Программа элективного курса по физике
« Загадки Вселенной»
(15 часов)
Разработала: учитель физики
МБОУ « СОШ №51» г. Курска
Мишина О.В.
г. Курск
2015г.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №51»
Методическое объединение
учителей физики
Учебная программа по дисциплине
«Физика»
г. Курск
2015г.
Учебная программа
По дисциплине физика
Общее количество часов -15
В том числе : лекций - 7
семинарских занятий - 6
практических работ - 2
Основания для разработки программы:
- Государственный стандарт общего образования БУП;
- учебный план школы;
- примерная образовательная программа;
-рекомендация Министерства образования и науки.
Автор-составитель: Мишина О.В.,
учитель физики
МБОУ « СОШ №51» г. Курска.
Пояснительная записка.
Нам необыкновенно повезло, что мы
живем в век, когда еще можно делать
открытия.
Р. Фейнман
Физика и астрономия – науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и самых фундаментальных взаимодействиях в природе. Мы стараемся разгадать, изучить тайны и капризы природы, узнать тайны Вселенной.
Возникновение физики и астрономии теряется в глубине веков. С помощью экспериментального и научного методов было понято множество окружающих нас природных явлений, что позволило построить физическую картину мира- систему представлений об устройстве природы, в основе которой лежат физические теории, понятия, законы, формирующие материалистическое мировоззрение школьников.
Знание физики и астрономии в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Курс « Загадки Вселенной» призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одно из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественным предметам, в первую очередь по физике.
Астрономическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становиться систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений.
В задачи обучения физике и астрономии входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы ;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов.
- формирование познавательного интереса к физике и астрономии, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.
- подготовке и продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Элективный курс « Загадки Вселенной» создается с целью объяснения учащимся явлений, которые происходят в космическом пространстве и на различных небесных телах.
Он показывает применимость физических законов, открытых на Земле, в ходе изучения таких объектов, которые по своим пространственно-временным масштабам значительно превосходят нашу планету. Это обуславливает важную роль курса в процессе формирования научного мировоззрения.
Данный элективный курс решает следующие задачи:
- углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства учащихся с современными методами астрономических исследований;
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений ;
-познакомить с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенных физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;
- овладение умениями проводить наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных законов;
-воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонентов в процессе дискуссии.
Ожидаемые результаты элективного курса:
- получение представлений о явлениях, происходящих в космическом пространстве, на различных небесных телах, методах научного познания природы; основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализе и оценки новой информации;
- развитие познавательных интересов, на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализе и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составление реферата и устного доклада по составленному реферату.
При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительных знаний по физике и астрономии, столько на приобретение способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и обсуждать их. Поэтому ведущими формами знаний могут быть семинары и практические занятия, но так же необходимо использовать лекции, беседы, наблюдения, знакомить учащихся с современными методами астрономических исследований, а так же шире привлекать оригинальные результаты научных исследований.
Предлагается следующая последовательность изложения учебного материала «Загадки вселенной» (15 часов):
1. Физика и астрономия – науки о природе.
Взаимосвязь физики и астрономии.
Развитие космических исследований.
Вклад в науку о природе Коперника, Галилея, Ломоносова, Ньютона, Эйнштейна. 1 час
2. Звёздное небо.
Что такое созвездия.
Основные созвездия.
Яркие звёзды.
Изменение вида звёздного неба в течении суток и года. 1 час
3. Представление о солнечной системе.
Астрономия в древности.
Геоцентрическая система мира.
Гелиоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрического мировоззрения. 1 час
4. «Ни начала, ни конца?»
Космология.
Возраст и история Вселенной.
Различные взгляды на развитие Вселенной. 1 час
5. Квазары: у границ бесконечности.
Представление о квазарах.
Исследования квазаров. 1 час
6. Измерение возраста Вселенной.
Виды «часов» используемых для датирования прошлого.
История Вселенной. 1 час
7. Проверка теории Эйнштейна.
Специальная теория относительности.
Эксперимент Макельсона – Морли. 1 час
8. Как работает звезда.
Звёздные каталоги.
Звёздные характеристики.
Рождение и развитие звёзд.
Взаимосвязь звёзд и межзвёздной среды.
Конечные стадии их эволюции в зависимости от массы: белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. 1 час
9. Одиннадцатилетний пульс Солнечной системы.
Солнце: его физическая природа и изменения.
Строение Солнца.
Солнечная активность и её влияние в межпланетном пространстве.
Измерение параметров Солнца. 1 час
10. Блуждающее красное пятно Юпитера и другие чудеса.
Юпитер – особая планета.
Строение, атмосфера Юпитера, красное пятно Юпитера, исследования Юпитера. 1 час
11. Вопрос о каналах.
Марс – таинственная планета.
Строение, атмосфера Марса.
Происхождение каналов на Марсе. 1 час
12. Дело о пропавшей планете.
Астероиды.
Планетоиды. 1 час
13. Огни на Луне.
Луна – естественный спутник Земли.
Особенности её природы. 1 час
14. Поиск жизни за пределами Земли. 1 час
15. Подведение итогов по теме «Загадки Вселенной» 1 час
Учебно – тематический план
№ Наименование
Разделов и тем уроков Всего часов В том числе
лекции Семи-нары Практич. занятия
1. Физика и астрономия – науки о природе. 1 1
2. Звёздное небо. 1 1
3. Представление о солнечной системе. 1 1
4. «Ни начала, ни конца?» 1 1
5. Квазары: у границ бесконечности. 1 1
6. Измерение возраста Вселенной. 1 1
7. Проверка теории Эйнштейна. 1 1
8. Как работает звезда. 1 1
9. Одиннадцатилетний пульс Солнечной системы. 1 1
10. Блуждающее красное пятно Юпитера и другие чудеса. 1 1
11. Вопрос о каналах. 1 1
12. Дело о пропавшей планете. 1 1
13. Огни на Луне. 1 1
14. Поиск жизни за пределами Земли. 1 1 1 (защита рефератов)
15. Подведение итогов по теме «Загадки Вселенной» 1
ИТОГО: 15 7 6 2
Литература для учащихся:
1. Энциклопедия для детей. Физика – М: Авата, 2000
2. Энциклопедический словарь юного астронома – М: Педагогика, 2002
3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Астрономия, 1998
4. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. – М: Наука, 1984
5. Томита К. беседы о кометах. – М: Знание, 1982
6. Уманский С.П. Космонавтика сегодня и завтра: Книга для учащихся – М: Просвещение, 1996
7. Перельман Я.И. Занимательная астрономия – Д: ВАП, 1994
8. Дагаев М.М., Чаругин В.М. Книга для чтения по астрономии: Астрофизика: Просвещение, 1988
9. Бялко А.В. Наша планета – Земля. – М: Наука, 1983
10. Воронцов – Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М: Наука, 1980
11. Дагаев М.М. Наблюдение звёздного неба. – М: Наука, 1983
12. Кононович Э.В. Солнце – дневная звезда. – М: Просвещение, 1982
13. Новков И.Д. Эволюция Вселенной. – М: Наука, 1983
Литература для учителей:
1. Вайнберг С. Первые три минуты. – М: Энергоиздат, 1981
2. Гуревич Л.Э., Чернин А.Д. Происхождение галактик и звёзд. – М: Наука, 1983
3. Дагаев М.М., Дёмин В.Г., Климишин И.А., Чаругин В.М. Астрономия. – М: Просвещение, 1983
4. Прошлое и будущее Вселенной. – М: Наука, 1986
5. Физика космоса. – М: Советская энциклопедия, 1986
6. Центр галактики. – М: Мир, 1984
7. Корлисс У. Загадки Вселенной. – М: Мир, 1970
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по физике " Загадки Вселенной" »
Программа элективного курса по физике
« Загадки Вселенной»
(15 часов)
Разработала: учитель физики
МБОУ « СОШ №51» г. Курска
Мишина О.В.
г. Курск
2015г.
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №51»
Методическое объединение
учителей физики
Учебная программа по дисциплине
«Физика»
г. Курск
2015г.
Учебная программа
По дисциплине физика
Общее количество часов -15
В том числе : лекций - 7
семинарских занятий - 6
практических работ - 2
Основания для разработки программы:
- Государственный стандарт общего образования БУП;
- учебный план школы;
- примерная образовательная программа;
-рекомендация Министерства образования и науки.
Автор-составитель: Мишина О.В.,
учитель физики
МБОУ « СОШ №51» г. Курска.
Пояснительная записка.
Нам необыкновенно повезло, что мы
живем в век, когда еще можно делать
открытия.
Р. Фейнман
Физика и астрономия – науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и самых фундаментальных взаимодействиях в природе. Мы стараемся разгадать, изучить тайны и капризы природы, узнать тайны Вселенной.
Возникновение физики и астрономии теряется в глубине веков. С помощью экспериментального и научного методов было понято множество окружающих нас природных явлений , что позволило построить физическую картину мира- систему представлений об устройстве природы, в основе которой лежат физические теории, понятия, законы, формирующие материалистическое мировоззрение школьников.
Знание физики и астрономии в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Курс « Загадки Вселенной» призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одно из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.
Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний , полученных учащимися по другим естественным предметам , в первую очередь по физике.
Астрономическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становиться систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений.
В задачи обучения физике и астрономии входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы ;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов.
- формирование познавательного интереса к физике и астрономии , развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.
- подготовке и продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Элективный курс « Загадки Вселенной» создается с целью объяснения учащимся явлений, которые происходят в космическом пространстве и на различных небесных телах.
Он показывает применимость физических законов, открытых на Земле, в ходе изучения таких объектов, которые по своим пространственно-временным масштабам значительно превосходят нашу планету. Это обуславливает важную роль курса в процессе формирования научного мировоззрения.
Данный элективный курс решает следующие задачи:
- углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства учащихся с современными методами астрономических исследований;
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений ;
-познакомить с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенных физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
-развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;
- овладение умениями проводить наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных законов;
-воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонентов в процессе дискуссии.
Ожидаемые результаты элективного курса:
- получение представлений о явлениях, происходящих в космическом пространстве, на различных небесных телах, методах научного познания природы; основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализе и оценки новой информации;
- развитие познавательных интересов, на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализе и оценки новой информации;
- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;
- приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составление реферата и устного доклада по составленному реферату.
При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительных знаний по физике и астрономии, столько на приобретение способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и обсуждать их. Поэтому ведущими формами знаний могут быть семинары и практические занятия, но так же необходимо использовать лекции, беседы, наблюдения, знакомить учащихся с современными методами астрономических исследований, а так же шире привлекать оригинальные результаты научных исследований.
Предлагается следующая последовательность изложения учебного материала «Загадки вселенной» (15 часов):
1.
Физика и астрономия – науки о природе.
Взаимосвязь физики и астрономии.
Развитие космических исследований.
Вклад в науку о природе Коперника, Галилея, Ломоносова, Ньютона, Эйнштейна.
1 час
2.
Звёздное небо.
Что такое созвездия.
Основные созвездия.
Яркие звёзды.
Изменение вида звёздного неба в течении суток и года.
1 час
3.
Представление о солнечной системе.
Астрономия в древности.
Геоцентрическая система мира.
Гелиоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрического мировоззрения.
1 час
4.
«Ни начала, ни конца?»
Космология.
Возраст и история Вселенной.
Различные взгляды на развитие Вселенной.
1 час
5.
Квазары: у границ бесконечности.
Представление о квазарах.
Исследования квазаров.
1 час
6.
Измерение возраста Вселенной.
Виды «часов» используемых для датирования прошлого.
История Вселенной.
1 час
7.
Проверка теории Эйнштейна.
Специальная теория относительности.
Эксперимент Макельсона – Морли.
1 час
8.
Как работает звезда.
Звёздные каталоги.
Звёздные характеристики.
Рождение и развитие звёзд.
Взаимосвязь звёзд и межзвёздной среды.
Конечные стадии их эволюции в зависимости от массы: белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры.
1 час
9.
Одиннадцатилетний пульс Солнечной системы.
Солнце: его физическая природа и изменения.
Строение Солнца.
Солнечная активность и её влияние в межпланетном пространстве.
Измерение параметров Солнца.
1 час
10.
Блуждающее красное пятно Юпитера и другие чудеса.
Юпитер – особая планета.
Строение, атмосфера Юпитера, красное пятно Юпитера, исследования Юпитера.