Прикладной курс для учащихся 8 класса по предмету химия
Прикладной курс для учащихся 8 класса по предмету химия
Изучение химии невозможно без освоения приемов решения расчетных химических задач. Согласно ныне действующей общеобразовательной программе, на изучение химии в восьмых классах отводится лишь 68 часов (2 часа в неделю). По сравнению с прошлыми годами, когда отводилось 102 часа в год, этот объем не позволяет более полно раскрыть учебный материал. Загруженность программы большим объемом теоретического материала приводит к тому, что на решение задач отводиться очень ограниченное количество времени. В связи с этим возникает насущная необходимость введения дополнительных часов, именно для решения расчетных химических задач. Настоящая программа предполагает знакомство учащихся с типами расчетных задач по химии и методами их решения.
Цели программы.
Образовательные:
Формирование единой системы химических знаний об окружающем мире и химических законах природы;
Овладение учащихся основными приемами решения расчетных задач по химии;
Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по химии;
Создание фундамента для продолжения химического образования в дальнейшем.
Развивающие:
Развитие интеллектуальных способностей учащихся, гибкости и самостоятельного мышления;
Развитие логического и аналитического мышления, стремление к поиску нестандартных и оригинальных подходов к решению задач;
Формирование навыков самообразования и умения применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
Формирование самостоятельной, самодостаточной, независимой личности, способной ориентироваться в окружающем мире;
Формирование понимания общественной значимости, гуманистической направленности химии, ее существенной роли в процессе познания мира и практической деятельности человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прикладной курс для учащихся 8 класса по предмету химия »
Программа вариативного курса по химии 8 класса
«Практикум по химии»
Автор программы Жансеитова Ф.М.
Изучение химии невозможно без освоения приемов решения расчетных химических задач. Согласно ныне действующей общеобразовательной программе, на изучение химии в восьмых классах отводится лишь 68 часов (2 часа в неделю). По сравнению с прошлыми годами, когда отводилось 102 часа в год, этот объем не позволяет более полно раскрыть учебный материал. Загруженность программы большим объемом теоретического материала приводит к тому, что на решение задач отводиться очень ограниченное количество времени. В связи с этим возникает насущная необходимость введения дополнительных часов, именно для решения расчетных химических задач. Настоящая программа предполагает знакомство учащихся с типами расчетных задач по химии и методами их решения.
Цели программы.
Образовательные:
Формирование единой системы химических знаний об окружающем мире и химических законах природы;
Овладение учащихся основными приемами решения расчетных задач по химии;
Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по химии;
Создание фундамента для продолжения химического образования в дальнейшем.
Развивающие:
Развитие интеллектуальных способностей учащихся, гибкости и самостоятельного мышления;
Развитие логического и аналитического мышления, стремление к поиску нестандартных и оригинальных подходов к решению задач;
Формирование навыков самообразования и умения применять полученные знания в практической деятельности.
Воспитательные:
Формирование самостоятельной, самодостаточной, независимой личности, способной ориентироваться в окружающем мире;
Формирование понимания общественной значимости, гуманистической направленности химии, ее существенной роли в процессе познания мира и практической деятельности человека.
Задачи программы
Формирование знаний об основных методах и приемах решения расчетных задач по химии;
Формирование умения преобразовывать расчетные формулы и применять их в конкретных ситуациях;
Развитие общеучебных умений и навыков;
Развитие умения анализировать условие задачи и находить оптимальный вариант решения;
Развитие навыков самостоятельной работы;
Привитие интереса к химии.
Содержание программы
Тема 1. Вычисления по химическим формулам (5 часов).
Вычисление атомных и молекулярных масс. Вычисления с количеством вещества. Вычисление массовых отношений и массовых долей элементов в сложном веществе. Задачи на содержание элемента в определенной порции вещества. Задачи на газовые законы. Вычисления по уравнению состояния идеального газа. Закон объемных отношений. Относительная плотность газа. Определение количественного состава газовой смеси по плотности или относительной плотности.
Тема 2. Задачи на растворы (3 часа).
