Программа элективного курса «Занимательные опыты »
Программа элективного курса «Занимательные опыты »
Элективный курс «Занимательные опыты» рассчитан для учащихся 8 классов в рамках предпрофильной подготовки, относится к типу курсов по выбору и имеет познавательную, развивающую, воспитывающую и профориентационную направленность.
Программа курса рассчитана на 16 часов в первом полугодии и 19 часов во втором полугодии и включает в себя лабораторные опыты, демонстрационные опыты, семинары, занятие «Круглый стол», вечер «Интеллектуальное казино».
Программа элективного курса позволяет расширить и углубить знания суворовцев, способствует развитию практических умений и навыков.
Цель элективного курса:
Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению химии через проведение экологически безопасного эксперимента.
Задачи курса:
Сформировать у учащихся практические умения и навыки в области эксперимента.
Научить учащихся грамотному, безопасному использованию в эксперименте химических веществ.
Познакомить учащихся со способами применения знаний по химии в реальных жизненных ситуациях.
Содержание и объем программы способствует творческому, интеллектуальному развитию учащихся, развитию у них наблюдательности, логического мышления. Материал программы изложен систематично и последовательно. Программа предполагает использование активных методов обучения: словесно-наглядно-практических, исследовательских, инструментальных, а также индивидуальную и самостоятельную работу учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
6. Список литературы для преподавателей………………………………........8
7. Список литературы для учащихся…………………………………………...8
8. Интернет-ресурсы ………………………………………………………….. 8
9. Перечень тем проектов, рефератов, исследовательских работ …..……… 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Занимательные опыты» рассчитан для учащихся 8 классов в рамках предпрофильной подготовки, относится к типу курсов по выбору и имеет познавательную, развивающую, воспитывающую и профориентационную направленность.
Программа курса рассчитана на 16 часов в первом полугодии и 19 часов во втором полугодии и включает в себя лабораторные опыты, демонстрационные опыты, семинары, занятие «Круглый стол», вечер «Интеллектуальное казино».
Программа элективного курса позволяет расширить и углубить знания суворовцев, способствует развитию практических умений и навыков.
Цель элективного курса:
Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению химии через проведение экологически безопасного эксперимента.
Задачи курса:
Сформировать у учащихся практические умения и навыки в области эксперимента.
Научить учащихся грамотному, безопасному использованию в эксперименте химических веществ.
Познакомить учащихся со способами применения знаний по химии в реальных жизненных ситуациях.
Содержание и объем программы способствует творческому, интеллектуальному развитию учащихся, развитию у них наблюдательности, логического мышления. Материал программы изложен систематично и последовательно. Программа предполагает использование активных методов обучения: словесно-наглядно-практических, исследовательских, инструментальных, а также индивидуальную и самостоятельную работу учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Предметными результатами освоения учащимися материала элективного курса является:
Уметь давать классификацию опасных и взрывчатых веществ;
Знать последствия бесконтрольного проведения опыта в домашних условиях;
Основные приемы и методы безопасного проведения эксперимента.
Проводить экологически безопасные эксперименты;
Анализировать, интегрировать результаты эксперимента;
Делать выводы, участвовать в дискуссии при проведении химического вечера;
Применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Личностными результатами освоения программы по химии являются:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; 2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; 3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Личностными результатами являются следующие умения:
1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
2. постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
3.оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
4.формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды-гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
1. обнаруживать и формулировать учебную проблему под руководством учителя.
2.ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения.
3. самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
4.работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
5.называть трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути преодоления/избегания в дальнейшей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
2. при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
3. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
4. адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД
1.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.
2. создавать модели и схемы для решения задач.
3.переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.
4.учавствовать в проектно-исследовательской деятельности
5. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
6.осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
10. уметь объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
11. уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий).
КоммуникативныеУУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
1. соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
2. формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
3. координировать свою позицию с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего.
4. устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
5. осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
6. уметь работать в группе- устанавливать рабочие отношения.
7. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
1. продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. брать на себя инициативу в организации совместного действия(деловое лидерство).
4. следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партн6ерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
1.осознание роли веществ
-определять роль различных веществ в природе и технике;
-объяснять роль веществ в их круговороте.
2. рассмотрение химических процессов:
-приводить примеры химических процессов в природе
-находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
3. использование химических знаний в быту:
-объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
4. объяснять мир с точки зрения химии:
-перечислять отличительные свойства химических веществ;
-различать основные химические процессы
-определять основные классы неорганических веществ
-понимать смысл химических терминов
5. овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
-проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
6.Умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
-использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
-различать опасные и безопасные вещества.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процессаи используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием ИКТ.
Преобладающей формой контроля выступают письменный(самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос(собеседование), тестирование.
КОНТРОЛЬ ЗА ПРОХОЖДЕНИЕМ ПРОГРАММЫ
Достижения учащихся, успешность решения ими задач фиксируются по каждому блоку.
Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:
Подготовка сообщений, рефератов, презентаций по изучаемым темам;
Отчет по лабораторным работам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ (2 ч)
Основы техники безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Оказание первой медицинской помощи. Приготовление растворов. Семинар «Красота эксперимента в его безопасности».
Настольные вулканы. Химические "змеи". Водяные чудеса. Мир кристаллов. Фокусы с металлами. Белки и их превращения. Распознавание питательных веществ в продуктах питания. Химия в борьбе с суевериями.
Тема 3. ХИМИЯ В БЫТУ (2 ч – 1 полугодие; 3 ч – 2 полугодие)
Занятие 1. Жизнь моя в опасности без техники безопасности! Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. Демонстрационный опыт «Противопожарные хитрости».
1
2
Занятие 2. Лабораторный опыт «Приготовление растворов».