kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса химии «Химия и окружающая среда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

    Экологическая обстановка на нашей планете становится все более напряженной. Экологические проблемы вошли в ряд глобальных проблем современности. Их решение возможно лишь при высоком уровне ответственности каждого человека за состояние окружающей среды.

   Экологические знания – это знания о структуре окружающей нас живой природы, о том, как «работает живой покров Земли в его биосферной  целостности». Они выступают важным условием понимания людьми своей неразрывной связи с настоящим и будущим биосферы, необходимости организации охраны природы, рационального использования у каждого человека чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, сохранение животного и растительного мира.  Ответственное и бережное отношение к природе должно придти на смену потребительскому. На воспитание такого отношения нацелено экологическое образование, на основе которого и построена программа данного элективного курса. Экологическое образование студентов среднего профессионального образования имеет свою специфику. Оно строится на основе знаний, полученных в школе. Кроме общеобразовательных дисциплин, теоретические знания по рациональному использованию и охране конкретных природных ресурсов студенты получают в цикле специальных дисциплин. Они вводят студентов в курс конкретных производств, знакомят с воздействием их на окружающую среду и мерами по ее защите. Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит студентов с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний  по разным предметам ( химия, экология, биология, география, социальные науки). Курс нацелен на координацию практической деятельности учащихся по изучению и оценке состояния окружающей среды,  с  привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу, разнообразию форм работы. Элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени. Программа рассчитана на 34 часа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса химии «Химия и окружающая среда» »

Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального обучения «Техникум отраслевых технологий»









Программа элективного курса химии

«Химия и окружающая среда»













Разработано: Горохова Н.М.

преподаватель химии

ТОГАОУ СПО «Техникум

отраслевых технологий»







Пояснительная записка

Экологическая обстановка на нашей планете становится все более напряженной. Экологические проблемы вошли в ряд глобальных проблем современности. Их решение возможно лишь при высоком уровне ответственности каждого человека за состояние окружающей среды.

Экологические знания – это знания о структуре окружающей нас живой природы, о том, как «работает живой покров Земли в его биосферной целостности». Они выступают важным условием понимания людьми своей неразрывной связи с настоящим и будущим биосферы, необходимости организации охраны природы, рационального использования у каждого человека чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, сохранение животного и растительного мира. Ответственное и бережное отношение к природе должно придти на смену потребительскому. На воспитание такого отношения нацелено экологическое образование, на основе которого и построена программа данного элективного курса. Экологическое образование студентов среднего профессионального образования имеет свою специфику. Оно строится на основе знаний, полученных в школе. Кроме общеобразовательных дисциплин, теоретические знания по рациональному использованию и охране конкретных природных ресурсов студенты получают в цикле специальных дисциплин. Они вводят студентов в курс конкретных производств, знакомят с воздействием их на окружающую среду и мерами по ее защите. Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит студентов с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний  по разным предметам ( химия, экология, биология, география, социальные науки). Курс нацелен на координацию практической деятельности учащихся по изучению и оценке состояния окружающей среды,  с  привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу, разнообразию форм работы. Элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени. Программа рассчитана на 34 часа.

Цель программы:

- показать значение химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки

- сформировать у студентов целостное представление о биосфере, месте и роли в ней человека, экологических проблемах и методах их решения.

- формировать экологическую культуру и заботливое отношение к природной среде;

- углубленно изучать вопросы, связанных с химическим загрязнением окружающей среды, знакомить с методами мониторинга загрязнения и способами снижения его пагубного влияния на живые организмы, включая человека.

- способствовать воспитанию у студентов нравственности, гуманизма;

Задачи:

- учить студентов правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;

-развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности;

- расширить кругозор ;

- развивать умения и навыки работы с научно-популярной и справочной литературой, умения сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал; делать выводы;

- развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;


В результате изучения элективного курса студенты должны

знать:

- качественный и количественный состав воздуха;

- о последствиях загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;

- о проблеме загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

- о роли озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);

- примерный качественный состав природных вод;

- методы очистки пресной воды от загрязнений;

- о проблеме загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);

- о проблеме пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);

- о проблеме загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами;

- основные способы очистки водоёмов от нефтяного загрязнения;

- о проблеме содержания понятий «парниковый эффект»,

«кислотные дожди», пути решения проблемы;

- о проблеме, связанной с избытком минеральных удобрений в почве;

- о составе строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;

- о законодательстве в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;

- экологические проблемы местного значения;

-о роли химии в решении экологических проблем.

- охраняемые, редкие и исчезающие виды растений своей местности;


уметь:

- оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;

- раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;

- бережно относиться к воде, экономно её расходовать;

- применять простейшие методы очистки питьевой воды;

- использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.

- прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями,

- вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;

- критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения

Содержание программы

1.Введение (3ч.)

Понятие о биосфере. Учение В.И. Вернадского. Химия и проблемы окружающей среды. Современные подходы к созданию малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Экологические организации. Законы об охране окружающей среды.

2.Воздух(6ч.)

Атмосфера – газовая оболочка Земли. Химический состав воздуха. Источники химического загрязнения. Озоновый слой Земли. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Охрана атмосферы.

Лабораторные работы:

Моделирование механизма образования кислотных дождей.



3.Водные ресурсы(8ч.)

Гидросфера. Распределение воды на Земле. Водные ресурсы страны. Проблема пресной воды, пути ее получения. Основные источники загрязнения водных бассейнов, последствия загрязнения. Меры борьбы с загрязнением бассейнов. Качество питьевой воды. Минеральные воды. Жесткость воды. Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, обработка воды хлором и хлорирующими реагентами и др.). Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Лабораторные работы:

Исследование качества питьевой воды.

Очистка питьевой воды в домашних условиях.

Устранение жесткости воды.


4.Почва(9 ч.)

Литосфера. Невозобновляемые ресурсы Земли. Полезные ископаемые. Добыча полезных ископаемых. Экологические проблемы: истощение природных запасов, загрязнение окружающей среды (отвалы, выделение ядовитых газов). Минералы. Почва. Структура почвы. Плодородие. Минеральные удобрения. Нитраты. Нитриты. Макро- и микроэлементы. Круговорот химических элементов (углерода, азота, фосфора).

Лабораторные работы:

Определение органического вещества в почве.

Определение состава почв по образцам, взятым в разных районах Тамбовской области.

5.Источники энергии (8 ч.)

Топливно-энергетические ресурсы. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке сырья. Влияние теплоэнергетики на окружающую среду. Нефть. Способы борьбы с разливами нефти. Автомобиль и экологические проблемы. Радиоактивность. Последствия ядерных взрывов. Альтернативные источники энергии (биотопливо, энергия ветра, солнечная энергия, энергия морских волн, геотермальная энергия, водород). Защита рефератов, проектов, научно-исследовательских работ по теме «Охрана окружающей среды»

Лабораторные работы:

Расчет загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом на улицах г. Тамбова




Тематический план


№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теоретич.

практич.



Введение

34

25

9


3



1.

Биосфера - живая оболочка Земли


1


2.

Химические загрязнители биосферы и их источники


1


3.

Законы об охране окружающей среды. Экологические организации


1


Воздух

6



4.

Атмосфера – газовая оболочка Земли. Химический состав воздуха



1


5.

Источники химического загрязнения воздуха


1


6.

Озоновый слой. Парниковый эффект


1


7/8.

Кислотные дожди. Моделирование механизма образования кислотных дождей


1

1

9.

Охрана атмосферы


1


Водные ресурсы

8



10.

Гидросфера. Водные ресурсы страны



1


11.

Источники загрязнения водных бассейнов.


1


12.

Пресная вода. Пути получения

пресной воды


1


13.

Исследование качества питьевой воды



1

14.

Способы очистки питьевой воды в домашних условиях




1

15.

Жесткость воды.

Устранение жесткости воды




1

16/17

Экскурсия на очистные сооружения филиала ОАО ТКС «Водоканал» г. Тамбова



2

Почва

9



18.

Литосфера. Недра Земли.


1


19.

Полезные ископаемые. Истощение полезных ископаемых.


1


20.


Минералы. Важнейшие характеристики минералов.




1


21/22.

Почва. Структура почвы. Плодородие.


2


23.

Механический состав почв



1

24/25.

Экологические последствия применения химикатов в сельском хозяйстве


2


26

Круговорот химических элементов в биосфере


1


Источники энергии

8



27.

Топливно-энергетические ресурсы Земли


1


28.

Влияние теплоэнергетики на окружающую среду


1


29.

Нефть. Способы борьбы с разливами нефти


1


30.

Автотранспорт и экология



1

31.

Радиация. Последствия ядерных взрывов.


1


32.

Альтернативные источники энергии.


1


33/34.

Защита рефератов, проектов, научно-исследовательских работ по теме «Охрана окружающей среды»



2



Примерные темы исследовательских работ студентов:

Почему растения перестали любить дождь?

Увеличиться ли количество страниц в Красной книге Тамбовской области?

Экологическое состояние памятников архитектуры Тамбова.

Когда спирт заменит нефть?

Глоток чистейшей воды.

Утилизация мусора в нашем городе.

Экологическое состояние моей деревни.

Экологические бедствия Тамбовской области.

Качество воды малых рек Тамбовской области.

Проблемы реки Цны.

Чем мы дышим?

Тамбовский лес зовет на помощь.

Нитраты в овощах и фруктах.

Гербициды – вред или польза?

Промышленное загрязнение окружающей среды в городах Тамбовской области.


Список литературы

1.Элективный курс. Химия и охрана окружающей среды. 10 кл./ сост. И.Н. Баланова. – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2005

2.Попова Т.А. Экология в школе (Мониторинг природной среды): Методическое пособие. – М.: «Сфера»,2005

3.Русецкая О.П. Мы в мире химии (Экологизированный курс по химии) http://www.openclass.ru/node/874

4.Гарифзянов А.Р. http://rudocs.exdat.com/docs/index-31171.html

5.Газета «Аргументы и факты» № 14, 2007

6.Энциклопедия для детей. Химия, том 17. – Москва: «Аванта+»,2000

7.Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие – 9-е изд., исправленное и дополненное –М.: Интернет – Университет Информационных Технологий, 2007

8.А.С. Чернов «Глоток чистейшей воды». Очерки к 120-летию тамбовского водопровода. Оформление издательства «Тамбовская типография « Пролетарский светоч», 2002


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа элективного курса химии «Химия и окружающая среда»

Автор: Горохова Наталия Михайловна

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234380

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Программа элективного курса «ХИМИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»"
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma_eliektivnogho_kursa_khimiia_i_okruzhaiushchaia_srieda"
    ["file_id"] => string(6) "412831"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1493750996"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов химического и биологического профилей."
    ["seo_title"] => string(111) "proghramma-eliektivnogho-kursa-dlia-uchashchikhsia-10-11-klassov-khimichieskogho-i-biologhichieskogho-profiliei"
    ["file_id"] => string(6) "266345"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450128799"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая учебная программа элективного курса по биологии для 9 класса"
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaiauchiebnaiaproghrammaeliektivnoghokursapobiologhiidlia9klassa"
    ["file_id"] => string(6) "289009"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454700908"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа элективного курса "Химическая мозайка", 8 класс "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-eliektivnogho-kursa-khimichieskaia-mozaika-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "179748"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425057043"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства