Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 18»
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР
___________ Мельникова З.М.
«___» 2021г.
«Принято»
На педагогическом совете
Протокол №1 от
«___» 2021 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «Гимназия 18»
__________ /Губанова И.Ю./
Приказ №____от
«__ _»2021г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Практическая химия
в 8 - 9 классах с использованием оборудования
«Школьного кванториума»
Адресована учащимся от 13 до 15 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель: Лыткина Маргарита Алексеевна,
учитель химии,
высшая квалификационная категория
Алексин, 2021
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Практическая химия» предназначена для учащихся динамических групп естественнонаучного профиля 8-9 классов основной школы. Составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и способностей учащихся.
Данный курс является пропедевтическим (предпрофильным) и выполняет задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования, ориентируя на естественнонаучный профиль обучения. Как отмечается в концепции школьного химического образования, “основной задачей пропедевтических (предпрофильных) курсов является формирование у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.
Широкий набор возможностей, обеспечиваемых цифровой лабораторией - средствами измерения, не только обеспечивает в ходе практической работы наглядное выражение полученных ранее теоретических знаний, но и демонстрирует их значимость для обыденной жизни. Цифровая лаборатория знакомит с современными методами исследования, что позволит учащимся понять смысл и необходимость практических исследований, с которыми они будут сталкиваться в жизни. Учителю данный набор предоставляет возможность доступно и интересно провести урок, опираясь на современные технологии. Наглядность экспериментов, осуществляемых с помощью цифровой лаборатории, — ещё одно подтверждение известной фразы, что лучше один раз увидеть (а ещё лучше — попробовать), чем сто раз услышать.
Основная цель программы: создание условий для реализации задачи предпрофильной подготовки, ориентации и оценки возможности продолжения образования в естественнонаучном направлении, развитие у школьников навыков экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
-создать условия для повышения теоретических знаний по химии;
-применять полученные знания для изучения объектов повседневной жизни; -формировать осознанную мотивацию на выбор естественнонаучной профессии;
-формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения;
-создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, аккуратности.
Общая характеристика курса
Освоение приёмов техники лабораторной работы, навыков использования химической посуды и оборудования, нагревательных приборов в сочетании с соблюдением требований техники безопасности требует особенно много времени. Программа курса построена таким образом, что практически каждое занятие включает в себя демонстрационный эксперимент или практикум. В рамках предложенного курса можно осуществить выполнение тех опытов, которые на уроке по тем или иным причинам не были поставлены, осуществление дополнительных с целью повторения и углубления знаний, постановка новых опытов, иллюстрирующих химический процесс, применение химии в жизни. Такая работа в большей степени удовлетворяет интерес учащихся, поскольку она опирается на знания, получаемые в классе, и отвечает на запросы, возникающие в процессе изучения химии. Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для некоторых опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.
Программа курса построена на материале базового курса неорганической химии 8-9 класса. Курс помогает ученику сориентироваться в естественнонаучном профиле обучения, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дает возможность ученику проявить себя, является помощником для подготовки практической части экзамена по химии за курс 9 класса.
Основными видами деятельности является практическая и экспериментальная работа учащихся: наблюдение, анализ, синтез, качественное и количественное описание объекта и его компонентов, выявление причинно-следственных связей, существенных признаков, обобщение и классификация, сотрудничество, презентация результатов. Экспериментальная работа помогает углубить знания по химии, научить учащихся наблюдению многообразных химических явлений, приучить к самостоятельной работе в лаборатории и правильному выполнению многообразных лабораторных операций. При проведении данного курса возможны разнообразные виды деятельности учащихся: устные сообщения, составление схем-таблиц по узловым теоретическим вопросам, выполнение практических работ с элементами исследования, выполнение демонстрационных опытов, а также полноценных проектов и исследований, презентаций, викторин, подборок экспериментальных задач и др.
Контроль за освоением программы курса проходит в виде текущего контроля (проверка сформированности практических навыков, ведения тетради лабораторных работ, беседы по изучаемому материалу) и итогового контроля (презентация результатов практической деятельности в виде отчетов, проектов, экспериментальных исследований).
Целевая аудитория
Учащиеся 8-9-х классов школы, оборудованных «Школьными Кванториумами».
Программа факультативного курса по химии: «Практическая химия» предназначена для учащихся 8-9 класса в рамках предпрофильной подготовки учащихся. 1 час в неделю, 34 часа (резерв 2 часа)
Программа элективного курса по химии для 8-9 классов составлена на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации.
Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413) (ред. 11.12.2020).
Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательной организации (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 № Р-4)
Методическое пособие Беспалов П.И. Реализация образовательных программ по химии с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум» 8 — 9 классы, Москва, 2021
Метапредметные и личностные результаты освоения курса
Программа курса «Практическая химия» позволяет в совокупности с другими учебными предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:
личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Метапредметные результаты курса выражены в:
1) умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умении самостоятельно планировать пути достижения целей;
3) умении соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умении оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5) владении основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умении определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7) умении создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умении организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формировании и развитии компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).
Личностные результаты курса:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории, с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение норм, правил поведения в группах и сообществах;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Программа «Практическая химия» позволяет в совокупности с другими учебными предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения у выпускников регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться в общении.
