«Средняя школа №2 города Ушарал с дошкольным миницентром»
Алакольского района Алматинской области
Естественно – математическое химии
(направление) (курс)
Составил
Учитель Зернова Г. В.
2016 – 2017 учебный год
ПРОГРАММА ПРИКЛАДНОГО КУРСА ПО ХИМИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 – 11 КЛАССОВ
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа несет естественно - научную направленность, она предназначена для углубленного изучения химии.
Актуальность программы в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и практических задач. Программа ориентирована на учащихся 10 – 11 классов и рассчитана на два года.
Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
Задачи программы
Образовательные :
1. формирование умений и знаний при решении основных задач по химии;
2. формирование практических умений при решении экспериментальных задач на распознавание веществ;
3. повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов образующих химическую науку.
Воспитательные:
1. создание педагогических ситуаций успешности для повышения собственной самооценки и статуса учащихся в глазах сверстников, педагогов;
2. формирование познавательных способностей в соответствии с логикой развития химической науки;
3. содействие в профориентации школьников.
Развивающие :
развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при решении задач;
развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;
развивать практические умения учащихся при выполнении практических экспериментальных задач.
1-й год обучения предполагает решение задач по химическим уравнениям, требующих логического мышления. На этом этапе, кроме теоретических, предполагается решение практических задач, ознакомление с качественными реакциями на неорганические вещества.
2-й год обучения предполагает закрепление ранее изученных типов теоретических задач на примере различных классов органических веществ. Обобщение, решение комбинированных теоретических и практических задач по общей химии, проблемных задач, работа над которыми обсуждается и корректируется на занятиях. Большое внимание уделяется умению работать с информационными технологиями, тестовыми заданиями, подготовке к ЕНТ.
Методическое обеспечение программы
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок, самостоятельная работа, межпредметные занятия, практические занятия, зачет.
Методы и приемы организации учебно – воспитательного процесса: объяснение, работа с книгой, беседа, демонстративный показ, упражнения, решение типовых задач.
Методы: частично – поисковый, лабораторный, индивидуального обучения.
Оборудование: компьютер, презентации по отдельным темам программы, наборы химических веществ по неорганической химии, химическое оборудование и посуда.
Дидактический материал: карточки с заданиями, тесты, пособия для проведения практических занятий.
Ожидаемые результаты:
После прохождения 1 года обучения школьники должны:
По теме «Расчёты по химической формуле вещества».(7 ч).
Основные понятия: Вычисление количества вещества, массы вещества, объёма газа. Определение относительной плотности газов. Вычисление массовой и объёмной доли компонента в системе, массовой доли элемента в химическом соединении. Расчёты по химической формуле кристаллогидрата.
Знать: расчётные формулы для нахождения количества вещества через массу, объём, количество частиц (и обратные); формулу для нахождения относительной плотности одного газа по другому; формулы массовой и объёмной доли.
Уметь: определять тип задачи, выполнять расчёты по нахождению; пользоваться ПС.
По теме «Нахождение химической формулы сложного вещества.»(3ч).
Определение химической формулы по массовым долям элементов, относительной плотности газа, по продуктам сгорания.
Основные понятия: массовая доля элемента, относительная плотность газа по другому газу, простейшая (эмпирическая), молекулярная, структурная формулы.
Знать: алгоритмы решения задач на нахождение простейшей и молекулярной формул.
Уметь: выполнять расчёты для нахождения простейшей и молекулярной формул.
По теме «Расчеты, связанные с использованием выражения состава растворов» (10ч).
Способы выражения состава растворов: «массовая доля растворенного вещества в растворе» и «молярная концентрация вещества в растворе». Состав насыщенных растворов. Разбавление, смешивание растворов. Перевод одного типа концентрации в другой. Вычисления, связанные с понятием «растворимость вещества».
Основные понятия: раствор, растворитель, растворенное вещество, «Массовая доля растворенного вещества», «молярная концентрация», «насыщенный раствор», коэффициент растворимости.
Знать: расчетные формулы для вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе, молярная концентрация, плотность раствора.
Уметь: выполнять вычисления для нахождения массовой доли растворённого вещества, молярной концентрации вещества в растворе; переводить один тип концентрации в другой, готовить растворы с определенной концентрацией, производить вычисления, связанные со смешиванием, разбавлением растворов, с понятием «растворимость вещества».
По теме « Решение задач по химическим уравнениям» (9ч):
Иметь представление о химических реакциях, их видах;
Знать: основные принципы решения задач по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке; на выход продукта , примеси, растворы.
Уметь: делать вычисления по химическим уравнениям на нахождение массы (количества вещества) продуктов реакции по массе ( количеству вещества) вступающих в реакцию веществ и наоборот;
- решать задачи по химическим уравнениям, в которых участвуют газообразные вещества, используя закон объемных отношений газов;
- производить расчеты по термохимическим уравнениям;
- производить расчеты по химическим уравнениям ( если одно из веществ взято в избытке, на выход продукта, примеси, растворы и составлять задачи, используя знания о свойствах неорганических веществ.
По теме « Химическая кинетика». (1ч).
Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия.
Основные понятия: кинетика, скорость гомогенной реакции, скорость гетерогенной реакции; кинетическое уравнение реакции, условия, влияющие на скорость реакции , химическое равновесие, условия его смещения, константа скорости реакции и химического равновесия.
Знать: расчетную формулу скорости реакции, математическое выражение закона действующих масс, правило Вант-Гоффа, принцип М. Шателье.
Уметь: производить расчеты для нахождения скорости реакции; определять направление смещения равновесия при изменении условий обратимой реакции.
По теме « Гидролиз солей». (1ч).
Понятие «гидролиз». Гидролиз органических и неорганических веществ. Составление уравнений реакций гидролиза. Практическое значение гидролиза.
Основные понятия: гидролиз, сильный и слабый электролиты; кислая, щелочная, нейтральная среда раствора, ступенчатый гидролиз, необратимый гидролиз, основная соль, кислая соль, водородный показатель pH.
Знать: условия смещения гидролиза, значение гидролиза.
Уметь: составлять уравнения реакций гидролиза и производить расчеты по ним.
По теме « Окислительно – восстановительные реакции» (1Ч):
Знать об окислительно – восстановительных реакциях; о понятии окислитель и восстановитель, понятиях окислительный и восстановительный процесс;
Уметь определять степени окисления химических элементов; расставлять коэффициенты в химических реакциях с участием неорганических веществ методом электронного баланса
По теме Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»(2ч):
Знатьхимические свойства и способы получения основных классов неорганических соединений;
Уметь записывать реакции «цепочки превращений», с участием неорганических веществ;
решать и составлять задачи на «цепочки превращений»; выделять главное и анализировать ход решения «цепочки превращений».
После прохождения программы 2 года обучения учащиеся должны
По теме «Расчеты по формуле органического вещества»(11ч):
Знатьоб особенностях строения органических веществ, их многообразии и свойствах;
Уметьнаходить молекулярную формулу органического вещества по массовым долям входящих в него химических элементов, по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и относительной плотности его паров по какому-либо другому газу;
По теме «Решение задач по химическим уравнениям с участием органических веществ»(9ч):
Знатьособенности химических процессов с участием органических веществ;
Уметь производить расчеты по химическому уравнению;
составлять задачи с участием органических веществ на нахождение массы, объема, количества вещества продукта реакции или исходного вещества, на примеси, выход продукта, избыток одного из исходных веществ;
По теме «Генетическая связь между основными классами органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ»(6ч):
Знатьхимические свойства и способы получения органических веществ;
Уметь решать и составлять цепочки превращений с участием органических веществ;
решать различные виды задач по цепочкам превращений с использованием органических веществ; уметь решать и составлять задачи по цепочкам превращений, которые указывают на взаимосвязь неорганических веществ с органическими;
По теме «Окислительно-восстановительные реакции»(2ч):
Знать об окислительно – восстановительных реакциях; о понятии окислитель и восстановитель, понятиях окислительный и восстановительный процесс;
Уметьрасставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
По теме «Качественные реакции на органические вещества»:
Знать технику безопасности при работе с органическими веществами;
реагенты и методы проведения качественных реакций на различные органические вещества;
Уметь проделывать качественные реакции; применять полученные знания при решении и составлении экспериментальных задач на определение органических веществ в растворе;
работать с химическими веществами и химическим оборудованием.
Кроме вышеперечисленного школьники учатся учиться, у них расширяется кругозор, повышается уровень интеллекта.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИКЛАДНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ 10 КЛАССА
№
Тема занятия
Кол-во
часов
дата
Расчёты по химической формуле вещества (или с использованием формулы вещества).
7
1
Вычисление количества вещества по известной массе (объёму, количеству частиц).
1
2
Вычисление массы вещества и объёма газов (н.у.)
1
3
Определение относительной плотности газа и молярной массы по известной относительной плотности одного газа по другому.
1
4
Понятие «доля» в химии. Массовая и объёмная доля компонента в системе.
1
5
Расчёты по химической формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
1
6
Расчёты по химической формуле кристаллогидрата.
1
7
Вычисление массовой доли безводной соли и кристаллизационной воды в кристаллогидрате.
1
Нахождение химической формулы сложного вещества.
3
8
Определение простейшей химической формулы вещества по известным массовым долям элементов.
1
9
Определение молекулярной формулы газообразного вещества по известным массовым долям элементов и относительной плотности его по другому газу.
1
10
Определение молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания.
1
Расчеты, связанные с использованием различных способов выражения
состава растворов.
10
11
Способы выражения состава растворов.
1
12
Определение состава насыщенных растворов.
1
13
Вычисление массовой доли и массы растворенного вещества в растворе.
1
14
Вычисление молярной концентрации вещества в растворе.
1
15
Приготовление раствора определенной концентрации.
1
16
Разбавление (концентрирование) растворов.
1
17
Смешивание растворов одного и того же вещества.
1
18
Смешивание растворов разных веществ приводящее к протеканию химической реакции.
1
19
Перевод одного типа концентрации в другой.
1
20
Вычисления, связанные с понятием «растворимость вещества».
1
Расчеты по уравнениям химических реакций.
9
21
Вычисление массы (количества) вещества объема газа по известному количеству (массе) одного из веществ, участвующих в реакции.
1
22
Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворенного вещества.
1
23
Вычисление массы (объёма, количества вещества) продукта реакции по известной массе вещества, содержащего примеси.
1
24
Вычисление массы (объема, количества вещества) продукта по данным об исходных веществах, одно из которых взято в избытке.
1
25
Расчёты объемных отношений газов при химических реакциях.
1
26
Вычисление массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
2
33
Взаимные превращения неорганических веществ.
1
34
Взаимные превращения органических веществ.
1
Итого часов
34
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПРИКЛАДНОГО КУРСА
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ 11 КЛАССА
№
Тема занятия
Кол - во
часов
дата
Расчеты по формулам органических веществ
11
1
Вычисление количества вещества по известной массе (объёму, количеству частиц).
1
2
Вычисление массы вещества и объёма газов (н.у.)
1
3
Определение относительной плотности газа и молярной массы по известной относительной плотности одного газа по другому.
1
4
Понятие «доля» в химии. Массовая и объёмная доля компонента в системе.
1
5
Расчёты по химической формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
1
6
Нахождение молекулярной формулы вещества по массовым долям входящих в него химических элементов
1
7,8
Нахождение молекулярной формулы газообразного вещества по массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания и плотности его паров по какому-либо другому газу
2
9
Определение формулы газа по массовой доле элементов и известной относительной плотности одного газа.
1
10,11
Задачи на растворы
2
Решение задач по химическим уравнениям
9
12
Нахождение массы (объема) продукта реакции по массе (объему) исходного исходного вещества
1
13
Нахождение массы (объема) продукта реакции, если вещество дано в растворе с массовой долей.
1
14
Нахождение массы (объема) продукта реакции по массе (объему) исходного органического вещества, содержащего примеси
1
15
Решение задач на избыток одного из веществ
1
16
Решение задач на выход продукта
1
17
Расчет теплового эффекта
1
18,19
Определение состава смеси
2
20
Вычисления по химическим уравнениям в условиях неполного взаимодействия исходных веществ
1
Генетическая связь
6
21,22
Осуществление цепочки превращений (на примере углеводородов)
2
23
Осуществление цепочки превращений, (на примере кислородсодержащих веществ)
1
24
Осуществление цепочки превращений, (на примере азотсодержащих веществ)
1
25,26
Осуществление цепочки превращений, (органические и неорганические вещества)
2
Окислительно-восстановительные реакции
2
27,28
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методами электронного баланса
2
Определение органических веществ
3
29,30
Качественные реакции на органические вещества
2
31
Решение экспериментальных задач по органической химии
1
32,33
Комбинированные задачи: органические и неорганические вещества
2
34
Итоговое занятие
1
Итого часов
34
Список используемой литературы :
1. А.В.Хомченко В.А. Хомченко Сборник задач по химии , Москва, «Просвещение», 2010Л.И.Некрасова Химия. 9- 11 класс. Карточки заданий Изд–во «Лицей», 2008
2. А.В.Артемов С.С.Дерябина Школьные олимпиады по химии 8-11 классы, Москва, Айрис – пресс,2009