимосвязанными и равными блоками знаний, развиваемыми по спирали, отражающей повышение теоретического уровня изучения и обобщения знаний. Эти блоки знаний определяются непреходящей задачей химической науки – получение веществ и материалов с заданными свойствами. Все другие виды знаний и способов деятельности включаются в эти блоки и концентрируются в их понятиях. Содержания блоков знаний пронизано и экологическими сведениями. В программе усилены также гуманистические, методологические и мировоззренческие аспекты химического образования. Формирование основных химических понятий и систем знаний о веществе, реакции, технологии, гуманистически ориентированного научного мировоззрения и экологического образования базируется на целенаправленном раскрытии материальных основ окружающего мира, химической картины природы с показом первоначальной значимости природы и её целостности как высшей ценности человечества с ориентацией на другие, непреходящие общечеловеческие ценности. Этому способствует реализация системного подхода. Он выражен в усилении внимания к обобщению и систематизации знаний по химии, в раскрытии структуры важнейших теоретических знаний и их блоков с помощью символико-графических средств, в раскрытии и использовании таких их функций, как интегративная, объяснительная и предсказательная.
Построение курса с химико-экологической направленностью осуществляется с учётом логики науки, реализации принципов дидактики и психологии усвоения знаний и развития личности обучаемых, ведущих идей современных концепций общего, в том числе химического, образования. В программе реализуются следующие идеи:
Гуманизация содержания и процесса его усвоения;
Экологизация курса химии;
Последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения;
Интеграции знаний и умений;
Раскрытия разноуровневой организации веществ, взаимосвязи их состава, строения и свойств, разностороннего раскрытия химических реакций и технологических процессов с позиций единства структурных, энергетических, кинетических характеристик.
В последовательном раскрытии учебного содержания ведущая роль отведена
фундаментальным идеям, важнейшим теориям, законам и понятиям химии, современным проблемам общества, в решении которых необходимы знания химии. Нарастание научной информации, новые задачи обучения, решаемые на данном этапе развития школы, и связанное с ними включение новых знаний в учебный предмет, изучение которого ограничено всё уменьшающимися рамками учебного времени, непременно ведут к повышению абстрактности и оторванности учебного материала от жизни, а, следовательно, и к снижению интереса к нему, к формализму в знаниях учащихся, к снижению их качества. Это противоречие в данной программе устраняется усилением внутрипредметной и межпредметной интеграцией знаний и умений, фундаментализации курса, функциональности теоретических знаний, с одной стороны, и увеличением прикладных вопросов содержания, усилением их методологической, экологической и практической направленности – с другой стороны. Его устранению способствовало также отведение значительного места систематизации, обобщениям и компактной подаче сущностного содержания с помощью символико-графических и информационноёмких форм его выражения.
Помимо основ науки в содержание учебного предмета включён ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
Названные методологические и методические подходы к построению курса химии позволяют представить его как целостное развивающееся и необходимо полезное для учащихся знание. Они создают нужные условия для системного и действенного усвоения курса, для развития личности учащегося, присвоения ею гуманистических ценностных ориентиров и формирования научного мировоззрения.
Организация контроля хода усвоения учебного материала.
Контроль – важнейшая часть обучения, предполагающая определение того, в какой мере достигнуты цели обучения. Кроме того, контроль несёт в себе также образовательную (обучающую) и воспитывающую функции. Благодаря контролю, учащиеся корректируют свои знания и познавательную деятельность и приобретают новые знания. Воспитательное значение контроля разнообразно, в частности, он приучает человека к постоянной и ответственной работе, дисциплинирует контроль, развивает в учащихся самостоятельность вместе с такими качествами личности, как самоконтроль и самооценка.
Изучение состояния химической подготовки – непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учёбе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и использовать дифференцированный подход к обучению. Она даёт более достоверную информацию о достижениях учащегося и в их пробелах, позволяет учителю управлять процессом обучения. Систематичная проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретённых знаний в новую систему.
В учебно-познавательном процессе обычно пользуются тремя видами контроля – текущим, промежуточным и итоговым. В системе обучения химии, основанной на перенесении системы изучаемой науки на систему учебной дисциплины, контроль, обладающий высокой обучающей функцией, формирует ту же систему знаний. Это находит своё отражение в видах контроля, которые мы называем тематическими, блочными и дисциплинарными.