Задачи на состав раствора. Вычисление концентрации растворенного вещества. Вычисление растворимости и массовой доли растворенного в-ва. Задачи на смешение, разбавление и концентрирование растворов . Вычисления с кристаллогидратами
Тема 3. Вычисления по уравнениям химических реакций (5 часов).
Вычисление массы, объема и количества вещества по известной массе, объему или количеству другого вещества. Задачи с участием растворов. Задачи на избыток одного из реагирующих веществ. Задачи на выход продукта реакции. Вычисления по уравнениям нескольких последовательно протекающих реакций.
Тема 4. Задачи на вывод формул вещества (3 часа)
Вывод эмпирических формул неорганических веществ. Вывод молекулярных формул органических веществ. Вывод формул веществ по уравнениям химических реакций.
Тема 5. Закономерности химических реакций (1 час).
Вычисление тепловых эффектов химических реакций.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
вариативного курса «Практикум по химии»
(17 часов, 0,5 час в неделю)
№
Тема урока
Кол час.
Сроки
I.
Вычисления по химическим формулам
5
Вычисление атомных и молекулярных масс. Вычисления с количеством вещества
1
Вычисление массовых отношений и массовых долей элементов в сложном веществе.
1
Задачи на содержание элемента в определенной порции вещества.
1
Задачи на газовые законы. Вычисления по уравнению состояния идеального газа.
Закон объемных отношений. Относительная плотность газа.
1
Определение количественного состава газовой смеси по плотности или относительной плотности
1
II
Задачи на растворы.
3
Задачи на состав раствора
Вычисление концентрации растворенного в-ва
1
Вычисление растворимости и массовой доли растворенного в-ва
1
Задачи на смешение, разбавление и концентрирование растворов . Вычисления с кристаллогидратами
1
III
Вычисления по уравнениям хим. реакций.
5
Вычисление массы, объема и количества в-ва по известной массе, объему или количеству другого в-ва
1
Задачи с участием растворов.
1
Задачи на избыток одного из реагирующих веществ.
1
Задачи на выход продукта реакции.
1
Вычисления по уравнениям нескольких последовательно протекающих реакций.
1
IV
Задачи на вывод формул веществ
3
Вывод эмпирических формул неорганических веществ
1
Вывод молекулярных формул органических веществ.
1
Вывод формул веществ по уравнениям химических реакций.
1
V
Закономерности химических реакций.
1
Вычисление тепловых эффектов химических реакций
1
Всего часов:
17
Учитель химии: Жансеитова Ф.М.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Формулы неорганических веществ, изучаемых в программе 8 класса;
Физико-химические свойства неорганических веществ, представителей классов неорганических соединений;
Формулы для расчетов количества вещества;
Формулы для вычисления состава раствора;
Формулы перехода из одного способа выражения концентрации раствора в другой Единицы измерения физических величин в системе СИ и производные единицы;
Закономерности протекания химических реакций.
Учащиеся должны уметь:
Преобразовывать расчетные формулы;
Осуществлять переход из одних единиц измерения в другие;
Вычислять количественный состав смеси;
Осуществлять вычисления связанные с составом раствора и изменением его концентрации;
Проводить вычисления с кристаллогидратами;
Проводить вычисления по уравнениям химических реакций;
Выводить эмпирические и молекулярные формулы веществ по данным анализа и уравнениям реакций;
Проводить термодинамические вычисления по уравнениям химических реакций.
Список литературы.
1. И. Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.Новая волна. 2004.
2. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко.Сборник по химии для поступающих в ВУЗы . М.Новая волна. 2004.
3 М.Е. Кузьменко, В.В.Еремин. 2400 задач по химии. М. Дрофа. 1999
4. М.Е. Кузьменко, В.В.Еремин, С.С. Чуранов. Сборник конкурсных задач по химии . М. Оникс 21 век, 2001.
5. Г.В.Лисичкин. Химия. Школьная Олимпиада. М. Астрель, 2004.
6. Р.А.Лидин, Л.Ю. Аликберова. Справочник по химии. М. Аст-Пресс школа. 2002.
7. Р.А.Лидин. . Химия. Полный сборник задач. Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. М. Дрофа. 2007.
8. Е.И. Пак. Решение расчетных задач по химии. Тараз. Сенім. 2011