Познавательные УУД
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и Интернета;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
-ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
-организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные УУД
-планировать пути достижения целей;
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
-в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
-устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Тематическое планирование
№п/п
Тема
Содержание
Целевая установка урока
Кол-во часов
Планируемые результаты
Использование оборудования
1
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии
Практическая работа № 1 «Изучение строения пламени»
Знакомство с основными методами науки
1
Умение пользоваться нагревательными приборами
Датчик температуры (термопарный), спиртовка
2
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии
Лабораторный опыт № 1 «До какой температуры можно нагреть вещество»
Знакомство с основными методами науки
1
Определять возможность проведения реакций и процессов, требующих нагревания
Датчик температуры (термопарный), спиртовка
3
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии
Лабораторный опыт № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра»
Дать представление о точности измерений цифровых датчиков и аналоговых приборов
1
Умение выбирать приборы для проведения измерений, требующих точности показаний
Датчик температуры платиновый, термометр, электрическая плитка
4
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии
Лабораторный опыт № 3 «Определение температуры плавления и кристаллизации олова»
Сформировать представление о температуре плавления, обратимости плавления и кристаллизации
1
Знать процессы, протекающие при плавлении веществ и их кристаллизации
Датчик температуры (термопарный)
5
Первоначальные химические понятия. Чистые вещества и смеси
Лабораторный опыт № 4 «Водопроводная и дистиллированная вода»
Экспериментальное определение дистиллированной и водопроводной воды
1
Уметь отличать водопроводную воду от дистиллированной, знать, почему для проведения экспериментов используют дистиллированную воду
Датчик электропроводности, цифровой микроскоп
6
Первоначальные химические понятия. Физические и химические явления
Экспериментально показать образование ионов при реакции аммиака с кислотами
1
Знать, что все растворимые в воде соли являются сильными электролитами
Датчик электропроводности
28
Химические реакции. Окислительно-востановительные реакции (ОВР)
Лабораторный опыт № 6 «Изучение реакции взаимодействия сульфита натрия с пероксидом водорода»
Изучение окислительно-восстановительных процессов, протекающих с выделением энергии
1
Иметь представление о тепловом эффекте окислительно-восстановительных реакций
Датчик температуры платиновый
29
Химические реакции. Окислительно-востановительные реакции (ОВР)
Лабораторный опыт № 7 «Изменение рН в ходе окислительно-восстановительных реакций»
Доказать, что в процессе протекания ОВР возможно образование кислоты или щелочи
1
Иметь представления о различных продуктах окислительно-восстановительных реакций
Датчик рН
30
Химические реакции. Окислительно-востановительные реакции (ОВР)
Лабораторный опыт № 8 «Сравнительная характеристика восстановительной способности металлов»
Количественно охарактеризовать восстановительную способность металлов
1
Знать, что металлы являются восстановителями с раз- ной восстановительной способностью
Датчик напряжения
31
Химические реакции. Скорость химической реакции
Демонстрационные опыты № 2 «Изучение влияния различных факторов на скорость реакции»
Изучить зависимость скорости реакции от различных факторов
2
Знать зависимость скорости реакции от различных факторов — температуры, концентрации реагирующих веществ, катализатора, природы веществ, площади соприкосновения веществ
Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий
32
Неметаллы. Галогены
Демонстрационный опыт № 3 «Изучение физических и химических свойств хлора»
Экспериментальное изучение физических и химических свойств хлор
1
Знать физические и химические свойства галогенов. Уметь записывать уравнения реакций галогенов с металлами, неметаллами, их различную окислительную способность
Аппарат для проведения химических процессов (АПХР)
33
Неметаллы. Оксиды серы. Сернистая кислота
Демонстрационный опыт № 4 «Изучение свойств сернистого газа и сернистой кислоты»
Изучить свойства сернистого газа
1
Знать физические и химические свойства сернистого газа. Уметь записывать уравнения реакций газа с водой, со щелочами
Аппарат для проведения химических реакций (АПХР)
34
Неметаллы. Аммиак
Лабораторный опыт № 9 «Основные свойства аммиака»
Знать, что раствор аммиака в воде — слабый электролит. Экспериментально доказать принадлежность раствора аммиака к слабым электролитам
1
Уметь определять это свойство с помощью датчика электропроводности
Датчик электропроводности
35
Металлы. Кальций. Соединения кальция
Лабораторный опыт № 10 «Взаимодействие известковой воды с углекислым газом»
Экспериментально установить образование средней и кислой соли
Знать свойства соединений кальция и его значение в природе и жизни человека
Датчик электропроводности, магнитная мешалка, прибор для получения газов или аппарат Киппа
36
Металлы. Железо
Лабораторный опыт № 11 «Окисление железа во влажном воздухе»
Исследовать процесс элетрохимической коррозии железа в воздухе
1
Знать, что процесс коррозии металлов протекает в присутствии воды и кислорода. Знать факторы, ускоряющие процесс коррозии
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(271) "Задания к зачетам «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»"
["seo_title"] => string(160) "zadaniia-k-zachietam-orghanizatsiia-i-proviedieniie-vnieurochnoi-raboty-i-zaniatii-po-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "253627"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447613426"
}
}