Тематический контроль осуществляется ежедневно при изучении отдельных тем. Систематический контроль знаний учащихся – обязательная составная часть учебно-воспитательного процесса. В процессе проверки знаний учитель имеет возможность установить характер усвоения учебного материала, учесть индивидуальные особенности учащихся и на основании этого далее улучшить методику обучения, сочетая коллективные формы работы с индивидуальным подходом.
Основными методами проверки знаний являются: индивидуальный устный опрос, фронтальная контролирующая беседа, письменные контрольные работы по темам или блокам, химические диктанты (письменные на 10-15 мин. контрольные работы), практические контрольные экспериментальные работы, наблюдения учителя за работой учеников, проверка выполнения домашних заданий, проверка записей учащихся. Все эти методы являются достаточно действенными только в общей совокупности и взаимосвязи.
Одним из методических приёмов, обеспечивающих успешное усвоение основ химии, является химический диктант.
Химический диктант – фронтальная письменная работа (на 10-15 минут). Он представляет собой систему вопросов или заданий, которые диктует учитель и ответы, на которые учащиеся тут же дают в письменном виде. Ограничение времени на ответы приводит к активизации мыслительной деятельности учащихся, формирует способность рационально расходовать время, воспитывает у них собранность и другие качества личности. Диктант можно проводить почти на каждом уроке на всех его этапах. Систематическое проведение диктантов приучает учащихся готовить регулярно учебный материал, т.к. они понимают, что с их помощью знания каждого из них по определенным вопросам темы могут быть проверены и оценены на каждом уроке. Диктант является средством накопления отметок т.к. за непродолжительное время (10-15 минут) можно проверить знания всех учащихся.
Устный контроль (индивидуальный опрос, фронтальную контролирующую беседу) обычно применяю при текущей проверке, а иногда и при итоговом контроле тех или иных учебных вопросов (зачёт).
Практический способ контроля применяю для проверки овладения специальными практическими умениями.
Введение в школу стандарта среднего химического образования позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и проверке знаний учащихся не только на уроках, но и на факультативных занятиях.
Учебно-технологическая карта
№
Тема блока
Кол-во часов
Содержание программы
Требования к усвоению знаний
Формы заданий
Литература.
* Интеграция.
базовый
повышенный
базовый
повышенный
1
Введение
3
Физическое тело, вещество, природные и синтетические вещества и материалы, предмет и задачи химии; приёмы обращения с лабораторным оборудованием; понятия и теории химии
+ когда и как возникла химическая наука; Алхимия, философский камень, транс мутация, соотношение содержания науки и учебного предмета
Знать предмет и задачи химии; основные понятия и теории химии; основные приёмы обращения с лабораторным оборудованием;
+ знать историюразвития химической науки
I учебник Н.Е.Кузнецова и др. Химия 8
IIН.Е. Кузнецова, А. Н. Лёвкин Задачник по химии 8 класс
* Алхимический период в развитии химической науки;
2
Вещества. Химические явления
14
Физические и химические явления; атомы и молекул; простые и сложные вещества; состав веществ; закон постоянства состава; молекулярное и немолекулярное строение веществ; атомно-молекулярное учение в химии; система химических элементов Д.И. Менделеева; валентность химических элементов; массовые доли химических элементов в соединениях; количество вещества; моль – единица количества вещества; молярная масса
+ вещества молекулярного и немолекулярного строения; классификация химических элементов и открытие периодического закона; обратимые и необратимые изменения
Называть химический элемент по его символу (O, H, N, S, Si, C, Fe, Cu, Na, Mg, Ca);
Знать основные положения атомно-молекулярного учения;
Характеризовать состав веществ по химическим формулам;
Определять по формулам простые и сложные вещества;
Различать химические явления среди других явлений;
Характеризовать состав молекул;
Анализировать формулы веществ, определяя по ним: качественный и количественный состав, валентность химических элементов в бинарных соединениях, принадлежность к определённому классу веществ;
Составлять формулы бинарных неорганических соединений по валентности;
Определять количество вещества по известной массе или объёму вещества; массовые доли элементов в веществе;
Составить план работы, провести опыты, описать их результаты, сделать выводы при проведении экспериментальных работ.
+ Называть химические элементы по их символам и писать символы по названию элемента (+ K, Al, P, Cl, Zn, Ag);
Определять валентность химических элементов в молекулах сложных веществ;
Приводить примеры, иллюстрирующие взаимосвязь физических и химических явлений;
II Задания 1.1 – 1.92
К.работа
с.20
Вариант 1,2
* Доля от числа;
3
Методы химии.
2
Понятие метода; Анализ, синтез, описание, эксперимент; химический язык как средство и метод познания химии
+ измеряемые величины и способы выражения зависимости; моделирование, терминология, символика
Знать понятия метода; основные методы химической науки;
+ знать основные способы выражения зависимости;
* Понятие метода в других науках;
4
Химические реакции.
10
Сущность химических реакций в свете атомно-молекулярного учения; признаки протекания химических реакций; тепловой эффект химических реакций; причины протекания химических реакций; закон сохранения массы и энергии; типы химических реакций; расчёты по уравнениям химических реакций
+ Внутренняя энергия, энтропия; превращение энергии при химических реакциях; направление химических реакций
Называть признаки и условия протекания химических реакций;
Определять по химическим уравнениям реакции соединения, разложения, замещения, обмена;
Классифицировать химические реакции по характеру теплового эффекта, по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции;
Составлять и комментировать уравнения изученных химических реакций;
Проводить расчёты по уравнениям химических реакций;
Наблюдать и описывать химический эксперимент;
Составить план работы, провести опыты, описать их результаты, сделать выводы при проведении экспериментальных работ.
+ Уметь указывать направление химических реакций; знать и уметь применять понятия внутренняя энергия, энтропия;
II Задания 2.1 – 2.40
К.работа
с.29
Вариант 1,2
* Количество теплоты в физике;
5
Вещества в окружающей нас природе и технике.
10
Вещества в природе; чистые вещества и смеси; очистка веществ; растворы; растворимость веществ; способы выражения концентрации растворов; приготовление растворов заданной концентрации
+ вещества и техносфера; природные смеси – источник получения чистых веществ; взаимодействие техносферы с окружающей средой, идентификация веществ, химическая технология, получение веществ с заданными свойствами; кривые растворимости; решение задач повышенной сложности на определение концентрации растворов; гомогенные и гетерогенные смеси
Наблюдать и описывать химический эксперимент;
Составить план работы, провести опыты, описать их результаты, сделать выводы при проведении экспериментальных работ;
Уметь нагревать вещества, проводить фильтрование, выпаривание; выбирать способ разделения смесей на основании знаний о различных свойствах вещей; готовить водные растворы заданной концентрации;
Решать задачи на определение концентрации растворов;
+ Уметь разделять смеси на основании знания свойств, составляющих их веществ (растворимости в воде, способности испаряться при нагревании);
Анализировать кривые растворимости;
Решать задачи повышенной сложности на определение концентрации растворов;
II Задания 3.1 – 3.88
К.работа
с.40
Вариант 1,2
* Растворы в природе;
6
Газы.
10
Понятие о газах; законы Гей-Люссака и Авогадро; относительная плотность газов; воздух – смесь газов; кислород как химический элемент и простое вещество; аллотропия; озон; химические свойства кислорода;
получение и применение кислорода; катализаторы
+ История открытия кислорода; процессы горения и медленного окисления; аллотропные видоизменения, термическое разложение, виды катализаторов, каталитическая реакция
Знать основные газовые законы Гей-Люссака и Авогадро; состав воздуха; понятие аллотропии; аллотропные модификации кислорода;
Составлять уравнения изученных реакций;
Распознавать опытным путём кислород;
Объяснять условия горения и способы прекращения этого процесса;
Пользоваться простейшими приборами для получения газов, получать и собирать кислород;
Комментировать по схеме круговорот кислорода в природе;
Проводить расчёты с использованием газовых законов;
+ Различать воздух и чистый кислород на основании знания о воздухе как смеси веществ и знания признаков горения веществ в воздухе и в кислороде;
II Задания 4.1 – 4.66 К.работа
с.50
Вариант 1,2
* Значение кислорода в живой природе;
* Дыхание и фотосинтез;
* Загрязнение атмосферы;
* Проблема экологически чистого топлива;
* Озон и его влияние на атмосферу;
* Проблема разрушения озонового слоя;
* Топливные элементы;
* Источники химического загрязнения жилища: газовые плиты, табачный дым и др.;
7
Классы неорганических веществ.
11
Оксиды, состав, классификация, химические свойства; Основания, состав, классификация, химические свойства; способы получения щелочей и нерастворимых в воде оснований; Кислоты, состав, классификация, химические свойства: общие и специфические; понятие об амфотерности; Соли, состав, классификация, химические свойства; Генетическая связь неорганических веществ; Классификация неорганических веществ
+ применение и основные способы получения основных классов неорганических веществ; доказательство амфотерности оксидов и гидроксидов цинка, алюминия; правило КО, гигроскопичность
Определять по химическим формулам принадлежность к классам: оксидов, оснований, кислот, солей;
Называть вещества изученных классов по формуле; и наоборот, записывать формулы веществ по названию;
Знать состав, классификацию, основные химические свойства оксидов, оснований, кислот, солей;
Записывать и комментировать уравнения химических реакций, характеризующих свойства изученных классов веществ;
Распознавать кислоты и щёлочи индикаторами;
Иллюстрировать генетическую связь между классами неорганических веществ;
Составить план работы, провести опыты, описать их результаты, сделать выводы при проведении экспериментальных работ;
+ пояснять смысл понятия «амфотерность», иллюстрировать это явление конкретными примерами;
II Задания 5.1 – 5.152
К.работа
с.70
Вариант 1,2,3,4
* Угарный газ, оксиды серы, азота, фосфора, свинца, хрома и др. как загрязнители атмосферы;
* Биологическое значение углекислого газа;
* Биологическое значение кислот;
* Кислотные дожди;
* Основания в природе;
* Биологическая роль солей в живых организмах;
* Соли тяжелых металлов как загрязняющие вещества;
8
Строение атома.
5
Атом – мельчайшая частица вещества; состояние электронов в атомах; составление схем строения атома, электронных и графических формул
+ история открытия строения атома; квантовые числа; изотопы, радиоизотопы, виды изотопов; орбитальные характеристики электрона
Знать строение атома; понятие изотопа;
Определять величину положительного заряда атома химического элемента по положению элемента в ПСХЭ;
Применять знания о физическом смысле порядкового номера химического элемента, номеров периода и группы, к которым он принадлежит в ПСХЭ для характеристики строения атомов этого химического элемента;
Составлять схемы строения атомов, электронные и графические формулы химических элементов (№1 - 20) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
+ Знать историю открытия строения атома; виды изотопов; орбитальные характеристики атомов (главное квантовое, орбитальное квантовое, магнитное квантовое, спиновое квантовое числа);
II Задания 6.1 – 6.26
* Радиоактивность, ее влияние на организмы;
9
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
8
Свойства химических элементов и их периодические изменения; классификация химических элементов; история открытия периодического закона; современная трактовка периодического закона; периодическая система в свете теории строения атома; относительная электроотрицательность; характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и теории строения атома
+ энергия ионизации и сродство к электрону
Характеризовать химические элементы главных подгрупп малых периодов, калия и кальция по положению в периодической системе Д.И. Менделеева и строению атомов, составлять формулы и определять свойства высших оксидов, а также соответствующих им кислот и оснований;
Применять знания о структуре периодической системы для определения места в ней элемента, выявления общих черт строения атомов химических элементов, составляющих: один период, одну группу ПСХЭ;
Объяснять основные закономерности ПСХЭ на основе знаний о строении атомов;
Иллюстрировать примерами причинно-следственную связь: состав – строение – свойства – применение веществ;
+ Характеризовать химические элементы главных подгрупп больших периодов по положению в периодической системе Д.И. Менделеева, определять свойства простых веществ, образованных данным химическим элементом (металл – неметалл – переходный элемент), составлять формулы и характеризовать уравнениями химических реакций свойства высшего оксида и соответствующей ему кислоты или основания;
II Задания 7.1 – 7.21
* строение атома (курс физики)
10
Строение вещества.
7
Валентное состояние и химические связи атомов элементов; химическая связь атомов при образовании молекул простых веществ; ковалентная связь и её свойства; ионная связь и её свойства; степень окисления; типы кристаллических решёток
+ возбуждённое состояние атома; свойства химической связи (прочность, длина, направленность, насыщаемость); условность типов химической связи; механизмы образования химических связей разных типов; структура кристаллов; химическая организация веществ и её уровни
Определять вид химической связи между атомами в типичных случаях: щелочной металл – галоген, водород – галоген (халькоген), простые вещества – неметаллы;
Определять степень окисления атомов химических элементов по формулам бинарных соединений;
Знать основные типы кристаллических решёток;
+ Составлять схемы образования соединений с ионной, ковалентной полярной и неполярной химическими связями;
Определять степень окисления атомов в соединениях из трёх химических элементов (кислородсодержащие кислоты, их соли);
Знать основные свойства химической связи (прочность, длина, направленность, насыщаемость);
Уметь объяснять валентные возможности атомов химических элементов;
II Задания 7.22 – 7.33
11
Сущность химических реакций в свете электронной теории.
6
Сущность химических реакций с позиций электронных представлений; окислительно-восстановительные реакции; метод электронного баланса; окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления; классификация химических реакций в свете электронной теории
+ расстановка коэффициентов с использованием метода электронного баланса в сложных окислительно-восстановительных реакциях; энергия химической связи, электроностатические и электронодинамичные реакции
Отличать окислительно-восстановительные реакции от реакций обмена;
Характеризовать химические реакции с разных точек зрения, определяя их место в разных классификациях;
Составлять уравнения электронного баланса, рассчитывать коэффициенты в уравнениях реакций;
Определять окислитель и восстановитель в предложенной реакции;
+ Уметьрасставлять коэффициенты с использованием метода электронного баланса в сложных окислительно-восстановительных реакциях;
II Задания 7.34 – 7.48
К.работа
с.95
Вариант 1,2
12
Водород – рождающий воду и энергию
8
Водород как химический элемент и простое вещество; получение водорода в лаборатории и промышленности; химические свойства водорода; оксид и пероксид водорода, Их химические свойства
+ химический элемент водород в космосе и на Земле; применение водорода; строение молекулы воды, объяснение существования жидкого агрегатного состояния воды; конверсия, водородная связь, межмолекулярное взаимодействие, пероксиды, ОВР с участием пероксидов
Знать строение, свойства, основные лабораторные и промышленные способы получения водорода, строение, свойства, его оксида и пероксида;
Пользоваться простейшими приборами для получения газов, получать и собирать водород;
Комментировать по схеме круговорот водорода в природе;
Составлять уравнения изученных реакций;
Распознавать опытным путём водород;
Применять правила ТБ при работе с водородом;
Составить план работы, провести опыты, описать их результаты, сделать выводы при проведении экспериментальных работ;
+ Знать строение молекулы воды;
Уметь объяснять существование жидкого агрегатного состояния воды;
II Задания 8.1 – 8.33
* Водородная энергетика;
* Топливные элементы;
* Проблема загрязнения и очистки воды;
* Загрязнение Мирового океана;
* Уровень загрязнения воды в городах;
* Проблема рационального использования водных ресурсов;
Положение галогенов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; галогены – простые вещества; химические свойства галогенов; хлороводород: получение, применение; соляная кислота: свойства и применение
+ биологическая роль галогенов; цепные реакции; механизм образования молекул галогенов, микроэлементы
Знать строение, свойства, основные способы получения галогенов, строение, свойства хлороводорода, соляной кислоты;
Составлять и комментировать уравнения изученных химических реакций;
Устанавливать наличие хлорид-ионов в растворе;
Составить план работы, провести опыты, описать их результаты, сделать выводы при проведении экспериментальных работ;
Опираясь на знания свойств и физиологического действия хлора на организм человека, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при контакте с ним;
+ Знать биологическую роль галогенов;
Объяснять механизм цепных реакций;
II Задания 8.34 – 8.70 К.работа
с.102
Вариант 1,2
* Биологическая роль галогенов;
* Фреоны;
* Аэрозоли, их роль в загрязнении окружающей среды;
Список литературы
Литература для учителя
Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.
Брейгер Л. М. Химия. Уроки – семинары в 8-9х классах по отдельным темам программы. – Волгоград: Учитель, 2002. – 49 с.
Васильева П. Д., Кузнецова Н. Е. Обучение химии. Технологии обучения. – СПб.: КАРО, 2003. – 128 с.
Габрусева Н. И., Суматохин С. В. Программы для общеобразовательных учреждений: Химия. 8 – 11 кл. – М.: Дрофа, 2002, - 288 с.
Гара Н. Н., Иванова Р. Г., Каверина А. А. Настольная книга учителя химии. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астель», 2002. – 190 с.
Гара Н. Н., Зуева М. В. Контрольные и проверочные работы по химии 8 – 9 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 240 с.
Дьячков П. Н. Тесты. Химия. 8 -11 кл. – М.: «Олимп», «Издательство Астель», «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 224 с.
Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Организация познавательной деятельности Учащихся на уроках химии в 8 – 9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть I. – М.: Школьная пресса, 2002. – 144 с.
Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Организация познавательной деятельности Учащихся на уроках химии в 8 – 9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть II. – М.: Школьная пресса, 2002. – 144 с.
Журин А. А. Сборник упражнений и задач по химии. Решение и анализ. – М.: Аквариум, 1997. – 254 с.
Зайцев О. С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
Зуева М. В., Иванова Р. Г., Каверина А. А. Обучение химии в 8 классе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 176 с.
Игнатьева С. Ю. Химия. Нетрадиционные уроки. 8 – 11 классы. – Волгоград : Учитель, 2004. – 72 с.
Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 336 с.
Кузнецова Н. Е. Методика обучения химии. – М: Высшая школа, 1999. – 338 с.
Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении. – СПб., 1995. – 275 с.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. – СПб., 1998. – 316 с.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и перераб. – Ростов на Дону: Изд-во «Учитель», 2003. – 224 с.
Минченков Е. Е., Корощенко А. С., Зазнобина Л. С., Журин А. А. Методика обучения химии в 8 – 9 классах. – М.: Школьная пресса, 2000. – 160 с.
Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задания и упражнения по неорганической химии. – М.: АРКТИ, 1999. – 48 с.
Очирова Л. П. Урок химии. Наблюдение и анализ. – Улан – Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 1998. – 62 с.
Очирова Л. П., Михайлова Т. М. Самостоятельная работа студентов по курсу «Теория и методика обучения химии»: Учебное пособие. – Улан – Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2001. – 128 с.
Пак М.С. Дидактика химии: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 315 с.
Савельев А. Е. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. – М.: Дрофа, 2003. – 208 с.
Симонов В. М. Калейдоскоп Учебно – деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, географии, экономики. – Волгоград: Учитель, 2003. – 114 с.
Стандарт химического образования.
Суровцева Р. П., Гузей Л. С., Останний Н. И., Татур А. О. Тесты по химии. 8 – 9 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001, - 96 с.
Тарасов А. К. Ботаника, зоология, химия. – Смоленск: Русич, 1999. – 256 с. («Весёлый урок»).
Титова И. М. Обучение химии. Психолого-методический подход. – СПб.: КАРО, 2002. – 204 с.
Титова И. М. Мини-тренажёр. Методика организации фронтальных диалогов в обучении химии. – Иваново.: СТИМУЛ, 1996. – 58 с.
Фадеева Г. А. Химия и экология. 8 – 11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград : Учитель, 2004. – 118 с.
Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
Ширшина Н. В. Химия для гуманитариев. Элективные курсы. – Волгоград: Учитель, 2004. – 136 с.
Литература для учащихся
Врублёвский А. И., Берковский Е. В. Тесты по химии. Теоретические основы химии. – М.: Рольф: Айрис – пресс, 1999. – 288 с. (Домашний репетитор).
Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. – 240 с.
Зуева М.В., Гара Н.Н. В химической лаборатории: Рабочая тетрадь 8 класс общеобразоват. учр. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 64 с.
Кузнецова Н. Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин Ю.А. Учебник для учащихся 8 класса общеобразоват. учр. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 364 с.
Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. Задачник по химии. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 142 с.
Кузьменко И. Е. Химия. 8 – 11 класс: Теория и задачи. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС21»: ООО «Изд-во «Мир и образование», 2003. – 544 с.
Леенсон И. А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. – 104 с. (Серия «Школьникам для развития интеллекта»).
Савельев А. Е. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. – М.: Дрофа, 2003. – 208 с.
Титова И. М. Малый химический тренажёр. – Иваново.: СТИМУЛ, 1996. – 58 с.