Программа элективного курса химии «Химия и окружающая среда»
Программа элективного курса химии «Химия и окружающая среда»
Пояснительная записка
Экологическая обстановка на нашей планете становится все более напряженной. Экологические проблемы вошли в ряд глобальных проблем современности. Их решение возможно лишь при высоком уровне ответственности каждого человека за состояние окружающей среды.
Экологические знания – это знания о структуре окружающей нас живой природы, о том, как «работает живой покров Земли в его биосферной целостности». Они выступают важным условием понимания людьми своей неразрывной связи с настоящим и будущим биосферы, необходимости организации охраны природы, рационального использования у каждого человека чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, сохранение животного и растительного мира. Ответственное и бережное отношение к природе должно придти на смену потребительскому. На воспитание такого отношения нацелено экологическое образование, на основе которого и построена программа данного элективного курса. Экологическое образование студентов среднего профессионального образования имеет свою специфику. Оно строится на основе знаний, полученных в школе. Кроме общеобразовательных дисциплин, теоретические знания по рациональному использованию и охране конкретных природных ресурсов студенты получают в цикле специальных дисциплин. Они вводят студентов в курс конкретных производств, знакомят с воздействием их на окружающую среду и мерами по ее защите. Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит студентов с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по разным предметам ( химия, экология, биология, география, социальные науки). Курс нацелен на координацию практической деятельности учащихся по изучению и оценке состояния окружающей среды, с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу, разнообразию форм работы. Элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени. Программа рассчитана на 34 часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса химии «Химия и окружающая среда» »
Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального обучения «Техникум отраслевых технологий»
Программа элективного курса химии
«Химия и окружающая среда»
Разработано: Горохова Н.М.
преподаватель химии
ТОГАОУ СПО «Техникум
отраслевых технологий»
Пояснительная записка
Экологическая обстановка на нашей планете становится все более напряженной. Экологические проблемы вошли в ряд глобальных проблем современности. Их решение возможно лишь при высоком уровне ответственности каждого человека за состояние окружающей среды.
Экологические знания – это знания о структуре окружающей нас живой природы, о том, как «работает живой покров Земли в его биосферной целостности». Они выступают важным условием понимания людьми своей неразрывной связи с настоящим и будущим биосферы, необходимости организации охраны природы, рационального использования у каждого человека чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, сохранение животного и растительного мира. Ответственное и бережное отношение к природе должно придти на смену потребительскому. На воспитание такого отношения нацелено экологическое образование, на основе которого и построена программа данного элективного курса. Экологическое образование студентов среднего профессионального образования имеет свою специфику. Оно строится на основе знаний, полученных в школе. Кроме общеобразовательных дисциплин, теоретические знания по рациональному использованию и охране конкретных природных ресурсов студенты получают в цикле специальных дисциплин. Они вводят студентов в курс конкретных производств, знакомят с воздействием их на окружающую среду и мерами по ее защите. Содержание курса носит межпредметный характер, так как знакомит студентов с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по разным предметам ( химия, экология, биология, география, социальные науки). Курс нацелен на координацию практической деятельности учащихся по изучению и оценке состояния окружающей среды, с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу, разнообразию форм работы. Элективные курсы будут, в какой-то степени, решать те задачи, которые на уроках химии не удается решить в полном объёме из-за дефицита времени. Программа рассчитана на 34 часа.
Цель программы:
- показать значение химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки
- сформировать у студентов целостное представление о биосфере, месте и роли в ней человека, экологических проблемах и методах их решения.
- формировать экологическую культуру и заботливое отношение к природной среде;
- углубленно изучать вопросы, связанных с химическим загрязнением окружающей среды, знакомить с методами мониторинга загрязнения и способами снижения его пагубного влияния на живые организмы, включая человека.
- способствовать воспитанию у студентов нравственности, гуманизма;
Задачи:
- учить студентов правильно оценивать экологическую обстановку, формировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды;
-развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности;
- расширить кругозор ;
- развивать умения и навыки работы с научно-популярной и справочной литературой, умения сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал; делать выводы;
- развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач;
В результате изучения элективного курса студенты должны
знать:
- качественный и количественный состав воздуха;
- о последствиях загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии;
- о проблеме загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
- о роли озонового слоя в биосфере; причинах и последствиях его истощения (понятие «озоновые дыры»);
- примерный качественный состав природных вод;
- методы очистки пресной воды от загрязнений;
- о проблеме загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты);
- о проблеме пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование);
- о проблеме загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами;
- основные способы очистки водоёмов от нефтяного загрязнения;
- о проблеме содержания понятий «парниковый эффект»,
«кислотные дожди», пути решения проблемы;
- о проблеме, связанной с избытком минеральных удобрений в почве;
- о составе строительных материалов, возможных негативных последствиях; о фенольных строениях, вызывающих аллергические заболевания;
- о законодательстве в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты;
- экологические проблемы местного значения;
-о роли химии в решении экологических проблем.
- охраняемые, редкие и исчезающие виды растений своей местности;
уметь:
- оценивать состояние воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества;
- раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их решения;
- бережно относиться к воде, экономно её расходовать;
- применять простейшие методы очистки питьевой воды;
- использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем.
- прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями,
- вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями;
- критически оценивать состояние природной среды своей местности и находить пути его улучшения
Содержание программы
1.Введение (3ч.)
Понятие о биосфере. Учение В.И. Вернадского. Химия и проблемы окружающей среды. Современные подходы к созданию малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Экологические организации. Законы об охране окружающей среды.
2.Воздух(6ч.)
Атмосфера – газовая оболочка Земли. Химический состав воздуха. Источники химического загрязнения. Озоновый слой Земли. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Охрана атмосферы.
Лабораторные работы:
Моделирование механизма образования кислотных дождей.
3.Водные ресурсы(8ч.)
Гидросфера. Распределение воды на Земле. Водные ресурсы страны. Проблема пресной воды, пути ее получения. Основные источники загрязнения водных бассейнов, последствия загрязнения. Меры борьбы с загрязнением бассейнов. Качество питьевой воды. Минеральные воды. Жесткость воды. Методы очистки воды. Перспективы развития водоочистки. Технологии очистки воды (умягчение; термическая, магнитная обработка воды; обеззараживание озоном, обработка воды хлором и хлорирующими реагентами и др.). Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
Лабораторные работы:
Исследование качества питьевой воды.
Очистка питьевой воды в домашних условиях.
Устранение жесткости воды.
4.Почва(9 ч.)
Литосфера. Невозобновляемые ресурсы Земли. Полезные ископаемые. Добыча полезных ископаемых. Экологические проблемы: истощение природных запасов, загрязнение окружающей среды (отвалы, выделение ядовитых газов). Минералы. Почва. Структура почвы. Плодородие. Минеральные удобрения. Нитраты. Нитриты. Макро- и микроэлементы. Круговорот химических элементов (углерода, азота, фосфора).
Лабораторные работы:
Определение органического вещества в почве.
Определение состава почв по образцам, взятым в разных районах Тамбовской области.
5.Источники энергии (8 ч.)
Топливно-энергетические ресурсы. Загрязнение среды при добыче, транспортировке, хранении и переработке сырья. Влияние теплоэнергетики на окружающую среду. Нефть. Способы борьбы с разливами нефти. Автомобиль и экологические проблемы. Радиоактивность. Последствия ядерных взрывов. Альтернативные источники энергии (биотопливо, энергия ветра, солнечная энергия, энергия морских волн, геотермальная энергия, водород). Защита рефератов, проектов, научно-исследовательских работ по теме «Охрана окружающей среды»
Лабораторные работы:
Расчет загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом на улицах г. Тамбова
Тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
всего
теоретич.
практич.
Введение
34
25
9
3
1.
Биосфера - живая оболочка Земли
1
2.
Химические загрязнители биосферы и их источники
1
3.
Законы об охране окружающей среды. Экологические организации
1
Воздух
6
4.
Атмосфера – газовая оболочка Земли. Химический состав воздуха
1
5.
Источники химического загрязнения воздуха
1
6.
Озоновый слой. Парниковый эффект
1
7/8.
Кислотные дожди. Моделирование механизма образования кислотных дождей
1
1
9.
Охрана атмосферы
1
Водные ресурсы
8
10.
Гидросфера. Водные ресурсы страны
1
11.
Источники загрязнения водных бассейнов.
1
12.
Пресная вода. Пути получения
пресной воды
1
13.
Исследование качества питьевой воды
1
14.
Способы очистки питьевой воды в домашних условиях
1
15.
Жесткость воды.
Устранение жесткости воды
1
16/17
Экскурсия на очистные сооружения филиала ОАО ТКС «Водоканал» г. Тамбова