kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по обучению практической химии в 8-9 классах на базе школьного кванториума.

Позволяет получить навыки практической работы начинающим исследователям, расширить школьные знания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 18»


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

___________ Мельникова З.М.


«___» 2021г.

«Принято»

На педагогическом совете

Протокол №1 от


«___» 2021 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Гимназия 18»


__________ /Губанова И.Ю./

Приказ №____от

«__ _» 2021г.












Дополнительная общеобразовательная программа

«Практическая химия

в 8 - 9 классах с использованием оборудования

«Школьного кванториума»

Адресована учащимся от 13 до 15 лет

Срок реализации 1 год


Автор-составитель: Лыткина Маргарита Алексеевна,

учитель химии,

высшая квалификационная категория





Алексин, 2021





Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Практическая химия» предназначена для учащихся динамических групп естественнонаучного профиля 8-9 классов основной школы. Составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и способностей учащихся.

Данный курс является пропедевтическим (предпрофильным) и выполняет задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования, ориентируя на естественнонаучный профиль обучения. Как отмечается в концепции школьного химического образования, “основной задачей пропедевтических (предпрофильных) курсов является формирование у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний”.

Широкий набор возможностей, обеспечиваемых цифровой лабораторией - средствами измерения, не только обеспечивает в ходе практической работы наглядное выражение полученных ранее теоретических знаний, но и демонстрирует их значимость для обыденной жизни. Цифровая лаборатория знакомит с современными методами исследования, что позволит учащимся понять смысл и необходимость практических исследований, с которыми они будут сталкиваться в жизни. Учителю данный набор предоставляет возможность доступно и интересно провести урок, опираясь на современные технологии. Наглядность экспериментов, осуществляемых с помощью цифровой лаборатории, — ещё одно подтверждение известной фразы, что лучше один раз увидеть (а ещё лучше — попробовать), чем сто раз услышать.

Основная цель программы: создание условий для реализации задачи предпрофильной подготовки, ориентации и оценки возможности продолжения образования в естественнонаучном направлении, развитие у школьников навыков экспериментальной деятельности.

Задачи программы:

-создать условия для повышения теоретических знаний по химии;

-совершенствовать технику химического эксперимента;

-применять полученные знания для изучения объектов повседневной жизни;
-формировать осознанную мотивацию на выбор естественнонаучной профессии;

-формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения;

-создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, аккуратности.



Общая характеристика курса

Освоение приёмов техники лабораторной работы, навыков использования химической посуды и оборудования, нагревательных приборов в сочетании с соблюдением требований техники безопасности требует особенно много времени. Программа курса построена таким образом, что практически каждое занятие включает в себя демонстрационный эксперимент или практикум. В рамках предложенного курса можно осуществить выполнение тех опытов, которые на уроке по тем или иным причинам не были поставлены, осуществление дополнительных с целью повторения и углубления знаний, постановка новых опытов, иллюстрирующих химический процесс, применение химии в жизни. Такая работа в большей степени удовлетворяет интерес учащихся, поскольку она опирается на знания, получаемые в классе, и отвечает на запросы, возникающие в процессе изучения химии. Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для некоторых опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.

Программа курса построена на материале базового курса неорганической химии 8-9 класса. Курс помогает ученику сориентироваться в естественнонаучном профиле обучения, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дает возможность ученику проявить себя, является помощником для подготовки практической части экзамена по химии за курс 9 класса.

Основными видами деятельности является практическая и экспериментальная работа учащихся: наблюдение, анализ, синтез, качественное и количественное описание объекта и его компонентов, выявление причинно-следственных связей, существенных признаков, обобщение и классификация, сотрудничество, презентация результатов. Экспериментальная работа помогает углубить знания по химии, научить учащихся наблюдению многообразных химических явлений, приучить к самостоятельной работе в лаборатории и правильному выполнению многообразных лабораторных операций. При проведении данного курса возможны разнообразные виды деятельности учащихся: устные сообщения, составление схем-таблиц по узловым теоретическим вопросам, выполнение практических работ с элементами исследования, выполнение демонстрационных опытов, а также полноценных проектов и исследований, презентаций, викторин, подборок экспериментальных задач и др.

Контроль за освоением программы курса проходит в виде текущего контроля (проверка сформированности практических навыков, ведения тетради лабораторных работ, беседы по изучаемому материалу) и итогового контроля (презентация результатов практической деятельности в виде отчетов, проектов, экспериментальных исследований).


