kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс по физике " Загадки Вселенной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по физике « Загадки Вселенной» (15 часов) Разработала: учитель физики МБОУ « СОШ №51» г. Курска Мишина О.В. г. Курск 2015г. Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №51» Методическое объединение учителей физики Учебная программа по дисциплине «Физика» г. Курск 2015г. Учебная программа По дисциплине физика Общее количество часов -15 В том числе : лекций - 7 семинарских занятий - 6 практических работ - 2 Основания для разработки программы: - Государственный стандарт общего образования БУП; - учебный план школы; - примерная образовательная программа; -рекомендация Министерства образования и науки. Автор-составитель: Мишина О.В., учитель физики МБОУ « СОШ №51» г. Курска. Пояснительная записка. Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия. Р. Фейнман Физика и астрономия – науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и самых фундаментальных взаимодействиях в природе. Мы стараемся разгадать, изучить тайны и капризы природы, узнать тайны Вселенной. Возникновение физики и астрономии теряется в глубине веков. С помощью экспериментального и научного методов было понято множество окружающих нас природных явлений, что позволило построить физическую картину мира- систему представлений об устройстве природы, в основе которой лежат физические теории, понятия, законы, формирующие материалистическое мировоззрение школьников. Знание физики и астрономии в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Курс « Загадки Вселенной» призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одно из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественным предметам, в первую очередь по физике. Астрономическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становиться систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. В задачи обучения физике и астрономии входят: - развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы ; - усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов. - формирование познавательного интереса к физике и астрономии, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения. - подготовке и продолжению образования и сознательному выбору профессии. Элективный курс « Загадки Вселенной» создается с целью объяснения учащимся явлений, которые происходят в космическом пространстве и на различных небесных телах. Он показывает применимость физических законов, открытых на Земле, в ходе изучения таких объектов, которые по своим пространственно-временным масштабам значительно превосходят нашу планету. Это обуславливает важную роль курса в процессе формирования научного мировоззрения. Данный элективный курс решает следующие задачи: - углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства учащихся с современными методами астрономических исследований; - понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений ; -познакомить с научными методами и историей изучения Вселенной; - получить представление о действии во Вселенных физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира; - осознать свое место в Солнечной системе и Галактике; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; - овладение умениями проводить наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных законов; -воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонентов в процессе дискуссии. Ожидаемые результаты элективного курса: - получение представлений о явлениях, происходящих в космическом пространстве, на различных небесных телах, методах научного познания природы; основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализе и оценки новой информации; - развитие познавательных интересов, на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализе и оценки новой информации; - сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности; - приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составление реферата и устного доклада по составленному реферату. При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительных знаний по физике и астрономии, столько на приобретение способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и обсуждать их. Поэтому ведущими формами знаний могут быть семинары и практические занятия, но так же необходимо использовать лекции, беседы, наблюдения, знакомить учащихся с современными методами астрономических исследований, а так же шире привлекать оригинальные результаты научных исследований. Предлагается следующая последовательность изложения учебного материала «Загадки вселенной» (15 часов): 1. Физика и астрономия – науки о природе. Взаимосвязь физики и астрономии. Развитие космических исследований. Вклад в науку о природе Коперника, Галилея, Ломоносова, Ньютона, Эйнштейна. 1 час 2. Звёздное небо. Что такое созвездия. Основные созвездия. Яркие звёзды. Изменение вида звёздного неба в течении суток и года. 1 час 3. Представление о солнечной системе. Астрономия в древности. Геоцентрическая система мира. Гелиоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрического мировоззрения. 1 час 4. «Ни начала, ни конца?» Космология. Возраст и история Вселенной. Различные взгляды на развитие Вселенной. 1 час 5. Квазары: у границ бесконечности. Представление о квазарах. Исследования квазаров. 1 час 6. Измерение возраста Вселенной. Виды «часов» используемых для датирования прошлого. История Вселенной. 1 час 7. Проверка теории Эйнштейна. Специальная теория относительности. Эксперимент Макельсона – Морли. 1 час 8. Как работает звезда. Звёздные каталоги. Звёздные характеристики. Рождение и развитие звёзд. Взаимосвязь звёзд и межзвёздной среды. Конечные стадии их эволюции в зависимости от массы: белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. 1 час 9. Одиннадцатилетний пульс Солнечной системы. Солнце: его физическая природа и изменения. Строение Солнца. Солнечная активность и её влияние в межпланетном пространстве. Измерение параметров Солнца. 1 час 10. Блуждающее красное пятно Юпитера и другие чудеса. Юпитер – особая планета. Строение, атмосфера Юпитера, красное пятно Юпитера, исследования Юпитера. 1 час 11. Вопрос о каналах. Марс – таинственная планета. Строение, атмосфера Марса. Происхождение каналов на Марсе. 1 час 12. Дело о пропавшей планете. Астероиды. Планетоиды. 1 час 13. Огни на Луне. Луна – естественный спутник Земли. Особенности её природы. 1 час 14. Поиск жизни за пределами Земли. 1 час 15. Подведение итогов по теме «Загадки Вселенной» 1 час Учебно – тематический план № Наименование Разделов и тем уроков Всего часов В том числе лекции Семи-нары Практич. занятия 1. Физика и астрономия – науки о природе. 1 1 2. Звёздное небо. 1 1 3. Представление о солнечной системе. 1 1 4. «Ни начала, ни конца?» 1 1 5. Квазары: у границ бесконечности. 1 1 6. Измерение возраста Вселенной. 1 1 7. Проверка теории Эйнштейна. 1 1 8. Как работает звезда. 1 1 9. Одиннадцатилетний пульс Солнечной системы. 1 1 10. Блуждающее красное пятно Юпитера и другие чудеса. 1 1 11. Вопрос о каналах. 1 1 12. Дело о пропавшей планете. 1 1 13. Огни на Луне. 1 1 14. Поиск жизни за пределами Земли. 1 1 1 (защита рефератов) 15. Подведение итогов по теме «Загадки Вселенной» 1 ИТОГО: 15 7 6 2 Литература для учащихся: 1. Энциклопедия для детей. Физика – М: Авата, 2000 2. Энциклопедический словарь юного астронома – М: Педагогика, 2002 3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Астрономия, 1998 4. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. – М: Наука, 1984 5. Томита К. беседы о кометах. – М: Знание, 1982 6. Уманский С.П. Космонавтика сегодня и завтра: Книга для учащихся – М: Просвещение, 1996 7. Перельман Я.И. Занимательная астрономия – Д: ВАП, 1994 8. Дагаев М.М., Чаругин В.М. Книга для чтения по астрономии: Астрофизика: Просвещение, 1988 9. Бялко А.В. Наша планета – Земля. – М: Наука, 1983 10. Воронцов – Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М: Наука, 1980 11. Дагаев М.М. Наблюдение звёздного неба. – М: Наука, 1983 12. Кононович Э.В. Солнце – дневная звезда. – М: Просвещение, 1982 13. Новков И.Д. Эволюция Вселенной. – М: Наука, 1983 Литература для учителей: 1. Вайнберг С. Первые три минуты. – М: Энергоиздат, 1981 2. Гуревич Л.Э., Чернин А.Д. Происхождение галактик и звёзд. – М: Наука, 1983 3. Дагаев М.М., Дёмин В.Г., Климишин И.А., Чаругин В.М. Астрономия. – М: Просвещение, 1983 4. Прошлое и будущее Вселенной. – М: Наука, 1986 5. Физика космоса. – М: Советская энциклопедия, 1986 6. Центр галактики. – М: Мир, 1984 7. Корлисс У. Загадки Вселенной. – М: Мир, 1970
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по физике " Загадки Вселенной" »





Программа элективного курса по физике

« Загадки Вселенной»

(15 часов)













Разработала: учитель физики

МБОУ « СОШ №51» г. Курска

Мишина О.В.







г. Курск

2015г.

Муниципальное образовательное учреждение



«Средняя общеобразовательная школа №51»





Методическое объединение

учителей физики





Учебная программа по дисциплине

«Физика»













г. Курск

2015г.

Учебная программа

По дисциплине физика

Общее количество часов -15

В том числе : лекций - 7

семинарских занятий - 6

практических работ - 2



Основания для разработки программы:

- Государственный стандарт общего образования БУП;

- учебный план школы;

- примерная образовательная программа;

-рекомендация Министерства образования и науки.









Автор-составитель: Мишина О.В.,

учитель физики

МБОУ « СОШ №51» г. Курска.













Пояснительная записка.

Нам необыкновенно повезло, что мы

живем в век, когда еще можно делать

открытия.

Р. Фейнман



Физика и астрономия – науки о природе, которые повествуют нам о самых простых и самых фундаментальных взаимодействиях в природе. Мы стараемся разгадать, изучить тайны и капризы природы, узнать тайны Вселенной.

Возникновение физики и астрономии теряется в глубине веков. С помощью экспериментального и научного методов было понято множество окружающих нас природных явлений , что позволило построить физическую картину мира- систему представлений об устройстве природы, в основе которой лежат физические теории, понятия, законы, формирующие материалистическое мировоззрение школьников.

Знание физики и астрономии в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Курс « Загадки Вселенной» призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие представлений о строении Вселенной как одно из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний , полученных учащимися по другим естественным предметам , в первую очередь по физике.

Астрономическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становиться систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений.

В задачи обучения физике и астрономии входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления природы ;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов.

- формирование познавательного интереса к физике и астрономии , развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения.

- подготовке и продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Элективный курс « Загадки Вселенной» создается с целью объяснения учащимся явлений, которые происходят в космическом пространстве и на различных небесных телах.

Он показывает применимость физических законов, открытых на Земле, в ходе изучения таких объектов, которые по своим пространственно-временным масштабам значительно превосходят нашу планету. Это обуславливает важную роль курса в процессе формирования научного мировоззрения.

Данный элективный курс решает следующие задачи:

- углубление знаний о материальном мире и методах научного познания природы на основе знакомства учащихся с современными методами астрономических исследований;

- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений ;

-познакомить с научными методами и историей изучения Вселенной;

- получить представление о действии во Вселенных физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

-развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий;

- овладение умениями проводить наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели для объяснения экспериментальных законов;

-воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонентов в процессе дискуссии.

Ожидаемые результаты элективного курса:

- получение представлений о явлениях, происходящих в космическом пространстве, на различных небесных телах, методах научного познания природы; основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализе и оценки новой информации;

- развитие познавательных интересов, на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализе и оценки новой информации;

- сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

- приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составление реферата и устного доклада по составленному реферату.

При изучении данного курса акцент следует делать не столько на приобретение дополнительных знаний по физике и астрономии, столько на приобретение способностей самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и обсуждать их. Поэтому ведущими формами знаний могут быть семинары и практические занятия, но так же необходимо использовать лекции, беседы, наблюдения, знакомить учащихся с современными методами астрономических исследований, а так же шире привлекать оригинальные результаты научных исследований.













Предлагается следующая последовательность изложения учебного материала «Загадки вселенной» (15 часов):

1.

Физика и астрономия – науки о природе.

Взаимосвязь физики и астрономии.

Развитие космических исследований.

Вклад в науку о природе Коперника, Галилея, Ломоносова, Ньютона, Эйнштейна.

1 час

2.

Звёздное небо.

Что такое созвездия.

Основные созвездия.

Яркие звёзды.

Изменение вида звёздного неба в течении суток и года.

1 час

3.

Представление о солнечной системе.

Астрономия в древности.

Геоцентрическая система мира.

Гелиоцентрическая система мира.

Становление гелиоцентрического мировоззрения.

1 час

4.

«Ни начала, ни конца?»

Космология.

Возраст и история Вселенной.

Различные взгляды на развитие Вселенной.

1 час

5.

Квазары: у границ бесконечности.

Представление о квазарах.

Исследования квазаров.

1 час

6.

Измерение возраста Вселенной.

Виды «часов» используемых для датирования прошлого.

История Вселенной.

1 час

7.

Проверка теории Эйнштейна.

Специальная теория относительности.

Эксперимент Макельсона – Морли.

1 час

8.

Как работает звезда.

Звёздные каталоги.

Звёздные характеристики.

Рождение и развитие звёзд.

Взаимосвязь звёзд и межзвёздной среды.

Конечные стадии их эволюции в зависимости от массы: белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры.

1 час

9.

Одиннадцатилетний пульс Солнечной системы.

Солнце: его физическая природа и изменения.

Строение Солнца.

Солнечная активность и её влияние в межпланетном пространстве.

Измерение параметров Солнца.

1 час

10.

Блуждающее красное пятно Юпитера и другие чудеса.

Юпитер – особая планета.

Строение, атмосфера Юпитера, красное пятно Юпитера, исследования Юпитера.

1 час

11.

Вопрос о каналах.

Марс – таинственная планета.

Строение, атмосфера Марса.

Происхождение каналов на Марсе.

1 час

12.

Дело о пропавшей планете.

Астероиды.

Планетоиды.

1 час

13.

Огни на Луне.

Луна – естественный спутник Земли.

Особенности её природы.

1 час

14.

Поиск жизни за пределами Земли.

1 час

15.

Подведение итогов по теме «Загадки Вселенной»

1 час



Учебно – тематический план

Наименование

Разделов и тем уроков

Всего часов

В том числе

лекции

Семи-нары

Практич. занятия

1.

Физика и астрономия – науки о природе.

1

1



2.

Звёздное небо.

1



1

3.

Представление о солнечной системе.

1


1


4.

«Ни начала, ни конца?»

1

1



5.

Квазары: у границ бесконечности.

1

1



6.

Измерение возраста Вселенной.

1

1



7.

Проверка теории Эйнштейна.

1


1


8.

Как работает звезда.

1

1



9.

Одиннадцатилетний пульс Солнечной системы.

1


1


10.

Блуждающее красное пятно Юпитера и другие чудеса.

1


1


11.

Вопрос о каналах.

1


1


12.

Дело о пропавшей планете.

1

1



13.

Огни на Луне.

1

1



14.

Поиск жизни за пределами Земли.

1


1

1 (защита рефератов)

15.

Подведение итогов по теме «Загадки Вселенной»

1




ИТОГО:

15

7

6

2



Литература для учащихся:

  1. Энциклопедия для детей. Физика – М: Авата, 2000

  2. Энциклопедический словарь юного астронома – М: Педагогика, 2002

  3. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Астрономия, 1998

  4. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. – М: Наука, 1984

  5. Томита К. беседы о кометах. – М: Знание, 1982

  6. Уманский С.П. Космонавтика сегодня и завтра: Книга для учащихся – М: Просвещение, 1996

  7. Перельман Я.И. Занимательная астрономия – Д: ВАП, 1994

  8. Дагаев М.М., Чаругин В.М. Книга для чтения по астрономии: Астрофизика: Просвещение, 1988

  9. Бялко А.В. Наша планета – Земля. – М: Наука, 1983

  10. Воронцов – Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. – М: Наука, 1980

  11. Дагаев М.М. Наблюдение звёздного неба. – М: Наука, 1983

  12. Кононович Э.В. Солнце – дневная звезда. – М: Просвещение, 1982

  13. Новков И.Д. Эволюция Вселенной. – М: Наука, 1983

Литература для учителей:

  1. Вайнберг С. Первые три минуты. – М: Энергоиздат, 1981

  2. Гуревич Л.Э., Чернин А.Д. Происхождение галактик и звёзд. – М: Наука, 1983

  3. Дагаев М.М., Дёмин В.Г., Климишин И.А., Чаругин В.М. Астрономия. – М: Просвещение, 1983

  4. Прошлое и будущее Вселенной. – М: Наука, 1986

  5. Физика космоса. – М: Советская энциклопедия, 1986

  6. Центр галактики. – М: Мир, 1984

  7. Корлисс У. Загадки Вселенной. – М: Мир, 1970














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Элективный курс по физике " Загадки Вселенной"

Автор: Мишина Оксана Викторовна

Дата: 06.10.2015

Номер свидетельства: 236674

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Элективный курс "Загадки Вселенной" "
    ["seo_title"] => string(37) "eliektivnyi-kurs-zaghadki-vsieliennoi"
    ["file_id"] => string(6) "197837"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428321658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства