Программа элективного курса « химия в быту » для учащихся 10 класса
Программа элективного курса « химия в быту » для учащихся 10 класса
Программа для 10 класса представляет единый целостный курс, построенный на основе принципов развивающего обучения, системности и приемственности. Содержание курса направленно на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими препаратами в быту, а структура определяется возрастными возможностями учащихся и уровнем их развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа для 10 класса представляет единый целостный курс, построенный на основе принципов развивающего обучения, системности и приемственности. Содержание курса направленно на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, обучению, умения правильно обращаться с химическими препаратами в быту, а структура определяется возрастными возможностями учащихся и уровнем их развития.
Пояснительная записка
Данная программа составлена для 10 класса и рассчитана на 34 часа.
Программа включает как теоретический материал, так и практические занятия. Содержание и форма программы направлены на расширение знаний, способствуют удовлетворению индивидуальных познавательных интересов учащихся.
Изменение роли химии в обществе и её социальная роль характеризуются в основном двумя взаимосвязанными факторами. Во-первых, это хемофобия, т.е. отрицательное отношение в обществе к химии, и её проявлениям. Такое отношение связано с загрязнением окружающей среды, техногенными катастрофами, производством боевых отравляющих веществ, наркотиков и т.д. В этой связи важно именно в школе объяснять, что плохое не в химии, а в людях, которые, во-первых, не понимают законов природы, а во-вторых, нарушают общепринятые нравственные нормы. Химия - очень мощный инструмент, в законах которой нет понятий добра и зла. Пользуясь одними и теми же законами, можно придумать новую технологию синтеза наркотиков или ядов, а можно новое лекарство или новый строительный материал. Другой социальный фактор – это вопиющая химическая безграмотность общества на всех его уровнях – от журналистов до домохозяек. Большинство людей совершенно не представляют, из чего состоит окружающий мир, не знают элементарных свойств даже простейших веществ и не могут отличить азот от аммиака, а этиловый спирт от метилового.
Для того чтобы осознать своё место в мире, а тем более чтобы научиться хотя бы в какой-то мере им управлять, человек обязан понять сущность реакций и те законы, которым они подчиняются.
Основной целью данной программы является дальнейшее углубление и расширение знаний, развитие любознательности, интереса к химии, обучение умению правильно обращаться с химическими препаратами в быту, оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
Одна из основных задач программы состоит в том, чтобы предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни; совершенствовать экспериментальные умения; развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь:
- о применении веществ в повседневной жизни; о ядовитых и едких веществах, простейших противоядиях;
- проводить консервирование продуктов питания химическим способом.
Предлагаемые темы предполагают использование разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса – лекций, семинаров, круглых столов, выполнение тестовых заданий, решение творческих задач, участие в учебных дискуссиях, экскурсий, практических занятий. Работа учащихся с литературой, Интернетом, подготовка проектов, рефератов способствует развитию навыков самообразования.
Содержание и структура курса «Химия в быту»
Введение (1ч)
Тема №1. Скорая химическая помощь (3ч)
Тема №2. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода (5ч)
Тема №3. Будьте красивыми (7ч)
Тема №4. Строительные материалы. Ремонт своими
силами (2ч)
Тема №5. Сад и огород (3ч)
Тема №6. Химия и пища (13ч)
№
Тема занятия
Кол-во
часов
Сроки
Форма
проведения
1.
Введение.
1
беседа
Тема 1. Скорая химическая помощь.
(3 ч)
1.
Азбука химчистки.
1
лекция
2.
Техника выведения пятен. Пятновыводители.
1
рассказ
3.
Удаление пятен. Чистка одежды и меха.
1
экскурсия
Тема 2. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода
(5ч)
1.
Синтетические моющие средства.
1
лекция
2.
Мыло. Отбеливатели.
1
проект
3.
Жёсткость воды и её устранение.
1
лекция
4.
Образование и удаление накипи, ржавчины.
1
рассказ
5.
Получение мыла.
1
практическая
работа
Тема 3. Будьте красивыми.
(7 ч)
1.
Из истории косметики.
1
рассказ
2.
Косметология.
1
рассказ
3.
Строение кожи.
1
лекция
4.
Кожа – зеркало здоровья.
1
рассказ
5.
Как определить тип и состояние кожи лица?
1
беседа
6.
Общий уход за кожей лица.
1
проект
7.
Декоративная косметика и правила её наложения.
1
практическая
работа
Тема 4. Строительные материалы. (Ремонт своими силами)
(2ч)
1.
Краски, лаки. Лакокрасочные материалы: их состав и назначение.
1
лекция
2.
Средства для шлифовки и полировки поверхностей. Вяжущие материалы и бытовые клеи.
1
лекция
Тема 4. Сад и огород.
(3ч)
1.
Удобрения и их классификация. Нормы и сроки внесения удобрений в почву.
1
беседа
2.
Средства борьбы с сорняками и вредителями сада и огорода.
1
рассказ
3.
Приготовление раствора удобрения нужной концентрации. Приготовление раствора бордоской жидкости для обработки растений.
1
практическая
работа
Тема 5. Химия и пища.
(13 ч)
1.
Основные компоненты пищи.
1
беседа
2.
Белки и их роль в процессе жизнедеятельности.
1
дискуссия
3.
Изучение свойств белков.
1
практикум
4.
Углеводы, их многообразие и значение.
1
беседа
5.
Предельные и непредельные жиры.
1
лекция
6.
Витамины, их многообразие и биохимические функции.
1
круглый стол
7.
Ферменты – вещества белковой природы, их классификация и свойства.
1
лекция
8.
Причины порчи продуктов питания и способы их устранения.
1
рассказ
9.
Химические методы консервирования.
1
проект
10.
Маринование томатов и огурцов.
1
практикум
11.
Искусственная пища. Производство пищевых добавок.
1
круглый стол
12.
СЭС, отдел гигиены питания.
1
экскурсия
13.
Заключительное занятие
1
защита
рефератов
Литература для учителя:
Артюнин А.М. Краткий справочник по удобрениям. – М.: Колос, 1984.
Балуева Г.А. Все мы дома химики. – М.: Химия, 1979.
Беллин В.Ф. Ваш огород. – М.: Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1998.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание, 1980.
Гроссе Э. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985.
Практикум по химической технологии. – М.: Просвещение, 1984.
Шепелёва А.М. Ремонт квартиры своими руками. – М.: Московский рабочий, 1979.
Секреты красоты для мужчин и женщин. – М., 2002.
Ленсина С.Н. Косметика, возраст и время года. – Алма-Ата: Мектеп, 1989.
Литература для учащихся:
Девяткин В.В. Химия для любознательных. – Ярославль: Академия К: Академия холдинг, 2000.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992.
Оксенгендлер Г.И. Яды и противоядия. – Л.: Наука, 1982.
Ольгин О.М. Опыты без взрывов. – М.: Химия, 1986.
Шульпин Г.Б. Эта увлекательная химия. – М.: Химия, 1984.