Целевая аудитория

Учащиеся 8-9-х классов школы, оборудованных «Школьными Кванториумами».

Программа факультативного курса по химии: «Практическая химия» предназначена для учащихся 8-9 класса в рамках предпрофильной подготовки учащихся. 1 час в неделю, 34 часа (резерв 2 часа)


Программа элективного курса по химии для 8-9 классов составлена на основе:

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации.

Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413) (ред. 11.12.2020).

Методические рекомендации по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательной организации (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12.01.2021 № Р-4)

Методическое пособие Беспалов П.И. Реализация образовательных программ по химии с использованием оборудования детского технопарка «Школьный кванториум» 8 — 9 классы, Москва, 2021


Метапредметные и личностные результаты освоения курса

Программа курса «Практическая химия» позволяет в совокупности с другими учебными предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.


Метапредметные результаты курса выражены в:

1) умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умении самостоятельно планировать пути  достижения целей;

3) умении соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умении оценивать правильность выполнения учебной задачи;

5) владении основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умении  определять понятия, создавать обобщения, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7) умении создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умении организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умении осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формировании и развитии компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).


Личностные результаты курса:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории, с учётом устойчивых познавательных интересов;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение норм, правил поведения в группах и сообществах;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.



Программа «Практическая химия» позволяет в совокупности с другими учебными предметами и курсами помочь обучающимся достичь результатов освоения у выпускников регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться в общении.

Познавательные УУД

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и Интернета;

-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

-ставить проблему, аргументировать её актуальность;

- проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

-организовывать исследование с целью проверки гипотез;

-делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Регулятивные УУД

-планировать пути достижения целей;

-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Коммуникативные УУД

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

-организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

-работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

-в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

-устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.


Тематическое планирование


п/п

Тема

Содержание

Целевая установка урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Использование оборудования

1

Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии

Практическая работа № 1 «Изучение строения пламени»

Знакомство с основными методами науки

1

Умение пользоваться нагревательными приборами

Датчик температуры (термопарный), спиртовка

2

Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии

Лабораторный опыт № 1 «До какой температуры можно нагреть вещество»

Знакомство с основными методами науки

1

Определять возможность проведения реакций и процессов, требующих нагревания

Датчик температуры (термопарный), спиртовка

3

Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии

Лабораторный опыт № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра»

Дать представление о точности измерений цифровых датчиков и аналоговых приборов

1

Умение выбирать приборы для проведения измерений, требующих точности показаний

Датчик температуры платиновый, термометр, электрическая плитка

4

Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии

Лабораторный опыт № 3 «Определение температуры плавления и кристаллизации олова»

Сформировать представление о температуре плавления, обратимости плавления и кристаллизации

1

Знать процессы, протекающие при плавлении веществ и их кристаллизации

Датчик температуры (термопарный)

5

Первоначальные химические понятия. Чистые вещества и смеси

Лабораторный опыт № 4 «Водопроводная и дистиллированная вода»

Экспериментальное определение дистиллированной и водопроводной воды

1

Уметь отличать водопроводную воду от дистиллированной, знать, почему для проведения экспериментов используют дистиллированную воду

Датчик электропроводности, цифровой микроскоп

6

Первоначальные химические понятия. Физические и химические явления

Демонстрационный эксперимент № 1 «Выделение и поглощение тепла — признак химической реакции»

Изучение химических явлений


1

Уметь отличать физические процессы от химических реакций

Датчик температуры платиновый

7

Первоначальные химические понятия. Простые и сложные вещества

Демонстрационный эксперимент № 2 «Разложение воды электрическим током»

Изучение явлений при разложении сложных веществ

1

Знать, что при протекании реакций молекулы веществ разрушаются, а атомы сохраняются (для веществ с молекулярным строением)

Прибор для опытов с электрическим током

8

Первоначальные химические понятия. Закон сохранения массы веществ

Демонстрационный эксперимент № 3 «Закон сохранения массы веществ»

Экспериментальное доказательство действия закона

1

Знать формулировку закона и уметь применять его на практике при решении расчётных задач

Весы электронные

9

Классы неорганических соединений. Состав воздуха

Демонстрационный эксперимент № 4 «Определение состава воздуха»

Экспериментально определить содержание кислорода в воздухе

1

Знать объёмную долю составных частей воздуха

Прибор для определения состава воздуха

10

Классы неорганических соединений. Свойства кислот

Практическая работа № 2 «Получение медного купороса»

Синтез соли из кислоты и оксида металла

1

Уметь проводить простейшие синтезы неорганических веществ с использованием инструкции

Цифровой микроскоп

11

Растворы

Лабораторный опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры»

Исследовать зависимость растворимости от температуры

1

Иметь представление о разной зависимости растворимости веществ от температуры

Датчик температуры платиновый

12

Растворы

Лабораторный опыт № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов»

Показать зависимость растворимости от температуры

1

Уметь использовать цифровой микроскоп для изучения формы кристаллов

Цифровой микроскоп

13

Растворы

Лабораторный опыт № 7 «Пересыщенный раствор»

«Сформировать понятия «разбавленный раствор», «насыщенный раствор», «пересыщенный раствор»

1

Иметь представление о различной насыщенности раствора растворяемым веществом

Датчик температуры платиновый

14

Растворы

Практическая работа № 3 «Определение концентрации веществ колориметрическим методом»

Сформировать представление о концентрации вещества и количественном анализе

1

Уметь определять концентрацию раствора, используя инструкцию

Датчик оптической плотности

15

Кристаллогидраты

Лабораторный опыт № 8 «Определение температуры разложения кристаллогидрата»

Сформировать понятие «Кристаллогидрат».

1

Знать способность кристаллогидратов разрушаться при нагревании

Датчик температуры платиновый

16

Классы неорганических соединений. Основания

Практическая работа № 4 «Определение рН растворов кислот и щелочей»

Сформировать представление о рН среды как характеристики кислотности раствора

1

Уметь определять рН растворов

Датчик рН

17

Классы неорганических соединений. Основания

Лабораторный опыт № 9 «Определение рН раз- личных сред»

Сформировать представление о шкале рН

1

Применять умения по определению рН в практической деятельности

Датчик рН

18

Классы неорганических соединений. Химические свойства оснований

Лабораторный опыт № 10 «Реакция нейтрализации», демонстрационный эксперимент № 5 «Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом»

Экспериментально доказать химические свойства оснований

1

Понимать сущность процесса нейтрализации и применять процесс нейтрализации на практике

Датчик рН, дозатор объёма жидкости, бюретка, датчик температуры платиновый, датчик давления, магнитная мешалка

19

Химическая связь

Демонстрационный опыт № 6 «Температура плавления веществ с разными типами кристаллических решёток»

Показать зависимость физических свойств веществ от типа химической связи

1

Уметь определять тип кристаллических решёток по температуре плавления

Датчик температуры платиновый, датчик температуры термопарный

20

Теория электролитической диссоциации

Демонстрационный опыт № 1 «Тепловой эффект растворения веществ в воде»

Показать, что растворение веществ имеет ряд признаков химической реакции

1

Знать, что растворение — физико-химический процесс

Датчик температуры платиновый

21

Теория электролитической диссоциации

Практическая работа № 1 «Электролиты и неэлектролиты»

Введение понятий «электролит» и «неэлектролит»

1

Уметь экспериментально определять электролиты и неэлектролиты

Датчик электропроводности

22

Теория электролитической диссоциации

Лабораторный опыт № 1 «Влияние растворителя на диссоциацию»

Сформировать представление о влиянии растворителя на диссоциацию электролита

1

Знать, какое влияние оказывает вода на диссоциацию вещества

Датчик электропроводности

23

Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты

Лабораторный опыт № 2 «Сильные и слабые электролиты»

Экспериментально ввести понятие «слабый электролит»

1

Уметь определять сильные и слабые электролиты с помощью датчика электропроводности

Датчик электропроводности

24

Теория электролитической диссоциации.


Лабораторный опыт № 3 «Зависимость электропроводности растворов сильных электролитов от концентрации ионов»

Сформировать представление о зависимости электропроводности растворов от концентрации ионов

1

Знать зависимость электропроводности растворов от концентрации ионов

Датчик электропроводности

25

Теория электролитической диссоциации.


Практическая работа № 2 «Определение концентрации соли по электропроводности раствора»

Закрепить представление о зависимости электропроводности растворов от концентрации ионов

1

Уметь экспериментально определять концентрацию соли в растворе с помощью датчика электропроводности

Датчик электропроводности

26

Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена

Лабораторный опыт № 4 «Взаимодействие гидроксида бария с серной кислотой»

Исследовать особенности протекания реакции нейтрализации

1

Применять знания о реакции нейтрализации в иных условиях

Датчик электропроводности, дозатор объёма жидкости, бюретка

27

Теория электролитической диссоциации

Лабораторный опыт № 5 «Образование солей аммония»

Экспериментально показать образование ионов при реакции аммиака с кислотами

1

Знать, что все растворимые в воде соли являются сильными электролитами

Датчик электропроводности

28

Химические реакции. Окислительно-востановительные реакции (ОВР)

Лабораторный опыт № 6 «Изучение реакции взаимодействия сульфита натрия с пероксидом водорода»

Изучение окислительно-восстановительных процессов, протекающих с выделением энергии

1

Иметь представление о тепловом эффекте окислительно-восстановительных реакций

Датчик температуры платиновый

29

Химические реакции. Окислительно-востановительные реакции (ОВР)

Лабораторный опыт № 7 «Изменение рН в ходе окислительно-восстановительных реакций»

Доказать, что в процессе протекания ОВР возможно образование кислоты или щелочи

1

Иметь представления о различных продуктах окислительно-восстановительных реакций

Датчик рН

30

Химические реакции. Окислительно-востановительные реакции (ОВР)

Лабораторный опыт № 8 «Сравнительная характеристика восстановительной способности металлов»

Количественно охарактеризовать восстановительную способность металлов

1

Знать, что металлы являются восстановителями с раз- ной восстановительной способностью

Датчик напряжения

31

Химические реакции. Скорость химической реакции

Демонстрационные опыты № 2 «Изучение влияния различных факторов на скорость реакции»

Изучить зависимость скорости реакции от различных факторов

2

Знать зависимость скорости реакции от различных факторов — температуры, концентрации реагирующих веществ, катализатора, природы веществ, площади соприкосновения веществ

Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий

32

Неметаллы. Галогены

Демонстрационный опыт № 3 «Изучение физических и химических свойств хлора»

Экспериментальное изучение физических и химических свойств хлор

1

Знать физические и химические свойства галогенов. Уметь записывать уравнения реакций галогенов с металлами, неметаллами, их различную окислительную способность

Аппарат для проведения химических процессов (АПХР)

33

Неметаллы. Оксиды серы. Сернистая кислота

Демонстрационный опыт № 4 «Изучение свойств сернистого газа и сернистой кислоты»

Изучить свойства сернистого газа

1

Знать физические и химические свойства сернистого газа. Уметь записывать уравнения реакций газа с водой, со щелочами

Аппарат для проведения химических реакций (АПХР)

34

Неметаллы. Аммиак

Лабораторный опыт № 9 «Основные свойства аммиака»

Знать, что раствор аммиака в воде — слабый электролит. Экспериментально доказать принадлежность раствора аммиака к слабым электролитам

1

Уметь определять это свойство с помощью датчика электропроводности

Датчик электропроводности

35

Металлы. Кальций. Соединения кальция

Лабораторный опыт № 10 «Взаимодействие известковой воды с углекислым газом»

Экспериментально установить образование средней и кислой соли


Знать свойства соединений кальция и его значение в природе и жизни человека

Датчик электропроводности, магнитная мешалка, прибор для получения газов или аппарат Киппа

36

Металлы. Железо

Лабораторный опыт № 11 «Окисление железа во влажном воздухе»

Исследовать процесс элетрохимической коррозии железа в воздухе

1

Знать, что процесс коррозии металлов протекает в присутствии воды и кислорода. Знать факторы, ускоряющие процесс коррозии

Датчик давления




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования

Автор: Маргарита Алексеевна Лыткина

Дата: 17.01.2022

Номер свидетельства: 598096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Задания к зачетам «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»"
    ["seo_title"] => string(160) "zadaniia-k-zachietam-orghanizatsiia-i-proviedieniie-vnieurochnoi-raboty-i-zaniatii-po-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "253627"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447613426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа дополнительного образования "Калейдоскоп" "
    ["seo_title"] => string(54) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-kalieidoskop"
    ["file_id"] => string(6) "153601"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421052622"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа дополнительного образования "Юный турист""
    ["seo_title"] => string(54) "proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_iunyi_turist"
    ["file_id"] => string(6) "378807"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484290293"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Требования к образовательным программам дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(74) "triebovaniia-k-obrazovatiel-nym-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "197699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428297644"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа дополнительного образования  «Фантазия»"
    ["seo_title"] => string(47) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiafantaziia"
    ["file_id"] => string(6) "256182"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448088433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства